Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать навыки здорового питания, развивать навык работы с таблицами
Воспитательные: развить коммуникативные качества, расширять информационное поле.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: проблемное обучение.
Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Витамины», план урока на доске, раздаточный материал продукты, в которых содержатся витамины, бумага А3, инструктивная карточка, учебник п. 37 стр. 188.
Основные понятия: витамины, гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз, рахит, бери-бери, «куриная слепота», цинга.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя (слайды 1-2):
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем, друг друга каждый день такими словами, то есть, желаем здоровья. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: “Человек есть то, что он ест”. В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду.
Доказано, что для нормальной жизнедеятельности организма этих веществ недостаточно!
Об этом нам поведает одна история:
«Чудесные вещества»
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили. Лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От заболевания моряков погибало больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.
Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу.
Чтобы узнать причину этого заболевания и почему употребление таких продуктов питания как лимонный сок, квашеная капуста, зеленый лук, черная смородина предотвращает это страшное заболевание. Мы узнаем сегодня на уроке.
А сейчас обратимся к истории …
Забытое открытие Н. И. Лунина (слайд 3).
Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Ученый исследовал роль минеральных веществ в питании. Н. И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. Мыши погибли на 11-й день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль и воду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как будут чувствовать себя мыши, если в их искусственные обеды, содержащие химически чистые белки, жиры и углеводы, включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время все мыши тоже погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.
Вопрос: К какому выводу пришел Н. И. Лунина?
Ответ: Впервые научно доказал, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества
Следующий этап в истории открытия «чудесных веществ» рассказывает нам о случайных наблюдениях и ценных выводах голландского врача Эйкмана (слайд 4).
В 1890 году голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни — бери-бери, что означает «оковы».
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу.
Вопрос: К какому выводу пришел Эйкман в результате своих наблюдений?
Ответ: В рисовых отрубях содержатся особые вещества, способные излечить от страшного заболевания бери-бери.
На вопрос, какие же вещества содержатся в рисовых отрубях, ответил польский биохимик Казимир Функ (слайд 5).
Он получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной доли грамма которых было достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Загадка лечебной силы рисовых отрубей была раскрыта. К. Функ назвал содержащиеся в них жизненно важные вещества ВИТАМИНАМИ (от лат. «вита» - жизнь).
Все современные витамины – синтетические, их получают в лабораторных условиях.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока:
Запишите в инструктивных карточках (Приложение 1).
Тема урока: Витамины. Чудесные вещества (слайд 6).
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое витамины, их значение, многообразие, классификация витаминов. А также познакомимся с характеристикой некоторых витаминов.
План урока (слайд 7):
Что такое «витамины»?
Значение витаминов
Многообразие витаминов.
Классификация витаминов
Характеристика некоторых витаминов
Что такое «витамины»? (слайд 8)
Витамины (от лат. «вита» - жизнь) – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности
Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.
В отличие от ферментов, лишь некоторые витамины могут синтезироваться в организме человека.
Вопрос: Подумайте, как витамины поступают в организм?
Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов»
Ответ: Витамины поступают в организм с пищей
В настоящее время известно более 25 витаминов. Они обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, Е. Некоторые витамины образуют группу В1, В2, В6, В12. Витамины образуются в растениях, и немногие имеют животное происхождения
Принята следующая классификация витаминов. Выделяют 2 группы витаминов: водорастворимые и жирорастворимые (слайд 9)
Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?
Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.
При отсутствии какого-либо витамина в организме возникает заболевание авитаминоз
Запись в тетради: Авитаминоз возникает при отсутствии в организме какого-либо витамина (слайд 10).
Гиповитаминоз – недостаточное количество какого-либо витамина в организме (Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям). (слайд 11).
В какое время года чаще всего люди страдают от гиповитаминоза?
Помимо дефицита витаминов или их недостаточности, нельзя забывать и о чрезмерном употреблении витаминов, что также оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека
Гипервитаминоз – состояние, возникающее в результате избыточного потребления витаминов. Гипервитаминоз часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом, при избыточном потреблении пищевых добавок и витаминов.
Вопрос: Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?
Ответ: Жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме.
Рассмотрим некоторые группы витаминов
Для этого мы воспользуемся текстом учебника стр. 189-192. В инструктивных карточках необходимо заполнить таблицу. Обратите внимание, на какие вопросы вам нужно будет обратить внимание.
Домашнее задание:
записываем в дневник: п. 37 стр. 188-192
У нас с вами остался один витамин, информацию о котором вы выпишите дома самостоятельно. Сформулируйте вывод. На следующем уроке таблицы будут выборочно взяты на проверку.
Ответ на проблемный вопрос.
Вспомните случай с путешественниками и мореплавателями. От какого заболевания страдали? Назовите главную причину этого заболевания.
Витамины при тепловой обработке очень быстро разрушаются! Подумайте, вспомните из опыта своей мамы, как она при приготовлении пищи заботится о сохранении в ней витаминов?
