СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад народов Древнего Востока в развитие мировой культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

какой вклад внесли народы Древнего Востока в развитие культуры всего мира

Просмотр содержимого документа
«Вклад народов Древнего Востока в развитие мировой культуры»



Тема урока: Вклад народов Древнего Востока в развитие мировой культуры


Цель урока:

- проверить усвоение учащимися понятия «цивилизация»

- определить, какой вклад внесли народы Древнего Востока в развитие культуры всего мира;

- продолжить формирование умений самостоятельной работы на уроках истории и при подготовке к ним, а также делать выводы.

- воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.

Планируемые результаты урока

  1. Знать: термины и понятия по разделу; географические объекты стран Востока, даты, события, памятники Востока, исторические личности

  2. Уметь: называть и показывать на карте географические и исторические объекты

  3. повторить и обобщить пройденный материал по теме «Древний Восток», продолжить развитие самостоятельности, творческого мышления.

Учебное оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. — III в. н.э.»


Мы заканчиваем с вами изучение большого раздела истории «Древний Восток». Тема урока: Культура Древнего Востока, а это значит, что мы должны определить, какой вклад внесли народы Древнего Востока в развитие культуры всего мира, повторить и закрепить понятие «цивилизация».

Поэтому сразу давайте вспомним:

- Что такое культура?

- Что такое цивилизация? - (Этап общественного развития, когда происходит возникновение городов, государств и неравенства, письма и писаного права)

- Что вы понимаете под Древним Востоком? - (страны, расположенные в Египте, Западной Азии, Южной Азии, Восточной Азии)

Скажите, в каких двух странах раньше, чем где-либо еще на земном шаре

произошел переход от первобытности к цивилизации? - (впервые в Египте и

Двуречье, более 5 тысяч лет назад)

Индивидуальная работа на доске ( Исправить грамматические ошибки и дать объяснение каждому понятию)

Оазес

Папирас

Глинопись

Иероглефы

Диржава

Калонии

Делта

Фораон

Вспомните, пожалуйста, названия стран по их контуру (на доску вывешиваются карты-очертания).

• Финикия - алфавит, прозрачное стекло

• Египет - календарь

• Палестина - Ветхий Завет

• Лидия - монета

• Индия - цифры, сахар, шахматы, ткань из хлопка.

• Китай — бумага, компас, шелк, чай, лак, прибор для регистрации землетрясений

Совсем скоро наша страна встретит Новый год. Атмосфера праздника у каждого из вас дома бывает примерно такова:

- стеклянные новогодние игрушки,

- шелковые скатерти,

- чай с сахаром,

- календарь с датой года, то есть с цифрами, которые меняют старый год на Новый,

- открытки с поздравлениями,

- монеты, на которые можно все это купить.

А знаете ли вы, кому мы обязаны изобретением этих прекрасных вещей? Кому мы за это должны быть благодарны? Каким народам?

Сейчас мы с вами создадим копилку мировой культуры, куда будем «складывать» всё созданное народами древнего Востока. (На доске висит заголовок «Мировая культура», все остальные открытия также на листах А4 в виде картинок, кусочков ткани. По ходу урока на доску вывешиваются листы к контуру той страны, которая сделала это изобретение).

Затем попробуем сделать вывод, какая страна внесла самый большой вклад

1. Итак, Финикия. Что она дала миру?

- алфавит.

Сообщение 1 учащегося: «Да, финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Финикийцы познакомились с египетским письмом, затем с клинописью - они им показались очень сложными. Тогда финикийцы создали собственное письмо - древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы. Запомнить их нетрудно, начертание простое. Каждая буква изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет. Все финикийские буквы - согласные, гласные звуки при письме пропускались. В древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники за несколько недель могли научиться писать и читать несложный текст. Какой вывод мы можем сделать?»

- Важнейшим достижением финикийцев является создание алфавита, от которого потом произошёл греческий, а позднее и все алфавиты мира. «Опускаем» в копилку культуры мира алфавит.

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные и льняные ткани пурпурной краской. Вот как ее добывали. (сообщение учащегося)

«Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда особые раковины с улитками. Твердые раковины разбивали в ступах так, чтобы можно было извлечь саму улитку, после чего мягкие улитки много дней вымачивали в соленой воде. Затем десять суток варили на медленном огне в котле. Наконец раствор процеживали и получали жидкость бледно-зеленого цвета, без малейшего оттенка красного. Это и была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краска была жидкой, то выкрашенная ею и высушенная на солнце ткань приобретала розовый или алый цвет, если краска была более густой, ткань становилась лилово-красной. Пурпурные ткани сверкали на солнце, они не выгорали, не линяли при стирке и не выцветали. Цена на выкрашенные в пурпур ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники. Несмотря на дороговизну, пурпурные ткани в древности были очень ходовым товаром. Правда в наши дни для окраски тканей используется не пурпур, а химические красители. «Опускаем» в копилку культуры мира пурпурную краску. (кусочки ткани разных оттенков)

2. А что перешло к нам из Египта? (сообщение учащегося)

«Именно в Египте впервые определили, что солнечный год разделен на 12 месяцев по 30 суток в каждом. В конце года прибавлялось 5 дополнительных суток, которые праздновались как дни рождения Богов.

