СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Витамин роста» О. Григорьев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: создание организационных и содержательных условий для формирования у учащихся представления о  гуманном поступке на основе изучения поведения и поступков литературных героев. Урок помогает формированию новых понятий: «стихотворема» и «гуманный поступок», выработке умения анализировать конкретные поступки литературных героев на принадлежность к категории «гуманный» в процессе работы с текстом

Просмотр содержимого документа
«приложения»

Бунькова Ольга Геннадьевна идентификатор :104-119-421



Приложение.


Оборудование:

  • мультимедийный комплекс;

  • мультфильм «Витамин роста» Олег Григорьев (сайт www.mults.spb.ru/mults);

  • портрет Олега Григорьева

  • опорные сигналы (смотри страницы 2, 3, 8).

Раздаточный материал для учащихся:

  • Карточки для работы в парах;

  • Карточки для самооценки.


Оформление доски.



Вопросы.




витамин

роста стихотворема




нахождение витамина роста


Олег Григорьев.

Витамин роста.


Словарь нужных слов.

- биология - клух

- эффект

-альбинос - авитаминоз - стерильная пища

- глазное яблоко

- эксперимент

- гуманные соображения

-тритон (карточку готовил учитель) - питон (карточку готовил учитель)



Я знаю.


витамин

роста


нахождение витамина роста


стихотворема




Карточки для самооценки.





















Карточка для работы в парах.


Смирнов в начале повествования



Смирнов в середине повествования

Смирнов в конце повествования




Просмотр содержимого документа
«урок чтения»

УМК «Школа 2100»

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «Витамин роста» О.Григорьев

Перспективная цель: создание условий для формирования представлений о школьной жизни

Актуальная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования у учащихся представления о гуманном поступке на основе изучения поведения и поступков литературных героев

Базовая ценность – ценность добра, направленная на сохранение жизни через сострадание и милосердие, как проявления любви и заботы

Задачи урока:

Обучающие:

  • формирование новых понятий: « стихотворема» и «гуманный поступок»

  • выработка умения анализировать конкретные поступки литературных героев на принадлежность к категории «гуманный» в процессе работы с текстом

Развивающая:

  • развитие словесно-логического мышления в процессе решения учебной задачи: «Какой поступок называется гуманным?»

Воспитательная:

  • воспитание гуманного отношения к живым существам в процессе режима диалога





Технологическая карта.



методы



тип, вид урока


планируемые результаты




виды учебной деятельности



система средств обучения



личностные


метапредметные результаты




предметные


регулятивные


познавательные


коммуникативные


Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы




Тип-

урок сообщения новых знаний, вид– проблемно-диалогический

понимание и принятие гуманного отношения к живым существам


1. учатся самостоятельно формулировать тему урока

2.осознают, принимают и учатся решать учебную задачу: « Какой поступок называется гуманным?»

1. учатся извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрации)

2.учатся делать вывод по проблеме: «Поступок называется гуманным, если он сделан во благо другого живого существа»

учатся работать в парах в процессе обсуждения и анализа произведения


1.учатся умению аргументировать своё отношение к прочитанному

2. учатся умению относить произведение к жанру (рассказ, стихотворение, поэма)

3. учатся составлять рассказ


1.просмотр мультфильма

2.работа с учебником

3.работа с опорными сигналами с кратким толкованием лексических значений слов или рисунки к данным словам

4. работа в парах

5. самостоятельная работа с карточками для самооценки

1.мультимедийная установка

2.учебник

3.мультфильм «Витамин роста» О.Григорьев (сайт www.mults.spb.ru/mults)

4. портрет О.Григорьева

5. опорные сигналы

6.карточки для работы в паре

7.карточки для самооценки


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.


- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок литературного чтения. Ваши ожидания?


- Какое произведение по настроению вы хотите прочитать? Учитель должен обращать внимание на детей, которые хотели бы прочитать грустное произведение на протяжении всего урока.

- На уроке мне будет нужна ваша помощь. Поднимите руки, на чью помощь я могу рассчитывать?


Доброжелательный настрой на урок.




-Будет интересный урок.


-Весёлое. / Грустное.





Дети поднимают руки.


Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Формирует знания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.



- Я пришла на урок не с пустыми руками. Отгадайте, что я принесла?


В каждом возрасте полезен

От рождения до седин.

Он сражается с болезнью –

Друг надежный – …

Учитель показывает баночку с витаминами.

- Кто из вас употребляет витамины?


