СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "В мире фразеологизмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания данной викторины направлены на то, чтобы стимулировать интерес учащихся к изучению фразеологизмов.

Просмотр содержимого документа
«Викторина "В мире фразеологизмов"»

Викторина по теме: «В мире фразеологизмов».


Ребята, а что такое фразеологизмы?


Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов. 


1.Заменить одним словом (синонимом) следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза.

Точить лясы.

Клевать носом.

Бить баклуши.

В час по чайной ложке.

 Рукой подать.

 Кожа да кости.

 Куры не клюют.


2.Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных

фразеологизмов:

Делить шкуру неубитого...; (мамонта, слона, льва)

Купить... в мешке; (пса, поросёнка, кота)

... в мешке не утаишь; (шила, иголки, золота)

Беречь как... ока.( ресницу, зеницу)

Согнуть в... рог; (козий, бараний, носорожий)

Толочь... в ступе; ( перец, воду, сахар)

Не в бровь, а в...;(лоб, нос, глаз)

Выйти... из воды; (сухим, чистым, мокрым)

Надуться как... на крупу.( хомяк, хорёк, мышь)


3.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары.

Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не

закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать

маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в

точку.


Игры с  пословицами

4.Найдите ошибку (иногда одна буква меняет смысл всего предложения )

-Первый блин колом

-Своя ноша не тонет

-Не в деньках счастье

-Комар косу не подточит

-Нет козы без шипов

-Два сапога — тара.

-Ус хорошо, а два — лучше.

- Один в золе не воин.

-Трус своей лени боится.

-Нашла коза на камень.

-Не зная броду, не суйся в моду.

5. Буква «потерялась». Восстановите пословицу:

                Ш…ла     в  м…шк…     не  …т…ишь.




Игра " В гостях у слова "

     6.  "Ни пуха, ни пера!"

Определить, где выражение "ни пуха, ни пера"  употреблено в
переносном смысле. Объяснить смысл фразеологизма.
Рано утром мама квочка        Через час едва живой,

В класс отправила сыночка        Петушок идёт домой

Говорила: - не дерись,        Ковыляет еле - еле

Не дразнись, не петушись        Он со школьного двора

Поспеши, уже пора        А на нём и в самом деле

Ну, ни пуха, ни пера        Нет ни пуха, не пера

7.        "Одинаковые слова".

Вставить во фразеологические обороты пропущенные одинаковые

слова:   

а) Из ... вон плохо.

Сидеть сложа ….        

ж) Сбыть с … .       

Мастер на все …       

 

б) ... нитками сшито.

Сказка про ...бычка.  

 з) Чёрным по ... написано.

Среди ... дня.


в) Как в ... канул.

Толочь ...в ступе.

Решетом ... черпать.

г)Тише ... ниже травы.

Много ...утекло.

Выйти сухим из ....


д) Смотреть во все ….       

В ... рябит.

Как бельмо на …   

    

е)Не в бровь ,а в ….      

 Выплакать все ….        

… на лоб лезут.


8.        Конкурс пословиц.

"Что это?"

а)        Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

б)        Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не
понимают; не бельё, а их развешивают.

в)        Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека;

его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.


9.        Фразеологический зверинец

Грязный как   (свинья)        хитрый как   (лиса)

Надутый как   (индюк)        упрямый как (осёл)

Здоров как     (бык)        неуклюжий как (медведь)

Голоден как    (волк)        болтливый как (сорока)

Колючий как   (ёж)        Нем как         (рыба)


Игры Деда Всеведа.

10.  Фразеологизмы – антонимы, фразеологизмы – синонимы.  

     Укажите сначала фразеологизмы со словами – антонимами, затем со словами – синонимами:

 

  -Ум за разум заходит;

 - из огня да в полымя;

 - ни сыт ни голоден;

 - переливать из пустого в порожнее;

  -ни конца ни краю;

  -цел и невредим;

  -от мала до велика.


11. "Четвёртый - лишний".

В каждой группе из четырёх пословиц найти пословицу, которая

не подходит к остальным трём по смыслу.

1)        

а) У семи нянек дитя без глазу.

б) Семеро одну соломинку поднимают.

в) Дело всех - ничьё дело.

г) Где все стригут - там овцы голы.

2)        

а) Не учи собаку лаять.

б) Скажи курице - она всей улице.

в) Яйца курицу не учат.

г) Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.

3)        

а) Волков боятся в лес не ходить.

б) Волка ноги кормят.

в) Собака, которая рыщет, находит кость.

г) Будешь трудиться, будешь кормиться.

4)        

а) Делу время, потехе час.

б) У кого сноровка - тот работает ловко.

в) Кончил дело - гуляй смело.

г) Пей, гуляй, а работу знай.        



12. Литературный конкурс

I .Как звали девочку с голубыми волосами?    (Мальвина)
2.Что погубило Кошкин дом?        (пожар)
З.Что нарисовано на холсте у папы Карло?     (очаг)

4.Кто помог Русалочке обрести стройные ножки? (ведьма)

5.Кто такая Шушара в сказке про Буратино?    (крыса)

6.Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (касторку)

7.Под каким деревом рылась свинья в басне Крылова? (под дубом)

8.Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. (мороженое)

9.Хитрый слуга Маркиза Карабаса.       (кот)

10.Кто достал ключик со дна озера для Буратино? (черепаха Тортила)

 11.Волшебница, исполнявшая желания Емели. (щука)

12.Как называется сказка, главный герой которой - хлебо - булочное

изделие? (колобок)

13.Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

14.При каком условии борода старика Хоттабыча теряла волшебную

силу? (если намокла)

15.Какими словами начинается сказка о царе Салтане? («Три девицы под

окном...)

16.Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи? (33 года)


13.    Подведение итогов игры.