СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад Валентина Александровича Серова в русскую портретную живопись XIX века.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

§Цели и задачи работы

§Введение к работе

§Типы портрета

§Ранний период творчества

§«Девочка с персиками»

§Семья в работах Серова

§Уникальность портретов Серова

§Поздний период творчества

§Сравнение работ Серова с портретами XVIII века

§Значение работ Серова в русской художественной культуре

§Заключение

Просмотр содержимого документа
«Вклад Валентина Александровича Серова в русскую портретную живопись XIX века.»

 Вклад Валентина Александровича Серова в русскую портретную живопись XIX века.     Выполнил: ученик 11Б класса МОУ Лицея №5 г. Ставрополя Грищёв Сергей Андреевич Проверила: Семкова Александра Николаевна

Вклад Валентина Александровича Серова в русскую портретную живопись XIX века.

Выполнил:

ученик 11Б класса

МОУ Лицея №5 г. Ставрополя

Грищёв Сергей Андреевич

Проверила:

Семкова Александра Николаевна

Содержание Цели и задачи работы Введение  к работе Типы портрета Ранний период творчества «Девочка с персиками» Семья в работах Серова Уникальность портретов Серова Поздний период творчества Сравнение работ Серова с портретами XVIII века Значение работ Серова в русской художественной культуре Заключение

Содержание

  • Цели и задачи работы
  • Введение к работе
  • Типы портрета
  • Ранний период творчества
  • «Девочка с персиками»
  • Семья в работах Серова
  • Уникальность портретов Серова
  • Поздний период творчества
  • Сравнение работ Серова с портретами XVIII века
  • Значение работ Серова в русской художественной культуре
  • Заключение
Цели и задачи работы Рассмотреть всю уникальность портретов В.А. Серова в русской культуре. Как можно глубже проникнуть в портретную живопись Серова, выделить её самые уникальные, принадлежащие только Серову, черты. Сравнить его работы с работами более ранних авторов, его предшественников, представителей русской портретной живописи XVIII века Ивана Никитина и А.П. Антропова . Выделить общее и различное по сравнению с более ранней портретной живописью. Изучить историю создания такого известного портрета как «Девочка с персиками», исследовать каково было его значение для развития русской портретной живописи. Таким образом, я попытался выяснить , почему же портреты Серова являются столь уникальными и занимают огромный пласт в русской художественной культуре. Я также попытался понять , что новое и необычное принес Серов в портретный жанр в XIX веке.

Цели и задачи работы

  • Рассмотреть всю уникальность портретов В.А. Серова в русской культуре. Как можно глубже проникнуть в портретную живопись Серова, выделить её самые уникальные, принадлежащие только Серову, черты. Сравнить его работы с работами более ранних авторов, его предшественников, представителей русской портретной живописи XVIII века Ивана Никитина и А.П. Антропова . Выделить общее и различное по сравнению с более ранней портретной живописью. Изучить историю создания такого известного портрета как «Девочка с персиками», исследовать каково было его значение для развития русской портретной живописи.
  • Таким образом, я попытался выяснить , почему же портреты Серова являются столь уникальными и занимают огромный пласт в русской художественной культуре. Я также попытался понять , что новое и необычное принес Серов в портретный жанр в XIX веке.
Введение к работе К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству. В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870 г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего основные силы русских художников-реалистов, туда входил и В.А.Серов. Произведения “передвижников”, правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.

Введение к работе

  • К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству. В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870 г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего основные силы русских художников-реалистов, туда входил и В.А.Серов. Произведения “передвижников”, правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.
Портрет

Портрет

История и значение портрета в живописи Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах – файюмских портретах 1–3 вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение – бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.

История и значение портрета в живописи

  • Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах – файюмских портретах 1–3 вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение – бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.
Типы портрета В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет . Благодаря Ван Дейку, Рубенсу и Веласкесу появляется тип королевского, придворного портрета : модель показывается в рост на фоне драпировки, пейзажа, архитектурного мотива. Параллельно существует линия психологического портрета, портрета-характера, группового портрета.

