Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк
муниципального района Благовещенский район
Республики Башкортостан
Внеклассное мероприятие
по профилактике подросткового суицида
«Вкус жизни!»
Автор: Боброва Алена Анатольевна,
социальный педагог МОБУ СОШ
с. Верхний Изяк
2014 г.
Внеклассное мероприятие
«Вкус жизни!»
(профилактика подросткового суицида).
Цели: формирование у учащихся позитивного отношения к жизненным трудностям, ценностного отношения к своему здоровью, отрицательного отношения к суицидальным явлениям.
Задачи: совершенствовать работу по профилактике суицидального поведения детей и подростов;
привлечь внимание к проблемам здоровья подрастающего поколения
Целевая группа: учащиеся 8 класса.
Методические материалы: презентация «Вкус жизни!», стихотворение Владимира Контровского о притчи « О двух лягушках» Леонида Пантелеева, отрывок из мультипликационного фильма «Гадкий утенок», упражнение и методика «Самооценка», психотерапевтическая сказка «Бежевая Ткань», пластилин – 6 пачек, методика «прогноз погоды» цветные карандаши – 6 пачек, стихотворение неизвестного автора «Любите жизнь».
Предварительная работа: раздать заранее для выразительного чтения стихи и 2 – м учащимся.
Длительность: 50 минут
Ход мероприятия:
Звучит музыкальный отрывок из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».
Под музыку читается стихотворение Владимира Контровского о притчи « О двух лягушках» Леонида Пантелеева. Каждому ребенку на парту дается лист бумаги со стихотворением, для последующего анализа.
Ученик №1:
Однажды в сметаной наполненный таз
Попали лягушки-квакушки…
Послушайте этот печальный рассказ
(Который, быть может, полезен для вас),
Как вляпались плотно подружки…
Бушует сметана
Сродни океану,
И берег не виден,
И некуда плыть
Увязли лапы,
И впору заплакать,
И жребий обиден,
И хочется жить
Одна решила сдаться,
Конец один! Бояться
Погибели – бесплодно, бороться – глупо мне,
Да и к тому ж накладно…
Смирилась – ну и ладно,
Спокойно утонула в сметанной глубине…
Барахталась другая
И сделалась седая,
Измазавшись сметаной, скакала кувырком,
И вдруг под перепонкой,
Под лапкой кожей тонкой,
Внезапно ощутила какой-то плотный ком!
Вседневно, ежечасно,
Сбивайте ваше масло,
Разрыв найдётся в круге,
Не надо унывать!
Уныние опасно,
Надежда не погасла,
Сбивайте ком упругий,
Чтоб можно было встать!
Сомнение напрасно,
Сбивайте ваше масло,
Пускай устали руки,
И нужен передых
Минует день ненастный,
Сбивайте ваше масло
В тугой комок упругий,
В опору для живых!
Ведущий:
- Мы с Вами прослушали стихотворение Владимира Контровского о притчи «Две лягушки» Леонида Пантелеева. Эта притча о жизни. О жизни, которая состоит не только из белых, но и из черных полос.
Слад №1. - Вы, наверно, догадались, что сегодня мы будем беседовать о жизни, об отношении к ней, о ценностях, своих поступках, выборе. Наше мероприятие называется «Вкус жизни!» А вкус в прямом и переносном смысле может быть сладким и горьким.
Вопросы, предполагаемые ответы учащихся, анализ притчи:
- Как вы думаете, в стихотворении Владимира Контровского кто в образе лягушек представляется? (люди)
- В образе таза со сметаной ? (жизнь с препятствиями)
- Правильно два человека, которые столкнулись с жизненной проблемой (тонут в сметане).
Таз – жизнь, а сметана – жизненный путь, который необходимо пройти.
- Как Пантелеев описывает характер и физические возможности лягушек? Может, одна лягушка хромая?
Цитирую строки из притчи Л. Пантелеева:
(Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая – ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.)
- Они обе физически были полноценными, но по характеру отличались.
- Как вы думаете почему одна лягушка так быстро сдается, а другая выживает?
(Одна лягушка храбрая и веселая, жизнелюбивая, а другая лентяйка, пессимистка).
