СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия «Православный Новозыбков»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия «Православный Новозыбков»»


МИНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАРОКРИВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


243007 Брянская область, Новозыбковский район, село Старый Кривец, ул. Голодеда, д. 1 «А»

Тел. 8 (48343) 93-5-44




Виртуальная экскурсия «Православный Новозыбков»





Разработчик: Редок Татьяна Васильевна














с. Старый Кривец

2021 г.

Тема: Виртуальная экскурсия «Православный Новозыбков» (внеклассное мероприятие).

Класс: 5.

Цель: формировать у учащихся знания о Православии в Новозыбковском городском округе, об истории храмов и их значении для жизни земляков.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «храм – дом Божий».

  2. Сформировать у учащихся представление о ценности храма, как общенародного дома для молитв; святыни для православных людей.

  3. Познакомить учащихся с основными храмами города Новозыбков, их историей и внутренним устройством.

  4. Познакомить учащихся с храмом, который находился на территории села Старый Кривец; его историей.

  5. Способствовать усвоению учащимися уважительного отношения к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре, научиться правилам поведения в храме.

  6. Воспитать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты

Личностные:

  • способствовать формированию и развитию у школьников нравственных и эстетических качеств личности;

  • способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к истории городского округа; а также истории родного села;

  • способствовать формированию уважительного отношения к культовым сооружениям.



Метапредметные:

  • способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса;

  • способствовать формированию умения  анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия;

  • способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.

Предметные:

  • углубить теоретические представления учащихся об элементах православной культуры;

  • практическое ознакомление с устройством православного храма;

  • сформировать умения описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Материал и оборудование занятия: презентация «Православный Новозыбков», проектор, интерактивная доска.

Структура занятия:

  1. Мотивационный этап.

  2. Этап актуализации знаний.

  3. Этап открытия новых знаний.

  4. Рефлексия.

Предварительная работа учителя:

1. Определение темы внеклассного мероприятия, его цели и задачи.

2. Определение формы мероприятия – внеклассное мероприятие.

3. Изучение литературы и подбор материалов, необходимых для реализации внеклассного мероприятия.

4. Разработка программы – сценария внеклассного мероприятия.

5. Подготовка презентации «Православный Новозыбков».

Технологическая карта внеклассного мероприятия

«Виртуальная экскурсия «Православный Новозыбков»».

п/п

Этап занятия

Формы/

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1













Мотивационный этап












Коллективная /фронтальная беседа












Настройка учащихся к учебной деятельности, которая направлена на получение новых знаний; а также создание условий для мотивации учеников активно включаться в учебный процесс.


Добрый день, ребята! Садитесь. А с каким настроением вы сегодня пришли ко мне?

Сегодня на нашем внеклассном мероприятии мы отправимся в виртуальную экскурсию по православному Новозыбкову.

Приветствуют учителя. Слушают учителя.

Личностные УУД:

эмоциональный, положительный настрой на занятие.

Коммуникативные УУД: внимательное слушание учителя.

2.

Этап актуализации знаний

Монолог с элементами беседы














































Подготовка учащихся к получению новых знаний.


Ребята, у меня к вам вопрос, подумайте и ответьте на него: какова цель нашей виртуальной экскурсии?

- Кто из вас был в церкви (храме)?

- А вы знаете, что такое церковь; что такое храм?

Согласно толкованиям из религиозных изданий храмом принято называть архитектурное сооружение, которое предназначено для проведения религиозных обрядов и богослужений. История возникновения таких храмов берёт начало ещё с проведения Тайной Вечери, которая состоялась в обычном доме, но в особой горнице (комнате). Именно в тот момент Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, а также провел первую торжественную литургию, а также превратил вино и хлеб в кровь свою и тело. Во время таинства они также беседовали о тайнах царства небесного и церкви. Именно с того момента были заложены основы христианского храма, а именно особого помещения для проведения богообщения, молитвенных собраний и совершения таинств.

Само слово «церковь» в переводе означает дом Бога, а также избранных или отобранных из общего числа. Именно поэтому, церковью называют не только само здание, но и группу верующих людей по всему миру. Так христианский храм также называют церковью. Одной из самых главных частей храма считают алтарь. Там находится трапеза и престол – это помещение для молящихся. На престоле проводят таинство причастия и бескровного жертвоприношения.

