СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВКР Разработка образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Разработка образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ №3»

 

 

По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»

Просмотр содержимого документа
«ВКР Разработка образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Разработка образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ №3»



По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»






Выполнила Маркова Наталья Радиловна


Руководитель работы __________________________________________

(ученая степень, звание, ФИО)


2015 год



Содержание

Введение 3

Глава 1. Перечень нормативно-правовой документации 5

1.1. Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 5

 1.2. Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 7

Глава 2. . Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации 14

2.1. Основные принципы инклюзивного образования: 14

2.2. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ. 16

2.3 Содержание образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения 18

2.4. Результаты освоения основной образовательной программы 20

2.5. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ 22

2.6. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях 25

2.7. Основные мероприятия Программы «Инклюзивное образование в МБОУ «СОШ №3» 28

Заключение 33

Список источников информации 34





Введение

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.

Актуальность проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Цель работы: Разработка проекта образовательной программы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ №3»,

Задачи:

1. познакомиться с нормативно-правовой базой инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.

2. Рассмотреть сновные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации в МБОУ «СОШ №3».



Глава 1. Перечень нормативно-правовой документации

Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:

Международные (подписанные СССР или Россией).

Федеральные (Конституция, законы, кодексы (семейный, гражданский и др.), постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации и приказы, распоряжения, письма Министерства образования СССР и Российской Федерации).

Региональные (Постановления и распоряжения Правительства Магаданской области   а также приказы, распоряжения и письма Департамента образования администрации Магаданской области).

Данные документы  разных уровней будут полезны родителям и   специалистам образовательных учреждений, осуществляющих обучение и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Мы рекомендуем ссылку на них на сайте http://edu-open.ru/. Здесь они (международные и федеральные) они систематизированы и сопровождаются комментариями юриста. Также в ознакомительных целях можно посмотреть и региональные материалы города Москвы.

1.1. Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
    1. Всемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд  от  09.03.1990

    2. Всемирная программа действий в отношении инвалидов Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН  от  03.12.1982

    3. Всеобщая Декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН от  10.12.1948

    4. Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц Принята Генеральной Ассамблеей ООН  от  20.12.1971

    5. Декларация ООН о правах инвалидов Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи  от  09.12.1975

    6. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры  от  14.12.1960

    7. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи  от  13.12.2006

    8. Конвенция ООН о правах ребенка Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН  от  20.11.1989

    9. Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов Принята Комитетом министров Совета Европы  от  09.04.1992

    10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Саламанка, Испания  от  10.06.1994

    11. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи  от  20.12.1993

  • Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.

  • Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования». 

  • В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года. 

  • 1.2. Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
    1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

    2. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ  от  04.08.2008 №  N 379н

    3. Конституция Российской Федерации

    4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ   от  17.11.2008 №  № 1662-р В рамках Концепции формулируется стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:

  • − создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состоя- ния здоровья, социального положения;

  • − создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.



    1. Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  от  05.03.2010 №  N 02-52-3/10-ин

    2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ  от  27.06.2003 №  № 28-51-513/6

    3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом  Российской  Федерации Д.Медведевым от  04.02.2010 №  Пр-271

    4. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление   от  17.03.2011 №  №175

    5. О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития Письмо Управления специального образования Минобразования РФ  от  30.05.2003 №  N 27/2881-6

    6. О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития Письмо Минобразования РФ   от  30.05.2003 №  N 27/2887-6

    7. О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Инструктивное письмо Минобразования РФ   от  21.02.2001 №  N 1

    8. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ  от  16.04.2001 №  N 29/1524-6

    9. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ  от  07.02.2011 №  N 163-р

    10. О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от  07.06.2013 №  ИР-535/07

    11. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки Указ Президента РФ от  07.05.2012 №  599

    12. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики Указ Президента РФ от  07.05.2012 №  597

    13. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от  01.06.2012 №  761

    14. О порядке и условиях признания лица инвалидом Постановление правительства РФ   от  20.02.2006 №  N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

    15. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации  от  27.03.2000 №  № 27/901-6

    16. О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от  03.05.2012 №  46-ФЗ

    17. О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития   от  04.04.2007 №  № ВФ-577/06 и N 2608-ВС

    18. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ     от  18.04.2008 №  № АФ-150/06

    19. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями и изменениями  от  24.11.1995 №  N 181-ФЗ

    20. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Письмо Минобразования РФ от  04.09.1997 №  N 48 (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)

    21. О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов Приказ Минобразования РФ  от  24.05.2004 №  N 2356

    22. Об использовании дистанционных образовательных технологий Приказ Министерства образования и науки РФ  от  06.05.2005 №  N 137

    23. Об образовании Закон Российской федерации  от  10.07.1992 №  N 3266-(ред. от 27.12.2009)

    24. Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения) Письмо Минобразования РФ  от  30.03.2001 №  № 29/1470-6

    25. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от  15.11.2013 №  НТ-1139/08

    26. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект Письмо Минобразования РФ   от  03.04.2003 №  N 27/2722-6

    27. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой  от  03.07.1998

    28. Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования Приказ Минздравсоцразвития России  от  14.08.2009 №  № 593

    29. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ  от  06.10.2009 №  № 373. В первом разделе, пункте 2 этого документа говорится о том, что Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. К этому пункту дается разъясне- ние, что при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образова- тельные стандарты. В пункте 4 того же раздела указывается, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. А в разъяснении говорится, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Таким образом, задается необходимость перехода к созданию индивидуальных образовательных программ, учитывающих особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в случае необходимости, увеличивая сроки их освоения.



    1. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от  20.09.2013 №  1082

    2. Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях Постановление Правительства РФ   от  18.06.1996 №  N 861 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

    3. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от  30.08.2013 №  1015

    4. Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена Приказ Министерства образования и науки РФ    от  24.02.2009 №  N 57 (с изменениями от 9 марта 2010 г.)

    5. Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования  и науки РФ  от  17.12.2010

    6. Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников Письмо Минобразования РФ   от  15.03.2004 №  N 03-59-49ин/36-03

    7. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР  от  28.07.1980 №  от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186




Глава 2. . Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении - это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

2.1. Основные принципы инклюзивного образования:

по отношению к ребенку с ОВЗ - учащемуся общеобразовательного учреждения:

баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ - учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

по отношению к педагогу - учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного

процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;




2.2. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах :

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;

  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

  • портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;

  • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

  • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

  • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

  • тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

  • адаптивная образовательная среда - доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

  • адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

  • адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

  • адаптивная образовательная среда - создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;

  • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

• ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.



2.3 Содержание образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения

Освоение основной образовательной программы должно обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.

Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса, например:

  • Знания о языке - речевая практика и речевое творчество;

  • Знание математики - практика применения математических знаний и математическое творчество;

  • Естествознание - практическое взаимодействие с окружающим миром;

  • Знания о человеке - практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;

  • Знания в области искусств - практика художественного ремесла и художественного творчества;

  • Обществознание - практика жизни в социуме

В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов - академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это

соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.




2.4. Результаты освоения основной образовательной программы

Результаты овладения ребенком образовательных областей представляются на основе освоения им содержательных линий, в которых заложены оба компонента -«академический» и «жизненной компетенции».

При этом характеристика ожидаемых результатов должна быть целостной, т.е. отражающей взаимодействие этих компонентов образования:

  • что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования,

  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

  • насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. У части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту сохраняется в его традиционном виде. Вместе с тем, учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальных оценок продвижения ребенка в достижении ориентиров, заданных стандартом, и оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в различных областях образования.

«Академические» достижения ребенка отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.

Для оценки другой составляющей - результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи, и может быть реализована на основе ПМП-консилиума учреждения.

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям.



2.5. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования.

Финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое

обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть:

  • организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

  • организация временного режима обучения;

  • организация рабочего места ребенка с ОВЗ;

  • технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);

  • технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

  • специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования;

Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая

электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.



2.6. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

В общеобразовательной школе возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, то есть одну из моделей:


комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;

Данная модель инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе предполагает включение нескольких детей с ОВЗ в обычный класс или класс компенсирующего обучения и отработку индивидуального подхода к обучению по стандартной программе. Индивидуальный подход учителя предполагает обстоятельное знакомство ребенка с образовательной средой; изучение индивидуальных особенностей ребенка и подходов работы с ним; персональное обращение и четкое инструктирование; индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания; подключение помощников и посредников из среды одноклассников; сотрудничество со специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором), тесное взаимодействие с семьей и др. Такой педагогический подход осуществим при условии методической обеспеченности и творческого поиска учителя, поддержки в педколлективе. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения этой модели является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского

коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить программу общего образования.

  • частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках, элективных курсах);

  • временная интеграция, при которой обучающиеся с ОВЗ вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера

  • полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

Если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а для нормально развивающихся детей создают среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой "единое сообщество людей, включающее людей с проблемами".

