Выявление места затруднения и построения проекта выхода из него. | Организация работы по решению проблемы. - Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать? - Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке. - Хотите узнать кто он? - Какой секрет откроет нам? - Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации. - Кто автор? Учитель показывает портрет поэта (презентация слайд №2 ) - Что вам известно о нём? - Что это за произведение? - Что такое стихотворема? -Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остаётся открытым. На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе «Вопросы», левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? (опорный сигнал) - Как называется произведение? На доске учитель открывает табличку с названием «Витамин роста». (опорный сигнал) - По названию можно предположить, о чём будет это произведение? - Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста? На доске: 2. Как называется витамин роста? (опорный сигнал) - Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстрации? -Где находится витамин роста? На доске: 3. Где находится витамин роста? (опорный сигнал) - Можно предположить, где происходят действия? - Почему произведение включено в раздел уроки и перемены? - Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать? -Но прежде чем начнём знакомиться с новым произведением, давайте ещё раз вспомним вопросы, на которые должны получить ответы. На доске опорные сигналы: 1. Что такое стихотворема? 2. Как называется витамин роста? 3. Где находится витамин роста? | - Можно спросить у педагога, можно обратиться к учебнику, спросить у старших ребят. -Да. Ребята открывают учебники и начинают работать с названием произведения, иллюстрациями и именем автора. - Олег Григорьев. - Он поэт, пишет стихи. Герои его стихов дети. - Стихотворема. - Предположение детей. -«Витамин роста». - О витаминах, которые помогают расти. -Нет. Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению. - Трудно ответить. - Нет. - Оно, наверное, связано со школой. - Нужно прочитать произведение. |
Реализация построенного проекта | - Ребята, сегодня я хочу предложить вам необычное знакомство с текстом. Сегодня мы текст будем не читать, а слушать и смотреть в обработке мультипликаторов. -Хотите? -Тогда начнём. - Понравился вам мультфильм? - Кто из героев вам понравился и запомнился? - Что интересного было для вас? - Нашли ли ответы на наши вопросы? - Может у вас возникли новые вопросы? -Что-то было не понятно? - Предлагаю перечитать текст вместе. В тексте встретится много слов, значения которых могут быть непонятны. Поэтому прежде чем начнём читать я прошу своих учеников-помощников заполнить нам содержание «Словаря нужных слов». - Ребята, прочитайте значение слов, которые ребята нашли дома. Обратите внимание на рисунки, они вам помогут понять значение слова. Олег Григорьев Витамин роста. 1. Мир был, как глобус, синь и кругл. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол. И читал лекцию о питании человека В связи с научными достижениями века. - Итак, мы в школе на уроке биологии. Что такое биология? Ответ можно найти на доске в разделе «Словарь нужных слов». -Тема этого урока – «Питание человека». - Дорасти до потолка в наше время Относительно просто. Для этого открыт в природе Витамин А – витамин роста. - Мы ответили на один из вопросов? Особенно много витамина А Содержит в себе морковь. Наверное, поэтому у маленьких детей, И особенно у зайцев, К ней такая большая любовь, Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз И принеси из живого уголка Двух маленьких белых крыс. Этих милых, крошечных альбиносов. - Кто такие альбиносы? -Интересно, зачем они понадобились? Да смотри не задерживайся у попугаев И не задавай им Никаких вопросов - Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его попросили сходить в живой уголок? Заодно поймай на окне Самую толстую муху И накорми в террариуме Тритона. - Кто такой тритон? Тритон – небольшой по размеру 13-14 см в длину, неуклюж и некрасив. Тритоны плохо видят, так что ловля пищи для них сложна. Проворных насекомых им поймать трудно, поэтому они голодают. Будь осторожен – Не спугни с яиц клуху - Ребята, понять кто такая клуха вам поможет рисунок, который находится в «Словаре нужных слов». И опасайся питона - Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… Кто такой питон? Питон – гигантская змея. Достигает размеров от 6 и более метров. Чтобы завладеть добычей, змея обвивается вокруг своей жертвы, душит её, а потом заглатывает. Жертвой питона может быть животное гораздо большее самого питона. