СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "В стране Языкознания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

Просмотр содержимого документа
«Викторина "В стране Языкознания"»

МКОУ СОШ № 9





Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 9

Лещенко Е.А.

Класс: 5



2017 г.

Викторина для 5 класса «В стране Языкознания»

(Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 9 Лещенко Е.А.)


Ц е л ь: привлечь внимание к изучению русского языка, показать практическую значимость русского языка, определить лучшего в знании русского языка.

Оборудование: портреты А.Н.Толстого, И. С. Тургенева, Н.В.Гоголя, жетоны для участников.

1 часть. Литературно - музыкальная композиция о могуществе и красоте русского языка.


1вед. Народная мудрость гласит:

«Мал язык, а горами качает»,

« Язык и хлебом кормит, и дело портит».

Поэтому народ всегда ревниво оберегал язык

от засорения и порчи, развивал и обогащал его.


2вед. « Дивной вязью плёл он невидимую сеть русского

языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню,

меткого, как стрелы, задушевного, как песня

над колыбелью, певучего и богатого»,- писал

А.Н.Толстой.


1вед. Лучшие качества русского языка: его

афористичность, изумительная меткость,

гибкость, выразительность – отрабатывались

в произведениях УНТ: сказках, пословицах,

русских народных песнях, с удивительной силой

передающих гармонию русской речи.

Звучит русская народная песня.


2вед. Ещё в прошлом веке И. С. Тургенев писал

о русском языке. «Во дни сомнений, во дни

тягостных раздумий о судьбах моей родины –

ты один мне поддержка и опора, о великий,

могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние

при виде всего, что совершается дома? – Нельзя

верить,чтобы такой язык не был дан великому народу!»

1вед. Но, к сожалению, стало модным вместо образных,

полных глубокого смысла слов употреблять словечки

грубые, вульгарные, жалкие своей беспомощностью

выразить мысль, чувства человека.


2вед. Говорят, глаза – зеркало души. Не спорим.

Но речь человека – это тоже своего рода

зеркало, показатель его умственного и духовного

развития. Кто не умеет говорить, тот не умеет

мыслить. И наоборот.


1вед. А сейчас, ребята, вы увидите сценки.

Смотрите и слушайте их внимательно,

попробуйте найти в высказываниях героев

слова, употреблённые неправильно, неточно

или выражения с речевыми ошибками.


2 часть. Вопросы и ответы.


1. Инсценировка стихотворения Ю. Благова «Тонкость выражений»


Я в автобусе стоял

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал:

- Вы сейчас встаёте?

Нам к ответу бы призвать

Этого героя:

«Объясни, как может встать

Тот, кто едет стоя?»

Но автобус не привык

Видеть суть ошибок,

Да к тому же наш язык

Беспредельно гибок,

И стараются в пути

Дяди или тёти

Всех стоящих впереди

Спрашивать: «Встаёте?»

Двух гражданок городских

Слушал я при встрече,

Заурядные у них

Обороты речи,

Никаких таких примет,

Только многократно

Там, где надо, там, где нет,

Слышится обратно:

- Главк обратно ордер дал

Нашему соседу.

- А у нас большой скандал

Был обратно в среду. . .

Я, бодрясь по мере сил,

У врача в передней

Ожидающих спросил:

«Кто из вас последний?»

И сейчас же был ответ

Выдан громогласно:

- В наши дни последних нет.

Я здесь крайний. . . Ясно?

Так сострил какой-то бас,

И не без успеха.

Ожидающие враз

Взвизгнули от смеха.

Но сказал я в свой черёд

Со злорадством тайным:

- Хорошо смеётся тот,

Кто смеётся. . . крайним!

рпрпропп

- Какие речевые ошибки вы заметили?

-Как правильно говорить: сойти или выйти на остановке?

(1 жетон)


-Каково значение слова «обратно»?

(«Обратно» значит «направление назад, в другую сторону».)

(1 жетон)


- Какой вопрос вы зададите, занимая очередь?

(- Кто последний?) (1 жетон)

2. Инсценировка «Столько много» (3 чел.)


