СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Вкус жизни" Внеклассное мероприятие .Профилактика подросткового аутоагрессивного поведения.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ММмммМммМ

Просмотр содержимого документа
«" Вкус жизни" Внеклассное мероприятие .Профилактика подросткового аутоагрессивного поведения.»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк

муниципального района Благовещенский район

Республики Башкортостан







Внеклассное мероприятие

по профилактике подросткового суицида


«Вкус жизни!»








Автор: Боброва Алена Анатольевна,

социальный педагог МОБУ СОШ

с. Верхний Изяк



2014 г.

Внеклассное мероприятие


«Вкус жизни!»

(профилактика подросткового суицида).


Цели: формирование у учащихся позитивного отношения к жизненным трудностям, ценностного отношения к своему здоровью, отрицательного отношения к суицидальным явлениям.

Задачи: совершенствовать работу по профилактике суицидального поведения детей и подростов;

привлечь внимание к проблемам здоровья подрастающего поколения

Целевая группа: учащиеся 8 класса.

Методические материалы: презентация «Вкус жизни!», стихотворение Владимира Контровского о притчи « О двух лягушках» Леонида Пантелеева, отрывок из мультипликационного фильма «Гадкий утенок», упражнение и методика «Самооценка», психотерапевтическая сказка «Бежевая Ткань», пластилин – 6 пачек, методика «прогноз погоды» цветные карандаши – 6 пачек, стихотворение неизвестного автора «Любите жизнь».

Предварительная работа: раздать заранее для выразительного чтения стихи и 2 – м учащимся.

Длительность: 50 минут

Ход мероприятия:

Звучит музыкальный отрывок из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Под музыку читается стихотворение Владимира Контровского о притчи « О двух лягушках» Леонида Пантелеева. Каждому ребенку на парту дается лист бумаги со стихотворением, для последующего анализа.

Ученик №1:

Однажды в сметаной наполненный таз
Попали лягушки-квакушки…
Послушайте этот печальный рассказ
(Который, быть может, полезен для вас),
Как вляпались плотно подружки…

Бушует сметана
Сродни океану,
И берег не виден,
И некуда плыть
Увязли лапы,
И впору заплакать,
И жребий обиден,
И хочется жить

Одна решила сдаться,
Конец один! Бояться
Погибели – бесплодно, бороться – глупо мне,
Да и к тому ж накладно…
Смирилась – ну и ладно,
Спокойно утонула в сметанной глубине…

Барахталась другая
И сделалась седая,
Измазавшись сметаной, скакала кувырком,
И вдруг под перепонкой,
Под лапкой кожей тонкой,
Внезапно ощутила какой-то плотный ком!

Вседневно, ежечасно,
Сбивайте ваше масло,
Разрыв найдётся в круге,
Не надо унывать!
Уныние опасно,
Надежда не погасла,
Сбивайте ком упругий,
Чтоб можно было встать!

Сомнение напрасно,
Сбивайте ваше масло,
Пускай устали руки,
И нужен передых
Минует день ненастный,
Сбивайте ваше масло
В тугой комок упругий,
В опору для живых!


Ведущий:

- Мы с Вами прослушали стихотворение Владимира Контровского о притчи «Две лягушки» Леонида Пантелеева. Эта притча о жизни. О жизни, которая состоит не только из белых, но и из черных полос.

Слад №1. - Вы, наверно, догадались, что сегодня мы будем беседовать о жизни, об отношении к ней, о ценностях, своих поступках, выборе. Наше мероприятие называется «Вкус жизни!» А вкус в прямом и переносном смысле может быть сладким и горьким.


Вопросы, предполагаемые ответы учащихся, анализ притчи:

- Как вы думаете, в стихотворении Владимира Контровского кто в образе лягушек представляется? (люди)

- В образе таза со сметаной ? (жизнь с препятствиями)

- Правильно два человека, которые столкнулись с жизненной проблемой (тонут в сметане).

Таз – жизнь, а сметана – жизненный путь, который необходимо пройти.

- Как Пантелеев описывает характер и физические возможности лягушек? Может, одна лягушка хромая?

Цитирую строки из притчи Л. Пантелеева:

(Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая – ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.)

- Они обе физически были полноценными, но по характеру отличались.

- Как вы думаете почему одна лягушка так быстро сдается, а другая выживает?

(Одна лягушка храбрая и веселая, жизнелюбивая, а другая лентяйка, пессимистка).

Цитирую:

бороться – глупо мне,
Да и к тому ж накладно…
Смирилась – ну и ладно,
Спокойно утонула в сметанной глубине…»)

- Ей лень бороться. Она борьбу за жизнь считает глупой, т.е. лягушка не верит в спасение.

Вывод:

Вторая лягушка выживает, не смотря, на безысходность сложившейся ситуации. Она изо всех сил барахтается в сметане. Хотя она даже не предполагает, что из сметаны может образоваться масло. Её барахтанье изо всех сил доказывает, что возможности человека безграничны. Изменение жидкой сметаны в масло говорит нам, что выход из сложной ситуации всегда найдется, его только нужно отыскать.

Педагог: - Взгляните на экран.

Просмотр отрывка из мультфильма по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Вопросы:

- Посмотрев отрывок из мультфильма по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» как Вы думаете, какая личностная проблема может быть у человека особенно в юношеском периоде? (не нравиться своя внешность себе и окружающим.) Человек может быть не уверен в себе, у него низкая самооценка.

Педагог анализирует вместе с детьми отрывок мультфильма. Описывает личность главного персонажа, его жизненный путь. Подводит детей к мысли, что жизнь у Гадкого утенка сложная, как и все человеческие судьбы. Утенка отвергает птичий двор, к тому же ему навязывают мнение, что он «гадкий». Ему плохо, но утенок не сдается, продолжает искать общество, которое примет его таким какой он есть. И как награда за все его страдания в конце сказки он становится самой красивой птицей. В жизни каждого человека бывают трудные ситуации, но если пережить этот отрезок времени, то наступит облегчение, а возможно и решится сама проблема.

Педагог:

Слайд № 2: - Ребята, сейчас вы выполните на листочках упражнение «Самооценка».

«Вы видите список качеств. Список качеств: симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, аккуратный, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, не­приятный, вдумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, глу­пый, одинокий, красивый, общительный, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный, агрессивный, романтичный, уверенный.

Слайд №3. Возьмите листок и ручку. Разделите листок на две части. Слева напишите «Идеальный человек». Выберите из данного списка 10 качеств, которые обязатель­но должны быть у идеального человека, и запишите их в первую колонку. Справа напишите «Я». Выпишите из списка 10 качеств, кото­рыми, как вы считаете, обладаете.

Педагог:

- А теперь сравните две колонки. Как близки вы к идеальному человеку?

- Кто прочитает список качеств выбранных для себя («Я»). (По желанию учащихся). Ребенок читает. Затем педагог у детей спрашивает соответствуют ли они этому человеку. Дети рассуждают.

Слайд № 4. Методика “Самооценка”.

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву “Я”. Педагог объясняет, что чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка ученика.

Педагог:

- Что такое самооценка? Кто как понимает? Учащиеся дают свои ответы, затем педагог обобщает ответы и объясняет понятия “самооценка”, “адекватная самооценка”, “низкая самооценка”, “высокая самооценка”.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Результаты учащихся не озвучиваются. (Программа индивидуальной психокоррекционной помощи детям. Автор: Иванова Ольга Ивановна. Rudocs.exdat.com )

Вывод:

В течение жизни самооценка человека меняется. Идеальным человеком стать не возможно,но над своей самооценкой можно работать. Если низкая, то повышать, а высокую – понижать, т.е. стремиться к серединке.

Педагог: Читает сказку «Бежевая Ткань» (Психотерапевтическая сказка )

Цели: диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.

Задание педагога: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.

