СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия на тему: «Совместная жизнь организмов в природном сообществе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальная экскурсия может использоваться на уроках экологии, общей биологии (9 – 11 классы) при изучении темы «Экосистемы», во время полевых экологических практикумов (при описании лесного биогеоценоза или как самостоятельное описание экосистемы), для написания реферативной (научно-исследовательской) работы по экологии.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия на тему: «Совместная жизнь организмов в природном сообществе»»

МБОУ «Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина»




Методическая разработка на тему «Лес-наше богатство»

Подготовила Василенкова Ольга Владимировна,

учитель биологии МБОУ Шумячской СШ им.В.Ф.Алешина


Урок биологии в 9 классе

Виртуальная экскурсия на тему:

«Совместная жизнь организмов в природном сообществе»










п.г.т.Шумячи 2021



Класс: 9 класс

Авторы программы: Л.В.Симонова., В.С. Кучменко., И.Н. Пономарева. 9 класс. Биология. М.: Вентана – Граф, 2013 год Учебник: «Биология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Авторы учебника: Под редакцией И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко., Л.В.Симонова.,. – М.: Вентана- Граф, 2013 год

Учитель:Василенкова О.В.

Технология развивающего обучения

Тип урока: комбинированный (виртуальная экскурсия)

















Краткая аннотация

Тема виртуальной экскурсии:

«Совместная жизнь организмов в природном сообществе»

Целевая аудитория:

Виртуальная экскурсия может использоваться на уроках экологии, общей биологии (9 – 11 классы) при изучении темы «Экосистемы», во время полевых экологических практикумов (при описании лесного биогеоценоза или как самостоятельное описание экосистемы), для написания реферативной (научно-исследовательской) работы по экологии.

Актуальность экскурсии:

Изучение экосистемы позволяет составить полную характеристику за короткий промежуток времени по сравнению с описанием мезо- или макроэкосистем. (Реальная экскурсия составляет 1-2 часа в зависимости от расположения объектов – пней)

Ожидаемые результаты:

Учащиеся познакомятся с особым видом экскурсий – виртуальной экскурсией, которую по желанию можно повторить и усовершенствовать; научатся составлять характеристику экосистемы по определенному алгоритму; продолжат работать с различными видами определителей (растений, лишайников, грибов, животных) в виде слайдов презентации и текстов.







Тема виртуальной экскурсии: «Совместная жизнь организмов в природном сообществе».

Тип урока: Урок–экскурсия, открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Ведущая педагогическая идея: реализация системно–деятельностного подхода в преподавании биологии.

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию понятийного поля «Характеристика экосистемы»:

1.экосистема (пример миниэкосистемы, подсистемы: биота, биотоп),

2.компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты),

3. структура экосистемы (организация): трофическая (цепи и сети питания), видовая, морфологическая (жизненные формы организмов),

4. экологическая ниша («адрес» и «профессия» вида),

5. биотические взаимоотношения (симбиоз, хищничество, паразитизм, квартирантство и др.).

6. взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой

(прямые межвидовые отношения: трофические, топические, форические и фабрические)

7. устойчивость и сукцессия экосистемы.

Воспитательная: способствовать формированию экологической культуры учащихся (бережное отношение к природе), эстетическому воспитанию (умение видеть красоту и гармонию природы).

Развивающая: способствовать развитию ОУУН: умения создавать презентацию (пролог, титульный лист, маршрут) и конспект виртуальной экскурсии.

Технологии и методы: используются

проектно-исследовательские методы и технологии, структурно-логические,

частично-поисковые,словесные,наглядные,здоровьесберегающие,ИКТ. Основной подход – деятельность и творчество.

Предметные результаты:

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов:

экосистема смешанного леса → продуценты → консументы → редуценты → образ древесины→ взаимоотношения организмов.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.


Приемы: Используются мыслительные операции «абстракция» и «конкретизация» ,постановка в ситуацию затруднения».

Формы работы: парная, групповая .

Оборудование: ПК, учебник «Биология» 9 класс под редакцией И.Н.Пономарёвой, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах, ЭОР.

Задачи экскурсии:

1.Изучить литературные источники и ресурсы Интернета по данной теме;

2.Наметить объект, маршрут виртуальной экскурсии;

3.Подобрать соответствующий графический материал для создания видеоряда;

4. Развития ассоциативного мышления: подобрать художественные тексты, стихотворения, музыкальное сопровождение для хода экскурсии;

5.Зафиксировать возникшие вопросы, найти на них ответы.

6.Выполнить виртуальную экскурсию в PowerPoint, используя различные приёмы, активизирующие познавательную деятельность экскурсантов.


Маршрут и структура экскурсии:

Материал экскурсии изучается «от общего» (характеристика экосистемы) – «к частному» (компоненты, элементы экосистемы). Используются мыслительные операции «абстракция» и «конкретизация».

Экосистема смешанного леса → продуценты → консументы → редуценты → образ древесины→ взаимоотношения организмов.

Экскурсия состоит из ряда этапов: подготовки, проведения, заключения, использования результатов на уроках и других формах обучения и воспитания. Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех ее элементов. Проводят экскурсию сами ребята, выступающие в роли экскурсоводов. Объект экскурсии - маленькое открытие для каждого – не только посетителя, но и экскурсовода. Главное правило экскурсовода: расскажи как можно больше интересного и полезного и ответь на любой вопрос.


Этапы экскурсии

Вид деятельности

учителя

учащихся

  1. Подготовка к экскурсии


Отбор содержания, знакомство с объектами изучения, разработка содержания вступительной и заключительной бесед, заданий для учащихся, списка литературы, вопросов для повторения, заданий для составления отчета

Повторение знаний об изучаемых на экскурсии объектах и явлениях, работа с дополнительной литературой.

II.Проведение экскурсии

Вступительная беседа, распределение заданий среди учащихся. Руководство деятельностью учащихся, рекомендации по выполнению индивидуальных заданий, оценка их работы.

Участие в беседе, самостоятельная работа по заданиям, проведение наблюдений, краткие записи.

III.Подведение итогов:


IV.Рефлексивно-оценочная деятельность

Заключительная беседа о экскурсии .

