СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку для 5-7 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную викторину можно  проводить на предметной неделе, в конце четверти или учебного года, чтобы ученики могли заработать положительную оценку, исправить двойку.

Просмотр содержимого документа
«вопросы викторины по русскому»


ИГРАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

ВИКТОРИНА

«ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ»

  1. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных.

  2. Какого цвета Сивка-бурка, вещая Каурка?

  3. ПАРОНИМЫ – это слова близкие по звучанию, но имеют разный смысл. Какой пароним нужно вставить в следующие предложения?

  • «Сел он утром на кровать, стал рубашку…» (надевать - одевать)

  • В тетради ученика встретилось много … (описка - отписка)

  • В объявлении говорилось о продаже … на концерт ( абонент – абонемент).

  • Он быстро … таблетку ( поглотить - проглотить).

  • Сегодня у тебя был … день (удачный - удачливый)

  1. Объясните разницу в значении слов: факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный.

  2. Сколько слов можно прочесть , читая по часовой стрелке и против часовой стрелки?



  1. «Четвертый лишний». Найди одно лишнее слово, раскладывая слова на корни и суффиксы.

  • Фокусник, клеветник, отличник, путник;

  • Свинина, говядина, баранина, конина;

  • Фонотека, аптека, библиотека, видеотека

  1. Выбери из перечисленных ниже слов те слова, в которых буквосочетание ПА - является приставкой: ПАВИАН, ПАВОДОК, ПАСЫНОК, ПАДИШАХ, ПАПАША, ПАДЧЕРИЦА, ПАКЕТ, ПАКОСТНЫЙ, ПАСПОРТ, ПАЛЕЦ, ПАТРУБОК

  2. Какова история (этимология) слова «ВРАЧ»? От какого глагола оно произошло?

  3. Один персонаж в сказе Лескова «Левша» хотел щегольнуть ученым словцом. Кое-какие он даже где-то слышал, но только они у него перемешались в памяти. И получается из них подчас нечто невообразимое. Определите, каким путем в речи лесковского рассказчика появились слова: горячий студинг, публицейские ведомости, симфон воды, долбица умножения.

  4. Одинакова ли словообразовательная структура слов "грамотей", "книгочей", "злодей"?



УЛЫБНИСЬ

  1. У каких глаголов на конце - название животного с ветвистыми рогами?

  2. Когда руки бывают местоимениями?

  3. Что у зайца позади , а у цапли впереди?

  4. Закончи предложение «Я идет…» так, чтобы с точки зрения грамматики русского языка оно было правильным.

  5. Чем кончаются ДЕНЬ и НОЧЬ?

  6. Что стоит посредине ЗЕМЛИ?

  7. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ?

  8. За чем язык во рту?

  9. Как можно склонить голову, не опуская ее вниз?

  10. Какая река находится у нас во рту?

  11. В названии какого города входит одно мужское имя и сто женских?





ПЕРЕВЁРТЫШИ

Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: Кроссовки щей объелись. - Сапоги каши просят.

  1. Зайцам симпатизировать - дома не сидеть.

  2. Последний пельмень не кучкой.

  3. Дылда-дочь от мамы смылась.

  4. У орла один раз нечистый украл кружочек колбасы.

  5. На милиционере валенки мокнут.



ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

  1. Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять.

  2. Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлёбывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом.

  3. М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь.

  4. Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот куры почему-то предпочитают их не клевать.

  5. Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота.

  6. Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса.

  7. Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал.

  8. Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.

  9. В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем.

  10. Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления слонов.





РЕБЯТА! ОТВЕТЫ СДАВАЙТЕ ДО 1 АПРЕЛЯ

В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ И ЗАРАБАТЫВАЙТЕ ПЯТЁРКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ





3


Просмотр содержимого документа
«отвеы викторины по русскому языку»

ВИКТОРИНА

«ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ»

  1. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных. (всплеск, взгляд, встреча)

  2. Какого цвета Сивка-бурка, вещая Каурка? (В названии совместилось три масти : сивая – серая, бурая, каурая – светло-каштановая, рыжеватая.)

  3. ПАРОНИМЫ – это слова близкие по звучанию, но имеют разный смысл. Какой пароним нужно вставить в следующие предложения?

  • «Сел он утром на кровать, стал рубашку…» (надевать - одевать)

  • В тетради ученика встретилось много … (описка - отписка)

  • В объявлении говорилось о продаже … на концерт ( абонент – абонемент).

  • Он быстро … таблетку ( поглотить - проглотить).

  • Сегодня у тебя был … день (удачный - удачливый)

  1. Объясните разницу в значении слов: факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный.

  2. Сколько слов можно прочесть , читая по часовой стрелке и против часовой стрелки? (7 – око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село)

  3. «Четвертый лишний». Найди одно лишнее слово, раскладывая слова на корни и суффиксы.

  • Фокусник, клеветник, отличник, путник;

  • Свинина, говядина, баранина, конина;

  • Фонотека, аптека, библиотека, видеотека

  1. Выбери из перечисленных ниже слов те слова, в которых буквосочетание ПА - является приставкой: ПАВИАН, ПАВОДОК, ПАСЫНОК, ПАДИШАХ, ПАПАША, ПАДЧЕРИЦА, ПАКЕТ, ПАКОСТНЫЙ, ПАСПОРТ, ПАЛЕЦ, ПАТРУБОК

  2. Какова история (этимология) слова «ВРАЧ»? От какого глагола оно произошло? (врать – говорить)

  3. Один персонаж в сказе Лескова «Левша»хотел щегольнуть ученым словцом. Кое-какие он даже где-то слышал, но только они у него перемешались в памяти. И получается из них подчас нечто невообразимое. Определите, каким путем в речи лесковского рассказчика появились слова: горячий студинг, публицейские ведомости, симфон воды, долбица умножения.

  4. Одинакова ли словообразовательная структура слов "грамотей", "книгочей", "злодей"? (1. корень грамот-, суффикс -ей и нулевое окончание ; 2.корень книг-, соединительный гласный о, корень ч-, суффикс -ей и нулевое окончание;

3. образовано от двух разных слов "зло" и "деять" ( "деятель", "деятельность" и др.) путем сложения основ этих слов при помощи соединительного гласного о. )













УЛЫБНИСЬ

  1. У каких глаголов на конце - название животного с ветвистыми рогами?

  2. Когда руки бывают местоимениями?

  3. Что у зайца позади , а у цапли впереди?

  4. Закончи предложение «Я идет…» так, чтобы с точки зрения грамматики русского языка оно было правильным.

  5. Чем кончаются ДЕНЬ и НОЧЬ?

  6. Что стоит посредине ЗЕМЛИ?

  7. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ?

  8. За чем язык во рту?

  9. Как можно склонить голову, не опуская ее вниз?

  10. Какая река находится у нас во рту?

  11. В названии какого города входит одно мужское имя и сто женских?

Фразеологические отгадки: голова, уши, время, деньги, каша.

  1. Перевертыши: Волков бояться - в лес не ходить.

  2. Первый блин комом.

  3. Крошка-сын к отцу пришел.

  4. Вороне где-то бог послал кусочек сыра.

  5. На воре шапка горит.



23. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(о-цен-к-а)