А теперь посмотрим, все ли правила, мы с вами соблюдаем?
После просмотра видеоролика формулируем правила
Правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов.
1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.
2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под крышкой.
3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению они не подлежат.
4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.
Что мы не так назвали???
IV. Закрепление.
Ответьте на 7 утверждений. Если согласны «+», нет «-»
Витамины поступают в организм человека только с пищей
Витамины образуются в организме в небольших количествах
Заболевания, связанные с недостатком витаминов в организме называют ГИПЕРВИТАМИНОЗОМ
При отсутствии витамина А в пище поражается кожа, дыхательные пути, роговица глаза
Рахит – заболевание связанное с недостатком в организме ребенка витамина С
Самооценивание:
Если 5 правильных ответов - «5»
Если 4 правильных ответа – «4»
Если 3 правильных ответа – «3»
Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом... Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться.(У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар же сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А, который присутствовал в рыбьем жире.)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Османюртовская СОШ»
368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru
№______ «____»_____________________20____г.
Отзыв
Об открытом уроке «Витамины»,
разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.
Урок, проведённый учителем биологии Матаевой Эльмиры Мухтаровны прошёл на высоком методическом уровне. Данный урок относится к уроку усвоения новых знаний.. В урок были включены такие основные этапы, как: блиц-опрос, творческая групповая работа, контролирующая самостоятельная работа, итог урока.
Следует отметить, что каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время знакомства с дополнительным материалом были показаны фрагменты CD диска по теме урока, во время показа слайдов мультимедийной презентации учитель работала совместно с детьми, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.
Матаева Э.М. использовала различные формы применения программного обеспечения. Здесь можно отметить игру в виде компьютерной презентации (MS PowerPoint), графического редактора Pоint, учебных модулей пособия «Занимательная математика».
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, что обеспечило наглядное представление. Проведение уроков с использованием ИКТ является свойственным учителю, соответствует системе её работы.
На уроке закрепления полученных знаний были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме.
Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке (тест был выполнен с выставлением оценки программой), тем самым доказав достижение поставленных целей урока.
Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.
Зам.директора по УВР МКОУ "Османюртовская СОШ": Висирханова Р.Ю.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Османюртовская СОШ»
368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru
№______ «____»_____________________20____г.
Отзыв
Об открытом уроке «Витамины»,
разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.
Повторение и проверка знаний: эффективная, вопросы прозвучали конкретно по теме адаптации, краткие, лаконичные, точные;
Уровень подачи теоретического материала: работа с маршрутными листами – самоанализ для учащихся рефлексивного характера
«знаю - не знаю, по изучаемой теме»; научное преподнесение теоритического материала, прослеживается связь - системность предоставляемого материала с ранее изученным материалом, вместе с тем новый материал изложен доступно для данного общеобразовательного класса.
Средства для организации самостоятельной работы для обучающихся: таблицы, мультимедийная презентация, карточки с текстом краеведческого характера (животные Красной книги Алтайского края), позволили обучающимся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач, с возможностью самопроверки и самоконтроля.
Несмотря на групповую работу, учитель не обделила вниманием ни одного ученика за урок: каждого ученика опросила на протяжении по 2- 3 раза, найдя тем самым индивидуальный подход к учащимся.
Методы и приёмы для эффективного усвоения учебного материала: словесные, побудительного характера для поиска ответов на поставленные вопросы; продуктивные - работа с первоисточниками (анализ текстовой информации по страницам Красной книги Алтайского края); частично-поисковые, исследовательские методы.
Распределение по времени этапов урока было эффективным и рациональным, все они были строго регламентированы, уложились в срок. Работу завершили по звонку.
В качестве домашнего задания ребята получили возможность подготовить устные ответы на вопросы параграфа и сообщения по изучаемому материалу.
Речь учителя четкая громкая и выразительная.
Учащиеся практически без опоздания сели, были нацелены и вовлечены в работу, на столах у всех были рабочие принадлежности и дидактический материал.
На разных этапах урока: повторение, изучение нового материала, закрепление была соответствующая общепринятым нормам рабочая дисциплина, не было выкрикиваний с места, перебиваний отвечающих.
Учащиеся были очень активны, так проявили заинтересованность темой урока.
Учащиеся, при изучении нового материала, занимались целеполаганием, постановкой задач и выбором методики работы; составлением плана параграфа.
При изучении текста учебника, учащиеся работали индивидуально, затем шло обсуждение плана в группе с внесением корректирующих поправок.
Ответы по изучаемому материалу были полными и грамотно выстроенными. Дополнения в адрес некоторых учащихся носили уточняющий характер, дополнения были аргументированы из научных статей и учебного материала по параграфу.
Учебные цели учителем были достигнуты, Эльмира Мухтаровна указала положительные моменты урока и те незначительные недочеты, которые имели место, по мнению учителя.
Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.