СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Власть и тыл в годы войны..

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке истории рассматриваются вопросы организации партизанского движения на оккупированных советских территориях, понятие колллаборционизм.

Просмотр содержимого документа
«Власть и тыл в годы войны..»

Тема: Власть и общество в годы войны. На оккупированных территориях.

Цель урока:

- показать сущность нацистских планов в отношении будущего народов СССР;

- дать оценку оккупационного режима, установленного врагом на занятых территориях, и масштабов их потерь;

-оценить масштабы и особенности партизанского движения;

- выявить специфику коллаборционизма на оккупированных территориях;


Основные понятия: партизанское движение, подполье, холокост, коллаборционизм.

Тип урока: комбинированный с элементами дискуссии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

План.


  1. Сущность и особенности нацистского оккупационного режима на территории СССР,

  2. Холокост на оккупированных территориях.

  3. Партизанское движении е и его роль в достижении Победы.

  4. Коллаборционизм и его особенности на оккупированных территориях СССР.


Учитель: Начиная войну против СССР, руководство нацистской Германией рассматривало ее как тотальную войну на уничтожение, принципиально отличающуюся от военных кампаний на Западе.

Тотальная война на Востоке имела своей целью уничтожение государственности нашей страны, физическое истребление одной части граждан и порабощение другой.

Перед началом войны боевых действий против СССР были созданы айнзатцгруппы – оперативные группы Главного управления имперской безопасности. Задачей этих групп являлось уничтожение «враждебных» элементов, прежде всего коммунистов, евреев, цыган.


Работа с картой.

Покажите на карте территорию, оккупированную немцами в 1941 – 1944 годах.


Учитель:

  • К концу 1942 года на оккупированной территории оказались:

  • 80 млн советских граждан

  • 45% посевных площадей

  • 30% предприятий



Учитель: Сущность и особенности нацистского оккупационного режима на территории СССР,

Генеральный план «Ост» был разработан еще до нападения на СССР и предусматривал колонизацию и закабаление всей Восточной Европы. В апреле он был уточнен и развит применительно к СССР.

Работа с документом №1.


Вопросы к документу:

1.Как относилось население к проводимой немцами политики?

2. Что изменилось в жизни населения?

3.Как вело себя гражданское население на оккупированных Германией территориях.

4. Какие две формы поведения населения можно выделить?

5. Что означает понятие «коллаборционизм»?


Учитель: Сопротив­ление и коллаборационизм (от фр. collaboration — «сотрудничество»; этот термин с периода Первой миро­вой войны приобрёл политическое звучание, обозначая предательство и измену граждан своему государству). Другие указывают, что моделей по­ведения было три, причём третья, которую можно обозначить сло­вом «выживание», являлась наибо­лее распространённой. Ведь перед обычным человеком, оказавшимся в стремительном и страшном водово­роте военных событий, во весь рост становилась проблема: как выжить самому и сохранить жизнь своим близким, прежде всего детям. А это было неимоверно трудно.


Не менее масштабной стала трагедия советских военно­пленных. Они уничтожались в ходе «чисток» лагерей айн-затцгруппами, их убивали во время пеших маршей по до­роге в лагеря, они умирали от голода, жажды и холода. На­равне с красноармейцами в лагеря для военнопленных ок­купанты загоняли местных жителей призывного возраста.^

В полном соответствии с разработанными перед войной планами нацисты начали хищническую эксплуатацию захваченных территорий. Население облагалось всевоз­можными налогами, сгонялось на тяжелые принудитель­ные работы, за которые к тому же практически не пла­тили. Для нужд немецких войск реквизировались скот и продукты питания; продукты питания также вывози­лись в Германию.

Жестокость оккупационного режима стала причиной широкого распространения советского партизанского дви­жения. Партизанские отряды начали организовываться партийными органами, НКВД и военной разведкой уже летом 1941 г.; преступления нацистов обеспечивали со­ветским партизанам поддержку населения.

