СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности – ВИЧ/СПИДЕ и личной ответственности за свое поведение

Просмотр содержимого документа
«Вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ» с. КАРАБУДАХКЕНТ




Конспект урока в 11 «Х\Б»

«Вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита»





































Составитель: Бийболатова З.А.

учитель биологии

В МБОУ «Гимназия»



Цель урока: Сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности – ВИЧ/СПИДЕ и личной ответственности за свое поведение.

Задачи урока: показать учащимся темпы распространения ВИЧ\СПИДА

  • Акцентрировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ\СПИДА в мире приходится на подростков и молодежь

  • Показать , что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков

  • Убедить учащихся, о необходимости раннего познания проблемы, что позволит правильно осознать опасность болезни и личную ответственность каждого человека за свое здоровье

  • Воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни

Оборудование: компьютер, проектор, экран, плакаты

Ход урока


1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Создание позитивного настроения
Учитель. Добрый день, дети. Давайте поприветствуем друг друга (похлопаем в ладони). Спасибо, садитесь, пожалуйста. С каким настроением пришли сегодня на урок?
(Ученики поднимают карточки: Зеленая — хорошее настроение, синий — плохое, красный — тревожное настроение. Если много синих и красных карт, то учитель предлагает релаксацию с закрытым глазами под спокойную музыку.)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ.
♦ Выберите правильный ответ. (4-6 баллов)
1. Неклеточными формами жизни являются:
а) прокариоты; б) эукариоты; в) вирусы.
2. Впервые вирусы были открыты:
а) в XVIII веке; б) в XIX веке; в) в XX веке. 
3. Жизненный цикл вирусов состоит из такого количества фаз:
а) 2; 6)3 в)4.
4. Размножение вирусов происходит:
а) в клетке хозяина; б) независимо от клетки хозяина; в) на поверхности клетки хозяина.
5. Оболочка вирусов состоит:
а) белков; б) углеводов; в) из липидов.
6. Вирусы содержат:
а) только РНК; б) только ДНК; в) ДНК или РНК.
7. Тип инфекции, когда вирусные частички не выходят в окружающую среду из инфицированных клеток:
а) острая; б) хроническая;в) скрытая.
8. У растений инфекции распространяются:
а) лимфой; б) ведущими тканями;в) корнем.
9. Специфические для каждого вируса защитные белки организма хозяина:
а) иммуноглобулины; б) интерфероны; в) гормоны.
10. Таежный энцефалит распространяется: а) кровососущими насекомыми; б)клещами; в) воздушно-капельным путем.
11. Комплекс процессов.которые происходят во время взаимодействия возбудителя (вирусов) и организма хозяина: а) инфекция; б) инвазия;
в) вакцинация.
12. Изоляция больных организмов от здоровых: а) инвазия; б) инфекция;
в) карантин.

♦ Вставьте пропущенные слова. (2 балла)
Бактериофаги__________, которые поражают_____________
У вирусов есть только ___вид нуклеиновой кислоты ДНК или____ . Вирусы — формы жизни, которые составляют отдельное_______ органического мира. Вирусы проникают в организм с пищей, через кожу,____или_____
путями. Примерами вирусных болезней можно назвать ___________,_________, и др.
Валеологическое упражнение на релаксацию
Декламирование стихотворения
Ты молод, но душа твоя болит — Твоя свеча еще не догорела...
А в сердце муки, кровь кипит — Здоровье отбирает СПИД...
Твои глаза полны страданий,
И спутать можно плоть и тень...
Ты не питаешь ожиданий,
Желанья меряешь на день...
Но если б раньше мог ты знать,
Что на земле найдешь ворота ада,
Ты смог бы направленье поменять— Возможно, не напился бы ада!...
И даже находясь у огненных ворот, Лишь за тобой решение —
Иль ты шагаешь бездне в рот,
Иль молишь Бога о спасении!!!
Сообщение темы и цели урока
Проблемный вопрос