Реализуется в трех направлениях:

1)внешнем – в отношении последствий своих действий для окружающей среды;

2)внутреннем – в отношении самосознания, своего внутреннего мира и ценностных ориентаций;

3) деятельностном – в отношении организации и управления своей деятельностью, в т.ч. сотрудничеством, коммуникациями.



Участие в беседе, краткие сообщения о результатах работы.

V.Использование материалов экскурсии на последующих уроках

Включение материалов экскурсии в содержание уроков по данной теме.

Привлечение данных экскурсии, сведений из отчетов, собранных материалов в ответах.


Подробное послайдовое прохождение экскурсии со всеми дополнительными к презентации материалами:

I.Подготовка к экскурсии.

Учитель:

Слайд 1.Виртуальная экскурсия «Совместная жизнь организмов в природном сообществе».

Жизнь леса неповторима, это целый мир со своим населением, своей растительностью.

Слайд 2.Занятые будничной суетой мы не отличаем от общего шума звук дождя...
Не находим времени, чтобы прикоснуться к шероховатой древесной коре...
Не поднимаем голову, чтобы увидеть небо...

Слайд 3. Сегодня мы отправляемся на виртуальную экскурсию, чтобы познакомиться с экосистемой природного сообщества.

Экосистема - понятие безранговое. Это может быть система любого размера - от капли прудовой воды до биосферы в целом. В отличие от биогеоценоза понятие "экосистема" более широкое и охватывает сообщества любого ранга.

Ребята, исходя из определения «Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность», назовите, какие элементы входят в экосистему?

Экосистема - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ, потоком энергии и информации.

Следовательно, любая экосистема состоит из двух подсистем:

Экосистема

Биота = Биоценоз =

сообщество живого Биотоп = территория

(место обитания) + совокупность

абиотических факторов

Слайд 4. Наш маршрут пройдет через шесть основных точек:


1.Особенности экосистемы

2.Продуценты

3.Видовая структура

4.Консументы

5.Редуценты

7.Продуценты

7.Образ дерева, пня. Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

II.Проведение экскурсии

Отправляемся на первую точку маршрута нашей экскурсии.

Экскурсовод:

«Особенности экосистемы дубравы».

Дубрава – уникальная экосистема.

Здесь можно увидеть тонкую грань между паразитами и сапрофитами: если гриб поселяется ещё на живом дереве – он паразит, но если на пне – сапрофит. Но ведь пень после того, как спилили ствол дерева, ещё какое-то время остается живым: корни продолжают всасывание воды и минеральных веществ из почвы, и они сочатся из пня…

Можно проследить основные типы биотических взаимоотношений: симбиоз, паразитизм, хищничество, квартирантство, конкуренция и др…

Дерево – хороший объект для определения экологических нишей организмов. Определенные виды усачей, короедов поселяются на определенных видах деревьев. «Адрес» короедов - пространство между корой и древесиной, «профессия», т.е. пища – кора. В древесине могут жить личинки усачей, бронзовки, жука-носорога, древоточца и пр…

Самое главное: природные миниатюры –уникальны. Деревья различаются по видовому составу, степени разложения древесины, особенностям увлажнения, а значит, обрастанием разными видами мхов или лишайников… Норы в пне - убежище, место гнездования опять же различных животных…

Экскурсовод:

Слайд 5.

Итак, мы остановились у повреждённого дерева. Ничем не примечательного на первый взгляд, обычного, такого же, как и другие. Но давайте, присмотримся к нему повнимательнее. У него есть, что нам поведать. Летом повреждённая древесина наряжается в мантию из мягкого зеленого мха. А зимой надевает роскошную пушистую снежную шубу.

Слайд 6. Экосистема дерева


Биота Биотоп

Муравьи Древесина

Короеды Сердцевина остатки ствола дерева

Мох Кора

Брусника Корни


Экскурсовод:

Слайд 7. Древесина – своеобразная «монокультура», входящая в цепи питания организмов.

При составлении цепей питания мы видим, что в этой экосистеме пастбищные цепи начинаются с древесины. Детритные цепи, которые преобладают в данной экосистеме, тоже начинаются с древесины, и даже паразитическая цепь: живое дерево → трутовик (опёнок). Получается, что древесина служит многим видам в качестве основной пищи – своеобразная «монокультура».

Термин детрит означает «продукт распада» от латинского слова «deterere» - изнашиваться. Он позаимствован из геологии, где им называют продукты разрушения горных пород. В экологии детритом называют органическое вещество, вовлеченное в процесс разложения – начало пищевой цепи. Следующим звеном или уровнем детритной цепи следует считать животных – падальщиков, детритофагов.

В отличие от пастбищной цепи размеры организмов при движении вдоль детритной цепи не возрастают, а наоборот, уменьшаются. Так на втором уровне могут стоять насекомые - могильщики. Но самыми типичными представителями детритной цепи являются грибы и микроорганизмы, питающиеся мертвым веществом и довершающие продукт разложения биоорганики до состояния простейших минеральных и органических веществ, которые затем в растворенном виде потребляются корнями зеленых растений, начиная тем самым новый круг движения вещества. Поэтому такие организмы - деструкторы (разрушители) называются еще редуцентами (от латинского слова «редуцере» - возвращать), или сапрофагами (от греческого слова «сапрос» - гнилой).

Пастбищная и детритная цепи в разных экосистемах выражены по-разному. Например, в лесу лишь небольшая часть зелени поступает в пищу консументам. Большая часть отмерших растений и их фрагментов поступает непосредственно к редуцентам. То есть лес считается экосистемой с преобладанием детритных цепей.

В экосистеме гниющего дерева пастбищная цепь вообще отсутствует.

Учитель:

Сукцессия лесного биогеоценоза продолжается до 150-200 лет. Это одна из самых устойчивых естественных экосистем. А является ли устойчивой экосистемой повреждённая древесина?

Обратимся к таблице «Устойчивость экосистемы». Ребята, заполните её, сделайте вывод.(Уч-ся работают группами с дополнительной литературой).


Признаки устойчивости естественных экосистем

Особенности экосистемы

Большое разнообразие видов

Небольшое количество видов по сравнению с лесом

Присутствуют продуценты, консументы, редуценты

Преобладают консументы, редуценты. Группа продуцентов, растущих непосредственно на пне – незначительна.

Разнообразные цепи и сети питания

Цепи питания только детритные, короткие.

