СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виновен - отвечай! Урок-презентация по общестовзнанию, 7 класс. ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Виновен - отвечай!" предназначена для учителей и учащихся 7класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 7 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Виновен - отвечай! Урок-презентация по общестовзнанию, 7 класс. ФГОС-2»

Обществознание, 7 класс Урок №11 Виновен - отвечай Д.З.: § 6, ?? (с.54), задания (с.54-55), «Вспомним» к § 7 © А.И. Колмаков

Обществознание, 7 класс

Урок №11

Виновен - отвечай

Д.З.: § 6, ?? (с.54), задания (с.54-55), «Вспомним» к § 7

© А.И. Колмаков

Цели урока Охарактеризовать закон как социальную силу, способную защитить установленный порядок и наказать нарушителей. Способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за поддержание порядка в обществе. Использовать возможности данной темы для формирования у учащихся элементарных знаний об ответственности за противозаконное поведение и неотвратимости наказания нарушителей, даже несовершеннолетних. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; осмысление цели прочтения текста; сравнение результатов действия с заданным эталоном; установление причинно-следственных связей; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Цели урока

  • Охарактеризовать закон как социальную силу, способную защитить установленный порядок и наказать нарушителей.
  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за поддержание порядка в обществе.
  • Использовать возможности данной темы для формирования у учащихся элементарных знаний об ответственности за противозаконное поведение и неотвратимости наказания нарушителей, даже несовершеннолетних.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; осмысление цели прочтения текста; сравнение результатов действия с заданным эталоном; установление причинно-следственных связей; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Знать и уметь Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации , связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних

Знать и уметь

  • Характеризовать ответственность за нарушение законов.
  • Определять черты законопослушного поведения.
  • Моделировать несложные практические ситуации , связанные с последствиями противозаконного поведения.
  • Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних

Понятия, термины законопослушный человек; табу; талион (возмездие); противозаконное поведение; правонарушение; проступок; преступление; виды преступлений; кража; грабёж; подстрекатели; соучастники; ущерб; ответственность несовершеннолетних;

Понятия, термины

  • законопослушный человек;
  • табу; талион (возмездие);
  • противозаконное поведение;
  • правонарушение;
  • проступок;
  • преступление;
  • виды преступлений; кража; грабёж;
  • подстрекатели; соучастники;
  • ущерб;
  • ответственность несовершеннолетних;
Проверка знаний Что такое долг? Что такое обязанность? Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»? На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Проверка знаний

  • Что такое долг?
  • Что такое обязанность?
  • Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»?
  • На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?
Изучение нового материала Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних

Изучение нового материала

  • Ответственность за нарушение законов.
  • Знать закон смолоду.
  • Законопослушный человек.
  • Противозаконное поведение.
  • Преступления и проступки.
  • Ответственность несовершеннолетних
Актуализация темы Почему так важно знать закон смолоду? Аргументируйте свой ответ!

Актуализация темы

Почему так важно знать закон смолоду?

Аргументируйте свой ответ!

Законопослушное поведение - поведение в соответствии с требованиями закона, основа нормальной жизни общества. Какие правила поведения необходимо соблюдать:  в общественных местах;  при переходе дороги;  за рулём;  в лесу;  в школе;  при общении? Незнание закона не освобождает от ответственности

Законопослушное поведение -

поведение в соответствии с требованиями закона, основа нормальной жизни общества.

Какие правила поведения необходимо соблюдать:

  • в общественных местах;
  • при переходе дороги;
  • за рулём;
  • в лесу;
  • в школе;
  • при общении?

Незнание

закона

не освобождает от

ответственности

Немного из опыта истории Табу – запрет (на еду, одежду, охоту, отдых; нельзя было произносить имя бога, имя умершего или священного животного) Талион – возмездие («Око за око, зуб за зуб!») – наказание за вину, равное преступлению. Последствие: вечная месть, вражда, жестокость.

