Все свои помыслы и представления о высшей красоте, добре, любви наши предки связывали с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле. (слайд 2) Православный храм – это хранитель исторической памяти, который может рассказать многое. Нельзя себе представить русский город или село без храма. Эти неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей нашей Родины. И это не удивительно, ведь и беды и праздники испокон века собирают народ под куполами церкви, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека. Многие православные храмы на Руси строились в честь каких-то событий, в честь славных русских людей, святых. Итак, мы отправляемся в наше путешествие. И мне бы хотелось, чтобы сегодня, в ходе мероприятия, каждый из нас задумался над вопросом: что мы, оставим своим потомкам, ведь и наше время когда-нибудь станет историей. Первая остановка в нашей виртуальной экскурсии – Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Людково (Слайд 3) Это храм Клинцовской и Трубчевской епархии Русской православной церкви в городе Новозыбкове. После включения села Людково в состав Новозыбкова является старейшим храмом города. Церковь была построена в 1754 году. В 1980-е годы пострадала от пожара. Долгое время не использовалась и к концу XX в. пребывала в полуразрушенном состоянии. С 2002 года местные жители стали перестраивать храм Рождества Пресвятой Богородицы. 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось историческое событие для храма. Клинцовский и Трубчевский епископ Владимир освятил престол храма Рождества Богородицы в Людково. (слайд 4, 5, 6,7) На следующей остановке нашей виртуальной экскурсии мы познакомимся с Николо – Рождественским храмом. (слайд 8) Это один из древнейших старообрядческих храмов на Брянщине. - Ребята, а знаете ли вы кто такие старообрядцы? Термин старообрядчество впервые возник в XVII веке, в то время, так стали называть православных христиан, которые не приняли реформы патриарха Никона. Они были не согласны с изменениями в богослужебных книгах и в обрядах, поэтому продолжали придерживаться старых обрядов, поэтому их и стали называть старообрядцы. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали и требовали принять новые церковные изменения, а тех, кто отказывался, ждали гонения. Вернёмся к Николо – Рождественской церкви. Николо - Рождественская церковь расположена у реки Зыбкая в глубине участка на углу набережной и Первомайской улиц, строилась она с 1774 по 1782 г. на средства злынковского купца Осипова. История храма, как и судьба людей, неотделима от исторических перипетий. Были здесь и героические и трагические страницы… После того, как в Стародубье началось насильственное насаждения единоверия, начались беспорядки и волнения. Официальные власти рассматривали единоверие как переходную ступень от старообрядчества в господствующее православие. В январе 1791 г. в Злынку, Климово и Новозыбков прибыли подразделения Изюмского гусарского полка во главе с Бибиковым, губернатором Новгород-Северского. Основная задача полка сводилась к одному — военной силой подавить противников единоверия очистить от них монастыри и храмы. Но в Новозыбкове полк поджидала неудача. Старообрядцы забаррикадировались в Рождественской церкви у Сенного рынка и не пустили туда солдат. 3 месяца и 4 дня длилась оборона храма. Ее защитники, вооруженные дубинами и кольями, при поддержке большинства населения Новозыбкова успешно отбивались от солдат Изюмского полка. И полк отступил, задачу силой помочь единоверцам занять Рождественскую церковь он не выполнил. Событие это в истории Стародубья получило название «Зыбковское сидение». Храм полностью перестроен в 1817–18 гг. в стиле классицизма. В 1896 г. открыта церковно- приходская школа. После опубликования в России известного царского манифеста от 17 октября 1905 г. старообрядцы обрели право на свою религиозную деятельность, книгоиздание, строительство храмов. В этот период времени активно начался процесс регистрации некогда запрещенных старообрядческих общин. Так, 9 октября 1907 г. черниговским губернским правлением была зарегистрирована Новозыбковская старообрядческая община, приемлющая священство Белокринницкой иерархии при храме Рожества Богородицы. (слайд 9, 10). Следующая остановка нашей виртуальной экскурсии - Спасо-Преображенский собор. (слайд 11) Датой основания собора является апрель 1911 года, когда совершилось освящение места для будущей постройки и воздвигнут крест на месте будущего Алтаря. Ребята, а