ВХОДНОЙ МОНИТОРИНГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
Пояснительная записка
Проверочная работа (входной мониторинг) предназначена для обучающихся первого курса. Ее целью является выявить остаточные знания по литературе для дальнейшего устранения пробелов знаний.
Проверочная работа состоит из 4 вариантов. В каждой работе задания составлены по аналогии с заданиями государственной итоговой аттестации по литературе в 9 классе.
Работа включает в себя 5 заданий. Задания выполняются на основе прочитанного текста с выделением средств выразительности речи.
На выполнение проверочной работы отводится 40 минут.
Критерии оценивания заданий
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
1. Соответствие ответа заданию |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого стихотворения, авторская позиция не искажена | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого стихотворения, и/или авторская позиция искажена | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |
Максимальное количество баллов -12.
Оценка «5» - 11-12 баллов
Оценка «4» - 9-10 баллов
Оценка «3» - 6-8 баллов
Оценка «2»- 0-5 баллов
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-2. Выполняя задания, дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
***
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам...
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Ф. И. Тютчев, 1828
Перлы — жемчужины (устар.).
Геба — богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры; в обязанности Гебы входило подносить богам на их пирах нектар и амброзию (греч. мифол.).
Зевесов орёл — царь животных, источник света, плодородия и бессмертия; Зевс избрал орла своим военным знаком (греч. мифол.).
Какие чувства вызывает майская гроза у лирического героя приведённого стихотворения?
Каким предстаёт мир звуков в стихотворении Ф. И. Тютчева?
Определите вид тропа «перлы дождевые», «поток проворный»
Назовите вид тропа со значением «Придание явлению или предмету каких-нибудь индивидуальных, точнее, личностных признаков»
Определите размер данного стихотворения Ф.Тютчева.
Вариант 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-2. Выполняя задания, дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна – Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слёзы – То слёзы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей... (Н.А. Некрасов) |
Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?
Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?
Определите вид тропа «ужасам войны»
Назовите троп со значением «изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём»
Определите размер данного стихотворения Н.Некрасова
Вариант 3
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-2. Выполняя задания, дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. |
С. А. Есенин
1. Какой предстаёт в стихотворении природа, преображённая порошей?
2. Стихотворение С. А. Есенина начинается и заканчивается образом дороги. Какой смысл обретает этот образ в стихотворении?
3. Определите вид тропа «Дремлет лес под сказку сна»
4. Назовите троп со значением «троп, при помощи которого автор придаёт другому слову больше выразительности, художественности»
5. Определите размер данного стихотворения С.Есенина.
Вариант 4
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-2. Выполняя задания, дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф.И. Тютчев, 1857)
1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?
2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?
3. Определите вид тропа «тёплая лазурь», «лучезарны вечера».
4. Назовите троп со значением «стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли»
5. Определите размер данного стихотворения Ф.Тютчева