СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Витамины. Изучение нового материала

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в состав темы Обмен веществ и энергии. Относиться к уроку изучения новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Витамины. Изучение нового материала»

Урок по биологии


Тема урока: Витамины - Эликсиры жизни.

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать общее представление о витаминах и их роли для здоровья человека;

  • Развивающая: развивать логическое мышление, память и творческие способности, умение сравнивать, делать выводы;

  • Воспитательная: осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание школьников, нравственное и патриотическое.

Задачи урока:

  • Сформировать понятие «витамины»;

  • Дать представление учащимся об истории открытия витаминов, показать приоритет отечественной науки;

  • Познакомить учащихся с их классификацией и важнейшими представителями, условиями сохранения и правилами приёма витаминных препаратов;

  • Дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

  • Сравнить природные и искусственные витамины;

  • Показать значимость витаминов для здоровья человека;

  • Позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;

  • Дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок с использованием ИКТ и ролевой игры.

Использованная литература:

  1. Интернет-ресурс:

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/zdorovoe-pitanie-0 (Стихи про витамины автора Л.Зильберг).

  • http://chudesnievitamin.blogspot.com/2010/06/blog-post.html (Урок биологии «Эти чудесные витамины»).

  • http://sk32lipetsk.ucoz.ru/ (Урок по естествознанию «Витамины». Учитель: Быханова Наталья Васильевна.)

  • http://pedsovet.su/load/86-1-0-8084 (Мастер-класс  по  биологии  на  тему  «Витамины – чудесные вещества»).                      

  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-4772.html (урок «Витамины «Азбука здоровья» биология, 8 класс).

  • http://www.uroki.net/ (конспект урока по теме «Витамины» 8 класс).
  • http://www.coolreferat.com/ (план –конспект «Витамины и их роль в организме человека).

  • http://festival.1september.ru/articles/411116/ (Открытый урок по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины")

  1. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 4-е изд., стереотип. -М.:Дрофа,2011.

Оборудование: презентация урока «Эликсиры жизни - витамины», компьютер, мультимедийное устройство; тесты «Есть ли у меня авитаминоз?» (6 шт.), рабочие листы с таблицей (5 шт.), карточки двусторонние с буквенным обозначением витаминов (А, В, С, Д).

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Слайд 1

- Здравствуйте! Добро пожаловать на наш сегодняшний урок!

  • Учащиеся присаживаются на свои места.

  1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой.

Слайд 2

  • Учитель читает стихотворение:

Человек без улыбки –

это струны без скрипки,
это море без чайки,
это дом без хозяйки,
это кот без хвоста,
это хвост без кота...
Да здравствуют коты с хвостами,
А люди - с улыбками!

- Я приветствую всех присутствующих в классе: вас, ребята, и наших гостей. И предлагаю вам их поприветствовать, улыбнуться, зарядиться позитивной энергией и отличным настроением!

- Я уверена, что наш урок будет вам полезен и интересен!

  1. Постановка темы и целей урока.

Жизнь и здоровье - самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм, и заменить его невозможно! Поэтому необходимо заботиться о себе каждую минуту.

Актуализация знаний (разминка: пища – питательные вещества)

Помимо Б, Ж,У есть ещё вещества, полезные на нашему организму, я предлагаю вам расшифровать ребус и назвать мне эти вещества

Слайд 3

  • Учащиеся составляют слово и называют его – ВИТАМИНЫ

- Итак, с чем же сегодня мы познакомимся?

  • Учащиеся отвечают (С витаминами).

- Предлагаю тему нашего урока «Эликсиры жизни - витамины».

Слайд 4

- В конце урока мы должны будем объяснить, почему витамины называют эликсирами жизни.

- Попробуйте поставить пред собой цели и задачи по изучению данной темы.

  • Учащиеся формулируют задачи урока.

Слайд 5

Учитель формулирует план урока.

- Ребята! Чтобы полученные на уроке знания прочно усвоились вами, в ходе урока предлагаю заполнить таблицу в ваших рабочих листах, которые лежат перед вами.

Название витамина

Где содержится

Что регулирует

Авитаминоз (болезни)






  1. Изучение нового материала.

Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:
1. Расслоение ногтей - покупаем укрепляющее средство, делаем солевые ванночки.
2. Ослабление и выпадение волос – грешим на шампунь и стараемся подобрать лучше.
3. Сухость кожи – покупаем крема.
4. Точечный рисунок на ногтях.
- А что это такое? В чём дело?

  • Выслушиваю мнения учащихся.