Основные положения, в чем разница церкви и храма:

  1. Понятие «церковь» — более широкое и означает не только архитектурное здание, но и совокупность людей.

  2. Слово «храм» означает определенное место для проведения богослужений.

  3. Основные составляющие христианского храма – жертвенник и алтарь.

  4. Каждую церковь считают христианским храмом.

  5. Основная и главная церковь города — собор.

Слушают учителя; совместное определение цели виртуальной экскурсии; отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

умение определять цели и задачи урока; усвоение учащимися нового, неизвестного материала;

Коммуникативные УУД: 

беседа с учителем; участие в коллективной работе.

Познавательные УУД:

выдвижение предположений.

3

Этап открытия новых знаний

Монолог с элементами беседы.

Все свои помыслы и представления о высшей красоте, добре, любви наши предки связывали с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле. (слайд 2)

Православный храм – это хранитель исторической памяти, который может рассказать многое. Нельзя себе представить русский город или село без храма. Эти неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей нашей Родины. И это не удивительно, ведь и беды и праздники испокон века собирают народ под куполами церкви, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека. Многие православные храмы на Руси строились в честь каких-то событий, в честь славных русских людей, святых.

Итак, мы отправляемся в наше путешествие. И мне бы хотелось, чтобы сегодня, в ходе мероприятия, каждый из нас задумался над вопросом: что мы, оставим своим потомкам, ведь и наше время когда-нибудь станет историей.


Первая остановка в нашей виртуальной экскурсииХрам Рождества Пресвятой Богородицы в Людково (Слайд 3)

Это храм Клинцовской и Трубчевской епархии Русской православной церкви в городе Новозыбкове. После включения села Людково в состав Новозыбкова является старейшим храмом города. Церковь была построена в 1754 году. В 1980-е годы пострадала от пожара. Долгое время не использовалась и к концу XX в. пребывала в полуразрушенном состоянии. С 2002 года местные жители стали перестраивать храм Рождества Пресвятой Богородицы. 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось историческое событие для храма. Клинцовский и Трубчевский епископ Владимир освятил престол храма Рождества Богородицы в Людково. (слайд 4, 5, 6,7)


На следующей остановке нашей виртуальной экскурсии мы познакомимся с Николо – Рождественским храмом. (слайд 8)

Это один из древнейших старообрядческих храмов на Брянщине.

- Ребята, а знаете ли вы кто такие старообрядцы?

Термин старообрядчество впервые возник в XVII веке, в то время, так стали называть православных христиан, которые не приняли реформы патриарха Никона. Они были не согласны с изменениями в богослужебных книгах и в обрядах, поэтому продолжали придерживаться старых обрядов, поэтому их и стали называть старообрядцы.

Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали и требовали принять новые церковные изменения, а тех, кто отказывался, ждали гонения.

Вернёмся к Николо – Рождественской церкви. Николо - Рождественская церковь расположена у реки Зыбкая в глубине участка на углу набережной и Первомайской улиц, строилась она с 1774 по 1782 г. на средства злынковского купца Осипова. История храма, как и судьба людей, неотделима от исторических перипетий. Были здесь и героические и трагические страницы…

После того, как в Стародубье началось насильственное насаждения единоверия, начались беспорядки и волнения. Официальные власти рассматривали единоверие как переходную ступень от старообрядчества в господствующее православие. В январе 1791 г. в Злынку, Климово и Новозыбков прибыли подразделения Изюмского гусарского полка во главе с Бибиковым, губернатором Новгород-Северского. Основная задача полка сводилась к одному — военной силой подавить противников единоверия очистить от них монастыри и храмы. Но в Новозыбкове полк поджидала неудача. Старообрядцы забаррикадировались в Рождественской церкви у Сенного рынка и не пустили туда солдат. 3 месяца и 4 дня длилась оборона храма. Ее защитники, вооруженные дубинами и кольями, при поддержке большинства населения Новозыбкова успешно отбивались от солдат Изюмского полка. И полк отступил, задачу силой помочь единоверцам занять Рождественскую церковь он не выполнил. Событие это в истории Стародубья получило название «Зыбковское сидение». Храм полностью перестроен в 1817–18 гг. в стиле классицизма. В 1896 г. открыта церковно- приходская школа. После опубликования в России известного царского манифеста от 17 октября 1905 г. старообрядцы обрели право на свою религиозную деятельность, книгоиздание, строительство храмов. В этот период времени активно начался процесс регистрации некогда запрещенных старообрядческих общин. Так, 9 октября 1907 г. черниговским губернским правлением была зарегистрирована Новозыбковская старообрядческая община, приемлющая священство Белокринницкой иерархии при храме Рожества Богородицы.