Идут три подружки.

1 подружка - Я ходила в цирк. Столько много народу!

2 подружка - А ты что согнулась?

1 подружка - У меня портфель тяжёлый.

2 подружка - Не надо столько много учебников в портфель ложить.

3 подружка - Ой, девчонки! Как вы говорите?!

1 и 2 подружки - А что?

3 подружка (к зрителям) - В чём ошибаются мои подружки?

- В чём ошибаются подружки?

(Не «столько много» народу, «столько много» учебников,

а «так много», не «ложить», а «класть».)

(2 жетона)


3. Инсценировка стихотворения Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» (2 чел .)


Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Судьбой доверено беречь.

Ему уже двенадцать лет. И я придумал не шутя:

Но говорит он до сих пор Пусть и его зовут Петя.

Не «коридор», а «колидор». – Петя! – несётся со двора, -

«Дилектор входит в Тебе домой идти пора!

кабинет. – Не трогай малыша, Петя,

«Закрой магазин на обед. . . Ведь ты большой, а он дитя!

«Хозяйка моет стаканы… «Петя» обижен на ребят:

«Секёт свеклу. . .» - Скажите, в чём я виноват?

«Пекёт блины. . .» Я не ругался, не грубил

И до меня дошёл черёд: И никого не оскорбил,

Портфель он «портфелем» За что же среди бела дня

зовёт. Отняли имя у меня?

Но мне не зря «родную речь»

- За что же отняли имя у Пети ?

(За «колидор», «дилектор», «магазин», «секёт», «свеклу»,

«пекёт», «портфель». (7 жетонов)


- А сейчас на сцену выходят те, кто получил жетоны.

Между ними пройдёт конкурс грамотеев.


3 часть . Конкурс грамотеев .


  1. Прочитать слова с доски (или с экрана):

Обеспечение, творог, свекла, простыня, красивее, облегчить, километр, договор, нефтепровод.


  1. Найти правильное словосочетание:

свободная вакансия,

биография жизни,

холодный кипяток,

моя биография,

монументальный памятник.


  1. Составьте словосочетание:

5 (яблок, яблоков),

7 (мандарин, мандаринов),

пара (носок, носков; чулок, чулков; туфель, туфлей).

  1. Вспомните и запишите пословицы об учении, знании.

1 вед. Пока жюри подсчитывает баллы наших грамотеев, мы

сыграем с вами, со зрителями. Будьте внимательны! Если

знаете ответ, поднимайте руку и потом отвечайте.


Игра со зрителями


  1. Что в английском языке называется тремя буквами – АВС? (Алфавит)

  2. Как называется полный набор посуды? (Сервиз)

  3. В каком слове сорок гласных? (Сорока)

  4. В каких словах по сто согласных? (Стол, сток, стог, стон)

  5. Что принадлежит вам, а вы пользуетесь им реже, чем другие? (Ваше собственное имя)

  6. Как «мышеловку» написать пятью буквами? (Кошка)

  7. Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах? (Буква «р»)

  8. Чем кончаются день и ночь? (Буквой «ь»)

  9. Что стоит посредине земли? (Буква «м»)

  10. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «о»)

  11. Что мы слышим в конце урока? (Звук «к»)

  12. Назовите фамилию французского сказочника по имени Шарль. (Перро)

  13. Кто настолько могуч, что «гоняет стаи туч»? (Ветер)

1 вед. Вот мы и узнали, кто у нас – самый грамотный. Поздравляем

его! Молодец! Молодцы и те, кто принял участие в наших

конкурсах!

Награждаются ученики, вышедшие в финал и набравшие большинство баллов.


2 вед. Ещё Н. В. Гоголь восхищался русским языком: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».


1 вед. Так давайте же ценить наш драгоценный язык. Это наше истинное богатство! Спасибо большое тем, кто принял участие в нашей викторине, тем, кто болел за своих друзей и одноклассников. Спасибо нашим артистам. И конечно же, спасибо членам жюри за их работу. До свидания. До новых встреч!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!