Действует правило экологической пирамиды

В отличие от пастбищной цепи размеры организмов при движении вдоль детритной цепи не возрастают, а наоборот, уменьшаются.

Сбалансированный круговорот веществ

Преобладает процесс деструкции

Единственный источник энергии – солнце

Организмы используют энергию Солнца (растения) и энергию, получаемую при разложении органических веществ пня (микроорганизмы: бактерии, грибы).

Направляющая роль естественного отбора, который сохраняет наиболее устойчивых к неблагоприятным факторам среды

Да

Саморегуляция

Да

Вывод: Повреждённая древесина – неустойчивая экосистема, так как количество видов небольшое, цепи питания простые, начинающиеся с детрита (древесины), продуцентов мало. Достаточно человеку пнуть его ногой, воткнуть в него топор, или поджечь – и пня, как экосистемы не будет!


Каждая экосистема включает три главных биологических компонента: продуценты, консументы, редуценты.

Связи, при которых одни организмы поедают другие организмы или их останки, или выделения (экскременты), называются трофическими («трофее» - питание, пища, гр.). При этом пищевые взаимоотношения между членами экосистемы выражаются через трофические (пищевые) цепи.

Схема «Трофическая структура, цепи питания»

Трофические или пищевые цепи могут быть представлены в форме пирамиды. Численное значение каждой ступени такой пирамиды может быть выражено числом особей, их биомассой или накопленной в ней энергией - это трофическая структура экосистемы.

В соответствии с законом пирамиды энергий Р.Линдемана и правила десяти процентов, с каждой трофической ступени на последующую ступень переходит приблизительно 10 % (от 7 до 17 %) энергии или вещества в энергетическом выражении.

Познакомимся с видовой структурой разрушенной древесины. Для этого отправимся в гости к продуцентам.

Первый, важнейший биологический компонент экосистемы- производители, или продуценты (от лат. «продуценс» - производящий, создающий). Это автотрофные организмы, в основном растения, а также некоторые бактерии, способные создавать органические вещества из неорганических, используя энергию солнца.


Слайд 8 – 11.

Их немного: мхи, лишайники, брусника, всходы сосны и других деревьев, семена которых зачастую прорастают прямо на пне.

Ребята! По ходу экскурсии у вас должна оказаться заполненной следующая таблица: (Уч-ся работают парами).

Видовое название

Трофические группы

Как используется древесина организмом

Тип биотических взаимоотношений

Цепи питания

Брусника

Продуцент

Минеральные и органические вещества пня используются для питания растения

Квартирантство, симбиоз (микориза), паразитизм (Топические, трофические)

Брусника → Exobasidium vaccinii;

Брусника → Melampsora Goeppertiana;

Брусника → птица (бурундук)


Экскурсовод :

Брусника

Растёт по сухим и сырым хвойным и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах.

Кустики брусники, побеги которой иногда должны прокладывать себе дорогу в гнилом пне между корой и древесиной, могут достигать в длину одного метра, между тем как растущие рядом на земле имеют обычно высоту от 8 до 15 см.

Цветёт в мае и июне. Венчики брусники во время цветения поникают, это защищает пыльцу от сырости. В пыльниках пыльца находится в виде плотной массы, но понемногу разрыхляется и высыпается порциями через дырочки, расположенные на концах пыльников.

Плоды — красные ягоды — держатся под снегом до весны.

Корни брусники густо оплетены мицелием гриба. Нити гриба принимают почвенные растворы с минеральными веществами и передают их корням брусники.


Лишайники, развивающиеся на гниющих пнях и на основаниях стволов деревьев, теневыносливы и влаголюбивы. Это цетрария сосновая (Cetraria pinastri), кладония пальчатая (Cladonia digitata), виды кладоний, составляющие «олений мох», и т. д.

Лишайники — очень медленно растущие организмы. Прирост их таллома при благоприятных условиях колеблется от 1 до 8 мм в год. При этом листоватые и кустистые лишайники растут быстрее, чем накипные. Средний возраст лишайников — от 30 до 80 лет, а отдельные экземпляры доживают до 600 - 2000 лет. Таким образом, наряду с гигантской секвойей и остистой сосной лишайники можно считать самыми долгоживущими организмами.

Мхи: туидиевые, бриум, плеврозиум

Вторую группу составляют потребители, или консументы (от лат. «consumo» - потребляю). Это все гетеротрофные организмы, потребляющие готовые органические вещества (растительноядные животные, хищники, паразиты). Консументы первого порядка питаются живым органическим веществом растительного происхождения. Консументы второго порядка питаются живым органическим веществом животного происхождения

В отличие от продуцентов, образующих первичную продукцию экосистем, организмы, использующие эту продукцию, получили название гетеpотpофов (гетерос - разный, гр.). Они используют для формирования своих органов готовое органическое вещество других организмов и продукты их жизнедеятельности.

Большинство консументов связаны пищевой цепью, в которой пень является их пищей (трофические отношения). Также консументы используют пень в качестве жилища (топические отношения).

Экскурсовод :

Станция консументы. Слайд 12 – 22.

Ящерица прыткая

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! –

Удрала, а хвост в руках.Ящерицы уничтожают немалое количество слизней, мух, разных мелких насекомых.


Кивсяки (лат. Julida) — из отряда двупарноногих многоножек - наземные беспозвоночные, обитающие в лесной подстилке. Животные избегают сухости и дневного света. Поэтому днем мы их не видим: в это время они прячутся под различными укрытиями, которые покидают только ночью или после дождей

Тело взрослого кивсяка состоит из головы, сильно кальцинированных многочисленных (более 30) сегментов туловища, которые представляют собой надёжную защиту от механических повреждений. Длина взрослых кивсяков варьируется от 2 до 20—25 см. Пища кивсяков – лиственный опад и мёртвые корни, перегной - большинство из них сапрофаги, иногда они питаются живыми сочными корнями. Эти животные наравне с дождевыми червями играют важную роль в процессе почвообразования.

На каждом сегменте туловища у кивсяков имеется пара отверстий пахучих желез. Выделения этих желез ядовиты, у некоторых видов содержат синильную кислоту. Некоторые кивсяки имеют предупреждающую окраску с яркими полосами. Для многих животных, особенно млекопитающих, эти многоножки несъедобны – их выделения раздражают слизистые глаз и носоглотки. Правда, рептилии и птицы их поедают.


