Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 98»
города Магнитогорска
Виртуальная экскурсия «Мир воды»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель высшей кв.категории
Соломкина Ирина Владимировна
Магнитогорск, 2023 г
Тема: «Мир воды»
Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
Коррекционно-развивающие: Развивать любознательность, связную речь, мышление; общие познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу; аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: презентация «Мир воды», видеоролик «Фильтрация воды».
Раздаточный: стаканчики с грязной водой, пустые стаканчики, ватные диски, воронки, салфетки, кусочки марли, раскраски, тарелочки.
Методы и приемы: обследование, полный показ и объяснение, косвенные словесные приемы (указание, совет, напоминание, пояснение), оценка, беседа-диалог, продуктивная деятельность, анализ.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры с водой, наблюдения за растениями, животными. Просмотр презентации по теме «Важность воды в природе». Беседы на тему: «Вода это жизнь».
Словарная работа: Гиппократ, Гиппократов рукав, серебро, вода, хлор, водоочистные сооружения, инженеры.
Ход
Вводная часть:
В.: - Ребята подумайте и скажите, без чего нельзя жить на свете (ответы детей). А кому нужна вода для жизни? (ответы детей: людям, животным, птицам, растениям, рыбам). Ребятки скажите, а какая нужна нам вода? (чистая, свежая, без мусора).
В.: - С давних времен люди изобретали различные способы, призванные очистить воду от всевозможных примесей. Ведь вода может не только даровать жизнь, но и разрушить ее, действуя постепенно и становясь причиной многих заболеваний. Знаете ли вы, какими были фильтры наших предков? (Ответы детей)
В.: - Для вас я приготовила сюрприз – экскурсию. Но это будет особенная экскурсия – нам не нужно будет одеваться и куда-то идти, это будет виртуальная экскурсия и поможет нам её провести компьютер и интернет. Я приглашаю вас на экскурсию.
Основная часть:
В.: - Но для начала, давайте вспомним технику безопасности за компьютером:
- Сидеть нужно свободно, но сохраняя стройную осанку;
- Не трогайте руками провода;
- Не прикасайтесь к экрану монитора;
- Будьте внимательны, спокойны.
2 слайд. В.: - Давным- давно жил ученый, врач по имени Гиппократ. Гиппократ признавал, что вода в первых водопроводах была недостаточно чистой, поэтому для своих пациентов он изобрел фильтр для воды. Этот фильтр позднее стали называть «Гиппократов рукав», и он представлял собой
мешковину, через которую пропускалась вода после кипения.
3 слайд. В.: - В природе существует металл, который называют - серебро. Какие вы знаете предметы, сделанные из серебра? (ответы детей: серебряные цепочки, кольца). А раньше у людей была посуда из серебра. Ведь серебро имеет беззараживающее свойства. Однако, регулярное употребление воды из серебряной посуды имело негативные последствия — серебро накапливалось в организме. Избыточное серебро приводило к заболеванию, сопровождающимся изменением цвета кожи до бледно- голубоватого оттенка.
4 слайд. В.: - Стремление к улучшению качества жизни постоянно толкало человека на свершение различных открытий. На смену простым пришли более совершенные методы очистки воды, и, наконец, в XIX веке научились обеззараживать воду хлором. Хотя частично вода очищалась, вследствие очистки хлором, но были и негативные последствия использования людьми такой воды. Сегодня, когда наука продвинулась вперед и ученым стали известны последствия влияния хлора на организм человека, стало очевидно, что нужно придумывать еще что-то. Подобно древним римлянам, мы на протяжении многих лет употребляем отравленную хлором воду, подвергая свой организм угрозе. Но все же воду, очищенную хлором пить можно только после кипячения.
5 слайд. В.: - Прошли века, и в прошлом столетии многие страны начали устанавливать водоочистные сооружения. Дети, а что это такое водоочистные сооружения (Ответы детей)
6 слайд. В.: - Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше – мелкая сетка, еще дальше – фильтры, где вода становится совсем чистой. А как же чистая вода попадает к нам в дома? (Ответы детей).
7 слайд. В.: - Чистую воду насосы качают в подземные трубы-проводы. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.
Физкультминутка "Тихо плещется вода"
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
8 слайд. В.: - Давайте посмотрим, как происходит фильтрация воды на
водоочистных сооружениях. (видеоролик)
9 слайд. В.: - Но люди по-прежнему страдают от посторонних примесей в воде — бактерий, тяжелых металлов, избыточного содержания разных микробов и примесей, проникающих в человеческий организм и постепенно его разрушающих. Как бы хорошо не работали заводы по очистки и фильтрации воды, нужно помнить, что сырую воду пить нельзя, какой бы чистой и прозрачной она не была. Можно пить только кипяченую воду.
10 слайд. В.: - Сейчас мы можем использовать современные фильтры по очистки воды домашних условиях. У кого дома есть фильтры? (ответы детей)
Они нейтрализуют все негативные факторы, т. е. все плохие вещества,
которые есть в воде, доводя воду до безопасных питьевых стандартов.
В.: - Где мы сейчас были с вами на экскурсии? Что вам понравилось? (Ответы детей)
В.: - А давайте и мы попробуем очистить воду, поэтому посмотрите на стол. Что вы видите? (Ответы детей: диски, салфетки, грязную воду, пустой стакан, тарелочки. - Сначала мы воду будем фильтровать через кусочки марли. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, но стакан наливайте не полный. (Выполнение детьми)
В.: - Ребята, давайте посмотрим фильтр, он стал каким? (грязный на нем остались большие кусочки грязи.) А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Какой сделаем вывод?
Дети: Значит, марля пропускает мусор и грязь.
В.: - А теперь уберём использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем.
Вывод детей: - и здесь на фильтре остались соринки.
В.: - Посмотрите, вода стала чище?
(ответы детей: да). Почему?
Вывод детей: - этот ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.
В.: - Фильтры для воды являются супер решением. Вода — основа жизни, сегодня человек может сделать ее кристально чистой. Это значит, что у нас появился шанс не просто увеличить жить долго, но и быть здоровыми до глубокой старости.
Заключительная часть:
В.: - Где мы сегодня с вами побывали?
- Что такое фильтр воды?
- Для чего он нужен человеку?
- Что вам сегодня понравилось?
- Что было трудно?
- Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, и мы будем продолжать наши исследования.
В заключении воспитатель дарит детям раскраску о воде.