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится. А пока Смирнов ходит вниз, Расскажу я вам немного про крыс. Вы знаете, какие это вредные И нахальные животные. - А тема урока какая? -Интересно, при чём здесь крысы? Особенно крысы опасны, Когда бывают голодные. Тогда они из склада в склад Целыми стаями по городу носятся Кстати, кто скажет, К какому отряду крысы относятся? - к отряду грызунов, - Сказал Иванов. - Совершенно верно. Только прекрати грызть яблоко. А ты, Мехнов, отвернись от окна И поверни ко мне Хотя бы одно глазное яблоко. - Вы заметили, как О. Григорьев играет словами? -В каком значении? Рисунки – помощники на доске помогут ответить на этот вопрос. -А в чём провинился ученик Мехнов? Если с крысами не бороться И дать им свободно плодиться, Они бы всю землю заняли в год И нам пришлось бы Где-нибудь На тесном Марсе ютиться. Человечество ведёт с ними Непрерывную войну С переменным успехом: Их травят мышьяком, Ядохимикатами, На них ставят капканы, Крысоловки И вот теперь научились Убивать их смехом. В каком-нибудь складе, Где их целое общество, Или попросту популяция, Ставится аппарат И включается мультипликация… И на том месте фильма, Где начинают Кота ремешком драть, Так что искры летят из меха, Крысы задирают ноги И начинают так неистово хохотать, Что лопаются от смеха. Однако что это так долго Ходит Смирнов? Неужели опять питона Не задвинули на засов? Ах, вот и он сам… явился! Что ж ты так долго не шёл? А я думал, ты куда-нибудь Трагически провалился. Итак, с сегодняшнего дня Мы начинаем эксперимент. - Как по-другому сказать? Вот этому крысёнку Мы повесим бирку со знаком «плюс» И будем кормить его пищей, Богато насыщенной витамином А, Чтобы он вырос у нас с арбуз. Или даже с два. Другому, вот этому, Который высунул Из клетки хвост, Мы будем давать Стерильную пищу, - То есть какую? -А для чего? Чтобы вызвать у него Авитаминоз. - Что такое авитаминоз можно прочитать в «Словаре нужных слов». И примерно через месяц Мы увидим, Какой из этого получится эффект. - По-другому как можно сказать? Конечно, в том случае, Если крыса с «плюсом» Не имеет в своих генах дефект. - То есть, если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать? Проходит неделя, Проходит другая, И вот уже опыт пора прекращать. Учитель, за опытом наблюдая, Ничего не может понять. - Почему? Что случилось? Выросла крыса, Которой в пище С избытком давали витамин А, Но также выросла И другая крыса, И даже больше раза в два. - Вы догадались почему? Какое предположение возникает? 2 Однажды, Перед тем как начать урок, Учитель зашёл В живой уголок. Крыса, Которая не получала витамина А, С жадностью ела морковку. - Откуда взялась морковка, вы догадались? Учитель хотел морковку отнять, Но крыса огрызалась И отпрыгивала ловко. - Тут, видимо, кто-то есть, - - Кого он увидел? Решил учитель и оглядел комнату.- Ну, да, так и есть!- Из-под стола торчали чьи-то пятки. -Кто тут играет в прятки? Ах, это ты, Смирнов! Ну да… я так и знал. Ты как это здесь оказался? - У меня шнурок развязался, Я его на бантик хотел завязать, А он у меня на узел завязался.- Из-под стола вылезли ноги Смирнова, Потом туловище, А затем голова. Из кармана его Предательски торчала, Покачиваясь из стороны в сторону, Зелёная ботва. - Красная девица сидит в темнице?- Задал учитель вопрос в упор. Смирнов быстро сунул в карман «косицу» И сказал в ответ: - Я знаю, это помидор. -Разгадываешь загадки ты ловко, Можешь не хитрить. Я знаю, что у тебя в кармане Морковка. Скажи, Смирнов, откровенно, Ты крысу кормил Из гуманных соображений Или из шалости? - Что значит поступок «из гуманных соображений»? Я предлагаю разные варианты ответов, выберите подходящий вариант.(презентация слайд №3) Смирнов опустил глаза И сквозь слёзы сказал: - Не из гуманных соображений, а от жалости. - Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно из жалости. Учитель наказал или похвалил ученика? А как вы бы поступили? - Ну не плачь, Опыт ты не сорвал, А даже подтвердил. Вот только внешней стороне дела Ты немножечко повредил. - Чему же повредил Смирнов? И чтобы не возникли у кого-нибудь Сомненья и придирки, Я возьму и переставлю на клетках бирки. А поскольку за нарушенье Режима питанья Ты основной ответчик, То сделаешь дома к весне, в наказанье, И принесёшь в живой уголок скворечник. - Как вы думаете, для Смирнова это строгое наказание? Почему учитель поступил так? | - Да. Дети смотрят мультфильм «Витамин роста» О. Григорьева. (продолжительность мультфильма 5 минут 50 секунд) -Да. - Смирнов. Учитель. А мне понравились крысы, они такие хорошенькие! - Понравился весь мультфильм. А