Бурундук .

Найти норку бурундука без помощи собаки очень трудно, так как вход в нее всегда старательно скрыт среди густого бурелома, под корнями, под стволом поваленного дерева, под камнем, или в выгнившем пне. Выкопанную землю бурундук уносит в своих защечных мешках и выбрасывает подальше от норы. В норе, которая бывает иногда до трех метров, кроме камеры для гнезда, всегда имеются одна или две большие кладовые для запасов и один-два тупичка — «уборные». Жилая «комнатка» выстилается сухой травой и листьями. В ней хозяева спят ночью и проводят время зимней спячки. Здесь же родятся и растут маленькие бурундучата. Кладовые наполняются самыми разнообразными продуктами: тут и пшеница, и овес, и разные дикие семена, и сушеные ягоды, и яблоки, и даже грибы. Иногда разные виды пищи бывают даже отделены один от другого сухими листьями. Количество запасов в норе бурундука, по точным данным, доходит до 6 килограммов.

Ввиду медленного роста лишайников необходимое условие их жизни — продолжительная неподвижность субстрата.

Чем старше пень, тем больше на нем лишайников!

Экскурсовод :

Усач сосновый черный. Жуков-дровосеков легко узнать по длинным усам, из-за которых их называют усачами. Взрослые жуки питаются в кронах деревьев, объедая молодые ветки.

Жуки появляются в середине лета (июнь — июль) и заселяют как стоячие ослабленные деревья ели, так и лежачие (ветровальные, буреломные), еловые бревна.

Личинки по выходе из яиц, откладываемых в трещины, щели коры, грызут свои ходы сначала на внутренней поверхности коры, затем на поверхности древесины, после чего уходят внутрь древесины на глубину до 4 см. Древесина - не очень питательная пища, поэтому челюсти личинки должны работать беспрерывно, размалывая в муку крепкие древесные волокна. В древесине личинки зимуют, и только весной превращаются в куколок, из которых в июне выходят жуки.


Ёж европейский Основное место обитания — смешанные и лиственные леса, лесные опушки, вырубки, овраги, заросли кустарников. Ёж ведёт одиночный образ жизни. Самцы агрессивно защищают друг от друга индивидуальные кормовые участки. В пределах своего участка ёж устраивает несколько (до 10) гнёзд, спрятанных в кустарнике, под брёвнами, пнями, в кучах хвороста. Гнездо (диаметром 15—20 см) он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Летом нор не роет, иногда занимает пустые норы грызунов. Активен в сумеречное и ночное время.

Жук-носорог (Oryctes nasicornis) каштаново-бурый, блестящий, длиной 25—40 мм, самец его имеет на лбу довольно длинный изогнутый рог. Его личинка, достигающая в длину 80 мм, живет в кучках растительного перегноя, в компостных кучах, в дуплах лиственных деревьев. Развитие её продолжается 4 года. Передними лапками жук-носорог хорошо копает, а пи Экскурсовод :

тается он трухой деревьев или древесным соком, не брезгует и навозом.

Семейство короеды (Scolytidae)

Взрослые жуки имеют удлиненное цилиндрическое тело, длиной 1—8 мм, и короткие ноги с тонкими лапками. Их личинки белые, безногие, толстые и короткие. Самки короедов при откладке яиц вбуравливаются в ткани растений всем телом и прокладывают в них специальные маточные ходы. Надкрылья многих видов короедов специально приспособлены для выбрасывания опилок из ходов: их вершины вдавлены, образуют углубление, по краям которого имеются зубцы. Все приспособление в целом носит название «тачки». Короеды относятся к группе «вторичных» вредителей, т. е. заселяют ослабленные, отмирающие деревья.

Древоточец пахучий Cossus cossus,

Гусеницы прогрызают ходы в стволах древесных или в побегах и корнях травянистых растений. Развитие обычно длится 2—3 года. Крупных мясистых резко пахнущих кроваво-красных гусениц нередко можно встретить ползущими по поверхности земли в конце августа, когда они ищут места для зимовки. Зимует гусеница в рыхлом коконе из грубого шелка. После зимовки окукливается. Бабочки вылетают в начале лета. Бабочки от средних до очень крупных размеров (в России от 13 до 70—80 мм в размахе крыльев), живут недолго и не питаются, ротовой аппарат недоразвит.

Дятлы.

Черный дятел желна. В лесных массивах, где зимуют черные дятлы - желны, под усыхающими или погибшими стволами деревьев белеют целые кучи щепок и древесной трухи, разбросаны большие пластины сбитой коры. Добираясь до личинок златок и усачей, желна выдалбливает в трухлявых пнях и стволах овальные или четырехугольные "дятельники" глубиной до 10-12 см, сужающиеся в сторону сердцевины ствола. Обладатель клюва, крепкого, как хорошее долото, этот дятел долбит даже твердую смолистую древесину здоровых елей и сосен, доставая из узких ходов крупных черных древесных муравьев (компонотус) или жирные личинки усачей.

Другие виды остающихся на зиму дятлов приспособились к охоте на вредителей главным образом лиственных пород: белоспинный дятел чаще других долбит кору берез и осин, тополей, ив и трухлявые стволы некоторых

других деревьев.

Экскурсовод :

Большой пестрый дятел кроме личинок насекомых всю зиму кормится семенами ели и сосны, целые кучи разбитых, взъерошенных шишек темнеют весной на земле под его "кузницами" или "станками".


Зарянка (реполов, малиновка (устар.) — Erithacus rubecula

Питается различными беспозвоночными и ягодами. Зарянка гнездится чаще всего на земле или низко от земли, в хорошо закрытом месте: в нише или пустотах от выгнившей сердцевины и корней старого пня, в углублении между корнями большого старого дерева (чаще ели), под основанием наклонившегося ствола дерева, в куче выкорчеванных пней; реже под ветвями лежащего на земле валежника, но в этом случае гнездо хотя бы частично прикрыто сверху плотным пластом мертвого полога; как исключение, в дупле на высоте до 2 м от земли.

Малый земляной шмель (Bombus lucorum) живёт на лесных полянах, лугах, в кустарниковых зарослях, устраивая гнезда в заброшенных норах грызунов, в пустотах под корнями деревьев и пней.

