СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Византия при Юстиниане

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

средние века 6 класс, предназначен для проведения уроков.

Просмотр содержимого документа
«Византия при Юстиниане»

ВИЗАНТИЯ ПРИ ЮСТИНИАНЕ Тема урока:

ВИЗАНТИЯ ПРИ ЮСТИНИАНЕ

Тема урока:

Вопросы и задания: Что было общего в занятиях и общественном устройстве германцев и славян в I-II вв. н. э.? Как возникли государства франков и славян? Общее и особенное. Причины норманнских походов. Роль христианства в укреплении королевской власти и в развитии культуры. Причины и последствия феодальной раздробленности.

Вопросы и задания:

  • Что было общего в занятиях и общественном устройстве германцев и славян в I-II вв. н. э.?
  • Как возникли государства франков и славян? Общее и особенное.
  • Причины норманнских походов.
  • Роль христианства в укреплении королевской власти и в развитии культуры.
  • Причины и последствия феодальной раздробленности.

ПЛАН 1. Особенности развития Византии. 2. Власть императора. 3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика. 4. Борьба с внешними врагами.

ПЛАН

1. Особенности развития Византии.

2. Власть императора.

3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

4. Борьба с внешними врагами.

Определите, что было общего в развитии феодализма в Византии и Западной Европе, в чем различия? Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь? Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?
  • Определите, что было общего в развитии феодализма в Византии и Западной Европе, в чем различия?
  • Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь?
  • Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?

Особенности развития Византии В 330 году римский император Константин Великий - первый император-христианин - основал город Константинополь на месте древнегреческой колонии Византии.

Особенности развития Византии

  • В 330 году римский император Константин Великий - первый император-христианин - основал город Константинополь на месте древнегреческой колонии Византии.

Константинополь

Константинополь

Византийцы считали себя ромеями, то есть римлянами, Державу — ромейской, Императора - василевса - продолжателем традиций римских императоров.
  • Византийцы считали себя ромеями, то есть римлянами,
  • Державу — ромейской,
  • Императора - василевса - продолжателем традиций римских императоров.

Раздел единой Римской империи 395 г. Западная Римская империя Восточная Римская империя (Византия) 8

Раздел единой Римской империи

395 г.

Западная Римская империя

Восточная Римская империя (Византия)

8

8

8

8

8

8

8

Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала еще более тысячи лет? 1. В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной Римской империи. 2. Между городом и деревней сохранился торговый обмен. 3. В городах существовали торговля и ремесла. 4. Император имел возможность содержать армию и флот. 5. Византия могла отбивать натиск внешних врагов. 8

Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала еще более тысячи лет?

1. В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной Римской империи.

2. Между городом и деревней сохранился торговый обмен.

3. В городах существовали торговля и ремесла.

4. Император имел возможность содержать армию и флот.

5. Византия могла отбивать натиск внешних врагов.

8

Власть императора Император обладал почти неограниченной властью: - мог казнить подданных; - конфисковать их имущество; - смещать и назначать на должность. Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией, определял внешнюю политику государства. 8

Власть императора

Император обладал почти неограниченной властью:

- мог казнить подданных;

- конфисковать их имущество;

- смещать и назначать на должность. Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией, определял внешнюю политику государства.

8

Император Закон Армия Судья Внешняя полтика 14

Император

Закон

Армия

Судья

Внешняя полтика

14

Идея имперской власти Государство - высшая ценность, Император - господин 14

Идея имперской власти

  • Государство - высшая ценность,
  • Император - господин

14

Христианство Качества, которыми должен был обладать император Византии: - талантом государственного деятеля; - быть христианином; - милосердным; - благочестивым; - неприхотливым; - проявлять усердие в вере. Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом. Император был не только мирским правителем, но и главой церкви. 14

Христианство

Качества, которыми должен был обладать император Византии:

- талантом государственного деятеля;

- быть христианином;

- милосердным;

- благочестивым;

- неприхотливым;

- проявлять усердие в вере.

  • Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом.
  • Император был не только мирским правителем, но и главой церкви.

14

14

14

Обязанность византийского императора - забота о подданных 14

Обязанность византийского императора - забота о подданных

14

Имперская власть и общество  Сенат государственный совет  Димы организации свободных граждан подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики. они участвовали в торжествах; участвовали в провозглашении императора 14

Имперская власть и общество

Сенат государственный совет

Димы организации свободных граждан

  • подготавливал проекты законов,
  • обсуждал вопросы внешней и внутренней политики.
  • они участвовали в торжествах;
  • участвовали в провозглашении императора

14

14

14

Храм  святой  Софии  Константинополь 14

Храм святой Софии Константинополь

14

василевсом (царем) Император автократом (самодержцем) 22

василевсом (царем)

Император

автократом (самодержцем)

22

 Имперская власть отнимает у общества следующие права: право голоса; право участия в политической жизни общества. 22

Имперская власть отнимает у общества следующие права:

  • право голоса;
  • право участия в политической жизни общества.