- Какие витамины вы знаете?


- Где они содержатся?


- Зачем я принесла витамины на урок?



- А для чего употребляют витамины?


- О чём больше всего мечтают маленькие дети?


-А что нужно сделать, чтобы ускорить процесс роста?

- А может существуют специальные витамины, витамины роста?

- Вы, точно, знаете название витаминов, которые необходимы для роста?


Выявляют, проговариваю, создают противоречия. Формируют проблему в разных вариантах.



Отвечают на вопросы учителя.








- Витамин.



-Ответы детей.


-А, В, С, витамины для взрослых, витамины для детей…

- В фруктах, овощах …


-Чтобы угостить нас витаминами. А может мы, будем читать новое произведение, которое как-то связано с витаминами.

- Чтобы быть здоровыми. Не болеть.


- Вырасти.


- Есть витамины, заниматься спортом.


- Нет./Да.


- Нет.



Выявление места затруднения и построения проекта выхода из него.

Организация работы по решению проблемы.




- Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать?


- Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.

- Хотите узнать кто он?

- Какой секрет откроет нам?

- Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.

- Кто автор?

Учитель показывает портрет поэта (презентация слайд №2 )

- Что вам известно о нём?

- Что это за произведение?


- Что такое стихотворема?

-Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остаётся открытым.

На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе «Вопросы», левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? (опорный сигнал)

- Как называется произведение?

На доске учитель открывает табличку с названием «Витамин роста». (опорный сигнал)

- По названию можно предположить, о чём будет это произведение?

- Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста?

На доске: 2. Как называется витамин роста? (опорный сигнал)

- Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстрации?

-Где находится витамин роста?

На доске: 3. Где находится витамин роста? (опорный сигнал)

- Можно предположить, где происходят действия?


- Почему произведение включено в раздел уроки и перемены?

- Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать?

-Но прежде чем начнём знакомиться с новым произведением, давайте ещё раз вспомним вопросы, на которые должны получить ответы.

На доске опорные сигналы:

1. Что такое стихотворема?

2. Как называется витамин роста?

3. Где находится витамин роста?






- Можно спросить у педагога, можно обратиться к учебнику, спросить у старших ребят.





-Да.




Ребята открывают учебники и начинают работать с названием произведения, иллюстрациями и именем автора.



- Олег Григорьев.



- Он поэт, пишет стихи. Герои его стихов дети.

- Стихотворема.

- Предположение детей.






-«Витамин роста».


- О витаминах, которые помогают расти.

-Нет.



Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению.

- Трудно ответить.


- Нет.

- Оно, наверное, связано со школой.

- Нужно прочитать произведение.

Реализация построенного проекта


- Ребята, сегодня я хочу предложить вам необычное знакомство с текстом. Сегодня мы текст будем не читать, а слушать и смотреть в обработке мультипликаторов.

-Хотите?

-Тогда начнём.


- Понравился вам мультфильм?

- Кто из героев вам понравился и запомнился?


- Что интересного было для вас?


- Нашли ли ответы на наши вопросы?


- Может у вас возникли новые вопросы?



-Что-то было не понятно?


- Предлагаю перечитать текст вместе. В тексте встретится много слов, значения которых могут быть непонятны. Поэтому прежде чем начнём читать я прошу своих учеников-помощников заполнить нам содержание «Словаря нужных слов».








- Ребята, прочитайте значение слов, которые ребята нашли дома. Обратите внимание на рисунки, они вам помогут понять значение слова.

Олег Григорьев

Витамин роста.

1.

Мир был, как глобус, синь и кругл.

Учитель биологии ходил по классу из угла в угол.

И читал лекцию о питании человека

В связи с научными достижениями века.

- Итак, мы в школе на уроке биологии. Что такое биология? Ответ можно найти на доске в разделе «Словарь нужных слов».

-Тема этого урока – «Питание человека».

- Дорасти до потолка в наше время

Относительно просто.

Для этого открыт в природе

Витамин А – витамин роста.

- Мы ответили на один из вопросов?

Особенно много витамина А

Содержит в себе морковь.

Наверное, поэтому у маленьких детей,

И особенно у зайцев,

К ней такая большая любовь,

Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз

И принеси из живого уголка

Двух маленьких белых крыс.

Этих милых, крошечных альбиносов.

- Кто такие альбиносы?

-Интересно, зачем они понадобились?

Да смотри не задерживайся у попугаев

И не задавай им

Никаких вопросов

- Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его попросили сходить в живой уголок?