(слайд 9, 10).

Следующая остановка нашей виртуальной экскурсии - Спасо-Преображенский собор. (слайд 11)

Датой основания собора является апрель 1911 года, когда совершилось освящение места для будущей постройки и воздвигнут крест на месте будущего Алтаря.

Ребята, а что такое алтарь?

- Это главная часть храма, которая находится на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.

Средства на постройку храма пожертвовал один из состоятельных жителей г. Новозыбкова, купец-старовер Дмитрий Кублицкий. Храм сооружался в течение трех лет при активном участии местных христиан, которые своими силами рубили в лесу смолистую сосну, свозили ее к месту постройки, сами и строили храм. Причем строительство велось без проекта. Талантливые мастера просто не нуждались в нем. Весь архитектурный замысел созревал не­посредственно в ходе строительства, которое благополучно завершилось в 1914 году.

Первоначальная своеобразная роспись внутренних стен храма была выполнена в 1914 г. маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в кон. 1980-х гг. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной храм.

В 1938 году церковь была закрыта. Богослужения были возобновлены лишь в 1943 году. В 1963 году храм стал кафедральным собором русской древлеправославной церкви. В 1970—1980-х годах были построены 2 новых алтаря, позолочены купола, реставрирован иконостас, установлены 4 новых колокола, храм был почти полностью перерасписан.

В 1990 году открыто Высшее древлеправославное духовное училище.

(слайд 12,13, 14)


На следующей остановке мы познакомимся с Чудо-Михайловским собором. (слайд 15)

В 1860 году Черниговское епархиальное начальство открыло в г. Новозыбкове  комитет по сбору средств на строительство православного Храма. Председателем комитета был избран местный купец Михаил Уманец.

Не только православные жители г. Новозыбкова, но и окрестных селений и даже многие старообрядцы приняли участие в добровольных пожертвованиях на строительство православного Храма. В общей сложности было собрано до 2000 рублей, чего не хватало даже на начало строительства.

Долго еще пришлось бы ожидать православным утешения в своей духовной скорби, если бы не отозвался ревнитель Православия в лице председателя этого комитета помещик Михаил Уманец и его жена, которые выделили 30000 рублей серебром, и на эту сумму собственным своим попечением и заботами в1867 году начали строительство.                                       Строительство Храма  продолжалось 31 год, и было закончено в 1898 году. Однако его освящение состоялось раньше – 16 февраля 1896 года, на котором присутствовали 12 священников.        

Престол Храма освящен в честь воспоминания Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Престольный праздник Храма (отмечается 19 сентября по новому стилю) собирает большое количество верующих.

За период антирелигиозной идеологии и гонений на Русскую Церковь Храм, к счастью, остался цел и невредим. Правда, во время немецкой оккупации он обветшал. Отметить надо и то, что в течение 100 лет Храм практически не закрывался.
В конце 50-х годов новозыбковский Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех вошел в Орловско-Брянскую Епархию. Тогда начались и реставрационные работы.

В 1986 г., после чернобыльской катастрофы, Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех  стал духовной  опорой душ человеческих. На обрушившееся горе здесь многие находили ответы из Священного Писания, - что в жизни нет случайностей, а все свершается по Промыслу Божию.

(слайд 16,17)



Следующая остановка нашей виртуальной экскурсии - Храм во имя Святой Троицы. (слайд 18)

После завершения  Чудо-Михайловского собора в 1898 году пошла речь о постройке в Новозыбкове второго православного храма. С 1901 года велись работы по разработке проекта новой церкви и составлению сметы. Храм был заложен в 1905 году, но из-за утраты чертежей, активные строительные работы начались лишь летом 1907 года. К 1909 году были сооружены стены храма, но постройка остановилась по причине нехватки средств. Тысячу рублей на продолжение работ пожертвовал император Николай II, а 1 апреля 1914 года генерал-лейтенант Аркадий Вакуловский-Дощинский выделил ещё тысячу. 8 мая 1914 года состоялось освящение новой церкви.