что такое алтарь? - Это главная часть храма, которая находится на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Средства на постройку храма пожертвовал один из состоятельных жителей г. Новозыбкова, купец-старовер Дмитрий Кублицкий. Храм сооружался в течение трех лет при активном участии местных христиан, которые своими силами рубили в лесу смолистую сосну, свозили ее к месту постройки, сами и строили храм. Причем строительство велось без проекта. Талантливые мастера просто не нуждались в нем. Весь архитектурный замысел созревал непосредственно в ходе строительства, которое благополучно завершилось в 1914 году. Первоначальная своеобразная роспись внутренних стен храма была выполнена в 1914 г. маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в кон. 1980-х гг. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной храм. В 1938 году церковь была закрыта. Богослужения были возобновлены лишь в 1943 году. В 1963 году храм стал кафедральным собором русской древлеправославной церкви. В 1970—1980-х годах были построены 2 новых алтаря, позолочены купола, реставрирован иконостас, установлены 4 новых колокола, храм был почти полностью перерасписан. В 1990 году открыто Высшее древлеправославное духовное училище. (слайд 12,13, 14) На следующей остановке мы познакомимся с Чудо-Михайловским собором. (слайд 15) В 1860 году Черниговское епархиальное начальство открыло в г. Новозыбкове комитет по сбору средств на строительство православного Храма. Председателем комитета был избран местный купец Михаил Уманец. Не только православные жители г. Новозыбкова, но и окрестных селений и даже многие старообрядцы приняли участие в добровольных пожертвованиях на строительство православного Храма. В общей сложности было собрано до 2000 рублей, чего не хватало даже на начало строительства. Долго еще пришлось бы ожидать православным утешения в своей духовной скорби, если бы не отозвался ревнитель Православия в лице председателя этого комитета помещик Михаил Уманец и его жена, которые выделили 30000 рублей серебром, и на эту сумму собственным своим попечением и заботами в1867 году начали строительство. Строительство Храма продолжалось 31 год, и было закончено в 1898 году. Однако его освящение состоялось раньше – 16 февраля 1896 года, на котором присутствовали 12 священников. Престол Храма освящен в честь воспоминания Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Престольный праздник Храма (отмечается 19 сентября по новому стилю) собирает большое количество верующих. За период антирелигиозной идеологии и гонений на Русскую Церковь Храм, к счастью, остался цел и невредим. Правда, во время немецкой оккупации он обветшал. Отметить надо и то, что в течение 100 лет Храм практически не закрывался. В конце 50-х годов новозыбковский Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех вошел в Орловско-Брянскую Епархию. Тогда начались и реставрационные работы. В 1986 г., после чернобыльской катастрофы, Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех стал духовной опорой душ человеческих. На обрушившееся горе здесь многие находили ответы из Священного Писания, - что в жизни нет случайностей, а все свершается по Промыслу Божию. (слайд 16,17) Следующая остановка нашей виртуальной экскурсии - Храм во имя Святой Троицы. (слайд 18) После завершения Чудо-Михайловского собора в 1898 году пошла речь о постройке в Новозыбкове второго православного храма. С 1901 года велись работы по разработке проекта новой церкви и составлению сметы. Храм был заложен в 1905 году, но из-за утраты чертежей, активные строительные работы начались лишь летом 1907 года. К 1909 году были сооружены стены храма, но постройка остановилась по причине нехватки средств. Тысячу рублей на продолжение работ пожертвовал император Николай II, а 1 апреля 1914 года генерал-лейтенант Аркадий Вакуловский-Дощинский выделил ещё тысячу. 8 мая 1914 года состоялось освящение новой церкви. До 1937 года в храме служил священник Григорий Езерский (арестован и расстрелян). Во время немецкой оккупации здесь служил священник Афанасий, расстрелянный через три дня после освобождения Новозыбкова. Храм закрыт в конце 1940-х. Весной 1952 года церковь была разграблена и разрушена. Впоследствии здание перестроили в трудовые мастерские средней школы №2. 