СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Включение детей с детским церебральным параличом в классы инклюзивной направленности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, а также проблемы взаимодействия детей с нормой развития и детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения. Обоснованы положительные стороны включения детей с ДЦП в инклюзивное образование.

Просмотр содержимого документа
«Включение детей с детским церебральным параличом в классы инклюзивной направленности»

Включение детей с детским церебральным параличом в классы инклюзивной направленности

The inclusion of children with cerebral palsy in inclusive classes orientation

Сырвачева Л. А., Зазулина В. В.

Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева,

г. Красноярск

Sirvacheva L. A., Zazulina, V. V.

Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafieva,

the city of Krasnoyarsk


Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования на современном этапе развития общества, а также проблемы взаимодействия детей с нормой развития и детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения. Обоснованы положительные стороны включения детей с ДЦП в инклюзивное образование.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, инклюзивное образование.

Abstract: This article considers the problems of inclusive education at the present stage of development of society and problems of interaction of children with normal development and children with cerebral palsy in the conditions of inclusive education. Justifies the positive side the inclusion of children with cerebral palsy in inclusive education.

Key words: cerebral palsy, inclusive education.


В настоящее время увеличивается количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). По данным Министерства здравоохранения и социального развития на 1 января 2013 года с диагнозом детский церебральный паралич зарегистрировано 6991 тыс. детей в возрасте от 0-14 лет и 657 детей в возрасте от 15-17 лет. Частота появления больных с ДЦП от 4 до 4,7 на 1000 детей [7]. В России нет единой базы учета детей с ДЦП и его последствиями, и оценить возможные масштабы реального количества инвалидов такой категории крайне сложно.

При диагнозе ДЦП у детей наблюдаются различные двигательные нарушения. По данным Л. М. Шипицыной, И. И. Мамайчук детский церебральный паралич объединяет группу синдромов, которые возникают вследствие повреждения мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга, от различных причин на ранних стадиях внутриутробного раз­вития плода и при родах. Основным нарушением при ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задерж­кой развития и неправильным развитием статокинетических реф­лексов, патологией тонуса, парезами [6].

При детском церебральном параличе наблюдается сочетание нарушений двигательных функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др. [2]. В некоторых случаях у детей с детским церебральным параличом наблюдаются серьезные интеллектуальные нарушения - умеренная и тяжелая степени умственной отсталости.

Традиционно, в России сложилось представление о том, что детям с особыми образовательными потребностями необходимо обучаться в специализированных (коррекционных) учреждениях. Однако, на современном этапе развития образования, все большую популярность приобретает инклюзивное образование. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями и детей с нормой развития. Инклюзивное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием [5]. Этот закон обеспечил возможность детям с особыми образовательными потребностями, в том числе и детям с детским церебральным параличом, посещать массовые образовательные учреждения, находиться среди своих нормально развивающихся сверстников, общаться и взаимодействовать с ними.

Согласно теории культурно-исторического происхождения высших психических функций Л.С. Выготского, развитие специфических человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи возможно только в общении, в определенных социальных условиях жизни [1]. Создав для ребенка с детским церебральным параличом благоприятные условия развития, можно помочь ему достичь определенных успехов, преодолеть или нивелировать некоторые нарушения в его развитии. Обучение в инклюзивном классе, даст возможность ребенку с ДЦП адаптироваться к социальной среде, наладить связи с большим количеством сверстников, что очень важно для общего развития. Способность детей полноценно жить и реализовывать себя, свои возможности, способности, свой потенциал, выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации тесно связана с возможностью взаимодействовать со своими сверстниками, другими детьми, социальным окружением. Общение имеет важное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с интеллектуально развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества [4]. В процессе обучения среди нормально развивающихся сверстников у детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и у детей с ДЦП, формируется познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности, базовые учебные действия [1].

Мировая практика интеграции, частичного включения детей с особыми образовательными потребностями в совместную деятельность с детьми с нормой развития (например, на праздниках, экскурсиях, во внеурочной деятельности и т.д.) показывает, что дети с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте [3].

Результаты наблюдений Г. Алферовой, И. Гилевич, В. Гудонис, И. Тиграновой, В. Сводиной, Н. Шматко свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, нуждающихся лишь в помощи, особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы. Ученики в основном относятся положительно к появлению такого ребенка в их школе, готовы принять его как равного, что способствует гуманизации взаимоотношений детей. И хотя интеграция детей с ОВЗ (например, с нарушением опорно-двигательного аппарата) не получила в настоящее время широкого распространения, ее эффективность уже доказана отечественными исследователями [3]. Правильно организованная работа в инклюзивном пространстве, а также ранняя подготовка всех субъектов образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей к принятию в своем окружении ребенка с детским церебральным параличом, или с другой особенностью в развитии, будут способствовать развитию таких качеств, как гуманность, толерантность, готовность прийти на помощь у детей с нормой развития, их родителей, педагогов и другого персонала образовательного учреждения.

