СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад в развитие системы Образования Российской Федерации

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории в 11 классе. темв реформирование экономики

Просмотр содержимого документа
«Вклад в развитие системы Образования Российской Федерации»

§ 18. КАТОЛИЧЕСКИЙ МИР НА ПОДЪЁМЕ

1.             Что вам известно о развитии стран Западной Европы в XI—XIII вв. из курса истории Средних веков?

2.             Какие противоречия возникали между цивилизациями в Средние века? Какую роль в этих противоречиях играл религиозный фактор? Приведите примеры.

1. Светская и духовная власть в Западной Европе. В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство. Города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни и власти стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельскими угодьями. Под защитой их стен строились храмы, селились ремесленники и торговцы.

В XI—XII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселений, возникших возле замков. Постепенно они превращались в города.

Большинство городов европейского Средневековья по сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс. человек, или русскими городами (Киевом, Новгородом) были небольшими. Число их жителей едва достигала 3-5 тыс. человек.

Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником дополнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан, начавших добиваться от сеньоров сокращения повинностей, льгот для торговли и ремесла. Иногда эти льготы выкупались, но нередко борьба за их признание сопровождалась восстаниями

Постепенно самые крупные города обрели существенные льго ты. Как правило, горожане освобождались от барщины и оброка, их заменяла выплата феодалу небольшой денежной ренты за пользование землёй и обязательство выставлять по его требованию ополчение. Города получили право избирать органы самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовал лишь узкий круг состоятельных людей, владельцев недвижимости. Постепенно сложилась наследственная городская аристократия, поколениями контролировавшая магистраты. Города подорвали монополию Церкви на образование. В XI в. в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет. В ХН-ХШ вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).

В ХП-ХШ вв. самоуправляющимися были многие города Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Германии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт), Северной Франции и Фландрии (Амьен, Сен-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.

В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты долгов феодалам. Одна из городских привилегий состояла в том, что сеньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, если они прожили «год и день» в городе. Это содействовало притоку селян в города, где росло число людей, готовых трудиться за небольшую плату.

В городах нередко распространялись так называемые ереси. Объединяющим началом еретических учений было их родство с раннехристианскими взглядами на равенство, осуждение официальной, Католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в светские дела. Еретические идеи разделяли не только горожане, крестьяне и низшее духовенство, но и часть недовольных Церковью феодалов.

Увеличивалось число безземельных рыцарей — младших сыновей феодалов, которые не возражали бы против передела земель за счёт церковных владений. Монархи также были недовольны тем, что Ватикан стремился превратить Церковь в организацию, стоящую выше светской власти.

Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в Х1-ХН вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII лишил власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал прекратить практику подобных назначений. В ответ на отказ императора подчиниться воле папы тот отлучил его от Церкви. Это означало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать его власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил его ждать аудиенции (приёма) три дня, стоя в рубище (длинной рубахе из грубого сукна) босиком на снегу.

Получив прощение, Генрих начал борьбу против папы и, в конечном счете, добился его низложения. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому епископов утверждали в должности и папа, и император.

Острый конфликт произошёл в конце XII в. между Римом и королём Англии Генрихом II, который попытался упразднить церковные суды. Папа отлучил короля от Церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии. Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.

Папа Иннокентий III провозгласил себя заместителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех светских властителей.

Борьба между светской и духовной властью продолжалась с неослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не только отлучения от Церкви. Орудием его политики стали крестовые походы и инквизиция.

2. Крестовые походы. В конце XI в. положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать натиск половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки-сельджуки, захватившие власть в Багдадском халифате, подчинили большую часть территории Византии — Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с Римско-католической церковью, император Византии Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану И. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам предстоящего крестового похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпу-

Германский император и король Франции во главе войска крестоносцев. Миниатюра. XII в.

щение грехов. Идея освобождения от исламских завоевателей святого для христиан города Иерусалима позволила Римской церкви укрепить своё влияние и вызвать подъём религиозного фанатизма в Европе. Феодалы надеялись на приобретение новых земель, купцы итальянских городов рассчитывали вернуть контроль над средиземноморской торговлей, перешедшей в руки арабов.