При решении вопроса об интеграции ребенка с отклонением в развитии в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на "внутренние" и "внешние". К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним - уровень его психофизического и речевого развития.


К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:


• выявление нарушений в дошкольный период и проведение коррекционной работы , так как в этом случае можно достичь больших результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;

  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;

  • наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К "внутренним" показателям относятся:

  • уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

  • психологическая готовность к интегрированному обучению.



2.7. Основные мероприятия Программы «Инклюзивное образование в МБОУ «СОШ №3»
  1. Раннее выявление и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья

    п

    Название мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    1.

    Предшкольная подготовка детей

    май-июнь

    учитель

    2.

    Консультации для родителей будущих первоклассников

    апрель-май, август

    педагог-

    психолог,

    учитель

    3.

    Собрание для родителей будущих первоклассников

    апрель, август

    администрация ОУ

    4.

    Изучение медицинских карт первоклассников

    сентябрь

    медицинский работник

    5.

    Организация адаптационного периода в 1 классе

    сентябрь-октябрь

    администрация ОУ

    6.

    Педагогическая диагностика детей , обучающихся в первом классе . Определение индивидуального маршрута обучения для учащихся с проблемами в развитии»

    сентябрь-октябрь

    педагог-

    психолог,

    учитель

    7.

    Коррекционно- развивающая направленность обучения, воспитания и развития дезадаптированных учащихся

    ноябрь- май

    участники

    образовательного

    процесса

    8.

    Направление детей с проблемами в развитии на ПМПК

    ежегодно

    администрация ОУ

  2. Интеграция коррекционно- развивающего и общего образования

    № п

    Название мероприятия

    Сроки

    Ответственный

    1.

    Диагностика детей с проблемами в развитии, адаптации:

    Изучение:

    • уровня и динамики развития познавательной сферы;

    • уровня и динамики развития эмоционально-волевой сферы;

    • уровня адаптации к начальному, основному звену обучения, вновь прибывших обучающихся, выявление причин дезадаптации;

    • мотивации учащихся;

    • психологического микроклимата в классном коллективе, эмоционального самочувствия;

    • уровня развития общеучебных умений и навыков (организационных, информационных, мыслительных, коммуникативных);

    • уровня владения ЗУН;

    • уровня обученности;

    • уровня познавательной и творческой активности;

    ежегодно

    педагог-психолог

    учителя

    • уровня физического развития;



    • уровня воспитанности;

    • уровня участия в делах класса и школы;

    • занятость в системе дополнительного образования.


    учитель

    физической

    культуры

    классный руководитель

    2.

    Подбор детей для инклюзивного образования

    август, с учётом

    рекомендаций ПМПК

    администрация ОУ

    3.

    Создание банка данных о детях с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в инклюзивном образовании. Пополнение банка данных 1 раз в год ( коррекция в случае прибытия детей с ОВЗ)

    сентябрь

    зам. директора

    по УВР,

    классные руководители

    4.

    Разработка рабочих программ по инклюзивному образованию.

    август

    учителя, зам.директора по УВР

    5.

    Реализация рабочих программ по инклюзивному образованию.

    сентябрь-май

    участники

    образовательного процесса

    6.

    Организация занятости детей дополнительным образованием

    сентябрь

    классный руководитель

    7.

    Организация участия в классных, общешкольных мероприятиях

    в течение года

    классный руководитель

    8.

    Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса

    в течение года

    классный руководитель, зам директора по УВР.

  3. Кадрово- методическое обеспечение программы

1.

Выделение штатных единиц психолога, логопеда, социального педагога

ежегодно

директор школы

2.

Курсовая подготовка учителей, работающих в классах инклюзивного образования

ежегодно

директор школы

3.

Совещание при завуче : «Условия эффективности инклюзивного образования»

сентябрь 2015-16 уч.г.

заместитель директора по УВР

4.

Педсовет «Эффективность современных образовательных технологий»

2015-16 уч.г.

администрация ОУ

5.

Открытые уроки в классах инклюзивного образования

ежегодно

учителя

6.

Подготовка документации к ПМПК

ежегодно

учителя,

психолог,

администрация

7.

Совершенствование дидактической системы учителя по инклюзивному обучению.

ежегодно

учителя

8

Организация работы по коррекции ЗУН на основе индивидуально- тематических диагностик

ежегодно

учителя

9

Обобщение и распространение педагогического опыта:

♦ выступления по инклюзивному образованию на методических конференциях,

♦проведение семинаров,

♦публикации,

♦участие в фестивале педагогических

идей,

♦представление материалов на конкурс педагогического мастерства

ежегодно

Администрация

ОУ

Деятельность психолога

1

Знакомство педагогов с результатами диагностик

ежегодно


2

Оказание помощи педагогам по составлению программ инклюзивного образования учащихся

Сентябрь-октябрь


3

Составление и реализация программ по коррекции развития детей на основе диагностических данных.

