Спецификация входной диагностической работы для обучающихся 11 класса по биологии
Назначение работы
Работа предназначена для проведения входной диагностики индивидуальных достижений обучающихся 11 класса в ОУ по предмету «Биология» базовый уровень.
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1 | Клеточный уровень жизни | Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Умение решать биологические задачи | 1.1.1., 1.2.2., 1.3.2.,1.4.,2.3. | КО | Б | 1 |
2 | Молекулярный уровень жизни | Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Умение решать биологические задачи | 1.4.,2.2.1., 2.3. | КО | Б | 1 |
3 | Молекулярный уровень жизни | Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке. Умение решать биологические задачи | 1.3.1.,1.4., 2.2.1.,2.3. | КО | Б | 1 |
4 | Клеточный уровень жизни | Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомам. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Умение делать множественный выбор | 1.1.1., 1.2.1.,1.4., 2.6.1. | КО | П | 2 |
5 | Организменный уровень жизни | Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы). Умение делать множественный выбор | 1.1.4., 2.5. | КО | П | 2 |
6 | Организменный уровень жизни | Размножение организмов – половое и бесполое. Умение проводить соответствие | 1.4., 2.6.2. | КО | П | 2 |
7 | Клеточный уровень жизни | Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Умение проводить соответствие | 1.3.2.,1.4., 2.6.2. | КО | П | 2 |
8 | Организменный уровень жизни | Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Умение проводить соответствие | 1.2.2., 1.4., 2.1.1., 2.1.2. | КО | П | 2 |
9 | Организменный уровень жизни | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Умение проводить соответствие | 1.1.2., 1.3.3., 1.4., 2.1.1. | КО | П | 2 |
10 | Организменный уровень жизни | Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Дигибридное скрещивание. Умение решать биологические задачи | 1.1.2., 1.1.3.,1.4., 2.1.1.,2.3. | КО | Б | 1 |
11 | Клеточный уровень жизни | Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомам. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Умение работать с рисунком | 1.1.1., 1.2.1.,1.4., 2.4.,2.6.1. | РО | В | 3 |
12 | Молекулярный уровень жизни | Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Умение решать биологические задачи | 1.3.1.,1.4., 2.2.1.,2.3. | РО | В | 3 |
| | | | | | 22 |
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
Код элементов | Проверяемые умения |
1. Знать/понимать |
| 1.1 | методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез: |
| 1.1.1 | основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная) |
| 1.1.2 | сущность законов (Г. Менделя, зародышевого сходства) |
| 1.1.3 | сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя) |
| 1.1.4 | методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи |
| 1.2 | строение и признаки биологических объектов |
| 1.2.1 | клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов |
| 1.2.2 | генов, хромосом, гамет |
| 1.3 | сущность биологических процессов и явлений |
| 1.3.1 | обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, пластический и энергетический обмен |
| 1.3.2 | митоз, мейоз, развитие гамет у позвоночных животных |
| 1.3.3 | оплодотворение у позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез) |
| 1.4. | современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, онтогенезу |
2.Уметь |
| 2.1 | объяснять |
| 2.1.1 | роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира |
| 2.1.2 | причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций |
| 2.2. | устанавливать взаимосвязи |
| 2.2.1 | строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза |
| 2.3. | решать задачи разной сложности по генетике и цитологии (составлять схемы скрещивания) |
| 2.4. | распознавать и описывать клетки растений и животных |
| 2.5. | выявлять отличительные признаки различных организмов |
| 2.6 | сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) |
| 2.6.1 | биологические объекты (клетки) |
| 2.6.2 | митоз и мейоз, бесполое и половое размножение |
Нормы выставления отметок:
Объем выполненной работы | Количество баллов | Отметка |
90-100% | 20-22 | 5 |
70-89% | 15-19 | 4 |
50-69% | 11-14 | 3 |
Менее 50% | менее 11 | 2 |
Уровни оценки предметных результатов
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. | высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5») |
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») |
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. | оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено» |
Низкий уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. | пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») |
Входная диагностическая работа по биологии. 11 класс – базовый уровень
Вариант 1.
1. В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
2. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20 % от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
3. Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующей данный белок. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
4. Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию.