Поскольку немецких подразделений полиции и СС бы­ло недостаточно для борьбы с партизанами, оккупанты пошли на создание коллаборационистских формирований из советских граждан.


Вопрос классу:

Что вам известно о русской освободительной армии генерала Власова?


Дополнительная информация:

РУССКАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ

В 1943 г., когда в связи с объявлением «тотальной войны» рейх провёл дополнительную мобилизацию, условия содержания советских военно­пленных несколько улучшились и смертность снизилась. Их стали при­влекать к работам (в том числе и в военной промышленности). К тому же среди пленных проводилась вербовка в различные прогерманские формирования, наиболее известное из которых — Русская освободи­тельная армия во главе с бывшим советским генералом А. А. Власовым, взятым в плен летом 1942 г. Многие перед лицом голодной смерти записались в эти части, согласившись поднять оружие против режи­ма, которому присягали прежде. Попади они в плен к своим бывшим товарищам — надежды на сохранение жизни у них не было.


Вопросы для дискуссии:

Почему генерал Власов пошел на сотрудничество с оккупантами?

Мог бы он поступить иначе?


3. Холокост.

Учитель: У того, о чем мы сегодня будем го­ворить, у той трагедии, которая предстанет перед нами, — разные на­именования. Нацисты, те, кто вершил эту трагедию, кто совершал бес­человечные преступления, назвали ее двумя страшными словами: «окончательное решение». Они думали об «окончательном решении» еврейского вопроса. Существует и другое название, которое принято в государстве, совсем недавно возникшем на карте мира — Израи­ле, — Шоа, или Катастрофа. Наверное, эти слова говорят сами за се­бя. Кроме того, у этой трагедии есть и общечеловеческое название — геноцид, одно из самых страшных преступлений против человека и всего человечества. А еще есть специфическое название, вошедшее в обиход значительной части мира. — Холокост,

Первыми жертвами оккупационного режима становились как правило евреи. Вступление немецких подразделений в крупные населенные пункты ознаменовалось еврейскими погромами, активное участие в которых принимали местные националисты.

Вопросы:

  1. Что такое геноцид?

  2. Как называется политика проводимая по отношению к еврейскому наслению?

Геноцид — уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Антисемитизм — одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, которая выражается во враждебном отношении к евреям.

Гетто — часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальным, расовым, религиозным признакам.

Сопротивление — в странах Западной Европы в годы фашистской оккупации народное движение против захватчиков.

Холокост — (англ. holocaust от греч. holokaustos — всесожже­ние, жертвоприношение с помощью огня), наиболее распростра­ненный термин, обозначающий преследования и уничтожение ев­реев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Герма­нии Гитлера и до окончания второй мировой войны в Европе (1933-45).

Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа (от иврит. Shoah — Катастрофа) и Катастрофа. Впервые использо­ван в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематори­ев лагеря смерти Освенцим. Получил мировую известность с сере­дины 1970-х гг. после выхода голливудского художественного фильма Holocaust.

Вопросы классу:

  1. Что включает в себя политика Холокоста?

  2. Можно ли говорить об идейной близости черносотенцев и фашистов?

  3. Объясните тезис: "Антиеврейская политика в - преступление перед человечеством".

  4. Правильно ли это утверждение? Ведь эта политика не затрагивала (как будто?) интересы других наций

  5. Известно, что западный мир - христианский мир. Почему же церковь, вопреки вероучению Христа, не использовала своего влияния, чтобы прекратить геноцид? Почему не призвала верующих помочь гибнущим евреям (пусть и не христианам)?


Сначала они пришли за евреями,
и я не заступился за них,
потому что я не был евреем.
Потом они пришли за коммунистами,
и я не заступился за них,
потому что я не был коммунистом.
Потом они пришли за членами

профсоюза,

и я не заступился за них,
потому что я не был членом

профсоюза.

Потом они пришли за мной,
но не осталось никого,
чтобы заступиться за меня.


Работа в трех группах.

Группа №1.

Работа с фотографиями.

Группа №2.

Работа с воспоминаниями очевидцев.

Группа №3.

Работа с документами.


