КГУ «Основная общеобразовательная школа № 15»
Интеллектуальная игра
"Умники и умницы"
Подготовила кл.рук-ль: Максименко В.С.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с вопросами, наборы букв, листочки бумаги, ручки, плакат со словами.
Учитель: Сегодня мы с вами проведём интеллектуальную игру «Умники и умницы» и выявим, кто в классе самый начитанный и сообразительный.
В первом туре принимают участие все ученики. Во второй тур выйдут те,то получит жетоны за правильные ответы.
ПЕРВЫЙ ТУР - «Конкурс загадок».
1. Вот вам первая загадка:
У кого за носом пятка? (Валенок или ботинок)
2. Катался колобком,
Пока не стал носком. (клубок)
3. Всех кормит, а сама не ест. (ложка)
4. Кто носит шляпу на ноге? (гриб)
5. Ухом не слышит,
Носом не дышит,
Где побывает –
Хвост потеряет. ( иголка с ниткой)
6. Всё пробует на зуб:
И сосну, и вяз, и дуб. (пила)
7. Чудеса: над трубой
Старичок с бородой,
Завитой в колечки,
А родился в печке! (дым)
8. В тюбетейках детки
Облепили ветки. (жёлуди)
9. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (белка)
10. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
11.Встали братья на ходули
Ищут корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (журавли)
12. Сидит - зеленеет,
Падает - желтеет,
Летит - чернеет. ( лист )
13. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает. (дождь)
14. Хороводом в ряд
В шляпках молодцы стоят,
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон им отдаёт. (грибы)
15. Когда за грибами ты в рощу идёшь,
Её непременно с собою берёшь. (корзинка)
16. Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (ромашки)
17. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? ( соловей )
18. Всех перелётных птиц черней,
Чисти пашню от червей,
Целый день по пашням вскачь,
И зовётся птица - … (грач)
19. Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке - горошки.
А люди говорят,
Что в нём опасный яд. (мухомор)
20. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт она всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она им главная еда. (трава)
(Отбираются участники по количеству жетонов для второго тура. )
ВТОРОЙ ТУР – «Литературная викторина».
Каждый участник второго тура берёт карточку с вопросом, на который он должен ответить. Карточки разложены на столе.
( Участники, ответившие на вопросы, переходят в третий тур. Участники, не ответившие на вопросы, получают утешительные призы )
1. Из какой это сказки?
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря….»
(А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. С какими словами обращалась к зеркальцу царица в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(Свет мой , зеркальце, скажи …)
3. Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
( три девицы под окном пряли поздно вечерком…)
4. Кто написал эти строки:
«Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела …» (И.А.Крылов)
5. Назови пять фамилий детских писателей.
6. Определи название сказки.
«А дорога – далека, а корзина - нелегка, сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок …» (Маша и медведь)
7. Сколько сыновей было у царя Дадона?
(2. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
8. В кого превращался великан-людоед из сказки Ш.Перро?
( во льва, мышь. «Кот в сапогах»)
9. Из какой сказки эти строки: «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразный, с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью».
( Андерсен «Гадкий утёнок»)
10. В какой сказке встречаются слова: «А король-то голый!»?
(Андерсен «Новое платье короля»)
11. Кто говорил волшебные слова: «Раз, два, три! Горшочек, вари!»
(девочка, Братья Гримм «Горшок каши»)
ТРЕТИЙ ТУР - «Шифровка».
Каждому участнику третьего тура выдаётся конверт с зашифрованным словом и набором из шести букв, с помощью которых нужно расшифровать нужное слово в течении 3 минут.
1. ЛАЖНУР ( журнал )
2. ИКЕЧУН ( ученик )
3. ЦИСАИН (синица )
4. ЁКСОТР (костёр )
5. КЛАПОК (колпак )
6. ЛОБЬМА ( альбом )
7. КНИДОР (родник )
8. КОТВЕЦ ( цветок )
Дети, не расшифровавшие слово, получают утешительный приз и выбывают из игры.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.
1. Ответьте на вопросы:
- Для какого сказочного существа скорлупа ореха служила кроваткой, а лепесток розы - одеяльцем?
( Дюймовочки )
- Под взглядом какой героини сказки сердце мальчика превратилось в лёд? ( Снежной Королевы )
- В какой сказке мы познакомились с девочкой, которая имела голубые волосы?
( «Приключения Буратино»)
- В какой сказке домашнее животное справилось с людоедом?
( «Кот в сапогах»)
2. Доскажи словечко:
- Когда порою одиноко
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит … (телефон)
- Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)
- На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пёстрой юбке, весела,
Музыкальная … ( юла )
- На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс …
Уместил всю землю …. ( глобус )
- Едет он на двух колёсах.
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет.
Это мой … ( велосипед )
3. Отгадай загадки.
- В добротной избушке старушка живёт.
Порой на прогулку тихонько идёт.
То в зарослях бродит, то выйдет к воде,
Хотя не выходит из дома нигде. ( черепаха )
- Ходит по небу рука,
Задевает облака,
А под нею гам и гром -
Вырастает новый дом. ( строительный кран )
- Смотрит издалёка огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (солнце)
- Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета - нет! ( зеркало )
ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР – «Шарада».
Задание: нужно отгадать загаданное слово по частям.
1. Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
(Ответ: «А-том».)
2. Часть танца - слог мой первый,
Вино - мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез реку бечевой.
(Ответ: «Па-ром».)
3. Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ: «За-дача».)
4. Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ: «Кар-тина».)
5. Первый слог найдешь средь нот,
А второе - бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
(Ответ: «До-рога».)
6. Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.
(Ответ: «С-порт».)
7. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье — слог второй,
А в целом - школьный столик твой.
(Ответ: «Пар-та».)
8. Из писка птиц - мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(Ответ: «Пи-рог».)
9. Нота - мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
(Ответ: «Ми-на».)
10. Вот он - первый слог.
Этот слог — предлог.
Далее - юнец, вхожий во дворец.
Буква на конце стоит, открывает алфавит.
Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.
(Ответ: «Про-паж-а».)
11. В начале - действий череда,
Но - не ходьба и не езда.
Затем здесь гласная идет,
А следом - жмот наоборот.
Отгадка — зверь гиппопотам.
Сказать иначе надо вам.
(Ответ: «Бег-е-мот».)
12. Отыщи болезнь-заразу,
А прибавишь букву - сразу
Слово новое готово.
У кораблей есть это слово.
(Ответ: «Я-корь».)
13. Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое.
(Ответ: «М-уха».)
14. Первый слог - рекой зовется,
Есть на корабле - второй,
Ну а целое дается
В честь победы боевой.
(Ответ: «Сал-ют».)
15. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Ответ: «Я-блок-о».)
16. Первое - нота, второе - то же,
А в целом - на горох похоже.
(Ответ: «Фа-соль».)
17. Ищите в танце первый слог,
Вторых два - цифра и предлог,
А целым мы зовем людей,
Готовых жизнь отдать в бою
На благо Родины своей.
(Ответ:«Па-три-от».)
18. Мой первый слог - это предлог,
Согласья знак - второй мой слог,
Мой третий слог — судьбина злая,
Всё вместе - в праздник получаем.
(Ответ: «Под-а-рок».)