Экскурсовод :

Жук-олень, рогач (Lucanus cervus) – крупнейший жук Европы. Самец длиной до 7 см (без верхних челюстей); голова очень большая, с выступающими гребнями и огромными верхними челюстями, по форме напоминающими рога оленя (отсюда название). Челюсти служат в период спаривания для борьбы с др. самцами. Жуки ими не добычу хватают, а «бодаются», дерутся за сладкий напиток. Сцепившись «рогами», стараются спихнуть друг друга с дерева. Жук питается вытекающим из деревьев соком; Быстряк четырехточечный Sericoda quadripunctratum - редкая жужелица. Характерный лесной вид. Обитает под корой как стоящих, так и упавших деревьев, иногда встречается в лесной подстилке, на гарях и кострищах. Цикл развития одногодичный.

Красные полевки северных хвойных лесов часто запасают ягоды (бруснику и клюкву), складывая их кучками под пнями и колодами.

Тут и там в старых пнях, в ямках, в трещинах скал появляются всходы кедра, дуба и орешника. Лесные грызуны вместе с птицами - лучшие распространители этих ценных деревьев. Без их участия кедр не мог бы снова занять те большие пространства, где таежные пожары погубили все хвойные деревья; семена его слишком тяжелы, а ветер и вода для него плохие помощники в расселении.

Экскурсовод :

Гадюка обыкновенная

В жаркие солнечные дни любят гадюки погреться на солнце, а в пасмурные и прохладные дни они мало двигаются, прячутся в норы, гнилые пни, между камнями. В сумерки и ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, птенцов, ящериц. Молодые гадюки ловят насекомых, червей. Зимуют в норах кротов, грызунов, среди сгнивших корней деревьев.


Бронзовка золотистая достигает в длину 20 мм. Надкрылья зелёные с металлическим отблеском и узкими поперечными белыми узорами. Снизу тело жука бронзового цвета с пурпурным отблеском. Личинки жёлто-белые очень прожорливы. Растут быстро и через месяц уже достигают половины своей окончательной величины. За один месяц личинка съедает пищи в несколько тысяч раз больше объёма своего тела.

Учитель:

Итак, мы ответили на вопрос: «Кто-кто в тереме живёт»?

Не полностью, так как в любой экосистеме есть и редуценты, как их называют «Великие могильщики Земли» (от лат. «редуцере» - возвращать).

Именно они разрушают органические вещества мертвых останков и возвращают в круговорот элементов – биогеохимический цикл неорганические вещества.

Экскурсовод :

Станция «Редуценты». Слайд 23- 31.

Чешуйчатка золотистая

Гриб встречается летом и осенью на корнях, пнях, у основания хвойных и лиственных деревьев. Шляпка диаметром 4-10 см, колокольчатая, с возрастом плоско-округлая, грязновато-золотистого или ржаво-желтого цвета. Плодовое тело сухое, покрыто ржаво-коричневыми, завернутыми кверху крупными чешуйками. Пластинки желтоватые, в дальнейшем ржавые. Ножка высотой до 10 см при толщине 1-1,5 см, желтовато-бурая, с коричнево-ржавыми пятнами. Молодые грибы имеют покрывало (пленку под шляпкой), которое потом рвется. Гриб съедобный, горьковатый и имеет запах редьки.


Фибропория Вайяна (Полипорус разрушающий) -    однолетний гриб, растущий на разрушенной древесине - на пнях, валеже и сухостое. Иногда перебирается на сухие листья и иные растительные остатки, а в отдельных местностях поселяется в постройках как домовый гриб. Растет в течение всего вегетационного периода (с весны по осень). Плодовое тело распростертое, слабо прикрепленное, мягкое, белое или бледно-кремовое.

Опенок осенний (настоящий). Растет группами на пнях, мертвой древесине, реже на стволах живых деревьев, активно разрушая кору и быстро преодолевая расстояние между деревьями, поэтому считается опасным паразитом древесных пород (поражает 236 видов древесных, кустарниковых и даже некоторых травянистых растений).

Опенок любит старые пни, корни хвойных и лиственных деревьев, и особенно часто селится на дубовых и березовых пнях, встречается даже в районах вечной мерзлоты.

Опенок ложный серно-желтый. Растет группами на гнилой древесине разных пород деревьев, на пнях, у основания стволов.

Экскурсовод :

Хондростереум пурпурный - Chondrostereum purpureum. (Стереум пурпурный, стереум пурпурно-фиолетовый).

Плодовые тела черепитчато расположены на субстрате, распростерто-отогнутые, в свежем состоянии мягко-кожистой, при засыхании твердо-роговидной консистенции. Поверхность плодовых тел белая, слегка опушенная. Вешенка обыкновенная

Эти грибы растут на старых пнях клена, березы, ольхи.

Вешенка дубовая – малоизвестный гриб. Необычности вешенке дубовой добавляет общее «покрывало», прикрывающее молодые грибы от капризов погоды.

Шляпка гриба листовидная или ухообразная сероватая, или оливкового оттенка, у старых грибов выцветает до белого. Гриб распространен в лиственных лесах умеренного климата. Растет на стволах дубов, реже – ив. Излюбленные места обитания – пни и валежник во влажных лесах.

Вешенка лососевая или розовая отличается ярким розовым цветом спороносного слоя и слегка опушенной шляпкой.

Вешенки – съедобные грибы.

Экскурсовод :

Ежовик коралловидный (Hericium coralloides).

Растет: с начала июля до середины сентября на пнях и валеже лиственных пород (осины, дуба, чаще березы), единично, очень редко. Внесен в Красную книгу России. Считается съедобным грибом.


Копринусы – грибы-навозники. Родовое название этих грибов — копринус — происходит от греческого слова «копрос» (сорros), что значит «навоз». Грибы, поселяющиеся на навозе, называют копрофилами. К этой экологической группе грибов относятся и многие копринусы. Всего род включает около 200 видов. Они являются космополитами и распространены почти по всему земному шару. Виды этого рода селятся на навозе травоядных животных, хорошо удобренной почве, на разрушающихся пнях и других растительных остатках.

Обычны на пнях грибы слизевики, дождевики, трутовики.

Селится на пнях, отмерших ветвях и стволах лиственных деревьев гриб Кориолус многоцветный.