Цитирую:
(«бороться – глупо мне,
Да и к тому ж накладно…
Смирилась – ну и ладно,
Спокойно утонула в сметанной глубине…»)
- Ей лень бороться. Она борьбу за жизнь считает глупой, т.е. лягушка не верит в спасение.
Вывод:
Вторая лягушка выживает, не смотря, на безысходность сложившейся ситуации. Она изо всех сил барахтается в сметане. Хотя она даже не предполагает, что из сметаны может образоваться масло. Её барахтанье изо всех сил доказывает, что возможности человека безграничны. Изменение жидкой сметаны в масло говорит нам, что выход из сложной ситуации всегда найдется, его только нужно отыскать.
Педагог: - Взгляните на экран.
Просмотр отрывка из мультфильма по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Вопросы:
- Посмотрев отрывок из мультфильма по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» как Вы думаете, какая личностная проблема может быть у человека особенно в юношеском периоде? (не нравиться своя внешность себе и окружающим.) Человек может быть не уверен в себе, у него низкая самооценка.
Педагог анализирует вместе с детьми отрывок мультфильма. Описывает личность главного персонажа, его жизненный путь. Подводит детей к мысли, что жизнь у Гадкого утенка сложная, как и все человеческие судьбы. Утенка отвергает птичий двор, к тому же ему навязывают мнение, что он «гадкий». Ему плохо, но утенок не сдается, продолжает искать общество, которое примет его таким какой он есть. И как награда за все его страдания в конце сказки он становится самой красивой птицей. В жизни каждого человека бывают трудные ситуации, но если пережить этот отрезок времени, то наступит облегчение, а возможно и решится сама проблема.
Педагог:
Слайд № 2: - Ребята, сейчас вы выполните на листочках упражнение «Самооценка».
«Вы видите список качеств. Список качеств: симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, аккуратный, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, неприятный, вдумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, глупый, одинокий, красивый, общительный, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный, агрессивный, романтичный, уверенный.
Слайд №3. Возьмите листок и ручку. Разделите листок на две части. Слева напишите «Идеальный человек». Выберите из данного списка 10 качеств, которые обязательно должны быть у идеального человека, и запишите их в первую колонку. Справа напишите «Я». Выпишите из списка 10 качеств, которыми, как вы считаете, обладаете.
Педагог:
- А теперь сравните две колонки. Как близки вы к идеальному человеку?
- Кто прочитает список качеств выбранных для себя («Я»). (По желанию учащихся). Ребенок читает. Затем педагог у детей спрашивает соответствуют ли они этому человеку. Дети рассуждают.
Слайд № 4. Методика “Самооценка”.
Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву “Я”. Педагог объясняет, что чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка ученика.
Педагог:
- Что такое самооценка? Кто как понимает? Учащиеся дают свои ответы, затем педагог обобщает ответы и объясняет понятия “самооценка”, “адекватная самооценка”, “низкая самооценка”, “высокая самооценка”.
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Результаты учащихся не озвучиваются. (Программа индивидуальной психокоррекционной помощи детям. Автор: Иванова Ольга Ивановна. Rudocs.exdat.com )
Вывод:
В течение жизни самооценка человека меняется. Идеальным человеком стать не возможно,но над своей самооценкой можно работать. Если низкая, то повышать, а высокую – понижать, т.е. стремиться к серединке.
Педагог: Читает сказку «Бежевая Ткань» (Психотерапевтическая сказка )
Цели: диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.
Задание педагога: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.