- Конечно же, причина в нехватке витаминов! Витамины – это с детства знакомое слово.
- Что же такое витамины?
Слайд 6

              1. Понятие о витаминах.

Слово “Витамины” латинского происхождения. “Вита” означает жизнь, “Амины” - класс органических соединений.

Витамины - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

Ничтожно малое их количество оказывает сильное действие на обмен веществ.
Для удобства витамины обозначают большими буквами латинского алфавита: A, B, C, Д и т.д. Некоторые витамины, В, образуют целую группу.
Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 80 видов.

              1. Историческая справка.

Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжёлые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далёких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями.

Слайд 7,8

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Николаем Ивановичем Луниным, который еще в 1880 г. с помощью экспериментов установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке, но жизненно важные вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

Исследования Лунина долгое время были малоизвестны и о них забыли. Но опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Великобритании, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердилась.

Слайд 9

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".

              1. Классификация витаминов.

Классификация витаминов основана на растворимости их в воде и жирах.

Слайд 10

Все витамины делятся на 2 группы:
1. Водорастворимые - С, В1, В2, В6, В12, РР.
2. Жирорастворимые – А, Д, Е.

              1. Важнейшие представители витаминов. Содержание витаминов в продуктах питания.

Учитель. Жили-были витамины,
Людям пользу приносили.

  • Учащиеся выходят из-за парт и играют роли витаминов.

Слайд 11

Витамин А. Помни истину простую -
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую,
Или пьёт морковный сок.

Учитель. Витамин А - ретинол. Необходим для нормального роста и развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин.

В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточном количестве.

Основным источником витаминов являются растения и продукты животного происхождения (рыбий жир, молоко, яйца).

Витамин А. Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носит.
Во фруктах, ягодах я есть.
Их мне всех не перечесть.

Слайд 12

Витамин В. Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам -
И не только по утрам.

Учитель. Витамин В – тиамин. Участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга.

Витамин В. Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор..
Витамины «В» имеют. И отдать вам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.

Слайд 13

Витамин С. От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Учитель. Витамин С – аскорбиновая кислота. Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток.

Витамин С. А вот «С» едите вы со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле -
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин,
Ну, во всем мы «С» едим!

«С» – витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.

Слайд 14

Витамин Д. Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!

Учитель. Витамин Д – кальциферол. Отвечает за обмен фосфора и кальция, правильный рост костей.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


              1. Значение витаминов в жизни человека: авитаминоз и гипервитаминоз.


Учитель. Жили-были витамины
Людям пользу приносили,
Через годик, через три,
Вдруг пришел Бери-бери
А за ним пришли другие
Тоже очень деловые
Тут Рахит и Слепота
И красавица Цинга
Тут и началась разборка…
Первой молвила Слепотка.



Слайд 15

Куриная слепота. Если есть нехватка витамина А
То тогда грозит вам
Куриная слепота
Если ночью ты в пути –
Не найдешь куда идти
Будешь карликом ходить
Очень в росте тормозить.

Учитель. “Куриная слепота” - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении.

Учитель. Вдруг промолвил тут хромой

Слайд 16

Рахит. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой
Мои ноженьки болят,
В разны стороны глядят
Витамины, витамины,
Все одна и та ж картина
Надоели вы нам всем
Я от боли всех вас съем.

Учитель. Рахит, когда кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчивым к инфекционным заболеваниям.

Слайд 17

Бери-бери. Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Вы забыли про меня.

Я болезнь Бери-Бери,
Править миром буду я
Будут нервы у вас не в порядке
Будут судороги, припадки
Если витаминчики не будешь принимать
Ночью поздно ложиться спать
Фильмы страшные смотреть
Черный хлеб не будешь есть
По утрам не умываться
Каждый день со всеми драться.

Учитель. “Бери-бери”, что означает “оковы”, которая сопровождается параличами и судорогами.

Слайд 18

Цинга. Ну а про  меня…
Про меня совсем забыли
Я – коварная Цинга
Много жизней унесла
Кровоточат ваши десны
Зубы пусть шатаются
Ваше тело пусть слабеет
Руки опускаются.

Учитель. Цинга - при этом заболевании кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать, человек слабеет и может погибнуть.


  • Учащиеся присаживаются на свои места.

- Эти заболевания развиваются при отсутствии или недостатке витаминов.

- Итак, существует несколько видов витаминной недостаточности:

Слайд 19-20 (Рассказ)

Авитаминоз – отсутствие витамина

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина.

Слайд 21(Рассказ)

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Слайд 22 (Работа с текстом)

Ответьте на вопрос: Чего бояться витамины?