С разными грибами, селящимися на пнях мы познакомимся

Учитель:

Слайд 31. «Грибные вариации»

Слайд 32. Пни такие разные, удивительные и прекрасные… Неслучайно, они становятся «героями» различных художественных произведений.

Учитель:

Слайд 33. «Образы пней»


Ребята! Найдите в текстах и запишите в тетрадь названия животных, встречающихся в дубравах ( см.прложение).


Ребята! Могут ли пробудиться от зимней спячки различные животные зимой, или это только сказка?

Экскурсовод:

Слайды 34-38.

Станция : Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

Прямые межвидовые отношения подразделяются на четыре типа: трофические, топические, форические и фабрические. Слайд 35-38

Трофические отношения возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо мертвыми остатками особей этого вида, либо продуктами их жизнедеятельности).

Топические связи характеризуют любое, физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Они заключаются в создании одним видом среды для другого, в формировании субстрата, во влиянии на движение воды, воздуха, в изменении температуры, насыщении среды продуктами выделения и т. п.

Форические отношения — участие одного вида в распространении другого. В этой роли обычно выступают животные, переносящие семена, споры, пыльцу растений. Так, обладающие цепляющимися шипами семена лопуха или череды могут захватываться шерстью крупных млекопитающих и переноситься на большие расстояния.

Фабрические отношения — тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида. Например, птицы строят гнезда из сухих веточек, травы, шерсти млекопитающих и т.п. Личинки ручейников для строительства своих домиков используют кусочки коры, песчинки, обломки раковин или же сами раковины с живыми моллюсками мелких видов.

Из всех типов биотических отношений между видами в биоценозе наибольшее значение имеют топические и трофические связи, поскольку они удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в достаточно стабильные сообщества разного масштаба.

Учитель:

Не только теоретический, но и в немалой степени практический интерес представляют принципы функционирования биоценозов. Некоторые из них:

  • принцип (правило) разнообразия условий биотопа: чем разнообразнее условия жизни в рамках биотопа, тем большее число видов в заселяющем его биоценозе;

  • принцип отклонения условий существования от нормы: чем больше отклонение условий существования от оптимума (нормы) в пределах биотопа, тем беднее видами становится заселяющий его биоценоз и тем относительно больше особей имеет каждый присутствующий вид. Число особей внутри вида и число видов в ценозе обратно пропорциональны;

  • принцип плотной упаковки: виды, объединенные в сообщества (биоценоз, экосистему), используют все возможности для существования, представляемые средой, с минимальной (но не нулевой) конкуренцией между собой и максимальной биологической продуктивностью в условиях конкретного места обитания (биотопа). При этом пространство заполняется с наибольшей возможной плотностью.(Работа в группах с дополнительной литературой-заполнить таблицу).

Видовой состав, трофические группы повреждённой древесины, биотические взаимоотношения

Видовой состав

пня

Трофические группы

Как используется повреждённая древесина организмом

Тип биотических взаимоотношений

Цепи питания

Малый земляной шмель

Консумент.

Гнездование

Квартирантство

Нектар клевера → шмель → насекомоядная птица

Жук – олень, рогач

Консумент.

В.о. – фитофаг, личинка -детритофаг

Пища личинки, место жительства


Гниющая древесина → личинка

Кивсяк

Консумент. Детритофаг

Убежище


Опад, мертвые корни → кивсяк

Усач сосновый

Консумент.

В.о. – фитофаг, личинка -детритофаг

Пища личинки, место жительства


Древесина → личинка

Жук - носорог

Консумент. Детритофаг

Пища


Трухлявая древесина → ж.-носорог

Бронзовка золотистая

Консумент. Личинка - детритофаг

Пища личинки, место жительства


Гниющая древесина → личинка

Короеды

Консумент. Детритофаги: В.О., личинка

Пища личинки, место жительства

Симбиоз короедов и спор грибов

Кора → короед

Древоточец пахучий

Консумент.

В.о. не питается, личинка - детритофаг

Пища личинки, место жительства


Древесина → личинка

Фибропория Вайяна

Консумент. Детритофаг

Пища


Древесина → гриб

Быстряк четырехточечный

Консумент. Зоофаг

Жильё, место охоты

Квартирантство, хищничество

Древесина → короед → быстряк

Черный дятел желна

Консумент. Зоофаг

Место охоты

Хищничество, конкуренция с б.п.дятлом

Древесина → короед (усач) → дятел

Большой пестрый дятел

Консумент. Зоофаг

Место охоты

Хищничество, конкуренция с ч. дятлом

Древесина → короед (усач) → дятел

Зарянка

Консумент. Зоофаг

Место охоты, гнездование

Квартирантство

Листья → листоед → зарянка

Красная полёвка

Консумент. Фитофаг

Жильё

Квартирантство

Ягоды брусники → кр.полевка

Бурундук

Консумент. Фитофаг

Жильё

Квартирантство

Зерна, семена → бурундук

Чешуйчатка золотистая

Консумент. Детритофаг

Пища


Древесина → гриб

Опёнок осенний, опёнок ложный серно-желтый

Консумент. Детритофаг, паразит

Пища

Паразитизм

Древесина → гриб

Лишайник кладония

Продуцент

Субстрат

Симбиоз

Лишайник → лось → волк

Ёж европейский

Консумент. Зоофаг

Место охоты, гнездование

Квартирантство

Древесина → усач → еж → лиса

Ящерица прыткая

Консумент. Зоофаг

Место охоты, гнездование

Квартирантство

Древесина → усач → ящерица

Муравьи-древоточцы

Консумент. Зоофаг

Место охоты, гнездование

Квартирантство

Гниющая древесина → личинка → муравей

Мох туидиум

Продуцент

Субстрат

Квартирантство

Мох → лось → волк

Гадюка обыкновенная

Консумент. Зоофаг

Место охоты, гнездование

Квартирантство

Яйцо зарянки → гадюка

Оса - блестянка

Консумент. Зоофаг

Место охоты, гнездование

Квартирантство

Гниющая древесина → личинка усача → оса

Паук - волк

Консумент. Зоофаг

Место охоты, гнездование

Квартирантство

Растения мелкие → насекомые → паук

Рогохвост хвойный

Консумент. Личинка - детритофаг

Пища

Симбиоз личинок и спор древоразрушающих грибов

Древесина → личинка

Оса сколия

Консумент. Зоофаг

Место охоты, зимовки

Хищничество

Древесина → личинка ж.носорога → сколия


III.Подведение итогов.

