СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Визуальное расписание как одна из практических технологий работы учителя- логопеда с детьми с ТНР.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Визуальное расписание для дошкольников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Визуальное расписание как одна из практических технологий работы учителя- логопеда с детьми с ТНР.»

Визуальное расписание как одна из практических технологий работы учителя- логопеда с детьми с ТНР.


Дети с тяжелыми нарушениями речи – это категория детей с отклонениями в развитии речи, у которых сохранен слух, сохранен интеллект, но отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении формирования речевой функциональной системы.

Нарушения в формировании речевой деятельности детей негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, им сложно усвоить логику течения времени.

Детям с речевыми нарушениями сложно воспринимать на слух, сложные, поэтапные инструкции, что и когда они должны сделать, поэтому наглядным отображением того, что произойдет в течение некоторого времени, в частности, в течение логопедического занятия, может стать визуальное расписание.

Визуальное расписание — это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы событий или занятия.

Как правило, визуальное расписание применяется в работе с детьми с РАС, с неговорящими детьми и служит средством альтернативной коммуникации. Но не менее эффективно использование визуального расписания в работе с детьми с ТНР, имеющими снижение слухового восприятия, вербальной памяти, недостаточно устойчивое внимание, нарушения аффективно-волевой и регуляторной сферы. Присутствие визуального расписания на занятии упорядочивает деятельность ребёнка, способствует развитию логического и образного мышления, речи и памяти. 

Визуальные расписания бывают всевозможных видов и конфигураций - на планшетках, досках, матерчатых полосках, в тетрадке, альбоме, папке, в компьютере, состоять из фотографий, картинок, написанных слов; располагаться вертикально, горизонтально, по одной на странице, по 2, по 5, по 10 штук; карточки выполненных заданий или действий могут оставаться на месте, сниматься, перемещаться на другую страницу или в коробочку, зачеркиваться; могут включать жетоны за выполненные задания, или не включать их. Выбор того или иного формата визуального расписания всегда осуществляется на индивидуальной основе - на основе целей его применения, возможностей ребенка, а также возможностей тех, кто будет это визуальное расписание применять. Сейчас существует немало сайтов-конструкторов, где возможно создание карточек своими руками. Также возможно приобретение уже готовых решений. Наиболее подходящее решение для учителей-логопедов предлагает «Планик». Комплексное пособие для работы по системе ПЕКС при постановке звуков и навыков работы с предложениями включает план занятия, набор карточек, поощрительный лист, карточку - кармашек и игру «Гласные».

Делая свою подборку для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, я опиралась на разработку «Планик», дополнив его карточками – заданиями, необходимыми для развития всех сторон речи ребёнка. Таким образом, мой логопедический комплект включил задания, предложенные «Планик»: «Массаж», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Фразы», «Буквы», «Слоги», «Цифры», «Цвета», «Формы», «Пальчиковая гимнастика», «Чудесный мешочек», «Играем», дополнительные слова «Сейчас», «Потом», а также дополненные мной задания: «Слушаем» (работа по формированию фонематического слуха, чувства ритма), «Слова» (автоматизация звуков в словах, вызывание речи – слов, формирование слоговой структуры слов), «Грамота» (формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, анализа предложений); «Сюрприз», «Звёздочка», выступающие в роли указателя на поощрение.

Наиболее удобной и приемлемой формой визуального расписания в работе учителя-логопеда являются карточки - магниты, состоящие из картинок и написанных ниже слов, что позволяет применять их и в работе с детьми, освающими глобальное чтение. Как правило, карточки располагаются горизонтально, а сигналом выполненных уже заданий может служить магнит-смайл или отметка, выполненная самим ребёнком маркером на магнитной доске. В случае работы с детьми младшего дошкольного возраста, наиболее наглядным способом может служить перемещение карточки в пустое окошко, расположенное под карточкой.

В начале занятия учитель-логопед создаёт проблемную ситуацию или включает метод повышения эмоциональной активности в виде сюрпризного момента, а далее вместе с ребёнком располагает карточки, последовательно проговаривая основные этапы занятия. Итогом выполнения цепочки действий, может стать сюрпризный момент, в виде наклейки, возможности выбрать наиболее интересное занятие, похвала учителя-логопеда с озвучиванием результата деятельности ребёнка. Не менее важен в работе с визуальным расписанием эмоциональных фон занятия. Выполнение каждого задания, указанного в карточке, должно сопровождаться похвалой, например, «Молодец, ты справился с этим заданием!» Немаловажно, применяя визуальное расписание на логопедическом занятии, придерживаться основных принципов: соблюдение всех пунктов расписания, а также последовательности предлагаемых заданий.

Таким образом, использование визуального расписания на логопедическом занятии позволяет сформировать представления о последовательности действий на логопедических занятиях, устраняя вопросы о структуре занятия; дает возможность ребенку получить ощущение того, что достигнуто; уменьшает вероятность возникновения нежелательного поведения и помогает применять навыки более самостоятельно.

Литература
1. Алексеева, Е. И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е. И. Алексеева, С. В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3

2. Иванова, И. Н. Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров» / И. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 470-472. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76294/ (дата обращения: 26.01.2022).





5