Давным – давно, а может, совсем недавно, на одной из ткацких фабрик родилась ткань бежевого цвета. Лежала она на складе не то месяц, не то два и никто её не покупал. Приезжали в лавку модельеры, портные и простые покупатели. Выбирали они ткани для пошива одежды, штор, постельного текстиля и многого другого. Покупали они самые яркие, сочные ткани с различными рисунками и орнаментами, а бежевый рулон даже не замечали. Вздыхала ткань, но все же надеялась, что завтра или послезавтра её кто-нибудь выберет. Но время шло, а она все лежала. Неужели я такая некрасивая и невзрачная – думала ткань – как обидно, что творец не украсил меня узорами. Рядом лежащие рулоны на полках посмеиваются над нашей тканью – дескать, ты неудачное создание, ни пятнышка, ни рисунка на тебе нет и вообще ты бесцветная. Тебя никогда не купят и ничего из тебя путного не сошьют, так и рассыпишься с годами. Шли месяцы, а бежевая ткань всё еще лежала на полке и скучала. Вокруг уже были новые рулоны ткани с новыми рисунками и окраской. Огорчилась ткань и горько размышляла, почему она не такая, как все. Все ткани как ткани, красавицы, просто модели, а она невзрачная, бледная, незаметная – ни рисунка, ни узора. Никто меня не купит, никому я не нужна. Так и пролежу на полке, и никто даже не узнает о моем существовании…

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как идет сравнение себя с другими; она страдает от этого; героине некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лавку зашла молодая женщина. Она была очень красиво одета, но не ярко. Долго она рассматривала тканевые рулоны. Среди полок слышался тихий спор тканей: « Сейчас она меня выберет, нет меня, я ярче». А тем временем наша Ткань тихонько лежал и грустно думала: «Да, конечно купит, но, к сожалению, не меня.» Взгляд женщине невольно остановился на нашей бежевой ткани. Она почувствовала, как руки покупательницы прикоснулись до неё. Женщина аккуратно ощупала и внимательно осмотрела ткань, затем попросила упаковать рулон. Для Ткани было крайне неожиданным, что выбор упал на неё, такую некрасивую. Наконец-то, я кому-то нужна. Из меня что – нибудь сошьют, даже самое простое.

(Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)

Так наша героиня оказалась в подмастерье у одной из лучших модельеров страны.

Очутившись в мастерской, Ткань увидела много нового и интересного. Но она никак еще не могла понять, почему её такую некрасивую купили. Теперь она мечтала, что она послужит на пользу и из неё сошьют хотя бы скатерть или даже носовые платки. (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

На полке с ней лежало множество других тканей, рулонов с кружевами, атласной тесьмы и различной фурнитуры. Как увидели они новую ткань, так и начали злословить, а вредных оказалось больше. Они хихикали по поводу её внешности. Из тебя сошьют самое лучшее – это подкладку для карманов спецодежды. И прослужишь ты не долго. И так ей стало больно за всю прожитую жизнь, страдания и издевательства.

Здесь участникам занятия дается возможность придумать продолжение, они могут озвучить то, что они придумали. Обсуждаем почему именно так развивался сюжет, что это значит для самих учащихся.

Затем мы говорим, что в нашей истории было следующее продолжение.

На следующее утро пришла модельер. Она очень долго работала с нашей тканью. Женщина что-то чертила, вырезала, пришивала. В этот момент нашей ткани стало очень страшно. Она думала: « Что же из неё делают, и получится ли задуманное». Ткани не нравилось, что её порезали на разные по форме лоскуты. По краям ткань стала рассыпаться и она боялась, что совсем рассыплется на ниточки.

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность героини заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Вскоре, через месяц, на стоящем посередине мастерской манекене, было одето однотонное бежевое платье с различными оборочками и вставками. Её тепло-бежевый цвет придавал модели изящность и грациозность. Платье получилось настолько красивым и прекрасным, что каждый, кто смотрел на неё, восхищался уникальностью и неповторимостью изделия. Нельзя это изделие даже представить из другого материала и другого цвета. Именно эта ткань придала ей столько изящности. Это платье одевали только самые красивые и известные модели на показах мод того времени. Часто Платье украшали драгоценными подвесками и колье. Теперь Платье находится в музее, одетое на манекен, стоящий в стеклянной витрине на почетном месте, как самое лучшая рукотворная работа модельера. «Сколько унижений и обид я перенесла,-думала Ткань платья, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно.» (Метафора: торжество)


Обсуждение:

Педагог: - Какой сюжет сказки вам понравился больше всего? Какую концовку сказки вы придумали? Почему? (Возможно варианты продолжений сказки детей будут положительными, оптимистичными.)

