Викторина составлена учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым»
ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ
Викторина для учащихся 4 классов направлена на повторение и закрепление знаний учащихся о здоровом питании, на воспитание чувства ответственности за своё здоровье, на развитие познавательной активности, на формирование навыков коммуникативного общения, на воспитание чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде. В мероприятие включены конкурсы, соответствующие возрастным особенностям младших школьников и посильные для восприятия, требующие от детей умения логично излагать свои мысли, анализировать и обобщать информацию, развивающие навыки коммуникативного общения.
Викторина
«Здоровое питание»
Внеклассное мероприятие для учеников 4 класса по теме: «Правильное питание – залог здоровья».
Цель: формировать у школьников привычку к здоровому образу жизни.
Задачи:
- систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу полезных продуктов;
- учить выбирать самые полезные продукты для здорового и рационального питания;
- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование:
Карточки с изображением продуктов;
Разрезанные карточки с пословицами;
Карточки БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, ВИТАМИНЫ;
Листки бумаги и ручки;
Жетоны.
Ход викторины:
Организационный момент.
Беседа по теме «Правильное питание – залог здоровья».
Учитель:
«Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну «Здорового питания», познакомиться с продуктами полезными и опасными для здоровья, узнать много интересного и полезного. А самое главное – научиться выполнять правило: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я». Ведь здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь».
Тема нашего занятия « Правильное питание – залог здоровья» и нацелено оно на то, чтобы создать условия для формирования потребности ведения здорового образа жизни. Сегодня мы с вами поговорим о том какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.
Учитель:
«Все продукты можно разделить на четыре группы, это БЕЛКИ… а дальше мне помогайте вы. Какие ещё группы вы можете назвать? (ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, ВИТАМИНЫ).
- А сейчас мы разделимся на команды. (Дети берут карточки с изображением продуктов питания и садятся в группы по цвету).
БЕЛКИ – красный цвет (мясо, молоко, рыба, яйца, бобовые).
ЖИРЫ – жёлтый цвет( масло, сыр, сметана, орехи).
УГЛЕВОДЫ – синий цвет – (хлеб, мука, крупы, плоды).
ВИТАМИНЫ – белый цвет ( морковь, лимон, зелень, фрукты).
Работа с пословицами.
Учитель:
- Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, когда его у нас уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.
– А вот теперь первое задание! У вас на столах лежат конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Ваша задача правильно собрать эти пословицы и объяснить их значение. Победит та команда, которая быстрее справиться с этим заданием (она и получает жетончик).
1 группа:
- Здоров будешь – всё добудешь.
2 группа:
- Здоровье не купишь – его разум дарит.
3 группа:
- Здоровьем слаб, так и духом не герой.
4 группа:
- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём
Молодцы! Вы прекрасно справились с первым заданием!
Учитель:
- А теперь давайте поговорим о ваших группах и продуктах, которые к ним относятся.
Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, думать – ЖИРЫ и УГЛЕВОДЫ (дети называют эти продукты), другие помогают строить организм и делают его более сильным и устойчивым к различным заболеваниям – БЕЛКИ (дети называют продукты из этой группы), третьи – содержат много ВИТАМИНОВ, которые помогают организму расти и развиваться.
- А какие витамины встречаются в природе? На этот вопрос я предлагаю вам ответить при помощи загадок. Задача каждой команды отгадать как можно больше загадок и постараться рассказать, чем полезен названный продукт (за правильную отгадку и рассказ команда получает жетончики).
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
На грядке длинный и зелёный.
А кадке - тёмный и солёный. (Огурец)
Как на нашей грядке
Выросли загадки-
Вот какие крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Много - много накопали ! (Картошка)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на болезни управа. (Чеснок)
На болоте, на лугу
Витамин зарыт в снегу. (Клюква)
Вот это здорово! Какие вы все молодцы! Разгадали все загадки!
Работа с правилами здорового питания.
Каждая группа должна придумать несколько правил здорового питания. (Каждой группе даётся на обсуждение 5 минут, жетончик получает та группа, чьи правила будут ближе к правилам здорового питания)
Пример:
Есть поменьше сладостей и булочек, т.к. в этой пище много углеводов, которые превращаются в жир, что может привести к полноте.