Типы портрета

  • В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет . Благодаря Ван Дейку, Рубенсу и Веласкесу появляется тип королевского, придворного портрета : модель показывается в рост на фоне драпировки, пейзажа, архитектурного мотива. Параллельно существует линия психологического портрета, портрета-характера, группового портрета.
Психологический портрет Автопортрет Придворный портрет Традиционный портрет Типы портрета Символический портрет

Психологический портрет

Автопортрет

Придворный портрет

Традиционный портрет

Типы портрета

Символический портрет

Валентин Александрович Серов — живописец и график. Сын композитора А. Н. Серова. Передвижник, член «Мира искусства». Мастер рисунка. Крупнейший мастер русского искусства. За двадцать пять творческих лет он успел так много, будто прожил не одну, а несколько, причем вовсе не таких коротких, как его, жизней.

Валентин Александрович Серов — живописец и график. Сын композитора А. Н. Серова. Передвижник, член «Мира искусства». Мастер рисунка. Крупнейший мастер русского искусства. За двадцать пять творческих лет он успел так много, будто прожил не одну, а несколько, причем вовсе не таких коротких, как его, жизней.

Отец его был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому В. С. Серова показывала рисунки сына. И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к прославленному П. П. Чистякову. Илья Ефимович Репин
  • Отец его был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому В. С. Серова показывала рисунки сына. И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к прославленному П. П. Чистякову.

Илья Ефимович Репин

П. П. Чистяков

П. П. Чистяков

Однажды в Абрамцево у художника возник образ: «Девочка с персиками». Но тогда это было в первый раз. Он не умел, не хотел писать быстро, особенно любимые вещи. Говорил: «Каждый портрет для меня — целая болезнь». Давно прошли запланированные десять сеансов, а он все писал и писал «больше месяца, измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности , — вот как у старых мастеров ».
  • Однажды в Абрамцево у художника возник образ: «Девочка с персиками».
  • Но тогда это было в первый раз. Он не умел, не хотел писать быстро, особенно любимые вещи. Говорил: «Каждый портрет для меня — целая болезнь». Давно прошли запланированные десять сеансов, а он все писал и писал «больше месяца, измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности , — вот как у старых мастеров ».
Потом, на периодической выставке в Москве, зимой 1888 года, об этой работе будут писать  разное: «Лицо написано очень бойко, экспрессивно; в аксессуарах колорит и рисунок очень  слабы и небрежны»; или: «Портрет, если исключить голову, — неоконченная вещь. Стол, на который облокотилась девочка, — едва загрунтованное полотно с несколькими мазками белой  краски».

Потом, на периодической выставке в Москве, зимой 1888 года, об этой работе будут писать разное: «Лицо написано очень бойко, экспрессивно; в аксессуарах колорит и рисунок очень слабы и небрежны»; или: «Портрет, если исключить голову, — неоконченная вещь. Стол, на который облокотилась девочка, — едва загрунтованное полотно с несколькими мазками белой краски».

Эти протесты консерваторов — лишь подтверждение нового явления в искусстве. Шедевром русской живописи, «откровением», «сенсацией» называла серовский портрет прогрессивная пресса. Современников влекла новизна художественного языка, его свобода и простота, чистота цвета, ощущение особенной свежести , которого так упорно добивался Серов. Поражала невиданная ранее естественность композиции, раскованность позы , и, главное, им вдруг открылась красота обычных вещей, интерьера, наполненного воздухом, пленительность солнечного света , объединяющая человека и окружающий его мир. С тех пор уже много лет «Веруша» Мамонтова — «девочка с персиками», является для нас не только эстетическим, но и моральным авторитетом.
  • Эти протесты консерваторов — лишь подтверждение нового явления в искусстве. Шедевром русской живописи, «откровением», «сенсацией» называла серовский портрет прогрессивная пресса. Современников влекла новизна художественного языка, его свобода и простота, чистота цвета, ощущение особенной свежести , которого так упорно добивался Серов. Поражала невиданная ранее естественность композиции, раскованность позы , и, главное, им вдруг открылась красота обычных вещей, интерьера, наполненного воздухом, пленительность солнечного света , объединяющая человека и окружающий его мир. С тех пор уже много лет «Веруша» Мамонтова — «девочка с персиками», является для нас не только эстетическим, но и моральным авторитетом.
Чтобы понять смысл работы Серова, необходимо сравнить «Девочку с персиками с портретом 18 века. В портрете Серова больше красок, атмосферы, дыхания, жизни души. В то время как портрет 18 века- типичный представитель портретов того времен, скучен и однообразен. Виден жесткий и неумелый контраст цветов, а фигура не имеет определенной формы и выхвачена из темноты.