Немного из опыта истории

Табу – запрет (на еду, одежду, охоту, отдых; нельзя было произносить имя бога, имя умершего или священного животного)

Талион – возмездие («Око за око, зуб за зуб!») – наказание за вину, равное преступлению. Последствие: вечная месть, вражда, жестокость.

Противозаконное поведение - поведение, которое запрещено законом, причиняет вред людям, всему обществу. ? Классифицируйте совершённые противоправные действия. Каковы возможные последствия? Как можно предупредить такие действия?

Противозаконное поведение -

поведение, которое запрещено законом,

причиняет вред людям, всему обществу.

?

Классифицируйте совершённые противоправные действия. Каковы возможные последствия? Как можно предупредить такие действия?

Правонарушение – любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права  В зависимости от степени общественного вреда.  Проступки:  нецензурная брань в общественных местах, нарушение ПДД, опоздание на работу (прогул), порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте и т.д.   Преступления:  убийство, побои, истязания, похищение людей, оскорбление, клевета, кража, грабеж, разбой, вымогательство, терроризм, захват заложников, хищение оружия и т.д.

Правонарушение – любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права В зависимости от степени общественного вреда.

Проступки:

нецензурная брань в общественных местах, нарушение ПДД, опоздание на работу (прогул), порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте и т.д.

Преступления:

убийство, побои, истязания, похищение людей, оскорбление, клевета, кража, грабеж, разбой, вымогательство, терроризм, захват заложников, хищение оружия и т.д.

Правонарушение – любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права  В зависимости от степени общественного вреда. правонарушение проступок преступление - общественно опасное, предусмотренное Уголовным кодексом деяние (действие и бездействие). - общественно вредное действие, но в отличие от преступления не считается общественно опасным.

Правонарушение – любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права В зависимости от степени общественного вреда.

правонарушение

проступок

преступление

- общественно опасное, предусмотренное Уголовным кодексом деяние (действие и бездействие).

- общественно вредное действие, но в отличие от преступления не считается общественно опасным.

- грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества.

ХУЛИГАНСТВО

- применение насилия к гражданам, либо угрозы его применения или уничтожения или повреждение чужого имущества.

ПРИЗНАКИ

ХУЛИГАНСТВА

Проявление

Грубое

нарушение

явного

общественного

неуважения

к обществу

порядка

Статья 213. Хулиганство

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 24] [Статья 213]

1. …наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет , либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет , либо лишением свободы на срок до семи лет .

Виды административных наказаний Предупреждение Дисквалификация Административный арест Административный штраф Лишение специального права предоставленного физическому лицу Возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства Виды административных правонарушений: административные правонарушения, посягающие на права граждан, посягающие на здоровье, общественную нравственность, в области охраны собственности, охраны окружающей среды, в экономике, на транспорте, посягающие на институты государственной власти и др.

Виды административных наказаний

Предупреждение

Дисквалификация

Административный арест

Административный штраф

Лишение специального права предоставленного физическому лицу

Возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства

Виды административных правонарушений: административные правонарушения, посягающие на права граждан, посягающие на здоровье, общественную нравственность, в области охраны собственности, охраны окружающей среды, в экономике, на транспорте, посягающие на институты государственной власти и др.

Возраст уголовной ответственности в уголовном праве России

Уголовным кодексом РФ предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности 16 лет .

В ч. 2 ст. 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Их можно разделить на несколько групп:

Связанные с физическим насилием или его угрозой — убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), изнасилование (ст. 131 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК);

  • Связанные с завладением чужим имуществом — кража (ст. 158 УК), грабеж (ст. 161 УК), разбой (ст. 162 УК), вымогательство (ст. 163 УК), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК);
  • Связанные с уничтожением или повреждением имущества — умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК), террористический акт (ст. 205 УК), вандализм (ст. 214 УК), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК);
  • Иные — похищение человека (ст. 126 УК), захват заложника (ст. 206 УК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК).
Преступления несовершеннолетних и ответственность Подстрекатели и соучастники Рост ответственности: Ответственность родителей. Спецшкола с 11 лет. ВТК (воспитательно-трудовая колония) с 14 лет. Лишение свободы в УИН (тюрьма) с 14 лет за преступления, предусмотренные  с учётом несовершеннолетних. С 16 лет – полная уголовная ответственность за ВСЕ виды преступлений!

Преступления несовершеннолетних и ответственность

  • Подстрекатели и соучастники
  • Рост ответственности:
  • Ответственность родителей.
  • Спецшкола с 11 лет.
  • ВТК (воспитательно-трудовая колония) с 14 лет.
  • Лишение свободы в УИН (тюрьма) с 14 лет за преступления, предусмотренные

с учётом несовершеннолетних.

  • С 16 лет – полная уголовная ответственность за ВСЕ виды преступлений!
ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (ОТ 40 ДО 160 ЧАСОВ) ШТРАФ (100-500) МРОТ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДО 1 ГОДА АРЕСТ (ОТ 1 ДО 4 МЕСЯЦЕВ) ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК (ДО 10 ЛЕТ)

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ, НАЗНАЧАЕМЫЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (ОТ 40 ДО 160 ЧАСОВ)

ШТРАФ (100-500) МРОТ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ

РАБОТЫ ДО 1 ГОДА

АРЕСТ

(ОТ 1 ДО 4 МЕСЯЦЕВ)

ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК (ДО 10 ЛЕТ)

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК Российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907-1917). Почётный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности, доктор уголовного права Харьковского университета, профессор Петроградского университета. Автор произведений «На жизненном пути», «Судебные речи», «Отцы и дети судебной реформы», многочисленных воспоминаний о писателях. В 1878 году суд под председательством А. Ф. Кони вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич. Руководил расследованием многих уголовных дел, например, делом о крушении императорского поезда, о гибели летом 1894 года парохода «Владимир» и других. Кони Анатолий Фёдорович /1844-1927/ Обложка книги «Отцы и дети судебной реформы», издание 1914 года Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907-1917). Почётный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности, доктор уголовного права Харьковского университета, профессор Петроградского университета. Автор произведений «На жизненном пути», «Судебные речи», «Отцы и дети судебной реформы», многочисленных воспоминаний о писателях.

В 1878 году суд под председательством А. Ф. Кони вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич. Руководил расследованием многих уголовных дел, например, делом о крушении императорского поезда, о гибели летом 1894 года парохода «Владимир» и других.

Кони Анатолий Фёдорович /1844-1927/

Обложка книги «Отцы и дети судебной реформы», издание 1914 года

Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

ВЫВОДЫ:

ВЫВОДЫ:

Проверь себя Классифицируйте противоправное поведение.

Проверь себя

Классифицируйте противоправное поведение.

Контрольные вопросы Прочитай высказывания и сравни их смысл. а) «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним».       (Сенека) б) «Позорно не наказание, а преступление».  (И. Гердер) Объясни своими словами смысл каждого высказывания.

Контрольные вопросы

  • Прочитай высказывания и сравни их смысл.

а) «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним». (Сенека)

б) «Позорно не наказание, а преступление». (И. Гердер)

Объясни своими словами смысл каждого высказывания.

Проверь себя В перечне проступков отметьте те, которые регулируются в большей мере моралью, чем правом:  а) перешёл улицу в неположенном месте; б) обидел своего товарища; в) отказался оплатить проезд в городском автобусе; г) оскорбил продавца в магазине; д) купил краденное; е) отказал в помощи пожилой соседке

Проверь себя

  • В перечне проступков отметьте те, которые регулируются в большей мере моралью, чем правом:

а) перешёл улицу в неположенном месте;

б) обидел своего товарища;

в) отказался оплатить проезд в городском автобусе;

г) оскорбил продавца в магазине;

д) купил краденное;

е) отказал в помощи пожилой соседке

Проверь себя 2. Прочитай текст и заполни схему. 14-летний В. выехал на велосипеде на перекрёсток на красный свет /а/ . Тем временем, 16-летний С. купил пиво в киоске /б/ , находящемся рядом со школой /в/ , без разрешения взял мотоцикл /г/ , не имея водительских прав /д/ , и помчался по улице /е/ . На перекрёстке на полном ходу сбил велосипедиста В. /ж/ и скрылся с места происшествия /з/ . Сотрудники ГИБДД оперативно задержали С., вызвали скорую помощь для В. 1) 2) Ответ: 1)…………………………………; 2) …………………………………

Проверь себя

2. Прочитай текст и заполни схему.

14-летний В. выехал на велосипеде на перекрёсток на красный свет /а/ . Тем временем, 16-летний С. купил пиво в киоске /б/ , находящемся рядом со школой /в/ , без разрешения взял мотоцикл /г/ , не имея водительских прав /д/ , и помчался по улице /е/ .

На перекрёстке на полном ходу сбил велосипедиста В. /ж/ и скрылся с места происшествия /з/ . Сотрудники ГИБДД оперативно задержали С., вызвали скорую помощь для В.

1)

2)

Ответ: 1)…………………………………; 2) …………………………………

Проверь себя 3. Заполни таблицу, используя приведённый перечень преступлений (запиши номера, под которыми они указаны, в соответствующий столбец).  А Б В 1) мошенничество; 2) убийство; 3) похищение; 4) клевета; 5) побои; 6) кража; 7) грабёж; 8) истязания; 9) оскорбление; 10) разбой; 11) доведение до самоубийства; 12 незаконное помещение в психиатрическую больницу Ответ: А ………….; Б …………; В ………….

Проверь себя

3. Заполни таблицу, используя приведённый перечень преступлений (запиши номера, под которыми они указаны, в соответствующий столбец).

А

Б

В

1) мошенничество; 2) убийство; 3) похищение; 4) клевета; 5) побои; 6) кража; 7) грабёж; 8) истязания; 9) оскорбление; 10) разбой; 11) доведение до самоубийства; 12 незаконное помещение в психиатрическую больницу

Ответ: А ………….; Б …………; В ………….

Проверь себя 4. В перечне видов наказания отметьте те, которые применяются только за совершение преступлений: предупреждение; Ограничение свободы; Обязательные работы; Штраф; Лишение специального права; Лишение свободы на определённый срок. Ответ: …………………………………

Проверь себя

4. В перечне видов наказания отметьте те, которые применяются только за совершение преступлений:

  • предупреждение;
  • Ограничение свободы;
  • Обязательные работы;
  • Штраф;
  • Лишение специального права;
  • Лишение свободы на определённый срок.

Ответ: …………………………………

Проверь себя 5. 5.1 Какой ответ выбрали большинство опрошенных? 5.2 Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных? 5.3 Нравственные или правовые нормы удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм? Подтвердите данными опроса. Ответ: …………………………………

Проверь себя

5.

5.1 Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

5.2 Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

5.3 Нравственные или правовые нормы удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм? Подтвердите данными опроса.

Ответ: …………………………………

Проверь себя 6. 7.

Проверь себя

6.

7.

Проверь себя 8. Пятнадцатилетний Вася Ш. систематически подкарауливал учеников начальных классов, заставляя их показывать содержимое карманов и портфелей, отбирая деньги и понравившиеся ему вещи.  Как следует квалифицировать действия Васи с точки зрения Уголовного кодекса РФ? Может ли он быть привлечён к ответственности? Свой ответ поясни. Ответ: ……………………………………………………………………

Проверь себя

8. Пятнадцатилетний Вася Ш. систематически подкарауливал учеников начальных классов, заставляя их показывать содержимое карманов и портфелей, отбирая деньги и понравившиеся ему вещи.

Как следует квалифицировать действия Васи с точки зрения Уголовного кодекса РФ? Может ли он быть привлечён к ответственности? Свой ответ поясни.

Ответ: ……………………………………………………………………

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Литература: Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /  Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.  ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016 Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций /  Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.  . - М.: Просвещение, 2016 Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /  Котова О.А., Лискова Т.Е.  . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!