Викторина
по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса
«Юный филолог»
Цель игры:
Актуализировать знания по русскому языку и литературе за курс 5–7 классов, раскрытие многообразия и богатства русского языка;
Развитие навыков работы в группе в условиях соревнования, умений применения знаний в условиях викторины и ведения дебатов;
Привить качества, необходимые для лидерства, воспитать чувства дружбы и взаимопомощи, привить интерес к русскому языку и литературе
Ход игры.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас интересная викторина для знатоков русского языка и литературы. Вы готовы сражаться? Тогда эта игра для вас!
Условие игры. Класс делится на две команды. Участники должны продемонстрировать силу, ловкость, сообразительность, а главное - отличное знание русского языка и литературы. Игру комментирует и оценивает жюри.
Каждая команда должна представить название, девиз. (Максимальный бал -5).
1 конкурс.
А вы любите литературу? 1 испытание на знание литературы.
По данным эпизодам вспомните название произведения и укажите его жанр.
1. А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя. («Вольга и Микула Селянинович», былина)
2. – Ай же вы, купцы новгородские!
О чем же бьете со мной о велик заклад? («Садко»,былина)
2 конкурс.
Распределите их в две колонки: в первую – пословицы, во вторую – поговорки.
Своя земля и в горсти мила (пословица)
Работать с огоньком (поговорка).
Терпенье и труд всё перетрут (пословица)
Комар носа не подточит (поговорка).
Повторенье – мать ученья (пословица).
Как снег на голову (поговорка).
Самолюб никому не люб (пословица).
3 Конкурс.
Исправьте грамматические ошибки.
1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)
2.Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)
3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)
4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.
5. Вдали показалась стая уток и зайцев.
6.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)
4 конкурс.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
бралА
начАтый
бантЫ
донельзЯ
5 конкурс
Назовите способ образования этих слов:
1) прибежать (приставочный) 2) самосвал (сложение с соединительной гласной) 3) подоконник (приставочно-суффиксальный) 4) ловушка (суффиксальный)
6 конкурс.
Сколько фразеологизмов в тексте? Укажите их.
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!..Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взятьего в руки. И дать ему по рукам.Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки! (12).
7 конкурс.
Назовите слово по его лексическому значению.
1.Место стоянки судов (пристань)
2.Глава государства (президент)
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4.Человек, совершивший подвиг (герой)
5.Руководитель предприятия (директор)
6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)
7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
9.Больной, лечащийся у врача (пациент)
10.Титул древнеегипетских царей (фараон)
8 конкурс.
Игра «Переводчик»
1.Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)
2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.
Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)
9 конкурс.
Хитрые загадки (найти слово в слове).
Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?
(Средняя часть - л-иней-ка)
Какой овощ всегда с собою носит черепаха?
(Репу - черепаха)
Какое животное жить не может без уроков?
(Сурок)
Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?
(Рис - турист)
Какое спортивное сооружение есть в каждой квартире?
Какие насекомые всегда кружатся в хороводе?
(Оводы - хоровод)
Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел?
(Мармелад и карамель)
С какой рыболовной снастью всегда почему-то ходит оленевод?
(С неводом - оленевод)
Какого хищного зверя всегда можно увидеть в телевизоре, даже в выключенном?
(Льва — телевизор)
10 «Черный ящик»
Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)
2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)
3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла)
4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)
Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей-один балл
11 Конкурс капитанов
Мы на исторической станции . Я называю старорусские слова, а вы показываете:
1 выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки
Подведение итогов. Подсчёт баллов.
Вот перед нами команда знатоков русского языка и литературы, настоящие «Юные филологи». Молодцы. Награждение.