СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.

        Задачи урока: 

            Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.

            Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами

            Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.

        Тип урока: урок изучения нового материала.

        Технология: проблемное обучение.

            Оборудование:  мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.

Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Витамины"»

   Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.

        Задачи урока: 

            Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.

            Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами

            Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.

        Тип урока: урок изучения нового материала.

        Технология: проблемное обучение.

            Оборудование:  мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.

Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя (слайды 1-2):

Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем, друг друга каждый день такими словами, то есть, желаем здоровья. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: “Человек есть то, что он ест”. В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду.

Доказано, что для нормальной жизнедеятельности организма этих веществ недостаточно!

Об этом нам поведает одна история:

«Чудесные вещества»

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили. Лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От заболевания моряков погибало больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор эту болезнь  умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.

Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу.

Чтобы узнать причину этого заболевания и почему употребление таких продуктов питания как лимонный сок,  квашеная капуста, зеленый лук, черная смородина предотвращает это страшное заболевание. Мы узнаем сегодня на уроке.

А сейчас обратимся к истории …

Забытое открытие Н. И. Лунина (слайд 3).

Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Ученый исследовал роль минеральных веществ в питании. Н. И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. Мыши погибли на 11-й день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль и воду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные обеды, содержащие химически чистые белки, жиры и углеводы, включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время все мыши тоже погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

Вопрос: К какому выводу  пришел Н. И. Лунина?

Ответ: Впервые научно доказал, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества

Следующий этап в истории открытия «чудесных веществ» рассказывает нам о случайных наблюдениях и ценных выводах голландского врача Эйкмана (слайд 4).

В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни — бери-бери, что означает «оковы».

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу.

Вопрос: К какому выводу  пришел Эйкман в результате своих наблюдений?

 Ответ: В рисовых отрубях содержатся особые вещества, способные излечить от страшного заболевания бери-бери.

На вопрос, какие же вещества содержатся в рисовых отрубях, ответил польский биохимик Казимир Функ (слайд 5).

Он получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной доли грамма которых было достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Загадка лечебной силы рисовых отрубей была раскрыта. К. Функ назвал содержащиеся в них жизненно важные вещества ВИТАМИНАМИ (от лат. «вита» - жизнь).

Все современные витамины – синтетические, их получают в лабораторных условиях.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:

Запишите в инструктивных карточках (Приложение 1).

Тема урока: Витамины. Чудесные вещества (слайд 6).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами  узнаем, что такое витамины, их значение, многообразие, классификация витаминов. А также познакомимся с характеристикой некоторых витаминов.

План урока (слайд 7):

  1. Что такое «витамины»?

  2. Значение витаминов

  3. Многообразие витаминов.

  4. Классификация витаминов

  5. Характеристика некоторых витаминов

Что такое «витамины»? (слайд 8)

Витамины (от лат. «вита» - жизнь) – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?

Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.

В отличие от ферментов, лишь некоторые витамины могут синтезироваться в организме человека.

Вопрос: Подумайте, как витамины поступают в организм?

Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов»

Ответ: Витамины поступают в организм с пищей

В настоящее время известно более 25 витаминов. Они обозначаются латинскими буквами А, В, С,  D, Е. Некоторые витамины образуют группу В1, В2, В6, В12. Витамины образуются в растениях, и немногие имеют животное происхождения

Принята следующая классификация витаминов. Выделяют 2 группы витаминов: водорастворимые и жирорастворимые (слайд 9)

Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?

Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.

 При отсутствии какого-либо витамина в организме возникает заболевание авитаминоз

Запись в тетради: Авитаминоз возникает при отсутствии в организме какого-либо витамина (слайд 10).

Гиповитаминоз – недостаточное количество какого-либо витамина в организме (Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям). (слайд 11).

В какое время года чаще всего люди страдают от гиповитаминоза?

Помимо дефицита витаминов или их недостаточности, нельзя забывать и о чрезмерном употреблении витаминов, что также оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека

Гипервитаминоз – состояние, возникающее в результате избыточного потребления витаминов. Гипервитаминоз часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом, при избыточном потреблении пищевых добавок и витаминов.

Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?

Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.

Рассмотрим некоторые группы витаминов

Для этого мы воспользуемся текстом учебника стр. 189-192. В инструктивных карточках необходимо заполнить таблицу. Обратите внимание, на какие вопросы вам нужно будет обратить внимание.

  1. Домашнее задание:

записываем в дневник: п. 37 стр. 188-192

У нас с вами остался один витамин, информацию о котором вы выпишите дома самостоятельно. Сформулируйте вывод. На следующем уроке таблицы будут выборочно взяты на проверку.

Ответ на проблемный вопрос.

Вспомните случай с путешественниками и мореплавателями. От какого заболевания страдали? Назовите главную причину этого заболевания.

Витамины при тепловой обработке очень быстро разрушаются! Подумайте, вспомните из опыта своей мамы, как она при приготовлении пищи заботится о сохранении в ней витаминов?