Чтобы понять смысл работы Серова, необходимо сравнить «Девочку с персиками с портретом 18 века. В портрете Серова больше красок, атмосферы, дыхания, жизни души. В то время как портрет 18 века- типичный представитель портретов того времен, скучен и однообразен. Виден жесткий и неумелый контраст цветов, а фигура не имеет определенной формы и выхвачена из темноты.

В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры
  • В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры "Девушка, освещенная солнцем" (1888). Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: "Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок ». И в этом портрете ему это, безусловно, удалось.
В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина
  • В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина "Дети" (справа) (1899), где изображены сыновья художника Юра и Саша, портрет Мики Морозова (1901) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.
Этот замечательный детский портрет, также являющийся художественным шедевром в творчестве В.А. Серова. В его одежде, нет и намёка на его социальный статус, как это нередко было принято в детских портретах представителей богатых и знатных семей. Портрет Мики Морозова. 1901.

Этот замечательный детский портрет, также являющийся художественным шедевром в творчестве В.А. Серова. В его одежде, нет и намёка на его социальный статус, как это нередко было принято в детских портретах представителей богатых и знатных семей.

Портрет Мики Морозова. 1901.

Портрет отца Серова, здесь композитор стоит в предвкушении чего-то нового, видно, что он создаёт некий шедевр – его лицо выражает задумчивость. Он одухотворён, и в то же самое время тревожен. Его правая нога поднята чуть вверх, видимо из-за волнения. Этот портрет показывает, как Серов мог запечатлеть на своих произведениях момент , как он мог показать волнение в остановленном мгновенье. Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889

Портрет отца Серова, здесь композитор стоит в предвкушении чего-то нового, видно, что он создаёт некий шедевр – его лицо выражает задумчивость. Он одухотворён, и в то же самое время тревожен. Его правая нога поднята чуть вверх, видимо из-за волнения.

Этот портрет показывает, как Серов мог запечатлеть на своих произведениях момент , как он мог показать волнение в остановленном мгновенье.

Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889

Портрет А.Я.Симонович. 1889г. Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890

Портрет А.Я.Симонович. 1889г.

Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890

Летом (Портрет О.Ф.Серовой). 1895

Летом (Портрет О.Ф.Серовой). 1895

Тонкий психологизм , умение увидеть и показать,
  • Тонкий психологизм , умение увидеть и показать, "коего дуфха человек перед ним" , делают Серова ведущим портретистом России. В портретах Серова — его современники, разные по характеру, внутреннему миру: жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891) (справа), одухотворенный И. И. Левитан(1893), подчеркнуто-нервный Н. С. Лесков (1894). Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами.
одним из самых похожих его портретов, когда-либо сделанных с него И. И. Левитан (1893)

одним из самых похожих его портретов, когда-либо сделанных с него

И. И. Левитан (1893)

Фотография. Серов пишет портрет Левитана. 1983

Фотография.

Серов пишет портрет Левитана. 1983

Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н. С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляет и удивляет смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть . Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894

Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н. С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляет и удивляет смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть .

Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894

Предметом другого, не менее упорного увлечения Серова, был портрет Г. Л. Гиршман, красивейшей женщины Москвы 1900-х годов, которому он отдал шесть лет творческой жизни. Серов увидел как-то свою модель на фоне зеркального столика в этой обстановке, и сочетание женской фигуры, в черной накидке с горностаем, это так его восхитило, что он тут же решил начать новую композицию. Портрет Г.Л. Гиршман. 1907

Предметом другого, не менее упорного увлечения Серова, был портрет Г. Л. Гиршман, красивейшей женщины Москвы 1900-х годов, которому он отдал шесть лет творческой жизни.

Серов увидел как-то свою модель на фоне зеркального столика в этой обстановке, и сочетание женской фигуры, в черной накидке с горностаем, это так его восхитило, что он тут же решил начать новую композицию.

Портрет Г.Л. Гиршман. 1907

В основу портрета положены по-серовски сдержанные коричневатые, блекло-сероватые и розоватые тона. Как обычно при изображении привилегированных особ, художник использует в написании лица гладкую живопись, что способствует более тонкому проникновению в образ . Мастер подметил многие черты Феликса Юсупова: самодовольство, снобизм, своенравие, капризность и, очевидно, порок. Все это подспудно проступает на портрете. Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова. 1903г.

