МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная квалификационная работа
Касымовой Хамиды
студентки группы 4-14
направления “5111300 – «Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах)»
факультета Филологии
Авторская презентация [email protected]
2018
Тема исследования:
«Использование
цифровых и электронных образовательных ресурсов
на уроках русского языка и литературы в школе»
Научный руководитель: Гизатулина О.И .
Актуальность и перспективность данной темы
- заключается в том , что новые требования Государственного образовательного стандарта непрерывного образования Республики Узбекистан и Программы по русскому языку определяют использование в практике учителя применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы, формирование информационной компетенции
- (Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан, Т., 2017 г.)
Целью исследования является
- формирование и развитие информационной культуры школьников;
- изучение и анализ цифровых электронных образовательных ресурсов, помогающих в работе преподавателя – словесника;
- изучение и анализ программ для создания интерактивных тренажеров и внедрение их в процесс обучения русскому языку.
Задачи исследования
- Дать определение термину ЭОР и ЦОР.
- Изучить требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов.
- Проанализировать программы и классифицировать их.
- Показать практическое применение ЦОР на уроках русского языка и литературы.
- Изучить и внедрить в практику программы для разработки интерактивных тренажеров по русскому языку
Предмет исследования-
- место ЭОР в процессе обучения русскому языку и литературы.
- является процесс обучения русскому языку и литературе с применением ЭОР и ЦОР
Объект исследования-
Методологическая основа
Основными методами исследования явились:
- изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.
Новизна исследования
- заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Практическая значимость
- заключается в том, что данное исследование, выводы и наблюдения, предложенная методика по формированию информационной и коммуникационной компетенций могут быть использованы на практике преподавания русского языка в школах области;
- использование ЦОР и ЭОР отвечает современным требованиям, стоящим перед образованием и должны внедрятся в учебный процесс .
Апробация
6 класс , с узбекским языком обучения
г.Гулистан
Структура работы
Введение
1
1 ГЛАВА Теоретическая часть
2
2 ГЛАВА Методическая часть
3
ВЫВОДЫ
4
Заключение
5
Список использованной литературы
6
ГЛОССАРИЙ
7
Краткий словарь литературных терминов
8
ПРИЛОЖЕНИЕ
9
Глава 1. Теоретические основы применения
ЭОР в обучении
1.1 Понятие и классификация электронных образовательных ресурсов
1.2 Функции, формы и типы ЦОР и ЭОР по русскому языку и литературе
1.3 Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов
1.4 Особенности формирования информационной и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
ЦОР И ЭОР
Информационно-справочные материалы
Не используются самостоятельно, а играют вспомогательную роль, как источник информации для работы над проектами, презентациями, электронными рефератами .
Электронные учебники
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Работа в программах
Электронные энциклопедии
Microsoft
Word,Excel
Дидактические материалы
Чтение художественной
литературы в электронном варианте
Презентации
DVD, CD
Выводы
1. Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя.
2. Иллюстрацию в презентации можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать её на фоне музыки.
Видеоуроки, ЦОР И ЭОР
- Повышают интерес учеников и их успеваемость
- Экономят время для подготовки к уроку
- Можно использовать на каждом уроке
- Применять во внеурочной деятельности
Интернет-ресурсы
Объединяют в себе свойства всех вышеупомянутых программных продуктов, представляя собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, решения учебных задач и делового электронного общения .
Выводы по главе
- Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
ГЛАВА II Методическая часть
Применение
интерактивных тренажеров на уроках
2.1 Интерактивный тренажер и его функции
2.2 Внедрение интерактивных тренажёров на уроки русского языка
2.3 Программы для разработки интерактивных тренажёров , их описание и алгоритм работы.
Интерактивный тренажер
- – это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме.
Программы для разработки интерактивных тренажёров
- 1. MSPowerPoint
- Программа Microsoft PowerPoint позволяет создавать презентации на компьютере и демонстрировать их в виде слайд-шоу.
- MicrosoftPowerPoint 2013
- MacromediaFlash
- Программа Macromedia Flash – служит для работы с анимацией, использующая технологии векторной графики.
- Macromedia Flash 2010
-
- Adobe Flash
- Adobe Flash - мультимедийная платформа компании Adobe Systems для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций.
- AdobeFlashCC
Список интерактивных тренажеров
- Согласно учебной программе и календарно-тематическому плану рекомендуем готовые и разработанные нами интерактивные тренажеры к учебнику 6 класса (приложение DVD диск).
- Всего на диске 910мб информации. Общее количество тренажеров: 30
- Содержание:
- ЭОР. Тренажеры в готовой оболочке
- ЭОР. Тренажеры с установкой на компьютер с работой в офлайн режиме
- ЭОР. Интерактивные тренажеры в программе MicrosoftPowerPoint 2013 (триггеры)
Обучающие программы или электронные учебные пособия
Предназначены для самостоятельной работы в классе или дома, когда составляющие учебной деятельности управляются и контролируются самим учащимся, а мониторинг осуществляется учителем.
Нами разработаны и представлены к апробации в школе
Учебно-методические
РЕКОМЕНДАЦИИ
по внедрению ЭОР в учебный процесс
Приложение содержит каталог ресурсов и DVD диск
Выводы по главе
- Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, компьютером, использовать современные гаджеты.
- Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
- Использование ЦОР позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности.
- Формировать информационную т коммуникативную компетентность учащихся
Выводы по главе
- Благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.
Заключение
- ЦОР И ЭОР играют значительную роль в жизни современного общества. В образовании они открывают совершенно новые способы обучения и являются одним из инструментов обновления и модернизации образования.
- Сегодня информационная компетентность обучающих является не только одним из условий их успешной социализации в обществе, но и необходимостью для качественного освоения учебных предметов.
- Осуществлению этой цели содействует использование на уроках и вне занятий учителем различных интерактивных тренажеров.
- Часто тренажерами называют оригинальную методику обучения, контроля и оценки знаний обучающихся, предлагающую ученику комплект заданий на определенную тему с проверкой правильности их выполнения.
Литература
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997. Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017. Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с. Андриянова В.И . Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М . Шанский. -Т: Фан, 2000. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005. Андирянова В.И. Урумбаева Г.Н. Тестирование как инструмент контроля знаний, навыков и умений учащихся по русскому языку для школ с узбекским и каракалпакским языком обучения. -Т.: Фан, 2008. Зиямухамедова С., Зиямухамедов Б. Новая педагогическая технология. - Ташкент, 2002.
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997.
- Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3.
- Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017.
- Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017.
- Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с.
- Андриянова В.И . Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М . Шанский. -Т: Фан, 2000.
- Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005.
- Андирянова В.И. Урумбаева Г.Н. Тестирование как инструмент контроля знаний, навыков и умений учащихся по русскому языку для школ с узбекским и каракалпакским языком обучения. -Т.: Фан, 2008.
- Зиямухамедова С., Зиямухамедов Б. Новая педагогическая технология. - Ташкент, 2002.