А теперь посмотрим, все ли правила, мы с вами соблюдаем?

После просмотра видеоролика формулируем правила

Правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов.

1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.

2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под    крышкой.

3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению    они не подлежат.

4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.

Что мы не так назвали???

IV. Закрепление.

Ответьте на 7 утверждений. Если согласны «+», нет «-»

  1. Витамины поступают в организм человека только с пищей

  2. Витамины образуются в организме в небольших количествах

  3. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в организме называют ГИПЕРВИТАМИНОЗОМ

  4. При отсутствии витамина А в пище поражается кожа, дыхательные пути, роговица глаза

  5. Рахит – заболевание связанное с недостатком в организме ребенка витамина С

Самооценивание:

Если 5 правильных ответов -  «5»

Если 4 правильных ответа – «4»

Если 3 правильных ответа – «3»

Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом... Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться.(У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар же сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А, который присутствовал в рыбьем жире.)

        




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Османюртовская СОШ»


368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru

______ «____»_____________________20____г.


Отзыв

Об открытом уроке «Витамины»,

разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.


Урок, проведённый учителем биологии Матаевой Эльмиры Мухтаровны прошёл на высоком методическом уровне. Данный урок относится к уроку усвоения новых знаний.. В урок были включены такие основные этапы, как: блиц-опрос, творческая групповая работа, контролирующая самостоятельная работа, итог урока.

Следует отметить, что каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время знакомства с дополнительным материалом были показаны фрагменты CD диска по теме урока, во время показа слайдов мультимедийной презентации учитель работала совместно с детьми, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.

     

Матаева Э.М. использовала различные формы применения программного обеспечения. Здесь можно отметить игру в виде компьютерной презентации (MS PowerPoint), графического редактора Pоint, учебных модулей пособия «Занимательная математика».

   
     Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, что обеспечило наглядное представление. Проведение уроков с использованием ИКТ является свойственным учителю, соответствует системе её работы.
    На уроке закрепления полученных знаний были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме.
   Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке (тест был выполнен с выставлением оценки программой), тем самым доказав достижение поставленных целей урока.









Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.





Зам.директора по УВР МКОУ "Османюртовская СОШ": Висирханова Р.Ю.























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Османюртовская СОШ»


368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru

______ «____»_____________________20____г.


Отзыв

Об открытом уроке «Витамины»,

разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.




Повторение и проверка знаний: эффективная, вопросы прозвучали конкретно по теме адаптации, краткие, лаконичные, точные;

Уровень подачи теоретического материала: работа с маршрутными листами – самоанализ для учащихся рефлексивного характера

«знаю - не знаю, по изучаемой теме»; научное преподнесение теоритического материала, прослеживается связь - системность предоставляемого материала с ранее изученным материалом, вместе с тем новый материал изложен доступно для данного общеобразовательного класса.

Средства для организации самостоятельной работы для обучающихся: таблицы, мультимедийная презентация, карточки с текстом краеведческого характера (животные Красной книги Алтайского края), позволили обучающимся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач, с возможностью самопроверки и самоконтроля.

Несмотря на групповую работу, учитель не обделила вниманием ни одного ученика за урок: каждого ученика опросила на протяжении по 2- 3 раза, найдя тем самым индивидуальный подход к учащимся.

Методы и приёмы для эффективного усвоения учебного материала: словесные, побудительного характера для поиска ответов на поставленные вопросы; продуктивные - работа с первоисточниками (анализ текстовой информации по страницам Красной книги Алтайского края); частично-поисковые, исследовательские методы.

Распределение по времени этапов урока было эффективным и рациональным, все они были строго регламентированы, уложились в срок. Работу завершили по звонку.

В качестве домашнего задания ребята получили возможность подготовить устные ответы на вопросы параграфа и сообщения по изучаемому материалу.

Речь учителя четкая громкая и выразительная.

  • Деятельность учащихся:

Учащиеся практически без опоздания сели, были нацелены и вовлечены в работу, на столах у всех были рабочие принадлежности и дидактический материал.

На разных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление была соответствующая общепринятым нормам рабочая дисциплина, не было выкрикиваний с места, перебиваний отвечающих.

Учащиеся были очень активны, так проявили заинтересованность темой урока.

Учащиеся, при изучении нового материала, занимались целеполаганием, постановкой задач и выбором методики работы; составлением плана параграфа.

При изучении текста учебника, учащиеся работали индивидуально, затем шло обсуждение плана в группе с внесением корректирующих поправок.

Ответы по изучаемому материалу были полными и грамотно выстроенными. Дополнения в адрес некоторых учащихся носили уточняющий характер, дополнения были аргументированы из научных статей и учебного материала по параграфу.

Учебные цели учителем были достигнуты, Эльмира Мухтаровна указала положительные моменты урока и те незначительные недочеты, которые имели место, по мнению учителя.










Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.