СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Разработка образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ №3»
По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Разработка образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ №3»
По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
Выполнила Маркова Наталья Радиловна
Руководитель работы __________________________________________
(ученая степень, звание, ФИО)
2015 год
Введение 3
Глава 1. Перечень нормативно-правовой документации 5
1.1. Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.2. Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 7
Глава 2. . Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации 14
2.1. Основные принципы инклюзивного образования: 14
2.2. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ. 16
2.3 Содержание образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения 18
2.4. Результаты освоения основной образовательной программы 20
2.5. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ 22
2.6. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях 25
2.7. Основные мероприятия Программы «Инклюзивное образование в МБОУ «СОШ №3» 28
Заключение 33
Список источников информации 34
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Актуальность проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Цель работы: Разработка проекта образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ №3»,
Задачи:
1. познакомиться с нормативно-правовой базой инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.
2. Рассмотреть сновные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации в МБОУ «СОШ №3».
Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:
Международные (подписанные СССР или Россией). |
Федеральные (Конституция, законы, кодексы (семейный, гражданский и др.), постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации и приказы, распоряжения, письма Министерства образования СССР и Российской Федерации). |
Региональные (Постановления и распоряжения Правительства Магаданской области а также приказы, распоряжения и письма Департамента образования администрации Магаданской области). |
Данные документы разных уровней будут полезны родителям и специалистам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Мы рекомендуем ссылку на них на сайте http://edu-open.ru/. Здесь они (международные и федеральные) они систематизированы и сопровождаются комментариями юриста. Также в ознакомительных целях можно посмотреть и региональные материалы города Москвы.
1.1. Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровьяВсемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990
Всемирная программа действий в отношении инвалидов Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982
Всеобщая Декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948
Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1971
Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 14.12.1960
Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006
Конвенция ООН о правах ребенка Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989
Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов Принята Комитетом министров Совета Европы от 09.04.1992
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Саламанка, Испания от 10.06.1994
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993
Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.
1.2. Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья«Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № N 379н
Конституция Российской Федерации
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № № 1662-р В рамках Концепции формулируется стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:
− создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состоя- ния здоровья, социального положения;
− создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2010 № N 02-52-3/10-ин
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 № № 28-51-513/6
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым от 04.02.2010 № Пр-271
О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 № №175
О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003 № N 27/2881-6
О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития Письмо Минобразования РФ от 30.05.2003 № N 27/2887-6
О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21.02.2001 № N 1
О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № N 29/1524-6
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № N 163-р
О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07
О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599
О мероприятиях по реализации государственной социальной политики Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597
О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761
О порядке и условиях признания лица инвалидом Постановление правительства РФ от 20.02.2006 № N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № № 27/901-6
О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ
О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития от 04.04.2007 № № ВФ-577/06 и N 2608-ВС
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № № АФ-150/06
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями и изменениями от 24.11.1995 № N 181-ФЗ
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 № N 48 (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)
О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 № N 2356
Об использовании дистанционных образовательных технологий Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № N 137
Об образовании Закон Российской федерации от 10.07.1992 № N 3266-(ред. от 27.12.2009)
Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения) Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 № № 29/1470-6
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08
Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № N 27/2722-6
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой от 03.07.1998
Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № № 593
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № № 373. В первом разделе, пункте 2 этого документа говорится о том, что Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. К этому пункту дается разъясне- ние, что при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образова- тельные стандарты. В пункте 4 того же раздела указывается, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. А в разъяснении говорится, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Таким образом, задается необходимость перехода к созданию индивидуальных образовательных программ, учитывающих особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в случае необходимости, увеличивая сроки их освоения.
Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013 № 1082
Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 № N 861 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015
Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2009 № N 57 (с изменениями от 9 марта 2010 г.)
Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № N 03-59-49ин/36-03
Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении - это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
2.1. Основные принципы инклюзивного образования:• по отношению к ребенку с ОВЗ - учащемуся общеобразовательного учреждения:
баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
• по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ - учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
• по отношению к педагогу - учителю инклюзивного класса:
принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
• по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного
процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах :
индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;
компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
адаптивная образовательная среда - доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
адаптивная образовательная среда - создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
• ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Освоение основной образовательной программы должно обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.
Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса, например:
Знания о языке - речевая практика и речевое творчество;
Знание математики - практика применения математических знаний и математическое творчество;
Естествознание - практическое взаимодействие с окружающим миром;
Знания о человеке - практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;
Знания в области искусств - практика художественного ремесла и художественного творчества;
Обществознание - практика жизни в социуме
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов - академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это
соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Результаты овладения ребенком образовательных областей представляются на основе освоения им содержательных линий, в которых заложены оба компонента -«академический» и «жизненной компетенции».
При этом характеристика ожидаемых результатов должна быть целостной, т.е. отражающей взаимодействие этих компонентов образования:
что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
насколько активно, свободно и творчески он их применяет.
Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. У части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту сохраняется в его традиционном виде. Вместе с тем, учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальных оценок продвижения ребенка в достижении ориентиров, заданных стандартом, и оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в различных областях образования.
«Академические» достижения ребенка отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.
Для оценки другой составляющей - результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи, и может быть реализована на основе ПМП-консилиума учреждения.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям.
На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.
Кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования.
Финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое
обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть:
организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
организация временного режима обучения;
организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);
технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);
специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования;
Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая
электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
В общеобразовательной школе возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, то есть одну из моделей:
• комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;
Данная модель инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе предполагает включение нескольких детей с ОВЗ в обычный класс или класс компенсирующего обучения и отработку индивидуального подхода к обучению по стандартной программе. Индивидуальный подход учителя предполагает обстоятельное знакомство ребенка с образовательной средой; изучение индивидуальных особенностей ребенка и подходов работы с ним; персональное обращение и четкое инструктирование; индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания; подключение помощников и посредников из среды одноклассников; сотрудничество со специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором), тесное взаимодействие с семьей и др. Такой педагогический подход осуществим при условии методической обеспеченности и творческого поиска учителя, поддержки в педколлективе. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения этой модели является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского
коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить программу общего образования.
частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках, элективных курсах);
временная интеграция, при которой обучающиеся с ОВЗ вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера
полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а для нормально развивающихся детей создают среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой "единое сообщество людей, включающее людей с проблемами".
При решении вопроса об интеграции ребенка с отклонением в развитии в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на "внутренние" и "внешние". К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним - уровень его психофизического и речевого развития.
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
• выявление нарушений в дошкольный период и проведение коррекционной работы , так как в этом случае можно достичь больших результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;
желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;
наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К "внутренним" показателям относятся:
уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
психологическая готовность к интегрированному обучению.
Раннее выявление и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья
№ п | Название мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Предшкольная подготовка детей | май-июнь | учитель |
2. | Консультации для родителей будущих первоклассников | апрель-май, август | педагог- психолог, учитель |
3. | Собрание для родителей будущих первоклассников | апрель, август | администрация ОУ |
4. | Изучение медицинских карт первоклассников | сентябрь | медицинский работник |
5. | Организация адаптационного периода в 1 классе | сентябрь-октябрь | администрация ОУ |
6. | Педагогическая диагностика детей , обучающихся в первом классе . Определение индивидуального маршрута обучения для учащихся с проблемами в развитии» | сентябрь-октябрь | педагог- психолог, учитель |
7. | Коррекционно- развивающая направленность обучения, воспитания и развития дезадаптированных учащихся | ноябрь- май | участники образовательного процесса |
8. | Направление детей с проблемами в развитии на ПМПК | ежегодно | администрация ОУ |
Интеграция коррекционно- развивающего и общего образования
№ п | Название мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Диагностика детей с проблемами в развитии, адаптации: Изучение: • уровня и динамики развития познавательной сферы; • уровня и динамики развития эмоционально-волевой сферы; • уровня адаптации к начальному, основному звену обучения, вновь прибывших обучающихся, выявление причин дезадаптации; • мотивации учащихся; • психологического микроклимата в классном коллективе, эмоционального самочувствия; • уровня развития общеучебных умений и навыков (организационных, информационных, мыслительных, коммуникативных); • уровня владения ЗУН; • уровня обученности; • уровня познавательной и творческой активности; | ежегодно | педагог-психолог учителя |
• уровня физического развития; |
|
| |
• уровня воспитанности; • уровня участия в делах класса и школы; • занятость в системе дополнительного образования. |
| учитель физической культуры классный руководитель | |
2. | Подбор детей для инклюзивного образования | август, с учётом рекомендаций ПМПК | администрация ОУ |
3. | Создание банка данных о детях с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в инклюзивном образовании. Пополнение банка данных 1 раз в год ( коррекция в случае прибытия детей с ОВЗ) | сентябрь | зам. директора по УВР, классные руководители |
4. | Разработка рабочих программ по инклюзивному образованию. | август | учителя, зам.директора по УВР |
5. | Реализация рабочих программ по инклюзивному образованию. | сентябрь-май | участники образовательного процесса |
6. | Организация занятости детей дополнительным образованием | сентябрь | классный руководитель |