До 1937 года в храме служил священник Григорий Езерский (арестован и расстрелян). Во время немецкой оккупации здесь служил священник Афанасий, расстрелянный через три дня после освобождения Новозыбкова. Храм закрыт в конце 1940-х. Весной 1952 года церковь была разграблена и разрушена. Впоследствии здание перестроили в трудовые мастерские средней школы №2.

26 июня 1995 года здание было возвращено церкви. В ходе реконструкции 1995—2000 годов церкви вернули первоначальный вид. В декабре 2013 года установили колокола.

(слайд 19,20,21,22)

Следующая остановка нашей виртуальной экскурсии - Часовня в честь мученика Вонифатия. (слайд 23)

Вонифатьевская (Шведовская) церковь была построена новозыбковским купцом Шведовым на главной улице старого Новозыбкова – Чугуновской (ныне улица Ленина).

Храм был единоверчиским (единоверческая церковь – это церковь, входящая в Русскую Православную церковь, но совершающая службы по старому обряду и по старым Богослужебным книгам с официального благословения и разрешения). Построен храм в знак искупительной жертвы за грех, в котором Шведов винил себя. В результате пожара на одной из принадлежащих ему фабрик погибло 11 человек. По – видимому, причиной пожара была халатность персонала, связанная с пьянством, поэтому храм был освящён в честь святого Вонифатия, которому обычно молятся во избавление от греховых страстей – пьянства и распутства.

По свидетельству современников, Вонифатьевский храм был маленький, но чрезвычайно красивый. Афанасий Иванович думал и об образовании молодых новозыбковцев; но его средства была построена школа имени Петра I (сейчас там находится административное здание медицинского училища).

Красавица – церковь была взорвана советской властью в 1932 году. Мотивировалось это тем, что она мешает проведению праздничных демонстраций.

В конце апреля 2003 начались работы по восстановлению часовни. Кровля воссоздавалась по фото, которое хранится в архиве краеведческого музея. Кстати, в ходе работы реставраторы обнаружили подземный ход, о существовании которого и раньше ходили слухи. Он связывал часовню с Шведовским домом. По всей видимости, купеческая семья использовала этот переход в ночное время, если была духовная необходимость в молитве. В доме Шведовых находился долгое время Дом пионеров, сейчас – дом детского творчества.

(слайд 24,25,26)

Ребята, а теперь сделаем остановку на последней станции нашей виртуальной экскурсии. Вы знаете, что раньше на месте поклонного креста, который стоит в центре нашего села, располагалась красивая церковь?

Эта церковь носила название – Троицкая. (слайд 27)

Село Старый Кривец – старинное войсковое поселение. В середине 17-го века оно принадлежало Игнату Коровченко, полковнику Стародубского казачьего полка. Церковь была построена в короткие сроки. В 1691 году она была освящена. По ведомости 1767 года при храме уже существовала школа. (слайд 28) В 1780 году церковь сгорела. Причина пожара в документах не указывается. Местные старожилы рассказывают легенду, слышанную в детстве от своих дедов и бабушек, о том, что церковь, стоявшая на высоком кургане, полностью ушла в землю. Во второй половине 18-го века село Старый Кривец было куплено у вдовы полковника Стародубского полка Федора Коровченко (брата предыдущего владельца села Игната Коровченко) генеральным писарем Стародубского полка Семеном Савичем, землевладельцем из рода дворян Корсаков.

К этому моменту в селе уже почти 15 лет не было церкви. Новые владельцы решили совершить «благое дело» и сделали пожертвование на строительство нового храма. Церковь была построена на средства Анастасии Савич, жены генерального писаря, помещицы села Старый Кривец. В 1795 году строительство нового храма было завершено.

В 1930 году началась коллективизация, в селе организовался колхоз под названием «Новая жизнь». В новой крестьянской жизни не нашлось места церкви, и в том же 1930 году она была закрыта. В бывшем храме было решено устроить склад. Ценную церковную утварь отвезли в Новозыбков, большую часть церковного иконостаса публично сожгли на центральной площади села. Однако часть икон, а также регистрационных церковных книг жители успели тайно разобрать по домам. На судьбе одной иконы хочется остановиться особо.