22

Последствия установления имперской власти Возможности императоров не были безграничны: император был скован в реформаторской деятельности; император являлся только хранителем традиций и обычаев; власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества. 22

Последствия установления имперской власти

Возможности императоров не были безграничны:

  • император был скован в реформаторской деятельности;
  • император являлся только хранителем традиций и обычаев;
  • власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества.

22

Общество Византии имело свои особенности:  1) феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, не оформились в сословие;  2) положение аристократии было также неустойчивым. 22

Общество Византии имело свои особенности:

1) феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, не оформились в сословие;

2) положение аристократии было также неустойчивым.

22

Церковь и государство 22

Церковь и государство

22

Юстиниан I (527-565 гг.) Годы его правления — 527-565 гг.

Юстиниан I (527-565 гг.)

  • Годы его правления — 527-565 гг.
Юстиниан получил власть в очень трудное время: от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства; в христианской церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: «Был ли Христос богочеловеком?»; местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали землю, разбегались; в городах часто происходили бунты; в империи наметился финансовый кризис.

Юстиниан получил власть в очень трудное время:

  • от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства;
  • в христианской церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: «Был ли Христос богочеловеком?»;
  • местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали землю, разбегались;
  • в городах часто происходили бунты;
  • в империи наметился финансовый кризис.
Юстиниан I (527-565 гг.) Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия».

Юстиниан I (527-565 гг.)

  • Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия».
Внутренняя политика Начало правления Юстиниана отмечается: широкой благотворительностью; раздачей средств бедным; снижением налогов; помощью пострадавшим от землетрясения городам.

Внутренняя политика

Начало правления Юстиниана отмечается:

  • широкой благотворительностью;
  • раздачей средств бедным;
  • снижением налогов;
  • помощью пострадавшим от землетрясения городам.
Реформа права В 528 году Юстиниан учреждает комиссию из самых опытных государственных деятелей и юристов. Комиссия подготовила собрание императорских указов: кодекс Юстиниана; свод сочинений римских юристов; руководство по изучению нрава.

Реформа права

В 528 году Юстиниан учреждает комиссию из самых опытных государственных деятелей и юристов.

Комиссия подготовила собрание императорских указов:

  • кодекс Юстиниана;
  • свод сочинений римских юристов;
  • руководство по изучению нрава.
идея «симфонии царства и священства» союза церкви и государства как гарантии мира империи.

идея «симфонии царства и священства»

  • союза церкви и государства как гарантии мира империи.
Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей: восстанавливал города; помогал бедным; облегчал положение рабов,

Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей:

  • восстанавливал города;
  • помогал бедным;
  • облегчал положение рабов,
Вывод Невозможно остановить или повернуть по своему желанию историческое развитие страны. Нельзя вернуть старые порядки, тем более без поддержки местного населения.

Вывод

  • Невозможно остановить или повернуть по своему желанию историческое развитие страны.
  • Нельзя вернуть старые порядки, тем более без поддержки местного населения.
Вывод: Византийская империя с большим трудом отбивала нападения славян, арабов. В результате войн Византийская империя потеряла Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку. Империя сократилась почти в три раза.

Вывод:

  • Византийская империя с большим трудом отбивала нападения славян, арабов. В результате войн Византийская империя потеряла Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку.
  • Империя сократилась почти в три раза.
Общее с Западной Европой Отличие от Западной Европы Превращение свободных общинников в зависимых крестьян Лишение крестьян земли и переселение на земли феодалов Образование в провинциях крупных земельных владений Соперничество столичной знати и провинциальных землевладельцев Феодальная эксплуатация в поместьях Сохранение государственных налогов Возрастание независимости крупных феодалов в провинциях Не сложились сословия, не сложилась феодальная лестница Появление военных дружин Не сформировалось рыцарское войско Сохранение сильной центральной власти

Общее с Западной Европой

Отличие от Западной Европы

Превращение свободных общинников в зависимых крестьян

Лишение крестьян земли и переселение на земли феодалов

Образование в провинциях крупных земельных владений

Соперничество столичной знати и провинциальных землевладельцев

Феодальная эксплуатация в поместьях

Сохранение государственных налогов

Возрастание независимости крупных феодалов в провинциях

Не сложились сословия, не сложилась феодальная лестница

Появление военных дружин

Не сформировалось рыцарское войско

Сохранение сильной центральной власти

Домашнее задание: Прочитать §6, Знать ответы на вопросы 1-6 с. 60. Подготовить сообщение: «Деятельность Юстиниана».

Домашнее задание:

  • Прочитать §6,
  • Знать ответы на вопросы 1-6 с. 60.
  • Подготовить сообщение: «Деятельность Юстиниана».