В основу портрета положены по-серовски сдержанные коричневатые, блекло-сероватые и розоватые тона. Как обычно при изображении привилегированных особ, художник использует в написании лица гладкую живопись, что способствует более тонкому проникновению в образ . Мастер подметил многие черты Феликса Юсупова: самодовольство, снобизм, своенравие, капризность и, очевидно, порок. Все это подспудно проступает на портрете.

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова. 1903г.

Отрицательно относясь к богатым и знатным, которых не выносил за чванство и самовлюбленность, Серов делал исключение для кн. Юсуповой , с которой писал несколько портретов. В письмах к жене он с нежностью отзывался о ней и ее симпатичности. Он считал, что ни один его портрет не передает ее. Особенно обаятельной он считал ее улыбку, которую непременно хотел когда-нибудь передать в рисунке или живописи. Ему это удалось в 1902 году, когда он целое лето провел в Архангельском. Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902

Отрицательно относясь к богатым и знатным, которых не выносил за чванство и самовлюбленность, Серов делал исключение для кн. Юсуповой , с которой писал несколько портретов. В письмах к жене он с нежностью отзывался о ней и ее симпатичности. Он считал, что ни один его портрет не передает ее. Особенно обаятельной он считал ее улыбку, которую непременно хотел когда-нибудь передать в рисунке или живописи. Ему это удалось в 1902 году, когда он целое лето провел в Архангельском.

Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902

Экспрессия, гротескная острота станет отличительной чертой работ Серова , особенно на рубеже 1900-1910-х годов . И все же его позднее творчество, в том числе и парадные портреты, будут далеки от хлесткой, поверхностной однозначности. «Надо добиваться портретности в фигуре, чтобы и без головы было похоже», — говорил Серов. Внимание к позе, динамике силуэта, жеста все отчетливее становились знаком новых, в том числе монументально-синтетических веяний.
  • Экспрессия, гротескная острота станет отличительной чертой работ Серова , особенно на рубеже 1900-1910-х годов . И все же его позднее творчество, в том числе и парадные портреты, будут далеки от хлесткой, поверхностной однозначности. «Надо добиваться портретности в фигуре, чтобы и без головы было похоже», — говорил Серов. Внимание к позе, динамике силуэта, жеста все отчетливее становились знаком новых, в том числе монументально-синтетических веяний.
Портрет известного банкира тех лет – В.О. Гиршмана. Как рассказывают современники, Гиршман очень просил Серова убрать с портрета правую руку, которая, по его мнению, как бы тянется за деньгами, показывая всю пошлость и обличая его в жадности. Однако Серов настоял на своём и ни в какую не соглашался менять портрет. Портрет В.О. Гиршмана. 1911

Портрет известного банкира тех лет – В.О. Гиршмана. Как рассказывают современники, Гиршман очень просил Серова убрать с портрета правую руку, которая, по его мнению, как бы тянется за деньгами, показывая всю пошлость и обличая его в жадности. Однако Серов настоял на своём и ни в какую не соглашался менять портрет.

Портрет В.О. Гиршмана. 1911

Портрет Орловой писался в течение двух лет. Он был закончен художником в год его смерти. Приступая к нему в 1910 году, Серов одновременно продолжал свои поиски решения овального портретного формата. Более злой сатиры на вырождающуюся аристократию в искусстве не было , но при этом сохранена вся красота внешнего образа и его окружения. Это удивительное сочетание и равновесие уродливого и прекрасного самое замечательное в портрете Орловой и подготовительных к нему рисунках. Портрет княгини Ольги Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской. 1911г.

Портрет Орловой писался в течение двух лет. Он был закончен художником в год его смерти. Приступая к нему в 1910 году, Серов одновременно продолжал свои поиски решения овального портретного формата. Более злой сатиры на вырождающуюся аристократию в искусстве не было , но при этом сохранена вся красота внешнего образа и его окружения. Это удивительное сочетание и равновесие уродливого и прекрасного самое замечательное в портрете Орловой и подготовительных к нему рисунках.

Портрет княгини Ольги Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской. 1911г.