Давным – давно, а может, совсем недавно, на одной из ткацких фабрик родилась ткань бежевого цвета. Лежала она на складе не то месяц, не то два и никто её не покупал. Приезжали в лавку модельеры, портные и простые покупатели. Выбирали они ткани для пошива одежды, штор, постельного текстиля и многого другого. Покупали они самые яркие, сочные ткани с различными рисунками и орнаментами, а бежевый рулон даже не замечали. Вздыхала ткань, но все же надеялась, что завтра или послезавтра её кто-нибудь выберет. Но время шло, а она все лежала. Неужели я такая некрасивая и невзрачная – думала ткань – как обидно, что творец не украсил меня узорами. Рядом лежащие рулоны на полках посмеиваются над нашей тканью – дескать, ты неудачное создание, ни пятнышка, ни рисунка на тебе нет и вообще ты бесцветная. Тебя никогда не купят и ничего из тебя путного не сошьют, так и рассыпишься с годами. Шли месяцы, а бежевая ткань всё еще лежала на полке и скучала. Вокруг уже были новые рулоны ткани с новыми рисунками и окраской. Огорчилась ткань и горько размышляла, почему она не такая, как все. Все ткани как ткани, красавицы, просто модели, а она невзрачная, бледная, незаметная – ни рисунка, ни узора. Никто меня не купит, никому я не нужна. Так и пролежу на полке, и никто даже не узнает о моем существовании…
(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как идет сравнение себя с другими; она страдает от этого; героине некому помочь принять свою уникальность)
Однажды в лавку зашла молодая женщина. Она была очень красиво одета, но не ярко. Долго она рассматривала тканевые рулоны. Среди полок слышался тихий спор тканей: « Сейчас она меня выберет, нет меня, я ярче». А тем временем наша Ткань тихонько лежал и грустно думала: «Да, конечно купит, но, к сожалению, не меня.» Взгляд женщине невольно остановился на нашей бежевой ткани. Она почувствовала, как руки покупательницы прикоснулись до неё. Женщина аккуратно ощупала и внимательно осмотрела ткань, затем попросила упаковать рулон. Для Ткани было крайне неожиданным, что выбор упал на неё, такую некрасивую. Наконец-то, я кому-то нужна. Из меня что – нибудь сошьют, даже самое простое.
(Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)
Так наша героиня оказалась в подмастерье у одной из лучших модельеров страны.
Очутившись в мастерской, Ткань увидела много нового и интересного. Но она никак еще не могла понять, почему её такую некрасивую купили. Теперь она мечтала, что она послужит на пользу и из неё сошьют хотя бы скатерть или даже носовые платки. (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)
На полке с ней лежало множество других тканей, рулонов с кружевами, атласной тесьмы и различной фурнитуры. Как увидели они новую ткань, так и начали злословить, а вредных оказалось больше. Они хихикали по поводу её внешности. Из тебя сошьют самое лучшее – это подкладку для карманов спецодежды. И прослужишь ты не долго. И так ей стало больно за всю прожитую жизнь, страдания и издевательства.
Здесь участникам занятия дается возможность придумать продолжение, они могут озвучить то, что они придумали. Обсуждаем почему именно так развивался сюжет, что это значит для самих учащихся.
Затем мы говорим, что в нашей истории было следующее продолжение.
На следующее утро пришла модельер. Она очень долго работала с нашей тканью. Женщина что-то чертила, вырезала, пришивала. В этот момент нашей ткани стало очень страшно. Она думала: « Что же из неё делают, и получится ли задуманное». Ткани не нравилось, что её порезали на разные по форме лоскуты. По краям ткань стала рассыпаться и она боялась, что совсем рассыплется на ниточки.
(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность героини заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)
Вскоре, через месяц, на стоящем посередине мастерской манекене, было одето однотонное бежевое платье с различными оборочками и вставками. Её тепло-бежевый цвет придавал модели изящность и грациозность. Платье получилось настолько красивым и прекрасным, что каждый, кто смотрел на неё, восхищался уникальностью и неповторимостью изделия. Нельзя это изделие даже представить из другого материала и другого цвета. Именно эта ткань придала ей столько изящности. Это платье одевали только самые красивые и известные модели на показах мод того времени. Часто Платье украшали драгоценными подвесками и колье. Теперь Платье находится в музее, одетое на манекен, стоящий в стеклянной витрине на почетном месте, как самое лучшая рукотворная работа модельера. «Сколько унижений и обид я перенесла,-думала Ткань платья, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно.» (Метафора: торжество)
Обсуждение:
Педагог: - Какой сюжет сказки вам понравился больше всего? Какую концовку сказки вы придумали? Почему? (Возможно варианты продолжений сказки детей будут положительными, оптимистичными.)