октябрь


4

Консультации для педагогов, родителей по коррекции развития детей.

В течение года


5

Коррекционно- развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в развитии

В течение года


Деятельность логопеда

1

Логопедические занятия для детей с проблемами в речевом развитии

В течение года


2

Работа с речевой картой детей.



3

Определение результативности работы.

май


Деятельность социального педагога

1

Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В течение года


2

Организация работы шефов над «трудными». Рейды в семьи учащихся.

сентябрь


3

Проведение операции «Подросток»

сентябрь


4

Вовлечение в кружки, спортивные секции учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

сентябрь


5

Организация учащихся в мероприятиях месячника профилактической работы

октябрь


6

Привлечение к работе с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, инспектора по делам несовершеннолетних, КДН и других правоохранительных структур.».

В течение года


  1. Управление инклюзивным образованием

    11

    Подбор кадров для работы в классах инклюзивного образования

    май

    Администрация ОУ

    22

    Контроль тематического планирования.

    сентябрь. январь

    Заместитель директора по УВР

    33

    Контроль технологии преподавания

    в течение года

    Заместитель директора по УВР

    44

    Контроль ЗУН учащихся, посещаемости.

    1 раз в четверть

    Заместитель директора по УВР

    55

    Контроль за составлением рабочих программ по инклюзивному образованию

    август, сентябрь

    Заместитель директора по УВР

    66

    Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в 9 классе.

    июнь

    Заместитель директора по УВР

    7

    Анализ работы учителей, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда по оказанию помощи детям, нуждающимся в инклюзии

    январь, июнь

    Администрация ОУ

  2. Мониторинг реализации программы

1.

Доля учащихся, получавших инклюзивное образование, освоивших общеобразовательный стандарт

1 раз в четверть

Заместитель директора по УВР

2.

Доля учащихся, получавших инклюзивное образование, имеющих позитивную динамику развития

май

Педагог-психолог

3.

Доля учащихся, получавших инклюзивное образование, имеющих позитивную динамику обученности, качества знаний

май

Кл. рук., заместитель директора по УВР

4.

Динамика индекса здоровья

май

Мед.работник

5.

Мониторинг распределения выпускников

август

Классный руководитель

6.

Доля учащихся, повысивших уровень воспитанности

май

Классный руководитель

7.

Доля учащихся, переведённых по заключению ПМПК на более высокий уровень обучения

май

Администрация ОУ

8.

Доля учащихся, занятых дополнительным образованием, участвующих в деятельности детских объединений, в жизни класса, школы

октябрь- май

Классный

руководитель,

педагоги

дополнительного

образования

9.

Динамика правонарушений, преступлений

май

Соц. педагог




Заключение


Основные направления реализации программы

  • 1.Раннее выявление и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • 2. Интеграция коррекционно- развивающего и общего образования;

  • 3. Кадрово- методическое обеспечение программы;

  • 4.Управление реализацией программы;

  • 5. Мониторинг реализации программы;

Показатели и индикаторы выполнения программы:

  • Динамика развития обучающихся;

  • Динамики здоровья ( индекс здоровья);

  • Динамика обученности учащихся;

  • Динамика качества знаний учащихся;

  • Сохранение контингента обучающихся в ОУ;

  • Наличие/отсутствие не посещающих ОУ;

  • Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в деятельности детских объединений, в жизни класса, школы (в % от общего числа учащихся);

  • Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, занятых дополнительным образованием;

  • Наличие социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Распределение выпускников;

  • Доля детей, состоящих на учёте в КДН, ПДН.



Список источников информации
  1. Всемирная декларация об образовании для всех от  09.03.1990

  2. Всемирная программа действий в отношении инвалидов от  03.12.1982

  3. Всеобщая Декларация прав человека от  10.12.1948

  4. Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц от  20.12.1971

  5. Декларация ООН о правах инвалидов от  09.12.1975

  6. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от  14.12.1960 .

  7. Конвенция о правах инвалидов от  13.12.2006

  8. Конвенция ООН о правах ребенка от  20.11.1989

  9. Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов от  09.04.1992

  10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями от  10.06.1994

  11. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов   от  20.12.1993

  12. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  13. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ  от  04.08.2008 №  N 379н

  14. Конституция Российской Федерации

19