Заодно поймай на окне

Самую толстую муху

И накорми в террариуме

Тритона.

- Кто такой тритон?

Тритон – небольшой по размеру 13-14 см в длину, неуклюж и некрасив. Тритоны плохо видят, так что ловля пищи для них сложна. Проворных насекомых им поймать трудно, поэтому они голодают.

Будь осторожен –

Не спугни с яиц клуху

- Ребята, понять кто такая клуха вам поможет рисунок, который находится в «Словаре нужных слов».

И опасайся питона

- Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… Кто такой питон?

Питон – гигантская змея. Достигает размеров от 6 и более метров. Чтобы завладеть добычей, змея обвивается вокруг своей жертвы, душит её, а потом заглатывает. Жертвой питона может быть животное гораздо большее самого питона. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.

А пока Смирнов ходит вниз,

Расскажу я вам немного про крыс.

Вы знаете, какие это вредные

И нахальные животные.

- А тема урока какая?

-Интересно, при чём здесь крысы?

Особенно крысы опасны,

Когда бывают голодные.

Тогда они из склада в склад

Целыми стаями по городу носятся

Кстати, кто скажет,

К какому отряду крысы относятся?

- к отряду грызунов, -

Сказал Иванов.

- Совершенно верно.

Только прекрати грызть яблоко.

А ты, Мехнов, отвернись от окна

И поверни ко мне

Хотя бы одно глазное яблоко.

- Вы заметили, как О. Григорьев играет словами?

-В каком значении? Рисунки – помощники на доске помогут ответить на этот вопрос.

-А в чём провинился ученик Мехнов?

Если с крысами не бороться

И дать им свободно плодиться,

Они бы всю землю заняли в год

И нам пришлось бы

Где-нибудь

На тесном Марсе ютиться.

Человечество ведёт с ними

Непрерывную войну

С переменным успехом:

Их травят мышьяком,

Ядохимикатами,

На них ставят капканы,

Крысоловки

И вот теперь научились

Убивать их смехом.

В каком-нибудь складе,

Где их целое общество,

Или попросту популяция,

Ставится аппарат

И включается мультипликация…

И на том месте фильма,

Где начинают

Кота ремешком драть,

Так что искры летят из меха,

Крысы задирают ноги

И начинают так неистово хохотать,

Что лопаются от смеха.

Однако что это так долго

Ходит Смирнов?

Неужели опять питона

Не задвинули на засов?

Ах, вот и он сам… явился!

Что ж ты так долго не шёл?

А я думал, ты куда-нибудь

Трагически провалился.

Итак, с сегодняшнего дня

Мы начинаем эксперимент.

- Как по-другому сказать?

Вот этому крысёнку

Мы повесим бирку со знаком «плюс»

И будем кормить его пищей,

Богато насыщенной витамином А,

Чтобы он вырос у нас с арбуз.

Или даже с два.

Другому, вот этому,

Который высунул

Из клетки хвост,

Мы будем давать

Стерильную пищу,

- То есть какую?

-А для чего?

Чтобы вызвать у него

Авитаминоз.

- Что такое авитаминоз можно прочитать в «Словаре нужных слов».

И примерно через месяц

Мы увидим,

Какой из этого получится эффект.

- По-другому как можно сказать?

Конечно, в том случае,

Если крыса с «плюсом»

Не имеет в своих генах дефект.

- То есть, если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?

Проходит неделя,

Проходит другая,

И вот уже опыт пора прекращать.

Учитель, за опытом наблюдая,

Ничего не может понять.

- Почему? Что случилось?


Выросла крыса,

Которой в пище

С избытком давали витамин А,

Но также выросла

И другая крыса,

И даже больше раза в два.

- Вы догадались почему? Какое предположение возникает?

2

Однажды,

Перед тем как начать урок,

Учитель зашёл

В живой уголок.

Крыса,

Которая не получала витамина А,

С жадностью ела морковку.

- Откуда взялась морковка, вы догадались?

Учитель хотел морковку отнять,

Но крыса огрызалась

И отпрыгивала ловко.

- Тут, видимо, кто-то есть, -

- Кого он увидел?

Решил учитель и оглядел комнату.-

Ну, да, так и есть!-

Из-под стола торчали чьи-то пятки.

-Кто тут играет в прятки?

Ах, это ты, Смирнов!

Ну да… я так и знал.

Ты как это здесь оказался?