мне было интересно, чем закончится эксперимент. - Да. - Почему эксперимент проводили на крысах, а не на других животных. А почему в нашей школе нет живого уголка, а в той школе есть? - Да. Ученики-помощники на доске в разделе «Словарь нужных слов» вывешивают домашние заготовки, опорные сигналы с кратким толкованием лексических значений слов или рисунки к данным словам (дома один ученик работал с одним словом): - биология - клуха - эффект -альбинос - авитаминоз - стерильная пища - глазное яблоко - эксперимент - гуманные соображения -тритон (карточку готовил учитель) - питон (карточку готовил учитель) Текст отдельными частями читают хорошо читающие дети и учитель. - Этот предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения. - Да. Витамин роста – витамин А. - Животные белого цвета. - Смирнов всегда помогает в живом уголке, любит животных, заботливый, исполнительный. -Ящерица. - Большая змея. - Питание человека. - На крысах будет учитель проводить эксперимент. - Слова яблоки используются в этой игре. - Яблоко и глазное яблоко похожи по форме. - Он отвлекался на уроке, смотрел в окно. - Опыт. - Совсем без витаминов. - Чтобы доказать, что пища богатая витаминами полезна, а пища без витаминов приводит к тому, что живой организм плохо развивается. - Нехватка витаминов в организме. - Результат. -Да. - Обе крысы выросли, не видно никаких изменений в их развитие. - Крыс кормили пищей богатой витаминами. - Морковку принёс Смирнов. - Смирнова. Ученики выбирают нужные критерии, которые помогают понять, что такое «гуманный поступок» Ответы детей. -Похвалили Смирнова. - Крыса с биркой «минус» выросла больше, чем с биркой «плюс», потому что Смирнов лучше её кормил. - Нет для Смирнова это не наказание и учитель знает об этом. Смирнов очень любит животных и готов для них сделать всё что угодно. Тем более по мультфильму он попросит помощи у родителей. |
Самостоятельная работа. | - В произведении О. Григорьева «Витамин роста», на уроке биологии учитель проводил что? -Подберите слова синонимы к слову эксперимент. -Хорошо. Я хочу вам предложить провести тоже исследование. Но не с крысами, а с текстом. - Главный герой произведения – Смирнов. Мы наблюдаем за ним на протяжении всего текста. Я предлагаю вам работу в парах: на листочке, который у вас лежит на столе, нужно нарисовать, изобразить с помощью знаков или цвета, как меняется ваше отношение к главному герою, Смирнову. Вы можете пользоваться текстом. - Кто готов свои работы может вывесить на доске. - Что скажете о своих работах? - Почему Смирнов «вырос» у вас на ваших рисунках? Ведь он сорвал эксперимент? - А как бы вы поступили на месте Смирнова? - Согласны ли вы с названием произведения «Витамин роста»? Почему? - Только Смирнов и крысы выросли в этом произведении, может быть ещё кто-то «вырос» в ваших глазах? - На мой вопрос как называется витамин роста и где он находится, вы ответили, что это витамин А и находится он в моркови. Смирнов и его учитель не употребляли морковь и витамин А, но они «выросли» в наших глазах. Так может быть, для того чтобы «вырасти» нужно употреблять не только морковь? - А какие ещё проблемы поднимает, на ваш взгляд, Олег Григорьев в своём произведении?(презентация слайд № 5) - Я могу с гордостью сказать, что не только Смирнов из произведения О.Григорьева «вырос» за этот урок, «выросли» и вы у меня, мои ученики. А это самая большая награда для любого педагога. Вы выросли в своих знаниях, суждениях, а вместе с вами выросла и я, ваш учитель. Спасибо, вам за это! И чтобы закрепить этот успех, я хочу угостить вас витаминами. Учитель угощает учеников витаминками. | - Эксперимент. - Опыт, исследование. Дети работают в парах. Дети защищают свои работы и вывешивают их на доске. -Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился всё больше и больше. -Смирнов совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и он «растёт» в наших глазах, становится взрослее. -Кормили бы крыс одинаковой едой, чтобы они не погибли. Крысы ведь живые, их жалко. -Да, согласны. «Растут» в этом произведении не только крысы, но и ребёнок – ученик Смирнов. Он совершает «взрослый» поступок из жалости к крысам. Учитель понял и оценил поступок Смирнова. - Учитель. Он тоже вырос за время эксперимента, он не стал наказывать своего ученика за то, что тот нарушил ход опыта. Учитель понял и простил Смирнова. И даже, наверное, он им очень гордился. - Чтобы «вырасти» нужно совершать гуманные поступки, как Смирнов. Нужно делать так, чтобы окружающим было хорошо рядом с тобой. - Проблемы любви к животным, отношения учителя и учеников, воспитание личности. |