Педагог: - Ребята все ваши концовки сказок яркие, заканчиваются положительно. Молодцы! Триумф, победа в жизни человека приходит не сразу. Для этого нужно работать и терпеливо ждать.
Педагог: - «Это история про открытие уникальности героини сказки. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы учащихся с последующим обобщением педагога).
Педагог: - Ребята, как вы думаете, что общего в двух персонажах: Гадком утенке и бежевой Ткани?
(Обеих героев сказок отвергает общество, за их внешность, характер.)
Вывод:
Педагог:
- Герои сказок сами себя не принимают такими, какими они являются в данный момент. А ведь внешность –это индивидуальность красоты. Отличие характера от всех остальных - это тоже уникальность личности. Обратите внимание, что знаменитые люди: писатели, поэты, художники, музыканты и другие известные личности, сильно отличались от своих современников и не всегда их сразу принимало общество.
Слайд №5.
Педагог:
Лепим из пластилина «Я умный, красивый и сильный». (или можно провести Методику «Прогноз погоды»). Во время проведения методики звучит песня. «У природы нет плохой погоды».
- Перед Вами пластилин разного цвета. Попробуйте слепить из него себя. Части тела можно лепить из разных цветов. Этот пластилиновый человечек - Вы. Лепите его с любовью и бережливостью.
(Работая с пластилином, учащиеся выражают свои внутренние эмоции, формируются элементы эстетического отношения к художественному творчеству, отмечается положительная динамика в эмоциональном благополучии, повышается самооценка детей).
Вывод: По окончанию работы с пластилином педагог по желанию детей демонстрирует пластилиновых человечков. Обсуждаются использованные цвета, размеры, формы частей тела. Яркие цвета символизируют о хорошем настроении, средние размеры и пропорциональные части тела человечка говорят об адекватной самооценки ребенка.
Педагог:
- Каждый человек в своей жизни переживал трудную душевную ситуацию.
- Ребята, когда Вам бывает плохо, может помочь лепка из глины или пластилина, рисование, вышивание или вязание…
Слайд №6.
Педагог:
- Существует детский телефон доверия 8(495)624-6001, 8(800)2000-122.
Детский телефон доверия — бесплатная круглосуточная анонимная служба экстренной психологической помощи детям по телефону.
- Ребята Вы всегда можете позвонить по этим номерам. Вас выслушают и помогут справится с трудной жизненной ситуацией.
Педагог:
Методика «Прогноз погоды»
Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит вовсю».
(Программа тренинга личностного роста для подростков "Пойми себя". azps.ru
) Педагог:
Напоследок я предлагаю вам взять листок бумаги и написать на нём 5 или больше причин, почему вы хотите жить!
Учащийся №2:
Любите жизнь в ее чудесном свете,
В стремлении искать и познавать!
Любите жизнь, как любят ее дети,
В мгновенье каждом радость открывать!
Любите жизнь, она дает нам крылья,
Чтоб устремиться духом в высоту!
Любите жизнь, она неповторима,
Как тот рассвет, что видел по утру!
Любите жизнь, она дает нам право,
Учиться, и бороться, и любить!
Любите жизнь в цветочке самом малом,
И в счастье радость подарить!
Несите лучик истины чудесной,
Сквозь сумрак, пелену любых невзгод,
И сердце, где горит огонь небесный,
Над миром суеты вас вознесет.
Любите жизнь, в любви черпайте силы,
Боритесь до победы, до конца.
Любите жизнь, она неугасима,
Как в сумраке – Ведущая звезда!
Слайд № 7
Педагог:
- Ребята, я предполагаю, что сегодня каждый из Вас сам определил вкус и цвет своей жизни. И какой бы он не был, как в стихотворении:
«Любите жизнь, в любви черпайте силы,
Боритесь до победы, до конца.»
- Посмотрите на экран. Вы видите хрупкую бабочку в руках человека. Одним неловким движением руки человек может убить эту бабочку, а может просто отпустить и любоваться её прекрасным полетом. Бабочка – эта наша беззащитная жизнь, а руки – наши поступки.
Спасибо за внимание. Берегите себя и своих близких.