Этапы | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность. Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. | - Ребята, у нас гость. Хотите узнать, кто? - Переверните картинку. (На картинке мальчик «Викторишка»). -Кто это? - А может нам стоит познакомиться? - Вы знаете, как правильно знакомиться? -По этикету вначале нужно представиться самому. Потом попросить назвать имя гостя. Мальчик на картинке: «Меня зовут «Викторишка»». - Как вы считаете, почему его зовут «Викторишка»? -Вы хотите, чтобы Викторишка провёл викторину? Викторину открываю, Всем успехов пожелаю, Думать, мыслить, не зевать, Быстро в уме решать. - Вы согласны участвовать в викторине? | Дети слушают, отвечают на проблемные вопросы, знакомятся с Викторишкой. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность. |
2. Основной этап. 2.1 Совместное планирование игры, обсуждение действий, игровых правил. | - Вспомните, как мы проводили викторины раньше? -Что нам нужно сделать, чтобы Викторишка начал задавать вопросы? - Предлагаю назвать команды «Лисичкин хлеб» и «Берестяная трубочка». Интересно, про кого Викторишка будет задавать вопросы? - Вы догадались, творчеству какого писателя посвящены вопросы? -Подскажите, как определить, какая команда , «Лисичкин хлеб» или «Берестяная трубочка», победила? - Предложите критерии оценивания. - А если игроки будут шумно себя вести, выкрикивать с места, будем снимать баллы? А если команда не знает правильный ответ, как должны вести «противники»? - Мы с Викторишкой желаем, чтобы соревнование прошла интересно, занимательно, вы были терпеливыми, честными. Отвечали полными предложениями. | Дети сами устанавливают правила викторины. Дети рассказывают, как проводится викторина ( «Дети сами делятся на команды. Кто правильно ответит, получает очко. Команда, которая больше наберёт очков - побеждает.) Дети сами делятся на две команды. Дети отвечают: «Команда. Которая наберёт больше очков». Дети: «За правильный ответ – одно очко, за неправильный - ничего». Дети соглашаются. Дети: «Помочь ответить правильно. Можно даже поделиться очками». | Дети планируют предстоящую деятельность. |
2.2 реализация игрового замысла. | Звучат фанфары. . Задание №1 «Главный герой».Из трёх предложенных вариантов выберите правильный ответ. команда «Лисичкин хлеб»: вопрос: Как звали кота в рассказе «Кот»? -Рыжик -Васька -Мурзик ответ: «Васька» Команда «Берестяная трубочка»: вопрос: «Кто главный герой в рассказе «Журка»? -ворон -журавль -аист ответ «Журавль». 2 задание: «Название рассказа» Из двух предложенных вариантов выберите правильный ответ. команда «Лисичкин хлеб»: 1. «Золотой …» -луг -лес ответ: «луг» 2. «Говорящий …» -воробей -грач ответ: «грач». Команда «Берестяная трубочка»: 1. «Ребята и …?» -цыплята -утята Ответ: «утята» 2. «Охота за …» -стрекозой -бабочкой Ответ: «бабочкой» 3 задание «Кто что ест?» В этом задании надо ответить на вопрос «Что ел или чем угощали героя рассказа?». команда «Лисичкин хлеб»: вопрос: «Что ел журавль в рассказе «Журка»?» -рыбу -лягушек -насекомых ответ: «лягушек» команда «Берестяная трубочка»: вопрос: «Чем угощали грача в рассказе «Говорящий грач»? -манной кашей -гречневой крупой -пшеном. 4 задание «Ответ на картинке» А сейчас попробуйте найти ответ на картинке. Команда «Лисичкин хлеб»:вопрос:Что ела белочка в рассказе «Беличья память»? ответ «орех» команда «Берестяная трубочка»: вопрос: Какое растение описано в рассказе «Золотой луг»? ответ «одуванчик». 5 задание «Сколько?» В этом задании нужно ответить на вопрос «Сколько?» команда «Лисичкин хлеб»: вопрос: «Сколько орешков спрятала белочка в рассказе «Беличья память» -один -два -три ответ «два» команда «Берестяная трубочка»: Сколько лягушек съел журавль в рассказе «Журка»?» -одну -много -пять ответ «много». 6 задание. «Собери картинку». Команда «Лисичкин хлеб» собирает разрезанные картинки «Золотой луг» и «Домна Ивановна и Мишка». Команда «Берестяная трубочка» собирает картинки к рассказам «Лисичкин хлеб» и «Изобретатель». 7 задание: «Ассорти». Вопрос: «На мольберте размещены картинки к рассказам М. М. Пришвина. Определите, к каким рассказам. Сгруппируйте картинки». 