СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Византийская империя.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Византийская империя.»

План урока

Группа №_____________

Дата__________________

Преподаватель: Абулашева С.А

Предмет: ИСТОРИЯ

Тема:  § 10. Византийская империя.


Цели занятия:

  • Образовательная : познакомить учащихся с историей Византии, изучить роль и место Византии в истории христианского мира;

  • Развивающая: формировать навыки логического мышления, расширить кругозор учащихся, развивать речь и умение самостоятельно работать;

  • Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).

План урока:


I. Организационная часть

-подготовка учащихся к восприятию нового материала;

-целевая установка на занятие

II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)

Вопросы на повторение материала


1. Расскажите об учении Мухаммеда. В чем состояла его привлекательность для арабов и других народов? В чем состоят сходства и различия между исламом и христианством? Ответ оформите в виде таблицы.

2. Назовите причины арабских завоеваний?

3. Как происходило распространение ислама?

4. Кратко охарактеризуйте Арабский халифат как государство. Почему оно распалось?

5. В каких областях культуры арабы оставили наиболее существенный вклад? Назовите известных вам арабских ученых, деятелей культуры.

6. Почему Арабский халифат опережал по уровню культуры многие современные ему страны? Свое мнение аргументируйте.


III. Изложение нового программного материала

1.Восточная Римская империя.

2.Попытка восстановления Римской империи.

3.Славянизация Балкан.

IV. Закрепление пройденного материала.

V. Подведение итогов урока.

1. Какие факторы позволили Восточной Римской империи сохраниться в раннем Средневековье?

2. Как император Юстиниан пытался восстановить Римскую империю? Что ему удалось сделать для этого? Почему в итоге его попытка оказалась безуспешной?

3. Как происходила, и какие последствия имела славянизация Балкан?

4. Расскажите о главных достижениях византийской культуры.

5. Используя дополнительную литературы, напишите историческое эссе на тему «Культура Византии».


VI. Выдача задания на дом

Выучить тему и ответить на вопросы

VI1.Отметки за урок______________________________________________________

Тема: § 10. Византийская империя.

План:

1.Восточная Римская империя.

2.Попытка восстановления Римской империи.

3.Славянизация Балкан.


1.Восточная Римская империя. Восточная Римская (Византийская) империя включала территории с древними земледельческими традициями. В отличие от Запада, где был распространен рабский труд, значительную роль в сельском хозяйстве продолжали играть свободные и полусвободные крестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалось отразить нападения варваров.

Константинополь долгое время оставался крупнейшим городом Европы и важнейшим центром ремесла, торговли, культуры. Здесь изготавливали рукописные книги, украшенные великолепными миниатюрами. В империи продолжали процветать и другие города — Александрия, Антиохия, Фес салоники.

2.Попытка восстановления Римской империи. Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527 — 565). Он родился в Македонии в семье бедного крестьянина. Его дядя, полководец Юстин, был возведен на императорский престол солдатами. Юстин I сделал племянника соправителем, а затем Юстиниан стал императором.

Император Юстиниан попытался восстановить Римскую империю в ее прежних границах. В 534 г. под ударами его войск пало Вандальско-Аланское королевство в Северной Африке. Затем началась война с Остготским королевством. Жители Апеннин, испытывавшие притеснения со стороны готов, первоначально поддержали Юстиниана, и в 536 г. его войска овладели Римом. Однако произвол императорских воинов, а также введение новых налогов вызвали недовольство населения. Остгот Тотила, в 541 г. избранный королем, принимал в свое войско рабов и давал им свободу, отнимал земли у крупных римских собственников и раздавал их остготским и италийским крестьянам. В 546 г. Тотила отвоевал Рим, а к 551 г. освободил почти всю Италию. Перелом в долгой войне произошел, когда Юстиниан отправил на Апеннины свежую армию во главе с талантливым полководцем Нарсесом. В решающей битве остготы потерпели поражение, Тотила погиб. К 555 г. Италия была покорена Юстинианом.

Юстиниан также вел войны с вестготами в Испании, где ему удалось добиться больших успехов. Казалось, что мечты о восстановлении Римской империи близки к осуществлению. Однако восстановление прежних порядков, тяжелый налоговый гнет вызвали всеобщее недовольство. Завоевания Юстиниана оказались непрочными. Вскоре почти всю Италию захватили племена лангобардов, создавших там свое королевство.

В первой трети VII в. на Византию обрушились арабские войска. Борьба с арабами шла с переменным успехом. В XI в. турки-сельджуки отвоевали у Византии всю Малую Азию. Именно там в XIII в. сложилось государство турков-османов, которое после долгих и упорных войн покончило в 1453 г. с Византийской империей.

3.Славянизация Балкан. С середины VI в. славянские племена, жившие в Центральной Европе к востоку от территории, занятой германцами, перешли от набегов на Византию к заселению Балканского полуострова. По словам византийского автора, славян «никоим образом нельзя обратить в рабство или подчинить». Вскоре все Балканы, кроме крайнего юга, были заселены пришельцами, смешавшимися с местным населением, которое стало говорить по-славянски.

К югу от нижнего течения Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 60-х гг. VII в. на эти земли вторглись тюркские племена протоболгар, кочевавших до того в степях Северного Причерноморья. Протоболгарский хан Аспарух (ум. ок. 701) разбил византийскую армию, привлек на свою сторону союз семи племен и основал независимое славяно-болгарское государство. Первое Болгарское царство существовало с 681 по 1018 г. Болгары растворились среди славян, дав свое имя одному из славянских народов.

Славяне оказали большое влияние на развитие Византии. В ходе заселения Балкан они захватили земельные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Повсюду утвердилась соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государственными податями. Славяне, особенно южные (болгары, сербы, хорваты и др.), в свою очередь, испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Борис принял крещение от Византии.

Византийская культура. В Византии сохранялась римская и греческая образованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. В Византии существовало много школ разного уровня.

Наиболее известным архитектурным памятником Византии стал собор Святой Софии, возведенный в Константинополе при Юстиниане. «Золотым веком» в истории византийской культуры считается период с IX по XII в. В это время в Византии возводились красивейшие храмы. Их стены и своды сплошь покрывались мозаиками и фресками. Огромное мастерство было свойственно работе иконописцев.

Византийская культура оказала существенное влияние на культуру многих стран и народов. Особое значение она имела для культурного развития славянских стран, в частности Древней Руси.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие факторы позволили Восточной Римской империи сохраниться в раннем Средневековье?

2. Как император Юстиниан пытался восстановить Римскую империю? Что ему удалось сделать для этого? Почему в итоге его попытка оказалась безуспешной?

3. Как происходила, и какие последствия имела славянизация Балкан?

4. Расскажите о главных достижениях византийской культуры.

5. Используя дополнительную литературы, напишите историческое эссе на тему «Культура Византии».