Визуализация как средство формирования речевой компетенции на уроках русского языка и литературы
В последнее время все чаще можно услышать, что современный подросток воспринимает информацию не в полном объеме. Действительно, по данным исследований, в памяти учащихся остается 1\4 часть услышанного материала, 1\3 часть увиденного, 1\2 часть увиденного и услышанного одновременно, 3\4 части материала, если учащийся вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Тот информационный поток ,который получают дети на уроках очень насыщен. Как выстроить процесс обучения , чтобы вся данная информация усваивалась подростками? Необходимо выработать стратегии работы на уроке, принимая во внимание изменившийся способ восприятия подростками поток информации. Обладая «клиповым мышлением», дети воспринимают информацию «дозированно», «фрагментарно». Благодаря распространению коммуникационных технологий современные дети одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фото, делая при этом уроки. Они умеют молниеносно переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами.
Необходимо «эту способность», умение выполнять несколько задач одновременно, использовать для эффективного усвоения знаний на уроке. Я применяю следующий прием работы на уроках русского языка и литературы - визуализацию. По исследованиям психологов известно, что зрение обеспечивает человеку около 90% информации. Психологами и физиологами доказано, что левое полушарие специализируется на вербально- символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических [1].
Визуализация – это метод представления информации в виде оптического изображения. Это мысленное представление. Связь слова и образа. Связь речевого и видимого (представляемого). Под учебной визуализацией будем понимать процесс и результат преобразования текстовой (устной или письменной) учебной информации в визуальную (зрительную) форму путем адекватной замены ее визуальными образами, знаками, символами. Визуализация текста является мощным средством , которое иногда буквально "открывает глаза" для быстрого понимания того, что именно говорит определенный текст. В качестве побочного эффекта визуализация также представляет механизм для специального анализа текста или текстов.
Эффективным приемом визуализации является скетчноутинг. Скетчноутинг- это процесс создания скетчей. В свою очередь, скетчи, согласно авторскому определению, это «способ мышления на бумаге с использованием изображений и слов» [4]. Скетчноутинг – особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков. В скетчноутинге они выполняют ряд функций: эстетическую, мотивационную, функцию наглядности и др. Однако наиболее важной представляется их познавательная функция, которая обусловлена информационной насыщенностью визуального образа. Визуальный образ является более информативным, чем какой бы то ни было другой образ. По своей информативности визуальные образы являются познавательно и практически более значимыми, чем слуховые, вибрационные, вкусовые и другие образы» [1]. Роль визуальных изображений в скетчноутинге многообразна. Они могут частично заменять слова или целые словосочетания в тексте, использоваться «вместо» слов. Визуальные изображения используются наравне с текстом, усиливая и углубляя смысл сказанного. Они выполняют иллюстративную функцию, придают тексту наглядность. Кроме того, рисунки позволяют экономить время, расходуемое на конспектирование
Приведу примеры использования возможностей визуализации при изучении русского языка и литературы .
Этот метод переработки информации очень эффективен для понимания авторского текста, успешного разностороннего анализа текста (выявление микротем, темы, проблем, идеи, авторской позиции – а это часть С ЕГЭ), а также побуждению к речевому творчеству, которое способствует формированию УУД (универсальных учебных действий), духовному развитию личности. Не секрет, что учащимся ,работая над частью С ЕГЭ, очень трудно определить проблему текста. На уроках по подготовке к ЕГЭ «переводим слова в зрительные образы», ребенок видит картинку, которая помогает понять смысловое содержание текста.
Работая на уроках над развитием речи учащихся ( необходимый критерий при написании творческого задания на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе), использую тот же самый прием. Например, учащиеся в тексте увидели зрительные образы «сердце» ,«замок »,который способствовал созданию изобразительно-выразительного средства «сердце на замке» и т. п.
Визуализация позволяет выходить на метапредметный уровень преподавания, ведь этот метод может применяться на других уроках. К примеру, при выполнении домашнего задания. Задан большой параграф по физике, состоящий, как минимум, из 9 абзацев, который так трудно запомнить ученику. А связь ключевых слов с картинкой помогает структурировать информацию и облегчает запоминание.
Изложенный выше вид работы на уроке позволяет учащимся активно включаться в процесс обучения и добиваться результата в освоении материала.
Подтверждается это неплохими результатами предметных диагностик, олимпиад, ОГЭ и ЕГЭ.
