Тема: Витражная композиция «Подводный мир»
Цель: изготовление витражной композиции «Подводный мир».
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания учащихся по теме «Витражное искусство»
Ознакомить с технологическим процессом создания витража в современных условиях быта.
Научить учащихся выполнять витраж в бумажной технике.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
Создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, креативного мышления, моторики рук.
Воспитательная:
Содействовать эстетическому воспитанию: воспитывать интерес к витражному искусству, желание коллективно украшать кабинет, работая в тесном сотрудничестве.
Планируемые результаты:
Предметные умения: создавать целостное представление о витражном искусстве, витражных техниках, о роли и значении витража в жизни человека.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Познавательные – научатся самостоятельно формулировать цель, определять задачи для достижения цели, осознанно высказываться, моделировать, работать с разными материалами и инструментами; соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами.
Личностные - в процессе работы формируется логическое, образное и художественное мышление, готовность усваивать новые художественные приемы работы с материалами, проявлять себя в роли мастеров, отрабатываются навыки самостоятельной работы; формируется устойчивый познавательный интерес к новой технике, умение оценивать произведения искусства, вырабатывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, положительно относиться к роли ученика, к процессу обучения, уважение к художественному наследию.
Регулятивные – овладеют способностями проявлять познавательную инициативу, формулировать тему и цель занятия, находить варианты решения творческой задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять самостоятельный контроль за своей деятельностью, работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки, определять степень успешности своей работы, адекватно воспринимать оценку педагога и детей.
Коммуникативные - овладеют способностями инициативного сотрудничества, учатся планировать, принимать решения при выборе действий, доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, допускать существование других мнений, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь, овладеют способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, монологической и диалогической формой речи
Межпредметная связь: ИЗО, технология, окружающий мир.
Тип урока – комбинированный (сюда входят и проверка знаний, которые уже имеются у учащихся; усвоение новых знаний; применение знаний на практике)
Вид урока – учебно-творческая деятельность.
Методы - интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Педтехнологии:
Коммуникативные (работа в группах, взаимообучение, содружество, дискуссия).
Исследовательские ( пути последовательности работы, решение проблемной ситуации, выбор материала, анализ своей деятельности).
Здоровьесберегающие технологии: использование функциональной музыки; применение физкультминутки, направленное на двигательную активность и сбережение здоровья глаз.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока – комбинированный (сюда входят и проверка знаний, которые уже имеются у учащихся; усвоение новых знаний; применение знаний на практике)
Вид урока – учебно-творческая деятельность.
Структура урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время мин |
1 | Организацио-нный момент | Психологический настрой «Хорошее настроение» | Настраиваются на плодотворную работу. | 1 |
2 | Актуализа- ция опорных знаний | Создание проблемной ситуации | Актуализировать мыслительные операции: внимание, восприятие, мышление. | 3 |
3 | Целеполага- ние, варианты творческих задач | Подводит к определению цели и задач. Уточняет тему занятия Стимулирование познавательного интереса. | Определяют цель, планируют ее достижение | 6 |
4 | Первичное закрепление («алгоритм выполнения бумажного витража») | Объясняет последовательность работы. | Учащиеся слушают объяснение, отвечают на поставленные опросы. Работают с технологической картой. | 3 |
5 | Подготови- тельная работа | Закрепление вопросов цветоведения. Проводит упражнение по подготовке руки. Уточняют правила техники безопасности. | Готовят руку к работе: упражнение «Помощники» Вспоминают правила работы в парах. Технику безопасности при работе. | 7 |
6 | Самостоятельная работа по решению задач | Контролирует работу детей, применяет метод «шептание на ушко» Организует отдых во время работы –физминутка «Я рисую » | Работают самостоятельно, используя технологическую карту. Выбирают художественные материалы. Наводят порядок. | 20 |
7 | Рефлексия | Устанавливает соответствия между поставленными задачами урока и результатами. Помогает оформить выставку работ на доске | Учащиеся сами оценивают и комментируют свои работы, формулируют выводы. | 5 |
Оборудование: иллюстрации витражей, портреты витражистов (презентация), карта-помощница «Алгоритм изготовления бумажного витража», шаблоны-каркасы витражных композиций, цветная бумага (двусторонняя), ножницы, салфетка, клей-карандаш, клей ПВА, витраж «Море», аудиозапись «Ноктюрн» Шопена, краска черная (акварель), кисть беличья №2.
Предварительная работа: знакомство с историей развития витражей, разными видами и техниками витражей, мастерами витражистами, подготовка эскизов с изображением рыб, изготовление каркасов.