♦ Как защитить себя от ВИЧ/Спида?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Информационное сообщение учителя «Вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита» (презентация)
Как известно, СПИД — одна из важнейших проблем, с которой столкнулось человечество в XX веке и с которой мы вошли в XXI. Впервые о СПИДе заговорили в 1981 году, и уже более 30 лет эта аббревиатура не сходит со страниц газет и журналов. От Спида уже умерло более 16 млн человек, зарегистрировано более 36 млн ВИЧ - инфицированных. Регионы мира, где ситуация с заболеванием на СПИД является самой тяжелой, — это Африка, Юго-Восточная Азия и Северная Америка. В России к регионам с наибольшим распространением Спида относятся Москва, Сантпетербург.а также Республика Крым. Среди пораженных Спидом людей есть не только взрослые, но и дети. Тысячи лабораторий во всем мире разрабатывают средства борьбы со Спидом. Уже созданы препараты, которые позволяют затормозить развитие болезни. Некоторые ученые считают, что в ближайшее десятилетие будет найдено лекарство от этой болезни, но пока что единственным надежной защитой от Спида является соблюдение правил личной безопасности.
Упражнение «Мозаика»
Учитель. Вспомним понятия ВИЧ и СПИД. Как они расшифровываются? (Вывешивает на доску большие буквы, слова и объяснения.)
В — вирус (возбудитель заболевания);
И — иммунодефицита (отсутствие иммунной реакции организма);
Ч — человека (может быть только у человека);
С — синдром (ряд симптомов, указывающих на болезнь);
П — приобретенного (не наследственного);
И — иммунного (касается иммунной системы);
Д — дефицита (недостаток или нехватка).
Предложить учащимся после короткого обсуждения расшифровать аббревиатуры.
Это даст возможность предварительно оценить знания учеников и объяснить некоторые термины: «вирус», «иммунодефицит», «синдром»'и другие.

Продолжение рассказа учителя
ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека, который развивается и размножается в организме человека и приводит к полной потере защитных сил организма и развитию Спида. СПИД — это синдром приобретенного иммунодефицита, то есть болезнь, вызванная вирусом. Вирусы являются возбудителями многих болезней, например гриппа, герпеса и даже некоторых видов рака. Для своей жизнедеятельности вирус должен проникнуть в живую клетку. В случае ВИЧ это иммунная клетка человека. СПИД развивается как конечная стадия болезни в организме человека, который вызывает ВИЧ. Инкубационный период от момента заражения ВИЧ до первых проявлений может быть как коротким, несколько недель, так и очень длительным — несколько лет. За этот период возбудитель Спида разрушает лимфоциты, что неизбежно приводит к глубоким изменениям всей иммунной системы больного человека.
Первыми, кто заболел СПИДОМ, были люди, которые входили в так называемую «группу риска»”. Это наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, больные врожденной гемофи -лиею. Однако очень быстро вирус СПИДа вышел за пределы названных групп риска в основную популяцию населения. Согласно новым данным, которые обнародовало подразделение ООН по борьбе с ВИЧ/ СПИДом, темпы распространения инфекции среди молодежи в большинстве пораженных стран снижаются; исключение составляет только ситуация в Украине и России, где количество ВИЧ-инфицированных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет все увеличивается.
Возможно ли вылечить эту страшную болезнь? К сожалению, нет!
На сегодня существует много лечебных препаратов для борьбы с инфекциями, обусловленными СПИДом, но они делают жизнь больных длиннее Также существуют некоторые лекарства, с помощью которых удается сдержать развитие ВИЧ-инфекции в организме человека, хотя они также не излечивают СПИД. Все усилия найти эффективные лекарства пока бесполезны. Возможно, это будет сделано в ближайшем будущем. А пока что вы должны знать способы передачи этого опасного заболевания, чтобы защитить себя.
Упражнение «Способы передачи ВИЧ»
Учащиеся получают листы с вопросами. Нужно пометить свои ответы в таблице крестиком в колонках «Да» или «Нет»
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека передается: Так или.
Нет
1. Через рукопожатие 
2. Во время половых контактов без презерватива 
3. Через совместное с ВИЧ-инфицированным пользование верхней одеждой 
4. Через сигареты, губную помаду 
5. Через нестерильный медицинский инструмент 
6. Через чихание или кашель 
7. Через полотенца, мыло, мочалку 
8. Во время татуировки и пирсинга 
9. Во время переливания крови 
10. Через посуду, пищу 
11. В туалете 
12. Во время плавания в бассейне 
13. От инфицированной матери к ребенку 
14. Совместное пользование иглами и шприцами для инъекций 
15. Через денежные купюры, монеты 
16. Половые отношения с использованием презерватива 
17. Через контакт в общественном транспорте
18. Через объятия 
После подведения итогов игры учащиеся обсуждают выполненное задание и делают выводы о способах заражения ВИЧ.
Учитель Спасибо. Вы видите, что не так уж много ситуаций, когда можно заразиться, но их нужно избегать, чтобы не заболеть.
Валеологическое упражнение на расслабление мышц рук и снятия усталости глаз Разотрите ладони рук и на минутку приложите их к глазам.
Учитель. СПИД является не только медицинской или биологической, но и социальной проблемой. Он стал суровой реальностью нашей жизни. В декабре 1991 года в России был принят Закон о СПИДЕ. Закон регламентирует права и обязанности ВИЧ - инфицированных, гарантирует им защиту. О чем говорится в законе? 
Выдержки из Закона о СПИДЕ (презентация)
ВИЧ-инфицированные граждане обязаны:
1) принимать меры по предупреждению распространения инфекции;
2) регулярно проходить медосмотр.