26 июня 1995 года здание было возвращено церкви. В ходе реконструкции 1995—2000 годов церкви вернули первоначальный вид. В декабре 2013 года установили колокола. (слайд 19,20,21,22) Следующая остановка нашей виртуальной экскурсии - Часовня в честь мученика Вонифатия. (слайд 23) Вонифатьевская (Шведовская) церковь была построена новозыбковским купцом Шведовым на главной улице старого Новозыбкова – Чугуновской (ныне улица Ленина). Храм был единоверчиским (единоверческая церковь – это церковь, входящая в Русскую Православную церковь, но совершающая службы по старому обряду и по старым Богослужебным книгам с официального благословения и разрешения). Построен храм в знак искупительной жертвы за грех, в котором Шведов винил себя. В результате пожара на одной из принадлежащих ему фабрик погибло 11 человек. По – видимому, причиной пожара была халатность персонала, связанная с пьянством, поэтому храм был освящён в честь святого Вонифатия, которому обычно молятся во избавление от греховых страстей – пьянства и распутства. По свидетельству современников, Вонифатьевский храм был маленький, но чрезвычайно красивый. Афанасий Иванович думал и об образовании молодых новозыбковцев; но его средства была построена школа имени Петра I (сейчас там находится административное здание медицинского училища). Красавица – церковь была взорвана советской властью в 1932 году. Мотивировалось это тем, что она мешает проведению праздничных демонстраций. В конце апреля 2003 начались работы по восстановлению часовни. Кровля воссоздавалась по фото, которое хранится в архиве краеведческого музея. Кстати, в ходе работы реставраторы обнаружили подземный ход, о существовании которого и раньше ходили слухи. Он связывал часовню с Шведовским домом. По всей видимости, купеческая семья использовала этот переход в ночное время, если была духовная необходимость в молитве. В доме Шведовых находился долгое время Дом пионеров, сейчас – дом детского творчества. (слайд 24,25,26) Ребята, а теперь сделаем остановку на последней станции нашей виртуальной экскурсии. Вы знаете, что раньше на месте поклонного креста, который стоит в центре нашего села, располагалась красивая церковь? Эта церковь носила название – Троицкая. (слайд 27) Село Старый Кривец – старинное войсковое поселение. В середине 17-го века оно принадлежало Игнату Коровченко, полковнику Стародубского казачьего полка. Церковь была построена в короткие сроки. В 1691 году она была освящена. По ведомости 1767 года при храме уже существовала школа. (слайд 28) В 1780 году церковь сгорела. Причина пожара в документах не указывается. Местные старожилы рассказывают легенду, слышанную в детстве от своих дедов и бабушек, о том, что церковь, стоявшая на высоком кургане, полностью ушла в землю. Во второй половине 18-го века село Старый Кривец было куплено у вдовы полковника Стародубского полка Федора Коровченко (брата предыдущего владельца села Игната Коровченко) генеральным писарем Стародубского полка Семеном Савичем, землевладельцем из рода дворян Корсаков. К этому моменту в селе уже почти 15 лет не было церкви. Новые владельцы решили совершить «благое дело» и сделали пожертвование на строительство нового храма. Церковь была построена на средства Анастасии Савич, жены генерального писаря, помещицы села Старый Кривец. В 1795 году строительство нового храма было завершено. В 1930 году началась коллективизация, в селе организовался колхоз под названием «Новая жизнь». В новой крестьянской жизни не нашлось места церкви, и в том же 1930 году она была закрыта. В бывшем храме было решено устроить склад. Ценную церковную утварь отвезли в Новозыбков, большую часть церковного иконостаса публично сожгли на центральной площади села. Однако часть икон, а также регистрационных церковных книг жители успели тайно разобрать по домам. На судьбе одной иконы хочется остановиться особо. Иконе Почаевской божьей матери чудом удалось избежать огня. (слайд 29) Ее нашла одна местная жительница, забрала к себе домой, долго и бережно хранила, а перед смертью передала одной из своих ближайших товарок. Эта простая женщина произвела косметический ремонт иконы и сделала ее настоящим украшением домашнего иконостаса. В 1981 году, осенью, склад из церкви убрали. Здание представляло собой жалкое зрелище: двери сорваны, оконные проемы пусты. 27 апреля 1982 года, ранним утром, страшный грохот потряс правление колхоза «Новая жизнь», люди выскочили на улицу и увидели над церковью облако пыли. Когда пыль осела, перед кривчанами предстало укороченное здание. Главный купол храма обвалился. Полуразрушенная церковь простояла еще два года. (слайд 30) Сейчас на месте храма, в центре нашего села, стоит «Поклонный крест». (слайд 31) |