1) ядро
2) лизосомы
3) аппарат Гольджи
4) рибосомы
5) митохондрии
6) хлоропласты
5. К эукариотам относят
1) обыкновенную амёбу
2) дрожжи
3) малярийного паразита
4) холерный вибрион
5) кишечную палочку
6) вирус иммунодефицита человека
6. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания значения полового размножения. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) изменению плодовитости организмов
2) обострению межвидовой борьбы
3) комбинации генетического материала родительских гамет
4) увеличению разнообразия фенотипов
5) увеличению генетического разнообразия благодаря кроссинговеру
7. Для каждой особенности деления клетки установите, характерна она для митоза (1) или мейоза (2):
ОСОБЕННОСТИ | | ТИП ДЕЛЕНИЯ |
А) в результате образуются 2 клетки Б) в результате образуются 4 клетки В) дочерние клетки гаплоидны Г) дочерние клетки диплоидны Д) происходят конъюгация и перекрест хромосом Е) не происходит кроссинговер | | 1) митоз 2) мейоз |
8. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом — (1) хромосомные, (2) генные либо (3) геномные:
ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИИ ТИП МУТАЦИИ
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК 1) хромосомные
Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке 2) генные
В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка 3) геномные
Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов
Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке
Е) обмен участками негомологичных хромосом
9. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
ОРГАНЫ | | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
А) головной мозг Б) печень В) кровь Г) кости Д) поджелудочная железа Е) кожа | | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
10.У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) — над нормальной длиной ног (b). Запишите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.
11. Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме номерами: 3, 4, 7, 8, 9,10. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
12. РАЗМНОЖЕНИЕ
Размножение – это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно – отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.
В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.
При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы – яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.
Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы. 1) О каких способах размножения упоминается в тексте? 2) Приведите примеры двух организмов, у которых размножение происходит вегетативным способом. 3) Каким преимуществом обладают организмы, размножающиеся половым путём? |
Входная диагностическая работа по биологии. 11 класса – базовый уровень
Вариант 2.
1. У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
2. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
3. Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
4. Выберите структуры, характерные только для растительной клетки.
1) митохондрии
2) хлоропласты
3) клеточная стенка
4) рибосомы
5) вакуоли с клеточным соком
6) аппарат Гольджи
5. К автотрофам относят
1) споровые растения
2) плесневые грибы
3) одноклеточные водоросли
4) хемотрофные бактерии
5) вирусы
6) большинство простейших
6. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
При половом размножении животных
1) участвуют, как правило, две особи
2) половые клетки образуются путем митоза
3) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом
4) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей
5) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей
7. Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ | | ВИД ДЕЛЕНИЯ |
A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки Б) обеспечивает рост органов B) происходит при образовании спор растений и гамет животных Г) происходит в соматических клетках Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях | | 1) митоз 2) мейоз |
8. Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД МУТАЦИИ |
A) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК Б) изменение строения хромосом B) изменение числа хромосом в ядре Г) полиплоидия Д) изменение последовательности расположения генов | | 1) генная 2) хромосомная 3) геномная |
9. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
ОРГАН, ТКАНЬ | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) кишечник Б) кровь B) почки Г) лёгкие Д) хрящевая ткань Е) сердечная мышца | | 1) энтодерма 2) мезодерма |
10. При скрещивании жёлтого(А) гладкого (В) (дигомозигота) и зелёного (а) морщинистого (b) гороха в F1 получились все жёлтые гладкие. Определите генотип семян гороха в F1.
11. Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме цифрами 1, 5, 7, 9, 14, 15. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.
12. ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.
В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.
Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.
Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.
Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы. 1) Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки? 2) Какую роль играют пластиды в клетке? 3) Почему растительную клетку относят к эукариотной? |
Входная диагностическая работа по биологии (базовый уровень)
ученика(цы) 11 класса .
1 вариант
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. .
11. 3 – 4 –
7 – 8 –
9 – 10 –
12.
Входная диагностическая работа по биологии (базовый уровень)
ученика(цы) 11 класса .
2 вариант
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. .
11. 1 – 5 –
7 – 9 –
14 – 15 –
12.
Ключ к заданиям
Вариант 1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. ААВb .
11. 3 – клеточная мембрана 4 – шероховатая (гранулярная) ЭПС
7 – комплекс Гольджи 8 – рибосомы
9 – митохондрии 10 – ядро (хроматин или хромосома).
12.
1. В тексте упоминается о бесполом и половом размножении;
2. Размножение вегетативным способом происходит у гидры (или другое), у малины (или другое);
3.При половом размножении потомство генетически разнообразно, т.к. происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида.
Ключ к заданиям
2 вариант
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. АаВb .
11. 1 – ядро (хроматин или хромосома) 5 – митохондрия
7 – вакуоль 9 – Комплекс Гольджи
14 – хлоропласт 15 – клеточная мембрана
12. 1. Клеточная стенка толстая, состоит из целлюлозы, имеет поры.
2. В пластидах происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.
3.Растительная клетка эукариотическая, т.к. в ней есть ядро.