8 задание: «Беседа». Команда «Лисичкин хлеб». - Про кого рассказ М. М. Пришвина «Изобретатель»? Может, герой сделал научное открытие? Расскажите. - Кто такая «Пиковая дама»? - Почему «Пиковая дама» высиживала утят? - Почему утята не пошли искать червяков? Команда «Берестяная трубочка». - Кто такая «Домна Ивановна»? - Что не поделили главные герои в рассказе «Как поссорились кошка с собакой»? -Как Мишка показал свой характер? - Чем закончилась история Мишки и Домны Ивановны? | Сосредотачивают внимание, проявляют инициативу в общении со сверстниками. Отвечают на вопросы викторины. Дети отвечают сложными предложениями. | Развиты партнёрские отношения в процессе совместной деятельности со сверстниками. Развиты синтаксические умения. Дети знают содержание рассказов М.М. Пришвина: «Ёж», «Лисичкин хлеб», Говорящий грач», «Изобретатель», «Беличья память», «Берестяная трубочка», «Как поссорились кошка с собакой», «Золотой луг». Дети умеют собирать разрезные картинки из 8 частей. |
3. Подведение итогов. Задачи: 1.развивать у детей умение анализировать, оценивать достижение поставленных задач в процессе рефлексии результатов совместной деятельности; 2. помочь детям сформулировать вывод. | - Наша викторина подошла к концу. Остаётся определить, какая команда победила. - Почему победила….? - Какое задание было самым трудным? - Какое задание оказалось самым лёгким? | Дети : «Посчитать баллы на табло». Самостоятельно подводят итоги викторины. | Умеют делать вывод и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности. |
4. Открытость. Задача: сориентировать детей на самостоятельную днятельность. | - Ребята! Мне понравилось с вами проводить викторину. Как вы думаете, легко ли Викторишке подбирать вопросы к рассказам М. М. Пришвина? - Хотите сами организовать викторину по рассказам М. М. Пришвина со своими родными и друзьями? | Выражают свои суждения. | Дети смотивированы на самостоятельную деятельность вне детского сада. |
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
с детьми группы ТНР МБДОУ «Детский сад № 95» по форме викторины.
Тема: « В гостях у дедушки М. М. Пришвина».
Образовательные область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная.
Цель: Поддержка читательского интереса у воспитанников группы ТНР.
Задачи совместной деятельности | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: - воспитывать отношения сотрудничества при решении общих задач; - прививать интерес к художественной литературе Развивающие: - развивать диалогическую, связную речь детей; - развивать внимание, мышление, фантазию, воображение. Обучающие: - закрепить представления воспитанников о героях произведений М. М. Пришвина; - закрепить у воспитанников умение отвечать на вопросы по содержанию текста. - сформировать представление о значимости многообразия ценностей природы для жизни человека. | Коррекция звукопроизношения. Развитие умения употреблять в речи сложные предложения. |
Планируемый результат:
Дети проявляют самостоятельности и инициативу в процессе деятельности.
Дети демонстрируют умение объединяться в команду при решении проблемных ситуаций.
Дети демонстрируют знание содержание рассказов о животных М. М, Пришвина.
Дети демонстрируют умение выстраивать речевое взаимодействие со взрослыми.
Дети умеют сопереживать литературным героям.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДОО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогами, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
-принцип активности;
-систематичности и последовательности;
-принцип научности и достоверности.
Методы воспитания: игра, беседа, эмоциональное стимулирование.
Методы обучения: игра, беседа, художественное слово.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогами, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Учебно – методический комплект:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ министерство образования и науки РФ от 17 октября 2013 года.
Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи для ТНР ( Протокол 617 от 07.12.2017года),
Иллюстративный материал: Книги М. М. Пришвина, разрезные картинки к рассказам «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Изобретатель», «Как поссорились кошка с собакой»; иллюстрации к рассказам «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Изобретатель», «Как поссорились кошка с собакой»; «Берестяная трубочка», «Ребята и утята», «Гаечки», «Ёж», «Беличья память», «Говорящий грач», «Гости».