Однако существует и ряд проблем, которые затрудняют процесс образования детей с детским церебральным параличом в инклюзивном классе. Одной из таких проблем является взаимодействие детей с особыми потребностями и их нормально развивающимися сверстниками. Исследования взаимоотношений детей с ДЦП и детей с нормой развития в нашей стране не проводилось. В то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет. По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение детей с нормой развития к детям с особыми потребностями в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над тем, у кого есть определенные отклонения [6]. В процессе взаимодействия таких детей возникает эмоциональная напряженность, контакт носит неравномерный характер, и устанавливается очень медленно. Дети, не имеющие проблем в развитии, настороженно, или даже негативно, относятся к детям с детским церебральным параличом. Это обусловлено неготовностью детей принять в свой коллектив ребенка с особыми образовательными потребностями.

В данной ситуации особенно тяжело детям с ДЦП. Заболевание ДЦП само по себе осложняет пребывание детей в среде нормально развивающихся сверстников, они приковывают взгляды людей, чувствуют напряженность. В отличие от своих сверстников, им тяжело заниматься в течение 45 минут на уроке без перерыва, им сложнее даются задания, которые остальными детьми выполняются легко и т.д. Помимо всего прочего, эти дети, в условиях инклюзии, оказываются в меньшинстве. Согласно Санитарным правилам и нормам, в классе в условиях инклюзии может находится не более двух обучающихся с ДЦП. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся – не более 20 обучающихся, при 2 – не более 15 обучающихся [8].

За рубежом многие из перечисленных проблем уже решаются. Так, для облегчения учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями во многих европейских странах создана ставка тьютора. В нашей стране тьюторство только набирает свои обороты. Тьютор должен сопровождать ребенка с ДЦП в течение всего дня, помогать создавать благоприятную атмосферу при взаимодействии детей, создавать условия для эффективной социализации ребенка с ДЦП. Во время урока, тьютор сидит с ребенком за одной партой. Если у ребенка возникают трудности в понимании материала, то тьютор помогает разобраться, либо ребенку дается материал на дом, чтобы он смог разобрать его с родителями.

Для облегчения процесса обучения, для детей с ДЦП должны создаваться адаптированные программы обучения. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) начального общего образования (НОО) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с НОДА. Данная программа должна учитывать особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Для учащихся с ДЦП имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость или тяжелые и множественные нарушения развития должны создаваться специальные индивидуальные программы развития (СИПР).

Еще одной проблемой, которая требует разрешения, является отсутствие материально-технического обеспечения. В школах необходимо устанавливать пандусы, лифты, специальные туалеты, поручни и прочее. Все это требует не малых материальных затрат, однако является необходимым условием для пребывания ребенка с ДЦП в школе. Существует также необходимость в создании кабинета психологической разгрузки и релаксации для детей с ДЦП.

Как мы видим, существует множество проблем, не позволяющих на данном этапе включить детей с детским церебральным параличом в условия инклюзивного образования, однако необходимо работать в этом направлении, обращать внимание общественности на существующие проблемы и побуждать действовать в сторону их разрешения.





Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Акатов. - М.: Владос, 2003. - 197 с.

  2. Беляева, О.Л. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт (монография) / О. Л. Беляева, Л. А. Брюховских, О. А. Козырева, Л. А. Сырвачева, О. А. Дмитриева // Издательство «Литера-принт». Краснояр. гос. пед.ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2014. – 148 с.

  3. Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии / Л. А. Сырвачева // Школьный логопед. - 2014. - № 4. – С. 58-72.

  4. Сырвачева, Л. А., Шевцова А. В. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Л. А. Сырвачева, А. В. Шевцова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 120 с.

  5. Тимохина, Т.В. Инклюзивное ориентированное образование / Т. В. Тимохина // Перспективы науки и образования. – 2014. - №5 (11). – С. 62-64.

  6. Шипицына, Л. М., Мамайчук, И. И. Детский церебральный паралич : хрестоматия / сост. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И.- СПб., 2003. - С. 78-115.

  7. URL: http://www.roboi.ru/whatdcp/statics/

  8. URL: http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15