СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Входной контроль по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная контрольная работа составлена в формате ОГЭ и позволит проверить знания учащихся на начало учебного года

Просмотр содержимого документа
«Входной контроль по обществознанию 9 класс»

Входной контроль обществознание 9 класс 1 вариант

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

 Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

 1) в самоконтроле 2) в самореализации 3) в самопознании 4) во власти

3. Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На каком уровне образования находится Павел?

 1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное 3) основное общее 4) среднее общее

4. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Рассмотрите фотографию.

К акая экономическая операция изображена на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой операции потребителем и кратко поясните каждое из правил.

6. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

  1) открытие сети продовольственных гипермаркетов

2) объяснение причин роста инфляции

3) расчёт показателей государственного бюджета

4) прогнозирование спроса на товары

7. Самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан, направленная на получение прибыли, — это

1) конкуренция 2) предпринимательство 3) посредничество 4) производство

8. Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»?

 1) специализация 2) инфляция 3) социализация 4) безработица

9. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

 1) наёмные работники 2) молодёжь 3) преподаватели физики 4) петербуржцы

10. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый, —

 1) ученик средней школы 2) покупатель в магазине 3) заёмщик в банке 4) водитель автобуса

1 1. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

 Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

12. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) логичность и доказательство выводов

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

1) религия

2) наука

13. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите сначала порядковые номера черт сходства, а затем — порядковые номера черт отличия:

1) возможность выбора профиля обучения 2) соблюдение правил поведения

3) возможность поступления в вуз 4) получение общего образования

14. Запишите слово, пропущенное в таблице. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Искусство

Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

...

Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

15. Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. Что, по мнению автора, представляет собой культура?

3. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.







































Входной контроль обществознание 9 класс 2 вариант

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

 Товар; политика; производство; религия; выборы.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. И человек, и животное

1) передают культурный опыт последующим поколениям 2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве 4) оценивают себя и свои действия

3. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование 2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование

4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Рассмотрите фотографию.

К акой вид деятельности осуществляют дети, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.

6. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

  1) продажа продукции фермерских хозяйств

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) оказание населению бытовых услуг

4) биржевые торги акциями предприятий

7. Обязательные платежи, которые платят государству его граждане, а также предприятия, компании и фирмы, — это

 1) дивиденды 2) страховые выплаты 3) зарплата 4) налоги

8. В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?

1) рыночной 2) административной 3) традиционной 4) командной

9. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

 1) священнослужители 2) женщины 3) мусульмане 4) европейцы

10. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?

1) избиратель 2) опекун 3) военнослужащий 4) пользователь Интернета

11. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

С формулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

12. Установите соответствие между примерами и видами потребностей

ПРИМЕРЫ

А) отдых и сон

Б) общение с друзьями

В) реализация своих потребностей в деятельности

Г) самосохранение

Д) карьерный рост

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1) биологические

2) социальные

13. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите сначала порядковые номера черт сходства, а затем — порядковые номера черт отличия:

1) основывается на вере в сверхъестественное 2) является областью духовной культуры

3) влияет на нормы поведения людей 4) использует культы и ритуалы

14. Запишите слово, пропущенное в таблице. ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Искусство

Отражение мира и человека в художественных образах

...

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

15. Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие компоненты природной среды выделяет автор? Укажите их. Какую оценку их состоянию он дает? (Укажите любую одну оценку одного из компонентов). Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

3. В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.








































Ответы 1 вариант

1. 1. Понятия: религия, наука.

2. Смысл понятия:

религия — сфера духовной культуры, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;

ИЛИ

наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.

2. 2

3. 2

4. 3

5. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: оплата покупок банковской картой / безналичная оплата покупок и т. п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два правила с пояснениями, допустим:

— закрывать рукой терминал, когда вводится пин-код (это позволит исключить ситуацию, когда мошенники смогут запомнить пин-код и использовать в корыстных целях для кражи денег с карты);

— не передавать данные карты третьим лицам (это исключит возможность использовать данные для снятия денежных средств без вашего ведома).

6. 1

7. 2

8. 1

9. 2

10. 2

11. а) Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что вести домашнее хозяйство обязанность жены (так как среди населения всегда есть патриархальные семьи, вне зависимости от возраста супругов).

б) Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста, считают, что в ведении домашнего хозяйства муж и жена должны участвовать в равной мере (так как среди молодежи сильнее тенденции к равноправию между мужчиной и женщиной и молодые женщины в большей степени, чем пожилые стремятся построить карьеру, а не вести домашнее хозяйство).

12. 22112

13. 2413

14. наука

15. 1. Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) взаимодействие культуры и природы;

2) подходы к окружающему миру;

3) как представляет природу культурный человек.

2. 1. Ответ а первый вопрос:

— Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы.

— Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры.

— Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми.

2. Ответ на второй вопрос:

— теоретический — открытие законов природы;

— мифопоэтический — обожествление природы.

Суть может быть выражена в иных близких по содержанию высказываниях.

3. Ответ на третий вопрос: культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам.

3. Могут быть приведены следующие объяснения:

1. Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением.

2. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать.

3. Тот кто не умеет оценить правильно окружающий мир является малокультурным человеком.

Могут быть приведены и иные объяснения подтверждающие эту связь.













Ответы 2 вариант

1. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) понятия: товар, производство;

2) смысл понятия, например: товар – продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена / производство – это любая деятельность человека, направленная на процесс преобразования имеющихся ресурсов в необходимые блага.

2. 3

3.2

4. 3

5. 1) ответ на вопрос: игра / игровая деятельность и т. п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— уважать других участников игры, вежливо относиться к ним (это позволит избежать конфликтов и сделает игру интересной и веселой для всех ее участников);

— необходимо посвящать играм ограниченное время, не в ущерб учебной или трудовой деятельности (иначе игра будет нести вред, так как будет занимать время, необходимое для познания или получения дохода).

6.2

7. 4

8. 1

9. 4

10. 4

11. а) Среди граждан обеих групп преобладает мнение, что вести домашнее хозяйство должны муж и жена в равной мере (так как в данном государстве существует равноправие между мужчиной и женщиной и господствует демократический тип семьи).

б) Граждане со среднем образованием в большей степени, нежели граждане с высшим образованием склонны считать, что женщина обязана вести домашнее хозяйство (так как менее образованные люди склонны выступать за патриархальную модель семьи).

12. 12212

13. 2314

14. образование

15. 1. 1) наступление человека на основные виды растений и животных;

2) рост потребностей человеческого общества;

3) научно-техническая революция.

Могут быть выделены следующие см

2. 1. Компоненты:

— высшие виды растений и животных, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей;

— виды, которым человек не смог найти непосредственное применение;

— нетронутая дикая природа.

2. Оценка, например:

— «Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.»

3. Постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества так как:

— истощаются запасы природных ресурсов;

— уничтожается природа — естественная среда обитания человека.

3. 1) ответ на первый вопрос: когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире;

2) крупнейшие научно-технические достижения человечества в XX в.:

а) электронные вычислительные машины;

б) расщепление ядра кладет начало атомной технике;

в) развивается ракетная техника;

г) происходит освоение космического пространства;

д) рождается и получает широкое применение телевидение;

е) создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами;

ж) успешно осуществляется пересадка органов животных и человека.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя