Включение национально-регионального компонента
в содержание обучения физике.
Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Федеральный уровень определяет обязательный минимум содержания образования, его базовые компоненты для всего образовательного пространства России и устанавливается государственным образовательным стандартом (ст. 2, 7, 9 Закона "Об образовании").
Национально-региональный компонент физического образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса физики в определенной логике необходимый объем содержания по классам, разделам, темам.
К региональному компоненту содержания физики относится учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства, культуры, социальной среды с учетом специфики региона.
Цель введения национально-регионального компонента: повышение результативности обучения и физической компетентности учащихся через овладение объемом знаний и умений как базового, так и регионального уровней физического образования.
Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.
Требования к уровню подготовки:
Учащийся должен знать и уметь:
- понимать сущность метода научного познания;
- владеть основными понятиями национально-регионального компонента;
- приводить примеры применения законов, понятий физики национально-регионального содержания образования;
- объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- проводить наблюдения за погодой и представлять результаты в виде моделей и отчетов;
- приводить примеры экологических проблем Республики Бурятия.
7 класс. Тема: Введение.
Физика - основа технических наук и современной научно-технической революции, инструмент в познании и освоении окружающего мира. Вклад ученых Республики Бурятия в развитие физической науки. Физика и техника. Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду; взаимосвязь природы и человеческого общества.
Тема: Вещество.
Пять первооснов материального мира: дерево, огонь, земля, железо, вода (по мировоззрению восточных мудрецов). Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки, озера) и атмосфере на основе законов диффузии. Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии и ветра.
Тема: Движение и силы.
Творческое задание: Вычислить скорость течения воды в реках Джида и Селенга.
Тема: Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Единый мировой воздушный и водный океаны; ветры и течения, перенос загрязнений воздушными и водными путями. Физика атмосферы, гидросферы, литосферы, влияние антропогенного фактора на процессы в этих системах. Прогнозирование изменений в окружающей среде с помощью математических моделей и ПЭВМ. Физические методы наблюдения за параметрами окружающей среды. Физические основы действия очистных сооружений, аппараты и методы переработки вторичного сырья и отходов.
Плотность и давление воздуха на вершине "Мунку-Сардык" (3491 м). Прогнозирование погоды по местным народным приметам. Расчет давления воды на дно озера Байкал (1625 м) напротив мыса "Горевой утес". Экологические проблемы озера Байкал. Водный транспорт Республики Бурятия.
Творческое задание: пронаблюдать за изменением температуры воздуха за месяц, сутки в Дырестуе; построить график изменения температуры.
Тема. Работа. Энергия.
Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением; использование энергии рек, ветра и солнца как экологически чистых источников энергии.
Чистая душа. Жизнь человека (учение Будды).
8 класс. Тема. Тепловые явления.
Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане; самоочищение атмосферы; нарушение конвекции в случае ядерной войны.
Ограниченность запасов органического топлива; загрязнение атмосферы продуктами его сгорания; экологически чистый источник энергии - сгорание водорода с образованием воды.
Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы: переход от жидкого и твердого топлива на газообразное; замена на транспорте тепловых двигателей электрическими.
Вредные последствия работы ТЭЦ-1 и 2 в городе Улан-Удэ, котельных в селе, Гусиноозерской ГРЭС.
Огонь, очаг - священен в доме бурят.
Тема. Электрические явления.
Влияние серебра, золота, меди на организм человека по восточной медицине.
Тема. Электромагнитные явления.
Исследование магнитосферы Земли учеными Бурятии.
9 класс. Тема. Кинематика. Динамика.
Научно-технический прогресс и законы динамики Ньютона. Отделение безвредных для окружающей среды стоков от веществ, представляющих опасность для нее. Осаждение загрязняющих жидкость частиц под действием силы тяжести.
Тема. Законы сохранения.
Использование ИСЗ для глобального изучения производственной деятельности людей на природу нашей планеты (озеро Байкал), для удаления радиоактивных отходов ядерной энергетики.
10 класс. Тема. Влажность воздуха.
Физические методы наблюдения за параметрами окружающей среды. Физика атмосферы. Прогнозирование изменений в окружающей среде с помощью математических моделей и ЭВМ. Экологические проблемы загрязнения окружающей среды.
Тема. Основы термодинамики.
Энергосберегающие технологии. Проблемы устойчивого развития Байкальского региона.
Тема. Электрический ток в различных средах.
Применение электролиза в промышленности (хромирование, меднение, никелирование) на примере ЛВРЗ. Электрический ток в вакууме. Ионно-электронные установки. Применение электронно-лучевых технологий (работы ученых БНЦ).
11 класс. Тема. Электромагнитные колебания.
Развитие электроэнергетики в Республике Бурятия. Энергосберегающие установки. Экологические проблемы работы ТЭЦ-1,2, Гусиноозерской ГРЭС. Передача электрической энергии и её использование. Линии электропередач Иркутск - Улан-Удэ, Улан-Удэ - Гусиноозерск.
Тема. Электромагнитные волны.
Параметры распространения электромагнитных волн в атмосфере Бурятии (результаты работы ученых БНЦ). Применение свойств электромагнитного излучения в медицине Бурятии.