Учитель:

Слайд 39. Ребята! Вот и завершилась наша виртуальная экскурсия «Экосистема природного сообщества». Желаю Вам почаще останавливаться и замирать от восторга от красоты окружающей нас природы А сейчас проверим, насколько хорошо Вы усвоили материал виртуальной экскурсии. Желаю Вам успеха при ответе на «Чёртову дюжину» вопросов об экосистеме дубравы. (Демонстрация презентации «Вопросы «Чёртова дюжина»)

IV.Рефлексивно-оценочная деятельность

Самооценки учащегося

( в баллах от 1 до 5)

Вопрос

Оценка и ответ

Как Вы оцениваете свою работу на уроке? (1-5)


Что вызвало интерес на данном уроке?


Что не понравилось Вам на данном уроке?


Возникли ли у Вас какие-либо предложения по проведению урока-игры?


Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между Вами и другими участниками Вашей группы?


Как работала Ваша группа? (1-5)


Дайте оценку уроку (выбрав один ответ)

А. Было очень интересно

Б. Было интересно

В. Иногда было интересно

Г. Не было интересно


Ваше настроение от данного урока


а



б


в


г




V.Предполагаемые результаты реализации виртуальной экскурсии.

1.Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в природе), понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. (Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем через беседы, и индивидуальные консультации).


  1. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Для достижения данного уровня результатов необходимо взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е в защищенной, дружественной среде).

3. Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Литература:

1.Бианки В. В.Лесная газета. – Л.: Детская литература, 2001.

2.Лисов Н.Д., Камлюк Л.В., Лемеза Н.А. и др. Учебное пособие для 11-го класса 11-летней общеобразовательной школы, для базового и повышенного уровней. Под ред. Н.Д. Лисова.- Мн.: Беларусь, 2002.- 279 с. § 5. Биоценоз. Многообразие биоценозов

3.Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб.- М.: Дрофа, 1999.


Материалы Интернета:

5.http://ggf.bsu.edu.ru/ElBook/Ekologia/text/1_09.html Биоценозы

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Cetonia_aurata Бронзовка золотистая

7. http: //ru.wikipedia.org/wiki/Брусника

8.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BA Бурундуки

9.http://www.darwin.museum.ru/expos/redbook/?r=%CD%E5%F1%EA%F3%F7%ED%FB%E9%20%F1%E0%E4 Быстряк четырехточечный

10.http://www.grib-bludo.ru/load/1-1-0-36 Вешенка

http://img-fotki.yandex.ru/get/4601/topocentr.14/0_48cbd_1ae8eae7_L Вешенка обыкновенная

нка

23. http://nsc.1september.ru/2000/20/no20_1.htm Здравствуй, лес! Стихи и текст Татьяны Шорыгиной

24.http://books.rusf.ru/unzip/add-2003/xussr_gk/kataev18.htm?1/1 Катаев В.П. Пень

25.http://ru.wikipedia.org/wiki/Julida Кивсяки

26.http://stroki.net/content/view/7409/43/ Киктенко Вячеслав Пни

27. www.sunnygarden.ru/pets/eco/pn/pn.html Коллекция лесных пней

28.http://cardiotechnika.ru/php/content.php... Копринусы - грибы навозники

29.http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B8+&clid=43913&lr=21 Красные полевки

30.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9 Опенок осенний (настоящий).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты с названиями животных, встречающихся в дубравах

Г.Скребицкий На лесной полянке. Зима.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется - зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется. Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей. Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усатый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму.

А. И. Пантелеев Отрывок из рассказа «У Щучьего озера».

Есть прелесть и в самой поздней осени - в этом безнадежном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля. Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.


****Живет-поживает в роще старый березовый Пень. Каждый год, в первые дни осени живет он в ожидании чуда. Однажды ночью из-под него внезапно появляется на свет этакая веселая компания — дружное семейство опят — все, как один, малые детки на тонких упругих ножках, в рыжих шляпках, пахнущие мокрой землей и прелой древесиной. А когда семейство, наконец, опять появилось, старый Пень подумал: это они пришли, чтобы скрасить моё одиночество.

Виталий Бианки Солнечная ванна.

Ядовитая гадюка каждое утро вползает на сухой пенек и греется на солнце. Она ещё с трудом ползает, потому что кровь у неё сильно остыла на холоде. Согревшись на солнышке, гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами да лягушками.


Виталий Бианки Бросают оружие.

Февраль – перезимок. Лесные богатыри – сохатые терлись рогами о стволы деревьев в чаще, скинули рога. Вон, рог лежит у пня. Правда, попорченный мышами за зиму. А теперь у них показались новые рога. Это еще незатвердевшие бугорки, покрытые кожей и пушистой шерстью

Свечение грибов

Светятся опята, создавая в лесу незабываемое зрелище. Вот как образно пишет П. Сафаров: "Поставив на ночь с полдесятка удочек над берегом лесного озера, я надел плащ и устало лег на моховой коврик, возле трухлявого пня. Высокий причудливый пень почти полностью оброс молодыми опятами. День угасал. В теплых сумерках догорала заря. Деревья стояли вокруг, словно безмолвные тени. Уснул быстро. Но в полночь меня разбудил громовой раскат. Откинув капюшон, я поднял голову. И тут же окаменел, затаив дыхание. В непроглядной тьме, прямо передо мной, сияя голубовато-фосфорическим светом, возвышался какой-то миниатюрный волшебный замок. - Да это пень светится! - догадался я.

Зрелище было невыразимое. Вокруг пня такая светлынь, хоть книжку читай: отчетливо виден каждый сухой стебелек, травинка. От верхушки до основания он как бы тлел то ярко сияющими, то тускло серебристыми пятнами. Свет излучал не только старый пень, но и облепившие его опята. Их толстенькие, в мохнатых манжетках, чешуйчатые ножки будто насквозь были пронизаны неугасимым свечением. А темные, отчетливо очерченные силуэты шляпок затейливо сплетались в узорные кружева. Не чудо ли это природы!".

Иногда можно увидеть аметистовый свет в трухе замшелого пня. Сине-зеленый свет часто излучают грибы-перестарки, которых называют грибы-люминофоры. У них фосфоресцируют нижние поверхности старых шляпок, пластинки, в которых светятся мельчайшие микроскопические бактерии.