- У меня шнурок развязался,

Я его на бантик хотел завязать,

А он у меня на узел завязался.-

Из-под стола вылезли ноги Смирнова,

Потом туловище,

А затем голова.

Из кармана его

Предательски торчала,

Покачиваясь из стороны в сторону,

Зелёная ботва.

- Красная девица сидит в темнице?-

Задал учитель вопрос в упор.

Смирнов быстро сунул в карман «косицу»

И сказал в ответ: - Я знаю, это помидор.

-Разгадываешь загадки ты ловко,

Можешь не хитрить.

Я знаю, что у тебя в кармане

Морковка.

Скажи, Смирнов, откровенно,

Ты крысу кормил

Из гуманных соображений

Или из шалости?

- Что значит поступок «из гуманных соображений»? Я предлагаю разные варианты ответов, выберите подходящий вариант.(презентация слайд №3)

  • добрый поступок

  • поступок ради смеха

  • поступок только ради себя

  • бескорыстный поступок

  • поступок ради других

  • поступок от чистого сердца

  • полезный поступок


Смирнов опустил глаза

И сквозь слёзы сказал:

- Не из гуманных соображений, а от жалости.

- Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно из жалости. Учитель наказал или похвалил ученика? А как вы бы поступили?

- Ну не плачь,

Опыт ты не сорвал,

А даже подтвердил.

Вот только внешней стороне дела

Ты немножечко повредил.

- Чему же повредил Смирнов?


И чтобы не возникли у кого-нибудь

Сомненья и придирки,

Я возьму и переставлю на клетках бирки.

А поскольку за нарушенье

Режима питанья

Ты основной ответчик,

То сделаешь дома к весне, в наказанье,

И принесёшь в живой уголок скворечник.

- Как вы думаете, для Смирнова это строгое наказание? Почему учитель поступил так?






- Да.


Дети смотрят мультфильм «Витамин роста» О. Григорьева. (продолжительность мультфильма 5 минут 50 секунд)

-Да.

- Смирнов. Учитель. А мне понравились крысы, они такие хорошенькие!

- Понравился весь мультфильм. А мне было интересно, чем закончится эксперимент.

- Да.


- Почему эксперимент проводили на крысах, а не на других животных. А почему в нашей школе нет живого уголка, а в той школе есть?


- Да.


Ученики-помощники на доске в разделе «Словарь нужных слов» вывешивают домашние заготовки, опорные сигналы с кратким толкованием лексических значений слов или рисунки к данным словам (дома один ученик работал с одним словом):

- биология - клуха - эффект

-альбинос - авитаминоз - стерильная пища

- глазное яблоко - эксперимент - гуманные соображения

-тритон (карточку готовил учитель) - питон (карточку готовил учитель)


Текст отдельными частями читают хорошо читающие дети и учитель.















- Этот предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения.













- Да. Витамин роста – витамин А.


















- Животные белого цвета.









- Смирнов всегда помогает в живом уголке, любит животных, заботливый, исполнительный.











-Ящерица.




















- Большая змея.





















- Питание человека.


- На крысах будет учитель проводить эксперимент.


























- Слова яблоки используются в этой игре.


- Яблоко и глазное яблоко похожи по форме.



- Он отвлекался на уроке, смотрел в окно.






































































- Опыт.























- Совсем без витаминов.


- Чтобы доказать, что пища богатая витаминами полезна, а пища без витаминов приводит к тому, что живой организм плохо развивается.



- Нехватка витаминов в организме.









- Результат.








-Да.












- Обе крысы выросли, не видно никаких изменений в их развитие.







- Крыс кормили пищей богатой витаминами.










- Морковку принёс Смирнов.





- Смирнова.






























Ученики выбирают нужные критерии, которые помогают понять, что такое «гуманный поступок»










Ответы детей.

-Похвалили Смирнова.







- Крыса с биркой «минус» выросла больше, чем с биркой «плюс», потому что Смирнов лучше её кормил.









- Нет для Смирнова это не наказание и учитель знает об этом. Смирнов очень любит животных и готов для них сделать всё что угодно. Тем более по мультфильму он попросит помощи у родителей.

Первичное закрепление во внешней речи.

- Мы прочитали произведение Олега Григорьева «Витамин роста». Думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые у нас возникли в начале урока, чтобы дать на них верные ответы.

- Какой же витамин является витамином роста и где он содержится?