Педагог: - Ребята все ваши концовки сказок яркие, заканчиваются положительно. Молодцы! Триумф, победа в жизни человека приходит не сразу. Для этого нужно работать и терпеливо ждать.

Педагог: - «Это история про открытие уникальности героини сказки. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы учащихся с последующим обобщением педагога).

Педагог: - Ребята, как вы думаете, что общего в двух персонажах: Гадком утенке и бежевой Ткани?

(Обеих героев сказок отвергает общество, за их внешность, характер.)

Вывод:

Педагог:

- Герои сказок сами себя не принимают такими, какими они являются в данный момент. А ведь внешность –это индивидуальность красоты. Отличие характера от всех остальных - это тоже уникальность личности. Обратите внимание, что знаменитые люди: писатели, поэты, художники, музыканты и другие известные личности, сильно отличались от своих современников и не всегда их сразу принимало общество.

Слайд №5.

Педагог:

Лепим из пластилина «Я умный, красивый и сильный». (или можно провести Методику «Прогноз погоды»). Во время проведения методики звучит песня. «У природы нет плохой погоды».


- Перед Вами пластилин разного цвета. Попробуйте слепить из него себя. Части тела можно лепить из разных цветов. Этот пластилиновый человечек - Вы. Лепите его с любовью и бережливостью.

(Работая с пластилином, учащиеся выражают свои внутренние эмоции, формируются элементы эстетического отношения к художественному творчеству, отмечается положительная динамика в эмоциональном благополучии, повышается самооценка детей).

Вывод: По окончанию работы с пластилином педагог по желанию детей демонстрирует пластилиновых человечков. Обсуждаются использованные цвета, размеры, формы частей тела. Яркие цвета символизируют о хорошем настроении, средние размеры и пропорциональные части тела человечка говорят об адекватной самооценки ребенка.

Педагог:

- Каждый человек в своей жизни переживал трудную душевную ситуацию.

- Ребята, когда Вам бывает плохо, может помочь лепка из глины или пластилина, рисование, вышивание или вязание…

Слайд №6.

Педагог:

- Существует детский телефон доверия 8(495)624-6001, 8(800)2000-122.

Детский телефон доверия — бесплатная круглосуточная анонимная служба экстренной психологической помощи детям по телефону.

- Ребята Вы всегда можете позвонить по этим номерам. Вас выслушают и помогут справится с трудной жизненной ситуацией.

Педагог:

Методика «Прогноз погоды»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте ри­сунок, который будет соответствовать вашему настро­ению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит вовсю». (Программа тренинга личностного роста для подростков "Пойми себя". azps.ru)

Педагог:

Напоследок я предлагаю вам взять листок бумаги и написать на нём 5 или больше причин, почему вы хотите жить!

Учащийся №2:

Любите жизнь в ее чудесном свете, 
В стремлении искать и познавать! 
Любите жизнь, как любят ее дети, 
В мгновенье каждом радость открывать! 

Любите жизнь, она дает нам крылья, 
Чтоб устремиться духом в высоту! 
Любите жизнь, она неповторима, 
Как тот рассвет, что видел по утру! 

Любите жизнь, она дает нам право, 
Учиться, и бороться, и любить! 
Любите жизнь в цветочке самом малом, 
И в счастье радость подарить! 

Несите лучик истины чудесной, 
Сквозь сумрак, пелену любых невзгод, 
И сердце, где горит огонь небесный, 
Над миром суеты вас вознесет. 

Любите жизнь, в любви черпайте силы, 
Боритесь до победы, до конца. 
Любите жизнь, она неугасима, 
Как в сумраке – Ведущая звезда!


Слайд № 7

Педагог:

- Ребята, я предполагаю, что сегодня каждый из Вас сам определил вкус и цвет своей жизни. И какой бы он не был, как в стихотворении:

«Любите жизнь, в любви черпайте силы,

Боритесь до победы, до конца.»

- Посмотрите на экран. Вы видите хрупкую бабочку в руках человека. Одним неловким движением руки человек может убить эту бабочку, а может просто отпустить и любоваться её прекрасным полетом. Бабочка – эта наша беззащитная жизнь, а руки – наши поступки.

Спасибо за внимание. Берегите себя и своих близких.