ВИЧ-инфицированные граждане имеют право:
1) на гуманное отношение общества, исключающее унижение их чести и достоинства;
2) на сохранение в тайне сведений о состоянии своего здоровья, если условия Их жизни и труда не составляют угрозы для заражения других лиц;
3) на профессиональную деятельность по избранной специальности, за исключением работ, установленных специальным перечнем;
4) на медицинскую помощь в любом медицинском учреждении.
Предполагается уголовная ответственность медперсонала в форме лишения свободы на срок от 3 до 8 лет (ст. 108(3) и ст. 108(4) УК России) за заражение вирусом иммунодефицита.

IV. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Упражнение «Возможные причины инфицирования»
♦ Почему эта причина может привести к инфицированию ВИЧ? (Каждому ученику выдают одну причину.)
• Давление друзей относительно необходимости иметь опыт в половых отношениях. 
• Скука.
• Отсутствие уверенности в себе.
• Стремление к риску.
• Страх отказа. 
• Употребление алкоголя. 
• Смена половых партнеров.
• Одиночество.
* • Убеждение в том, что с тобой ничего не случится.
• Отсутствие информации.
• Неуверенность в будущем.
• Эксперименты с наркотиками. :
Вывод. ВИЧ можно избежать. Нужно знать способы передачи и осознавать причины инфицирования.
Упражнение «Защити себя от СПИДА Работа парах
Ученики задают друг другу вопрос: «Как защитить себя от СПИДа?»
1. Принимать правильные решения относительно своего здоровье.
2. Избегать случайных половых контактов
3. Не употреблять наркотиков, алкоголя... 
4. Помнить, что венерические болезни способствуют распространение ВИЧ, а потому их нужно срочно лечить.

V. РЕФЛЕКСИЯ
Участникам предлагают закончить предложения: «Мне было полезно...», «Я понял, что...
Учитель. Здоровье — это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо. Уважаемые дети, выводы. сделанные вами, являются важными не только для вас самих, но и для многих других людей, которые нуждаются в помощи в поисках собственной позиции. Следующее ваше задание — составить индивидуальные пожелания больным СПИДОМ на бумажных сердечках. № 1-2 (409-410) январь 2014 г.Прошу зачитать ваши пожелания.

Помните!

Жизнь кратковременна, как звездопад,
Очень часто идешь невпопад.
И призыв Господа да будет с тобой:
«Живи в гармонии с Природой
и собой!»
Упражнение «Подари улыбку»
Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и повлиять на людей» так описывает эту эмоцию: «Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, и не делает беднее тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти иногда остается навсегда, ее нельзя купить, выпросить, одолжить или украсть, поскольку сама по себе она ничего не стоит, пока ее не отдали!» Вы догадались о чем идет речь? Да, это улыбка. Так подарите ее друг другу;
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить сообщение «В мире фактов» относительно ситуации по вопросам ВИЧ/СПИД в России.
Подготовить презентацию или стенгазету «Мифы и факты о ВИЧ/СПИД».
Творческое задание: написать сочинение «Жить рядом» (история жизни ВИЧ инфицированных людей)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!