Ответы детей учитель фиксирует на доске в разделе «Я знаю» (правая сторона доски), он переносит вопрос с левой части доски к ответам.

- Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо «стихотворема»? Для этого ещё раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент.


- Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобные утверждения, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказывали биологическую теорему.

- Что напоминает по жанру произведение Олега Григорьева?

- Стихотворную повесть или рассказ в стихах иначе называют поэма. Можем теперь выделить составляющие «стихотворемы»:

На доске опорные сигналы : стихотворение + теорема + поэма = стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы.

- Это наше предположение. Может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.







- Витамин А –витамин роста. Он содержится в моркови.









- Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.










- Рассказ в стихах.














Самостоятельная работа.

- В произведении О. Григорьева «Витамин роста», на уроке биологии учитель проводил что?


-Подберите слова синонимы к слову эксперимент.

-Хорошо. Я хочу вам предложить провести тоже исследование. Но не с крысами, а с текстом.

- Главный герой произведения – Смирнов. Мы наблюдаем за ним на протяжении всего текста. Я предлагаю вам работу в парах: на листочке, который у вас лежит на столе, нужно нарисовать, изобразить с помощью знаков или цвета, как меняется ваше отношение к главному герою, Смирнову. Вы можете пользоваться текстом.


- Кто готов свои работы может вывесить на доске.


- Что скажете о своих работах?


- Почему Смирнов «вырос» у вас на ваших рисунках? Ведь он сорвал эксперимент?


- А как бы вы поступили на месте Смирнова?


- Согласны ли вы с названием произведения «Витамин роста»? Почему?



- Только Смирнов и крысы выросли в этом произведении, может быть ещё кто-то «вырос» в ваших глазах?


- На мой вопрос как называется витамин роста и где он находится, вы ответили, что это витамин А и находится он в моркови. Смирнов и его учитель не употребляли морковь и витамин А, но они «выросли» в наших глазах. Так может быть, для того чтобы «вырасти» нужно употреблять не только морковь?

- А какие ещё проблемы поднимает, на ваш взгляд, Олег Григорьев в своём произведении?(презентация слайд № 5)


- Я могу с гордостью сказать, что не только Смирнов из произведения О.Григорьева «вырос» за этот урок, «выросли» и вы у меня, мои ученики. А это самая большая награда для любого педагога. Вы выросли в своих знаниях, суждениях, а вместе с вами выросла и я, ваш учитель. Спасибо, вам за это! И чтобы закрепить этот успех, я хочу угостить вас витаминами.

Учитель угощает учеников витаминками.


- Эксперимент.


- Опыт, исследование.










Дети работают в парах.

Дети защищают свои работы и вывешивают их на доске.

-Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился всё больше и больше.

-Смирнов совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и он «растёт» в наших глазах, становится взрослее.

-Кормили бы крыс одинаковой едой, чтобы они не погибли. Крысы ведь живые, их жалко.


-Да, согласны. «Растут» в этом произведении не только крысы, но и ребёнок – ученик Смирнов. Он совершает «взрослый» поступок из жалости к крысам. Учитель понял и оценил поступок Смирнова.


- Учитель. Он тоже вырос за время эксперимента, он не стал наказывать своего ученика за то, что тот нарушил ход опыта. Учитель понял и простил Смирнова. И даже, наверное, он им очень гордился.


- Чтобы «вырасти» нужно совершать гуманные поступки, как Смирнов. Нужно делать так, чтобы окружающим было хорошо рядом с тобой.







- Проблемы любви к животным, отношения учителя и учеников, воспитание личности.

Рефлексия.

- В начале урока ваши знания о пользе витаминов были какими? Выберите картинку на вашей парте, которая соответствует вашему ответу.


- А теперь оцените ваши знания. Выберите соответствующую картинку.

- Покажите ваши картинки.

Выросли ваши знания?


Обобщение, самоанализ, самооценка.


Дети выбирают одну из картинок:

  • Цветочек

  • Цветущий кустик

  • Цветущее дерево


Дети показывают выбранные картинки.

-Да, выросли. Мы стали знать больше.

Итог урока

Организация обобщения

- Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали .что-то новое о самих себе?


Ответы детей.


Инструктаж по выполнению домашнего задания

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание по выбору: 1. Выучить отрывок из стихотворемы. 2. Узнать о других витаминах, для чего они необходимы, где находятся.


Осмысление домашнего задания.


Дети внимательно слушают, записывают задания в дневник, задают вопросы по выполнению домашнего задания.