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Пища не должна быть горячей, обжигающей.
Необходимо соблюдать режим, т.к. организм привыкает к нему и пища лучше усваивается.
Утром необходимо завтракать. У школьников (если не завтракали) может болеть голова, внимание будет рассеянным, уменьшится работоспособность.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна, т.к. наедаться на ночь вредно.
Итак, вы справились и с этим заданием на отлично! А у группы…… получилось это чуть лучше, поэтому она и получает жетончик!
Игра
Ну а теперь дорогие ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Вредно – Полезно».
На столе лежат карточки с изображёнными на них продуктами питания. Ваша задача - распределить эти продукты на полезные и вредные и прокомментировать свой выбор. У кого получится правильнее, тот и получает жетончик.
Учитель:
А теперь давайте послушаем, употребление каких продуктов приносит пользу, а каких вредит нашему организму. (Проверка выполнений заданий групп)
Капитаны перечисляют продукты, которые приносят пользу, а затем продукты, которые приносят вред нашему организму.
Итак, полезные продукты у нас это: рыба, мясо, крупы, овощи, фрукты, молочные продукты.
Но, ребята, Вы должны знать и запомнить продукты, которые наносят больше вреда нашему организму, нежели пользы это: чипсы, сухарики, кириешки, лимонад, пепси, кока – кола и др.
Анкетирование.
А сейчас мы посмотрим, как вы поняли, что такое здоровая и полезная пища. Проведём анкетирование. Группы сначала обсуждают, а затем пишут у себя на листочках ответы (у каждой группы на столах лежат анкеты с вопросами). Затем идёт проверка правильности выполнения задания. Побеждает и получает жетончик та группа, которая ответит на все вопросы анкеты быстрее и правильно.
1) У тебя есть деньги. Что ты купишь покушать в магазине на завтрак?
а) сок, творожный сырок, банан;
б) Лимонад, чупа – чупс, чипсы;
2) Ты пришёл после прогулки голодный. Что ты выберешь?
а) пирожные, чай, шоколадные конфеты, мороженое;
б) картофель отварной, котлеты, хлеб, молоко с печеньем;
в) печенье, бутерброды, лимонад;
3) У тебя есть деньги. Ты пришёл в столовую. Выбери обед:
а) макароны с сыром (или без сыра), пирожное, чай, шоколад;
б) Жареный картофель, гамбургер, мороженое, газированный напиток;
в) салат овощной, хлеб, суп, каша, гуляш с гарниром, компот;
Составление меню.
Учитель:
Пришло время поговорить о МЕНЮ. Ваша задача объяснить значение слова МЕНЮ, и затем в своих группах составить МЕНЮ ученика 4 класса на день, соблюдая все правила здорового питания. Жетончик получает та группа, которая лучше всех с этим справилась.
Подведение итогов.
Подсчёт жетончиков
Учитель:
Побеждает группа….. И ей присваивается звание главных консультантов по здоровому питанию.
Каждый должен уметь беречь своё здоровье. Я думаю, вы все сегодня достойны навсегда поселиться в стране «Здорового питания». Посмотрите друг на друга, какие вы все весёлые и радостные. Надо стремиться в жизни к тому, чтоб каждый день был днём ЗДОРОВЬЯ!
Ученик 1:
Вот горит зелёный свет,
Получаем на обед помидоры и капусту,
Лук и перец самый вкусный
Рыбу свежую и мясо.
И подсолнечное масло
Фрукты, ягоды, салат -
Всё полезно для ребят.
Ученик 2:
Жёлтый свет – это продукты,
Но не овощи и фрукты.
Сыр, сметана и творог,
Глазированный сырок,
Привезли издалека,
Три бидона молока –
Это всё полезно очень,
Ешьте через день по очереди.
Ученик 3:
Тот, кто хочет толстым стать,
Должен целый день жевать:
Плюшки, торт, конфеты, сахар,
Мясо, жареное в масле,
Есть печенье, шоколад,
Фанту пить и лимонад.
Красный цвет подметит метко –
Ешь такое крайне редко.
Учитель:
Я же хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться всегда выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что – то хорошее. Спасибо за внимание и активную работу!