Муниципальная бюджетная дошкольная организация
детский сад №11 «Колосок»
Викторина на тему:
«Зимующие птицы Хакасии»
Средняя группа «Солнышко»
Воспитатели: ЩетининаТ.В.
Ботина И.С.
с. Целинное
2017г.
Цель: создать условия для познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
1.Обучающие: способствовать запоминанию названий птиц, закрепить знания о жизни пернатых, о способах выживания зимой.
2.Развивающие: обогащение словарного запаса, развитие внимания, логики, памяти, мышления.
3.Воспитывающие: формирование нравственных качеств (бережное, заботливое отношение к птицам).
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, около своих домов, беседы с детьми, чтение книги «Воробушек», сочинение своей концовки, выучили стихи о зимних птицах, практическая деятельность)
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, применение дидактических игр, просмотр мультимедийной презентации.
Оборудование и материалы: иллюстрации зимующих и перелётных птиц; игры: «Сложи картинку», «Четвёртый лишний»; маска лисы, музыкальный центр, запись с голосами птиц, мультимедиа о птицах.
Ход:
Вводная часть.
- Как вы думаете ребята, зачем нужны птицы?
- Птицы уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают урожай от мышей. Сегодня мы говорим им – спасибо, и наши конкурсы в их честь.
- Сейчас мы разделимся на две команды? Как вы думаете это сделать? Если команды не смогут ответить, то болельщики могут помочь и принести команде дополнительное очко.
Основная часть.
Конкурс «Отгадай загадки». (Отгадки в мультимедийной презентации).
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке
Собирает крошки (воробей)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
Кар-Кар- Кар (ворона)
Днём молчит,
А ночью кричит? (сова)
Непоседа, невеличка
Жёлтая почти вся птичка
Любит сало и пшеницу,
Кто узнал её? (синица)
Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче чем, заря,
У красавца…(снегиря)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки? (свиристели)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук». (дятел)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Ведущий: Ребята, а что объединяет этих птиц?
Конкурс «Птичьи трели».
Сначала послушайте голоса птиц. (Дети слушают записи).
А теперь мы с вами будем воспроизводить слова - песенки птиц.
Пропеть как ворона (Кар – кар).
Пропеть как воробей (Чив, чив, чив, чик – чирик).
Пропеть как свиристель (Свири – свир).
Пропеть как синица (Синь-синь-синь).
Конкурс «Перелетные -зимующие».
Среди разложенных картинок птиц, нужно одной команде выбрать перелетных, другой - зимующих птиц.
- Какие птицы остаются зимовать?
(Ворона, воробей, дятел, клест, сорока, сова).
- Какие птицы улетают в тёплые края?
(Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки).
- А какие птицы мы называем « кочевыми»?
Конкурс «Летит - не летит».
Всем известно к слову «кит»
Рифма звонкая «летит»,
Но кто слышал, чтоб кит летал.
Давайте сыграем в «да» и «нет ».
Найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки
кто летит, кто не летит.
Тот в игре и победит,
Кто не вылетит ни разу.
На «да» - хлопок.
На «нет » - топоток.
Летит - летит - орёл,
Летит - летит - козёл,
Летит - летит - щегол,
Летит – летит - синица,
Летит – летит - горчица,
Летит – летит - сазан,
Летит – летит - фазан.
Летит – летит - лягушка,
Летит – летит – старушка,
Летит- летит - глухарь,
Летит – летит - сухарь,
Летит - летит – гагара,
Летит - летит - гитара,
Летит – летит - утёнок,
Летит-летит - ворона,
Летит-летит – корона.
Летит – летит - сова,
Летит – летит - трава.
Летит – летит – удод,
Летит- летит – компот.
Летит – летит скворец,
Летит – летит – дворец.
Летит - летит – кувшин,
Летит – летит - пингвин,
Летит - летит - дракон,
Летит – летит - балкон.
Танец «С голубями»
Конкурс «Собери картинку».
Из разрезных частей нужно сложить птицу и назвать её.
Конкурс на внимание, «Какая птичка лишняя?». (слайд).
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц и перелётная.
-Какая птица лишняя? Почему?
Подвижная игра «Сова»
В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц).
Все птицы спят, одна сова не спит,
Летит кричит,
Совушка-сова,
Большая голова, на суку сидит, (Дети изображают сову в соответствии с текстом).
Головой вертит, вовсе стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
Конкурс «Кто спрятался?» (слайд)
Давайте назовём птиц, которые спрятались за веточку. Чей клюв и голова выглядывает?
Дидактическое упражнение «Накорми»
(На столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц.
Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем).
Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем).
Какая птица зимой питается ягодами? (слайд)

Подвижная игра «Перелет птиц». Выбирается водящий - «лиса», остальные – «птицы». По сигналу воспитателя птицы разлетаются, а лиса их ловит.
Воспитатель: Вот и закончились наши конкурсы. А теперь подведем итог и узнаем, чья команда набрала больше всего очков. Победила дружба!
Мы все любим птиц и, наверное, они нас тоже. Заботясь о них, мы охраняем природу.
Михаил Пришвин говорил: «Охранять природу, значит, охранять свою Родину.
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай.
И пустой кормушку ты
Им не оставляй.
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни, ты их приручил.
Ты за них в ответе!