Иконе Почаевской божьей матери чудом удалось избежать огня. (слайд 29) Ее нашла одна местная жительница, забрала к себе домой, долго и бережно хранила, а перед смертью передала одной из своих ближайших товарок. Эта простая женщина произвела косметический ремонт иконы и сделала ее настоящим украшением домашнего иконостаса.

В 1981 году, осенью, склад из церкви убрали. Здание представляло собой жалкое зрелище: двери сорваны, оконные проемы пусты.

27 апреля 1982 года, ранним утром, страшный грохот потряс правление колхоза «Новая жизнь», люди выскочили на улицу и увидели над церковью облако пыли. Когда пыль осела, перед кривчанами предстало укороченное здание. Главный купол храма обвалился. Полуразрушенная церковь простояла еще два года. (слайд 30)

Сейчас на месте храма, в центре нашего села, стоит «Поклонный крест». (слайд 31)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Личностные УУД

осмысление темы внеклассного мероприятия; основных вопросов, которые подлежат усвоению.

Коммуникативные УУД:

умение вести диалог; умение корректно формулировать вопросы.


4

Рефлексия

Фронтальная беседа. Диалог.

Способствовать запоминанию нового материала, изученного в ходе внеклассного мероприятия.

Организовать проведение самооценки.


Итак, ребята, вам понравилась наша виртуальная экскурсия «Православный Новозыбков»?


В завершении нашего занятия, я бы хотела предложить вам сформулировать основные правила поведения в храме (церкви). (слайд 32)

1. Когда мальчики заходят в храм, они должны снять головные уборы.

2. Когда девочки заходят в храм, они должны покрыть голову платком.

3. Для посещения храма надевают скромную одежду.

4. В храме не шумят (громко не разговаривают).

5. При входе в храм следует перекреститься и поклониться.

Ребята, закончим наше мероприятие стихотворением Игоря Перышкина «О чём молчат разрушенные храмы…» (слайд 33)

О чём молчат разрушенные храмы?
О чём молчат развалины церквей?
Они немы-но всё ж небездыханны-
Ведь своды их хранят тепло свечей!
О чём молчит тот колокол, что сброшен?
Какую весть уже не донесёт?
О чём молчит у стен он мхом поросший,
О чём звонарь в него уж не пробьёт?
О чём молчит тот купол, с неба сбитый,
О чем молчит разлученный с крестом?
Лежит, вниз головой, совсем забытый,
А был когда-то веры маяком!
О чём молчит заросшая дорога?
Та, что была дорогой к алтарю!
Ах, сколько же по ней прошло народа,
Стремясь излить в молитвах боль свою.
О чём молчат иконы, миром плача,
О чём молчит в чернилах Светлый лик?
Молебен в церкви стал звучать иначе!
Не от стыда за нас ли плач Святых?
О чём молчат разрушенные храмы-
О чём молчат развалины церквей
Наступит день-покосятся бурьяны,
И купола заблещут средь лучей!

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют основные правила поведения в храме.

Личностные УУД: учащиеся делятся впечатлениями по полученной информации.

Познавательные УУД:

творческая переработка изученной информации.

Коммуникативные УУД:

оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу внеклассного мероприятия.


Список используемой литературы

  1. Лазаревский А. «Описание старой Малороссии», т.1, стр. 412

  2. Руссов А.А. «Описание Черниговской губернии», т.2.

  3. «Исповедные ведомости Троицкой церкви села Старый Кривец Черниговской епархии» за 1901-1909 годы.

  4. «Исторической статистическое описание Черниговской епархии», т.4.

  5. Niebisky Korona polska”, т. 2, стр. 618-619.

  6. Соколов Я. «Седая Брянская старина», стр. 342

  7. https://zen.yandex.ru/media/pvremena/chudo-arhangela-mihaila-v-honeh-5d80a796aad43600ad63f468

  8. https://zen.yandex.ru/media/pravlife/kto-takie-staroobriadcy-i-chem-otlichaiutsia-ot-pravoslavnyh-5ee46ca9341d8562c69e503b

  9. https://ikona-i-molitva.info/v-chyom-raznica-xrama-i-cerkvi/

  10. http://www.novozybkov.ru/blog/2011/09/30/vse-tserkvi-starogo-novozybkova/

  11. http://www.pravoslavest.ru/hrams/1.html

  12. http://novozibkov.blagochin.ru/xramy/