Первый крестовый поход начался в 1096 г. На Иерусалим двинулись беднейшие крестьяне, горожане, безземельные рыцари. По дороге крестоносцы, надеясь на последующее искупление грехов, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Турецкие войска легко разгромили их плохо вооружённые, неорганизованные толпы.

Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не смогли противостоять фанатично настроенным тяжеловооружённым рыцарям. Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основаны государства крестоносцев — Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохия, графство Триполи.

Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой Девы Марии, или Тевтонский орден).

Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило Римско-католическую церковь собственной, хорошо организованной вооружённой силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).

Всего за 1096-1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу XIII в. турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между европейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией.

Во время четвёртого крестового похода (1202-1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разграбили Константинополь. На его руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Однако, чтобы избежать продолжения заведомо неравного противоборства, император Византии Михаил VIII Палеологсогласился в 1274 г. на заключение унии Православной церкви с Католической и признал верховенство папы в церковных делах.

Крестовые походы организовывались папством не только на Восток. Их объектом стали сами европейские страны, где широко распространились так называемые ереси. В первой трети XIII в. состоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч. Города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землёй.

Два рассказав взятии Константинополя в 1204 г.

1)    Из «Завоевания Константинополя» рыцаря Робера де Клари (начало XIII в.).

И столько там было богатой утвари из золота и из серебра, и столько златотканых материй, и столько богатых сокровищ, что это было настоящим чудом И никогда с самого Сотворения мира не было видано и завоёвано столь громадное количество добра, столь благородного или столь богатого — ни во времена Александра, ни во времена Карла Великого, ни до, ни после; сам же я думаю, что в сорока самых богатых городах мира едва ли нашлось бы столько добра, сколько было найдено в Константинополе. Да и греки говорят, что две трети земных богатств собраны в Константинополе, а треть разбросана по свету.

2)     Из сочинения византийского историка Никиты Хониата (XIII в.).

Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди. О ужас! Святые образы бесстыдно

потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Некоторые из них разбивали драгоценные чаши: их украшения прятали за пазуху, а из них пили, как из бокалов. О предтечи антихриста и предвестники его нечестивых дел, в ожидании которых мы находимся!.. Когда им было нужно вынести из храма (Святой Софии) священные сосуды, серебро и золото, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с сёдлами.

1.           Сравните оба описания. Что в них общего и в чём они отличаются друг от друга?

2.       Почему два свидетеля пишут об одном и том же событии по-разному?

3. Инквизиция и учение Фомы Аквинского. Важнейшим орудием борьбы с противниками власти папы римского стала инквизиция.

Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право их выявлять, пытать и судить. Приговорённых обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции (в большинстве стран Европы она была отменена лишь в XVIII в.) число казнённых жертв, по самой скромной оценке, составило несколько сот тысяч человек.

Суду инквизиции подлежали люди, обвинённые в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным догматам, принадлежности к осуждённым Церковью сектам, а также лица, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще всего были доносы, нередко ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, что затем давало повод для вынесения смертного приговора. Часто в застенки инквизиции попадали люди иных вероисповеданий (иудеи, мусульмане).

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под её надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов), она стала важным источником доходов Церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского. Его взгляды получили официальное одобрение руководства Католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей Божественную волю, управляющую миром. Её проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могут расходиться с естественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал того, что светские правители могут пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления Божественных законов, хранителем которых в первую очередь выступает Церковь.

Злонамеренность средневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование которого считал обязательной для христиан. Атеистов, еретиков, дурных правителей он называл слугами владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу Церкви. Свободу выбора религиозных убеждений он отвергал. Приобщение человека к вере, в том числе и против его воли, становилось делом Церкви. Она отпускала грехи тем, кто в них раскаялся, карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.

 1. Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система самоуправления?

2.              Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властями. Объясните, почему Церковь в противостоянии со светской властью одерживала верх.

3.              Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке?

4.         Какую роль в Средневековой Европе играла инквизиция?

5.              Объясните суть взглядов теолога Фомы Аквинского. Почему его теория стала официальной доктриной Католической церкви?

УчебникN

Учебник А.Н. Сахаров и Н.В. Загладин 10кл.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!