Оборот земного шара вокруг Солнца равняется 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Те календарные годы, число лет в которых делится на 4 без остатка, стали считаться високосными. Как мы их узнаём?

Да, они имеют 366 суток (в феврале добавляется один день), а остальные по 365 суток. Значит, что нам дали египтяне?

- календарь

Этот календарь с некоторыми поправками используется в наши дни.

«Опускаем» в копилку культуры мира календарь.

3. Давайте теперь вспомним, что дали миру древнееврейские племена.

- единобожие (Бог Яхве), Ветхий Завет (первая часть библии) Библия в переводе с греческого - что означает? - книги.

«Опускаем» в копилку культуры мира Библию.

4. В какой же стране начали впервые чеканить монету?

Вспомните, роль денег в Древнем Египте играли медные кольца, а в Двуречье? - слитки серебра. При купле - продаже приходилось взвешивать медные кольца или кусочки серебра, чтобы узнать их вес. А монету не нужно класть на весы, на каждой стоит клеймо государства, удостоверяющее её вес.

Появление монеты способствовало развитию мелкой торговли, позволяло делать недорогие покупки. Первые монеты чеканились, (т.е. на их поверхности выдавливалось изображение: богов, богинь, царей, всадников, зверей, птиц, улиток) из сплава серебра с золотом, крупинки которого содержались в песках одной из рек Лидии.

Это новшество быстро оценили в соседних странах. Вслед за лидийскими царями монеты стали чеканить во многих городах и государствах.

«Опускаем» в копилку культуры мира монету.

5. Что дала миру Индия?

Шерсть, растущая на кустах (сообщение учащегося)

«Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину

— Если бы ты только знал,— рассказывает он приятелю,- какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принимает эти слова за шутку.

— Ну какой же ты выдумщик и враль!

— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани...

Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда!

— Враньё!.. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!»

Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие

и удивление?

Речь идет о хлопчатобумажных тканях и сахаре из сахарного тростника, которые, как полагают, впервые применялись в Индии и долгое время были малоизвестны в других странах. Лишь постепенно слава об индийской диковинке распространилась в Европе. И в нашем языке само слово «сахар» происходит от индийского «сакхара». Торговцы из разных стран на кораблях переплывали огромные моря, шли с караванами через пустыни, чтобы привезти немного сладкого песка из далекой Индии.

«Опускаем» в копилку культуры мира сахар и ткань из хлопка.

6. Что же дала миру последняя изученная нами страна - Китай?

- шёлковую ткань (сообщение учащегося)

«Шёлковая ткань - величайший секрет Древнего Китая. Он служил холстом для художников, бумагой для писцов, одеждой для императоров и средством обогащения для купцов.

Легенда рассказывает, как царица Селинчи пила чай на веранде тутового дерева, что росло рядом, в чашку упал кокон бабочки тутового шелкопряда. Ногтем попробовала царица вынуть кокон, но зацепила за тонкое волокно, и распаренный горячим чаем кокон стал разматываться в блестящую нить. Царица стала кормить гусениц, собирать коконы, разматывать нити и прясть ткань, и научила этому свой народ. Три тысячи лет они хранили секрет производства шёлка, изумлявшего своей нежностью и блеском далёких покупателей. Путь, по которому шли торговые караваны в Европу, так и называли - Великим Шелковым.

«Опускаем» в копилку культуры мира шелковую ткань.

Народы Древнего Востока не могли объяснить многие явления, не маловажную роль в их жизни играла религия.

Слайд «Верните Бога на родину»

Амон


Ишатр

Индия

Шамаш

Египет

Исида

Междуречье

Брахма


Ганеша


Бастет


Эа


Рефлексия.

Поднимите руку те кто...

-Кто сегодня доволен собой на уроке?

-Кто считает, что мог бы работать лучше?

-Кто больше узнал, чем знал в начале урока?

-Кто устал?

-Кто расстроен?

-Кому было тяжело?

-Кому было не трудно?

-Понравился ли урок?

Домашнее задание на выбор: нарисовать рисунок о стране Востока, составить кроссворд по изученным странам, написать сочинение путешественника по Древнему Востоку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!