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на работу
Создание благоприятной рабочей обстановки.
Вовлечение всех в учебный процесс.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. (хлопки в ладоши)
II. Актуализация знаний учащихся (создание проблемной ситуации)
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на занятии: внимание, восприятие, мышление.
- Отгадайте, что это: «орнамент или картина из цветных стекол, вставленные в оконный проем» (витраж)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о витражном искусстве)
- Кто создавал такую красоту?
- Какую роль играет витраж, для чего он нужен?
- Где бы вы хотели использовать витражи?
(Демонстрация слайдов)
- Как цветовая гамма помогает понять композиционный сюжет?
(Помогает понять образ, создает настроение)
III. Целеполагание. Варианты творческих задач. (Подготовить учащихся к выполнению практического задания)
- Из чего художники выполняли витраж? (из стекла)
Можем ли мы сделать такой витраж? Почему?
(мы не можем сделать такой витраж, так как при работе со стеклом надо иметь профессиональное мастерство)
- Кто догадался, чем будем заниматься? Почему?
(Делать бумажный витраж, так как приготовлена цветная бумага и клей)
Теперь вы догадались, для чего мы готовили шаблоны-каркасы. Работать будем в парах, как готовили шаблоны, чтобы успеть закончить витражную композицию.
- Какой сюжет отражает этот витраж? Почему? (демонстрация витража)
(Морской, холодная цветовая гамма передает образ воды)
- Какое настроение он создает? Что бы вы хотели внести свое?
(Спокойное, немного грустное. Можно оживить рыбками, введя контрастные яркие цвета)
- Кто уточнит тему занятия?
(«Витражная композиция «Подводный мир»)
- Какую поставим цель? (Сделать витражную композицию «Подводный мир»)
- Что для этого нужно?
(Надо составить план действий:
-Вспомнить технологию бумажного витража.
-Определить цветовую гамму.
-Вспомнить технику безопасности при работе с ножницами.
-Подобрать каркас-трафарет.
-Сделать витраж.)
IV. Первичное закрепление
(карта-помощница «Алгоритм выполнения бумажного витража»)
Современная технология изготовления бумажного витража состоит из этапов:
Разработка эскиза;
Подбор бумажной цветовой палитры; хорошо продумать, как распределить цвета,
3. Подкладывание бумаги нужного цвета под каркас и обводка сектора.
4. Вырезание обведенного сектора с прибавкой по краям для подклеивания.
(От точности и аккуратности данного вида деятельности зависит качество выполненной работы)
5. Подклеить к каркасу.
6. Покрасить каркас черным цветом. (можно покрасить заранее)
7.Укрепить готовый витраж.
V. Подготовительная работа.
- Перед тем, как начнём работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе.
- Назовите правила безопасной работы.
Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража, постарайтесь передать настроение в композиции. Значит, цвета для рыбок лучше выбирать яркие, звонкие. Каждая ячейка витража должна заполниться разными оттенками.
Но прежде, давайте вспомним и назовем цвета холодной и тёплой цветовой гаммы.
Какие ассоциации вызывают у вас цвета теплой и холодной цветовой гаммы?
Холные - синий, голубой, фиолетовый;теплые - красный, желтый, оранжевый
теплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость.
холодная цветовая гамма: грусть, задумчивость, покой…
Скажите ребята, стоит ли разлучать тёплые и холодные цвета? Почему?
(холодные и тёплые цвета дополняют друг друга)
Надо хорошо подумать, как распределить цвета. Обсудить этот вопрос в парах.
Главный "инструмент" - это наши руки. Пальчиковая гимнастика «Помощники»
А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас все получится, думаю, вы даже почувствуете необычную награду за труд. Во время выполнения работы, следим за распределением и сочетанием цвета в композиции.
Необходимо отметить, что на всех этапах работы надо следить за аккуратностью, чтобы не повредить изображение, и быть осторожными во время работы с ножницами.
VI.Самостоятельная работа. (звучит спокойная музыка «Ноктюрн» Шопена)
Изготовление витража в парах.
Физминутка (Я рисую…)
- Заканчиваем, наводим порядок.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Вспомните, какова была цель нашего занятия?
- Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете? С какими новыми понятиями познакомились?
- Понравилось ли вам работать над витражной картиной? Почему?
- Где можно использовать бумажные витражи?
- Что для вас значит окно? Для чего оно нужно человеку? А что это дает человеку? Вы увидели в окне только практическое применение.
- А может ли стекло быть произведением искусства?
(А теперь мы будем украшать вашими витражами окно в классе. Оформление экспресс-выставки)