В ранних произведениях XVIII века, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи- парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Самыми крупными художниками первой половины 18 века были И.Н.Никитин и А.М.Матвеев.
  • В ранних произведениях XVIII века, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи- парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Самыми крупными художниками первой половины 18 века были И.Н.Никитин и А.М.Матвеев.
Портретное искусство на протяжении XVIII века развивалось довольно бурно . Отойдя от средневековых канонов, оно приходит к более реалистичной манере написания. К концу XVIII века оно уже имело свои самобытные черты . И всё же, работы Серова, которые произвели такой большой фурор и сделали его знаменитым, очень сильно отличаются от тех статичных, скучных работ XVIII века.
  • Портретное искусство на протяжении XVIII века развивалось довольно бурно . Отойдя от средневековых канонов, оно приходит к более реалистичной манере написания. К концу XVIII века оно уже имело свои самобытные черты . И всё же, работы Серова, которые произвели такой большой фурор и сделали его знаменитым, очень сильно отличаются от тех статичных, скучных работ XVIII века.
Серов - Портрет И. А. Морозова. 1910. Антропов Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. 1759. Масло

Серов - Портрет И. А. Морозова. 1910.

Антропов

Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. 1759. Масло

В портрете великого князя Павла Александровича. 1897 г . Серов показывает красочность княжеской жизни: яркие золотистые краски, жёлтый фон - всё символизирует принадлежность князя к его статусу. В портрете Антропова Петра III (1762г.) поражает контраст между кукольно-грациозной фигурой монарха, помпезной обстановкой с атрибутами императорской власти.

В портрете великого князя Павла Александровича. 1897 г . Серов показывает красочность княжеской жизни: яркие золотистые краски, жёлтый фон - всё символизирует принадлежность князя к его статусу.

В портрете Антропова Петра III (1762г.) поражает контраст между кукольно-грациозной фигурой монарха, помпезной обстановкой с атрибутами императорской власти.

В портрете Екатерины I 1717 г . Никитина видна упрощённость – фигура плоска и необъёмна. Неумело изображено строение фигур, материалов, драгоценностей. В портрете императора Николая II 1900 г . Серова очень живо передан характер императора, его властность видна во взгляде, в позе

В портрете Екатерины I 1717 г . Никитина видна упрощённость – фигура плоска и необъёмна. Неумело изображено строение фигур, материалов, драгоценностей.

В портрете императора Николая II 1900 г . Серова очень живо передан характер императора, его властность видна во взгляде, в позе

«Серов сам — самое трудное в искусстве», — писал в 1911 году по поводу кончины художника Николай Рерих. Действительно, не всегда до конца понятное его современникам, искусство мастера и по сей день продолжает волновать нас своей выразительностью и своей недосказанностью, иронией и подспудным, затаенным трагизмом — своей сложностью и своей простотой. Перефразируя Рериха, — и «теперь, с проходящими годами, все более нужным становится облик Серова в истории русского искусства».
  • «Серов сам — самое трудное в искусстве», — писал в 1911 году по поводу кончины художника Николай Рерих. Действительно, не всегда до конца понятное его современникам, искусство мастера и по сей день продолжает волновать нас своей выразительностью и своей недосказанностью, иронией и подспудным, затаенным трагизмом — своей сложностью и своей простотой. Перефразируя Рериха, — и «теперь, с проходящими годами, все более нужным становится облик Серова в истории русского искусства».
Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал:
  • Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".
Безусловно, работы этого величайшего художника и портретиста, знаменитого по всему миру, по-своему уникальны и великолепны. В его картинах содержится непостижимая красота нашей страны, а в его портретах неподдельная неповторимость русского характера, уникальность в художественном и идейном плане. Его работы поистине уникальны и неповторимы. Они заслуженно стоят в одном ряду с классиками не только русской, но и мировой портретной живописи.  Он смог преобразить русское портретное искусство в XIX веке, переделал, переиначил стандарты написания картин, отказавшись от средневековых догм и клише. Его работы узнаваемы по всему миру и пока мы знаем и помним о них, мы сможем сохранить хотя бы часть нашего исторического наследия, тот слепок, слой нашей культуры, который оставил после себя Валентин Александрович Серов…  36
  • Безусловно, работы этого величайшего художника и портретиста, знаменитого по всему миру, по-своему уникальны и великолепны. В его картинах содержится непостижимая красота нашей страны, а в его портретах неподдельная неповторимость русского характера, уникальность в художественном и идейном плане. Его работы поистине уникальны и неповторимы. Они заслуженно стоят в одном ряду с классиками не только русской, но и мировой портретной живописи. Он смог преобразить русское портретное искусство в XIX веке, переделал, переиначил стандарты написания картин, отказавшись от средневековых догм и клише. Его работы узнаваемы по всему миру и пока мы знаем и помним о них, мы сможем сохранить хотя бы часть нашего исторического наследия, тот слепок, слой нашей культуры, который оставил после себя Валентин Александрович Серов…

36