7. | Организация участия в классных, общешкольных мероприятиях | в течение года | классный руководитель |
8. | Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса | в течение года | классный руководитель, зам директора по УВР. |
Кадрово- методическое обеспечение программы
1. | Выделение штатных единиц психолога, логопеда, социального педагога | ежегодно | директор школы |
2. | Курсовая подготовка учителей, работающих в классах инклюзивного образования | ежегодно | директор школы |
3. | Совещание при завуче : «Условия эффективности инклюзивного образования» | сентябрь 2015-16 уч.г. | заместитель директора по УВР |
4. | Педсовет «Эффективность современных образовательных технологий» | 2015-16 уч.г. | администрация ОУ |
5. | Открытые уроки в классах инклюзивного образования | ежегодно | учителя |
6. | Подготовка документации к ПМПК | ежегодно | учителя, психолог, администрация |
7. | Совершенствование дидактической системы учителя по инклюзивному обучению. | ежегодно | учителя |
8 | Организация работы по коррекции ЗУН на основе индивидуально- тематических диагностик | ежегодно | учителя |
9 | Обобщение и распространение педагогического опыта: ♦ выступления по инклюзивному образованию на методических конференциях, ♦проведение семинаров, ♦публикации, ♦участие в фестивале педагогических идей, ♦представление материалов на конкурс педагогического мастерства | ежегодно | Администрация ОУ |
Деятельность психолога | |||
1 | Знакомство педагогов с результатами диагностик | ежегодно |
|
2 | Оказание помощи педагогам по составлению программ инклюзивного образования учащихся | Сентябрь-октябрь |
|
3 | Составление и реализация программ по коррекции развития детей на основе диагностических данных. | октябрь |
|
4 | Консультации для педагогов, родителей по коррекции развития детей. | В течение года |
|
5 | Коррекционно- развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в развитии | В течение года |
|
Деятельность логопеда | |||
1 | Логопедические занятия для детей с проблемами в речевом развитии | В течение года |
|
2 | Работа с речевой картой детей. |
|
|
3 | Определение результативности работы. | май |
|
Деятельность социального педагога
1 | Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации. | В течение года |
|
2 | Организация работы шефов над «трудными». Рейды в семьи учащихся. | сентябрь |
|
3 | Проведение операции «Подросток» | сентябрь |
|
4 | Вовлечение в кружки, спортивные секции учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. | сентябрь |
|
5 | Организация учащихся в мероприятиях месячника профилактической работы | октябрь |
|
6 | Привлечение к работе с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, инспектора по делам несовершеннолетних, КДН и других правоохранительных структур.». | В течение года |
|
Управление инклюзивным образованием
11 | Подбор кадров для работы в классах инклюзивного образования | май | Администрация ОУ |
22 | Контроль тематического планирования. | сентябрь. январь | Заместитель директора по УВР |
33 | Контроль технологии преподавания | в течение года | Заместитель директора по УВР |
44 | Контроль ЗУН учащихся, посещаемости. | 1 раз в четверть | Заместитель директора по УВР |
55 | Контроль за составлением рабочих программ по инклюзивному образованию | август, сентябрь | Заместитель директора по УВР |
66 | Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в 9 классе. | июнь | Заместитель директора по УВР |
7 | Анализ работы учителей, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда по оказанию помощи детям, нуждающимся в инклюзии | январь, июнь | Администрация ОУ |
Мониторинг реализации программы
1. | Доля учащихся, получавших инклюзивное образование, освоивших общеобразовательный стандарт | 1 раз в четверть | Заместитель директора по УВР |
2. | Доля учащихся, получавших инклюзивное образование, имеющих позитивную динамику развития | май | Педагог-психолог |
3. | Доля учащихся, получавших инклюзивное образование, имеющих позитивную динамику обученности, качества знаний | май | Кл. рук., заместитель директора по УВР |
4. | Динамика индекса здоровья | май | Мед.работник |
5. | Мониторинг распределения выпускников | август | Классный руководитель |
6. | Доля учащихся, повысивших уровень воспитанности | май | Классный руководитель |
7. | Доля учащихся, переведённых по заключению ПМПК на более высокий уровень обучения | май | Администрация ОУ |
8. | Доля учащихся, занятых дополнительным образованием, участвующих в деятельности детских объединений, в жизни класса, школы | октябрь- май | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования |
9. | Динамика правонарушений, преступлений | май | Соц. педагог |
Основные направления реализации программы
1.Раннее выявление и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Интеграция коррекционно- развивающего и общего образования;
3. Кадрово- методическое обеспечение программы;
4.Управление реализацией программы;
5. Мониторинг реализации программы;
Показатели и индикаторы выполнения программы:
Динамика развития обучающихся;
Динамики здоровья ( индекс здоровья);
Динамика обученности учащихся;
Динамика качества знаний учащихся;
Сохранение контингента обучающихся в ОУ;
Наличие/отсутствие не посещающих ОУ;
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в деятельности детских объединений, в жизни класса, школы (в % от общего числа учащихся);
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, занятых дополнительным образованием;
Наличие социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
Распределение выпускников;
Доля детей, состоящих на учёте в КДН, ПДН.
Всемирная декларация об образовании для всех от 09.03.1990
Всемирная программа действий в отношении инвалидов от 03.12.1982
Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948
Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971
Декларация ООН о правах инвалидов от 09.12.1975
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 .
Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006
Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989
Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов от 09.04.1992
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями от 10.06.1994
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов от 20.12.1993
«Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № N 379н
Конституция Российской Федерации
19