Гнилые опенки, весенние сморчки и грибы-трутовики светятся в темноте перед сырой погодой и грозой. Не случайно грибы-люминофоры называют лесными синоптиками, их свечение - к перемене погоды, к ненастью. [33]

Сказка Семеновой Людмилы ПЕНЬ.

Жил-был Пень. Самый обыкновенный Пень. Старый, трухлявый, повидавший виды и потому остывший ко всему в жизни. Радости просачивались сквозь него, как дождевая вода. А неприятности застревали костью в горле. С годами он стал похож на огромный коричневый сморчок, больной и молчаливый. И дожил до того дня, когда ни на что уже не годился.

Бывало, что проходящий мимо путник, присядет на него отдохнуть. А бывало, что зазевавшийся грибник споткнется об него и обругает. А большей частью бывало, что и совсем ничего не бывало. И казалось Пню, что он всем мешает.

- Эх, если бы можно было сделать так, чтоб и вовсе исчезнуть. Ну, кому я нужен такой на белом свете? - думал он длинными, бессонными ночами.

Но однажды, внезапно, на рассвете, сквозь чуткий утренний сон, он почувствовал невероятно сильный, пьянящий аромат. Открыл глаза и увидел напротив себя белую Черемуху.

Она расцвела за одну ночь. Вся в цвету, как в снегу, стояла напротив него и бесстыже заполняла собой поляну. Еще вчера на ней были маленькие едва заметные соцветия. А сегодня с утра она вся, покрылась снегом, и ее терпкий запах кружил над лесом.

Пень был ошеломлен. Пень был потрясен такой громкой площадной красотой. Словно белое облако спустилось с голубых небес. Он бы смотрел и смотрел на Черемуху денно и нощно, не смыкая глаз. В его сердце вернулась радость. Впервые за свои долгие сумеречные годы он стал чего-то ждать

ВЛАДИМИР ВОРОБЬЁВ Кто зимы не видал.


Жил-был заяц Барабанщик. Так его прозвали за то, что он любил лапами по

пенькам стучать. Подбежит к старому пню и ну по нему барабанить:

- Тук-тук! Тра-та-та!

Жуки, пауки, букашки, таракашки - все с перепугу наружу выскакивают,

выпрыгивают. А зайка над ними смеётся, потешается:

- Ага! Испугались? Эх вы, мелкота! Нигде вы не бывали. Ничего не

видали. Потому и боитесь всего на свете. То ли дело мы, зайцы!

Однажды жуки, пауки, букашки, таракашки и комарьё всякое на зайца

совсем разобиделись.

- А где ты, серый, бывал? - затопали на него ножками пауки.

- Чего ты, косой, особенного ви-идал? - заныли комары.

- Мы и сами с усами, - сказали жуки. - С твоё-то, Барабанщик, знаем!

- Вот уж-жо поднатуж-жимся, дож-ждёшься, дож-ждёшься от нас, - жужжали мухи.

- Ах, так! - рассердился на них заяц. - Я косой? Я серый? А шубку мою

белую видели? А что зимой всё кругом белым-бело, знаете?

Но букашки, таракашки, жуки, пауки зайца на смех подняли:

- Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Врёт серый про шубку белую!

- Какая такая зима?

- Почему белым-бело?

Прискакали лягушки. Приползли ужи. Прибежали ежи. И тоже все над зайцем смеяться стали:

- Ну и врёт Барабанщик!

- Всегда здесь зеленым-зелено!

- Всегда зайцы серые.

А заяц так им всем сказал:

- Раз вы мне не верите, я сюда зимой прибегу. Всех вас разбужу. Шубку

белую покажу.

И ускакал в лес.

Прошло лето. Миновала осень. Попрятались и уснули в старом пне под

корой жуки, пауки, букашки, таракашки и комарьё всякое. Крепко спят под пеньком лягушки, ежи. И никто из них не видал, как пришла зима, и стало от снега кругом белым-бело.

И вот однажды прибежал сюда Барабанщик да как забарабанит в пень:

- Тук-тук! Тра-та-та! Просыпайтесь, поднимайтесь! Поскорее выходите,

на меня поглядите!

Но никто не просыпался. Никто не отзывался. Тогда заяц забарабанил ещё сильней:

- Тр-ра-та-та! Тр-ра-та-та! - И закричал нарочно: - Просыпайтесь,

поднимайтесь все, кто в пне живёт, кто лета ждёт! Лето пришло!

Тут изо всех щелей старого пня полезли букашки, таракашки, жуки, пауки и комарьё всякое. Выползли из-под пня лягушки, ужи и ежи. А как осмотрелись, так все и ахнули:

- Ах!

Кругом белым-бело. И на зайце шубка белая! Засучили лапками пауки.

Затрясли усами жуки. Ежи колючками стучат. Ужи шипят сердито:

- Ш-шутки ш-шутишь, Барабанщик!

Только мухи сначала обрадовались:

- Ух, сколько сахару!

А как сели на снег, сразу лапки поджали, и давай жужжать:

- Ж-ж-и-вотики ж-жёт, ж-жёт.

- 3-зи-зи-ма, зи-има! - зазвенели жалобно комары.

Лягушки - те только квакнули:

- Ква-а! - И глаза от удивления вытаращили. А заяц Барабанщик скок на

пень и говорит:

- Теперь будете знать, какая такая зима?!

Но тут все поскорее опять попрятались. Кто в пень, кто под пень. От

холода, от зимы подальше.

А наперёд уговорились: не судить, не рядить о том, чего сами не видели.В мой арсенал педагога - предметника, проводящего такой урок, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:









На уроке применялись следующие сберегательные технологии:



создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в классах;

разнообразие видов и форм уроков – удивление нестандартностью проведения;

формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;

гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;

разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, пользоваться вспомогательными средствами.

при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;

использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 ученика);

подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками;

рефлексия;

во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности;

для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;

для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;

для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;

физкультминутки на 15 – 25 –ой минутах урока на снятие:

мышечного утомления с плечевого пояса;

мышц спины, кистей рук;

зрительного утомления;

минуты релаксации;

массаж активных точек;

чередование поз;

дыхательная гимнастика.


29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!