Слайд 23 (Беседа)

- Теперь познакомимся с правилами приготовления пищи для сохранения витаминов:

  • овощи и фрукты надо очищать и нарезать перед самой варкой

  • лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле

  • для варки овощей и фруктов лучше пользоваться эмалированной посудой

  • овощные и фруктовые блюда нужно есть сразу же после их приготовления

  • овощи и фрукты желательно употреблять в сыром виде после промывания

Слайд 24 (Беседа)

              1. Что лучше витамины натуральные или искусственные?

Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. В настоящее время в аптеках продают большое количество разнообразных витаминов, их рекламируют по телевидению, есть витамины дорогие и дешёвые.

-Какие витамины принимаете вы?
- А почему именно эти витамины?
- Как вы думаете, что лучше витамины естественные или искусственные?

  • Учащиеся отвечают.

Слайд 25 (Рассказ)


- На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов.

- Предлагаю на заметку несколько видов промышленных витаминов:

Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли,   Дуовит, Йодомарин,   Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит,  Ревит,  Фолиевая кислота,  Центрум, Черника форте,  Nutrilait  и др. 


              1. Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции.

- Проанализируйте следующую таблицу «Суточная потребность в витаминах».

Слайд 26


  • Учащиеся в течение минуты просматривают таблицу и формулируют вывод по ней.


Витамин

Суточная

потребность

Функции

А

0,5 – 2,5 мг

Улучшает зрение, сохраняет подвижность суставов

В2

1,5 – 3,0 мг

Участвует в обмене белков, жиров и углеводов

С

50-100 мг

Повышает сопротивляемость организма экстремальным воздействиям

D

2,5 – 10 мкг

Обмен кальция и фосфата, минерализация костей и зубов


Вывод: Витамины влияют на организм в ничтожно малых количествах: ежесуточная потребность в витаминах – всего 2-3 мг.


  1. Закрепление.

- Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим.

- Для ответов на первую часть опроса используйте карточки с буквенным обозначением витаминов.

Проведение опроса «Что вы знаете о витаминах?»

  1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).

  2. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).

  3. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).

  4. Витамин роста (А).

  5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

  6. Шиповник – это кладовая витамина (С).

  7. Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).

  8. Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).

  9. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).

  10. В моркови содержится очень много витамина (А).

  11. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).

  1. Подведение итога урока.

        1. Слово учителя.

- Почему же витамины называют эликсирами жизни?

          • Учащиеся отвечают.


        1. Рефлексия.

Что вы запомнили сегодня на уроке, что вам было интересно, что бы вы хотели ещё узнать?

Слайд 27

  1. Домашнее задание.

1. Заполнить следующий рабочий лист (приложение 3)


2. Тест «Есть ли у меня авитаминоз?» провести и подсчитать баллы, результат объявлю на следующем уроке (см. приложение к уроку).


3*. В магазине мы покупаем сок, который часто рекламируют по телевидению. Предлагаю вам провести частное расследование и сделать вывод о составе соков
(изучите состав сока).

  1. Заключительное слово учителя.


Слайд 28

- Спасибо  за внимание.  Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

До новых встреч!


Итоговая таблица в рабочих листах учащихся. Приложение 4

Название витамина

Где содержится

Что регулирует

Авитаминоз (болезни)

А

В мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах. Содержат растительный пигмент – каротин, из которого в печени человека образуется витамин А


Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

"Куриная слепота": снижение способности видеть в темноте.


В1

В печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.


Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене.

Бери-бери. Паралич и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.


С

В шиповнике, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.


Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.


Цинга. Общая слабость, утомляемость, поражение стенок кровеносных сосудов, кровоточивость и разрыхление десен, расшатывание и выпадение зубов.


Д

В желтке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, икре; крапиве, петрушке

Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.


Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми

изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа.











Приложение 2.

Рабочий лист


ФИ учащегося_________________________ Итоговая таблица


Название витамина

Где содержится

Что регулирует

Авитаминоз (болезни)

А












В1












С












Д



















Приложение 3.

Рабочий лист


ФИ учащегося_________________________ Итоговая таблица


Название витамина

Где содержится

Что регулирует

Авитаминоз (болезни)

В2












В6












В12












Е


К




РР


















Приложение 5.


ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ

У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?»
























Приложение 1.






Витамины –





Классификация витаминов –






Авитаминоз –






Гиповитаминоз –







Гипервитаминоз –















А














А








А








А















А








А








В














В








В








В















В








В












С














С








С








С















С








С








D














D








D








D















D








D



18




Скачать

© 2017 346 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!