Ребенку гораздо проще понять конкретное изображение, чем абстрактные образы и правила, передаваемые словами, сказанными учителем или написанными в учебниках. Картинка запоминается лучше, особенно такая, которую ребенок создал сам, а не получил от учителя в готовом виде. Информация, усвоенная таким образом, откладывается в долгую память и закрепляется в сознании. Особенно важно, что метод визуализации помогает лучше доносить информацию до учеников, имеющих трудности с ее восприятием. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, но и о детях мигрантов. У детей, для которых русский язык не является родным, сформирована иная языковая картина мира, и поэтому им трудно понимать и запоминать материал в абстрактной форме. А вот изображение понятно всем и воспринимается всеми независимо от уровня развития и знания языка. Я использую этот метод на уроках русского языка при изучении таких тем, которые требуют усвоения большого количества правил. Например, раздел «Морфология» очень насыщен информативно и вызывает затруднения в усвоении его учащимися. Я предлагаю моим ученикам - шестиклассникам представить, что морфология - это Вселенная, а части речи - планеты, имеющие свои материки, острова. Сначала дети создают свои «модели» имени существительного, представляя эту часть речи в виде существа или предмета, имеющего определенные признаки - постоянные и непостоянные. Затем при изучении каждого правила ученики создают свои карты: остров Отрицания (правило о слитном и раздельном написании не с существительными), остров Шип- шип (правописание о-ё после шипящих) и так далее. Такие же карты учащиеся создают и на уроках, посвященных изучению других частей речи. На обобщающем уроке по теме «Имя прилагательное» я предложила детям перенести все правила на один лист. Так мы перешли к построению интеллект-карт. Создание интеллект-карт - один из самых эффективных способов визуализации информации, он вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Это абстрактные знания, упорядоченные в виде ярких рисунков и схем, ассоциации, перенесенные на бумагу. Такой метод помогает лучшим образом систематизировать все, что ребенок узнал на уроках. Так благодаря созданным зрительным образам дети абстрактным теоретическим понятиям придают конкретное осязаемое значение. На таких уроках каждый учащийся получает возможность выразить свою индивидуальность, проявить фантазию, почувствовать себя успешным независимо от уровня владения русским языком.
Так создается ситуация успеха для каждого и формируется интерес к предмету.
На уроках литературы, тем более при обучении детей анализу литературного произведения, одной из важнейших задач учителя становится создание у учащихся некоего литературного образа, а значит, развитие визуализации.
Используя у старшеклассников методы визуализации, мы значительно облегчаем процесс усвоения нового и, самое главное, развиваем образное мышление, без наличия которого, согласитесь, существенно затруднено восприятие художественных произведений, особенно поэтических, я уже не говорю об умении их анализировать или написать сочинение.
Всем известно, что старшеклассники испытывают затруднения при запоминании сложных литературоведческих терминов. Слова «парцелляция», «реминисценция», «ретардация», «синекдоха» и т. д. никаких зрительных образов не вызывают и поэтому, может быть никак не поддаются запоминанию. Фонетические, последовательные и связанные ассоциации, трансформация образов, другие методы упрощают этот процесс.
Я думаю, что малая продуктивность лекционного метода преподавания в старших классах обусловлена неким отсутствием фактора эмоционального восприятия, визуальности изучаемого. Потому и не остаётся в памяти учеников важный, но не пережитый, не «пропущенный через себя» материал.
Используя визуализацию на уроках в 10-11 классах, мы сможем помочь детям понять сложные для их восприятия художественные произведения.
На уроках литературы в 5-6 классах можно предложить написать творческую работу по восприятию какого-либо произведения, включающего яркую визуализацию. При изучении лирики М. Ю Лермонтова можно предложить следующее задание ,например, попытайтесь почувствовать себя оторвавшимся листком, который летит по просторам бескрайней нашей России (по стихотворению «Листок»). Что вы видите (визуализация)? Какие чувства испытываете? Сравниваем свои впечатления с тем, что написано в художественном произведении. Таким образом, дети имеют возможность не пассивно следовать за мыслью художника, а творить «параллельные» образы. Это помогает им глубже проникнуть в особенности поэтического языка. Развиваем визуальную модальность. Это подготовит детей к более сложной работе по анализу произведений художественной литературы. Практически здесь закладывается понимание роли цветописи, звукописи, метафоричности, образности в произведении.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что приведённые примеры – всего лишь небольшая часть использования возможностей визуализации при изучении русского языка и литературы. Можно смело утверждать, что визуализация является эффективным универсальным и современным методом, который вырабатывает навык анализа и понимания текста, умение обобщать большой объем информации, служит в дальнейшем успешной социализации учащихся, так как его можно применять в любой сфере деятельности. Визуализация-это эффективный метод обучения на уроках русского языка В первую очередь это построение системы образования, удовлетворяющей потребности каждого, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей из семей иностранных граждан.
