СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад в педагогику

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вклад в педагогику»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»

(ГБПОУ КК ЕПК)









Сообщение на тему: “Александр Васильевич Духнович”





Подготовила студентка

Ш-21 группы

Прохорова Диана





Ейск, 2021

ДУХНОВИЧ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - униатский священник, историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье.

Родился Александр Васильевич Духнович 24 апреля 1803 в верховинском селе Тополя (теперь Гуменського округа в Словакии) в семье малоимущего священника. Его предок по отцовской линии, по происхождению украинская-волиняк, в начале XVIII ст. поселился на Пряшивщини, в селе Вышний Мрошив. Отец, Василий Духнович, воспитывал своих детей в национальном духе, формировал в них уважение ко всему родному, украинскому.

Начальное образование Александр получил дома, сначала за «Букварем», а затем за «Апостолом» и «Псалтырь». На его воспитание оказали большое влияние брат матери Дмитрий Гербера - священник в Старине и дед Иван Гербера - священник в клокоча. Там же мальчик посещал сельскую школу, о которой у него остались неприятные воспоминания. В 1813 г. отец отвез сына в Ужгород, где Александр окончил народную школу, а затем гимназию, в которой обучение велось только на венгерском и на латыни.

В 1816 г. умер отец, и на материнские плечи легли заботы о воспитании шестерых детей. Именно она настояла, чтобы Александр изучал богословие, это было семейной традицией Духновича. Хотя юноша имел совсем другие намерения - приобрести специальность по земледелию, но послушал мать и при содействии епископа Григория Марковича, который выделил стипендию в размере 150 флоринов, поехал в город Кошице на «философский курс», то есть на обучение в последних, высших классах гимназии ( 1821-1823).

В своих практических учительских обязанностей Александр Васильевич относился чрезвычайно серьезно, основательно изучал педагогическую теорию. У Степана Петровая была очень богатая библиотека, которой в свободное время мог пользоваться и Духнович. Поэтому он ушел в работе Я.А.Коменского, Й.Г.Песталоцци, А.Дистервега. Именно тогда у него зародилась идея самому написать учебник по педагогике для учителей и родителей, что он и сделал позже.


Творчество Александра Васильевича Духновича охватывает различные отрасли: литературоведение, языкознание, педагогику, историю и философию, взаимовлияние славянских культур. И хотя вся творческое наследие Духновича имеет просветительно-педагогический характер, ценным является его педагогический потенциал.

Наиболее цельно концепция развития образования в крае представлена в его учебнике «Народная педагогии въ пользу училищЪ и учителей сельскихЪ», вышедший в свет в Львове в 1857 г. В том же году выходит статья Ушинского «О народности в общественном воспитании». Анализ этих двух работ дает основания утверждать, что их авторы отстаивали общие идеи народности в воспитании и необходимости построения воспитательно-образовательного процесса на основе народной педагогики, а это свидетельствует о единстве в развитии украинского образования. Духнович на Закарпатье, а Ушинский - в Великой Украины разработали основы семейного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Александр Васильевич Духнович первым на Закарпатье ввел термин «народная педагогика». Народность для него - один из основных мотивов творчества. Народность школы, по его мнению, заключается в демократизации образования, то есть в создании школы с родным языком преподавания и национальным содержанием образования.

Просветитель четко разграничивал понятия образованности и воспитанности. Если знания человека не подкреплены воспитанностью, то она способна нанести ущерб обществу. Воспитанию отводится решающая роль в формировании личности: «щастие или нещастие человека зависит много раз от рождения, но более от нравстенного воспитания»

Всю свою жизнь Александр Васильевич Духнович посвятил борьбе за самоутверждение родного народа. Он призвал родителей и учителей прививать молодому поколению патриотизм: «Учитель также на совести да будет, Чтобы в детях народолюбие возбудил и в сердца их засклепил любовь к своей народности, ибо человек без народности подобен есть скитающемуся волку, которому всякой лес отечеством есть, где брашно находит ».

Александра Васильевича Духновича называют будителем, Просветителем. Его многогранная деятельность как общественно-политического, культурно-просветительного деятеля и ученого служила развитию науки и культуры края, защите национальных интересов народа. Он самоотверженно служил родной земле: воспитывал интеллигенцию, будил народное сознание, а потому навсегда вписан в летопись родной земли.