Литература.
1. Белова З. С. Визуализация теоретического знания как познавательный метод: Дисс. ... докт. филос. наук. [Электронный ресурс] Чебоксары. 2000. 302 с. / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [сайт].
2 Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов – детерминант развития обучающегося. // Образование и наука. 2013. № 6. С. 90–105.
3. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. [Электронный ресурс]. / пер. К. Наумов. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 224 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
5. Ткаченко О. Н. Развитие визуального мышления в современной культуре. // Омский научный вестник. 2014. № 4. С. 198–200.
Аннотация
Статья посвящена исследованию возможностей метода визуализации при изучении русского языка и литературы как средства формирования речевой компетенции. В статье приведены примеры использования визуализации при работе в старших классах, среднем звене, с детьми мигрантов, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Вспомним известную аксиому «учение с увлечением». Действительно, если ребенок с желанием воспринимает информацию, то усвоение знаний будет высоким. Какими должны быть стратегии работы на уроке, чтобы
«учение было с увлечением »?
Существует серьезная потребность построить обучение с позиции сбалансированной работы и левого, и правого полушарий головного мозга, т.е. на разумном сочетании логического и наглядно-образного мышления.
Скетчноутинг это процесс создания скетчей. В свою очередь, скетчи, согласно авторскому определению, это «способ мышления на бумаге с использованием изображений и слов» [4]. Скетчноутинг – особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков. В скетчноутинге они выполняют ряд функций: эстетическую, мотивационную, функцию наглядности и др. Однако наиболее важной представляется их познавательная функция, которая обусловлена информационной насыщенностью визуального образа. Визуальный образ является более информативным, чем какой бы то ни было другой образ. По своей информативности визуальные образы являются познавательно и практически более значимыми, чем слуховые, вибрационные, вкусовые и другие образы» [1]. Роль визуальных изображений в скетчноутинге многообразна. Они могут частично заменять слова или целые словосочетания в тексте, использоваться «вместо» слов. Визуальные изображения используются наравне с текстом, усиливая и углубляя смысл сказанного. Они выполняют иллюстративную функцию, придают тексту наглядность. Кроме того, рисунки позволяют экономить время, расходуемое на конспектирование
При виде записей, выполненных в технике «скетчноутинг», в памяти неизбежно возникают ассоциации с «опорными сигналами В. Ф. Шаталова». Технология опорных сигналов была разработана российским педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым и получила широкое распространие в семидесятых годах прошлого века в практике обучения в школе
Во избежание ошибочного отождествления скетчнуотинга и других видов графического «сжатия» информации, обозначим ряд отличительных особенностей скетчнуотинга на примере сравнения его с опорными сигналами.
Во-первых, опорные сигналы разрабатываются, в основном, учителем для восприятия их учащимися, а скетчноутинг выполняется самим обучающимся.
Во-вторых, опорные сигналы составляются заранее к определенному уроку в соответствии с его темой, в отличие от скетчноутинга, для которого характерна импровизация, т. е. скетчноутинг выполняется непосредственно в ходе прослушивания лекции. Как пишет М. Роуди, «скетчи создаются в реальном времени, когда вы слушаете чью-то речь» [4].
В-третьих, и это главное отличие, опорные сигналы составляются одинаково для всего класса в целях одинакового же последуюшего воспроизведения материала. Тем самым опорные сигналы предполагают некоторую унификацию. Скетчи создаются индивидуально. Они несут на себе «отпечаток» личности автора. Как отмечает М. Роуди, скетчи всегда уникальны, в них находят выражение особенности личности их составителя [4]. Таким образом, общими характерными особенностями скетчноутинга являются импровизация, уникальность и неповторимость, проявление личности автора.
Мной была подмечена такая особенность заучивания стихотворений детьми по нарисованным зрительным образам.