2. Партизанское движении е и его роль в достижении Победы

Жестокость оккупационного режима стала причиной широкого распространения советского партизанского движения. Партизанские отряды начали формироваться партийными органами, НКВД и военной разведкой уже летом 1941 года; преступления нацистов обеспечивали советским партизанам поддержку населения.


Работа с документом:

Записка начальника Центрального штаба партизанского движения П.К.Пономаренко. 18 августа 1942 года.

Вопросы к документу:

  1. Как оценивает глава Центрального штаба партизанского движения П.К.Пономаренко усилия партизан в борьбе с захватчиками?

  2. Какие лозунги немцы пытались использовать при формировании специальных подразделений для борьбы с партизанами?

  3. В каких районах СССР было наиболее успешным формирование таких отрядов?

  4. Что предлагал противопоставить этим действиям глава Центрального штаба партизанского движения?


Учитель: Итог нацистского господства на советских землях был поистине ужасающим. Войска Красной Армии находили освобожденные районы в буквальном смысле обезлюдев­шими. Повсюду были сожженные деревни, полуразрушен­ные города, могилы.

Нацистская политика «выжженной земли» не смогла спасти Третий рейх от неминуемого поражения, однако ее результатом стала полуголодная жизнь в СССР первых послевоенных лет.































Материалы к уроку:


Группа №1.

Работа с фотографиями.

Подобранные учащимися и предложенные учителем фотодокументы для анализа представляют собой фотографии, сделанные немцами во время массовых расстрелов евреев и фотодокументы советских фронтовых корреспондентов, свидетельствующие о жестоких расправах немцев, совершенных ими на оккупированных территориях.

Немцы делали фотографии, несмотря на существовавший запрет. Не исключено, что некоторые фотографии были сделаны специально, для использования в пропагандистских целях.

Однако данный источник отличается определенной ограниченностью: любая фотография представляет собой взгляд фотографа на наиболее важные с его точки зрения эпизоды. Мы не можем определить, насколько полно представлены события.

Фотографии советских корреспондентов передают картины, увиденные советскими солдатами во время освобождения оккупированных территорий.


Группа №2.

Работа с воспоминаниями очевидцев.

Воспоминания очевидцев.

Документ №1.

Свидетельские показания Дины Проничевой, проживавшей в Бабьем Яре (Украина).

       «Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила. (…)

        Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу. (…)

         Я своими глазами видела этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушенные голоса детей, звавшие: «Мама, мама…»

Документ №2.

Свидетельские показания немецкого инженера Германа Фридриха Грабе. (Из материалов Нюрнбергского процесса о массовых расстрелах евреев в городах Дубно и Ровно в 1942г.)

          «Люди, которые сошли с грузовиков,- мужчины, женщины и дети всех возрастов – должны были раздеться по приказу членов СС, имевших при себе кнуты и плетки. Они должны были сложить свою одежду в определенных местах, таким образом, соответственно рассортировывалась обувь, верхняя одежда и белье.

       (…) Без криков и плача эти люди, раздетые, стояли вокруг семьями. Целовали друг друга, прощались и ожидали знака от другого эсэсовца, который стоял около насыпи также с кнутом в руке. В течение 15 минут, пока я там стоял, я не слышал ни одной жалобы, ни одной мольбы о милосердии. (…)

            Я обошел вокруг насыпи и оказался перед огромной могилой. Люди тесно были сбиты друг к другу и лежали друг на друге, так что были видны только их головы. Почти у всех по плечам струилась кровь из голов. Некоторые из расстрелянных еще шевелились, некоторые поднимали руки и поворачивали головы, чтобы показать, что они еще живы. Яма уже была заполнена на две трети.  

          (…)Следующая группа уже приближалась. Они спустились в яму, легли … и были расстреляны. (…)

 

Группа №3.

Работа с документами.



Документы немецкого командования

Документ №1.

Отрывки из «Сообщений о событиях в СССР»:

« Сообщения о событиях в СССР» ежедневно издавались главным управлением имперской безопасности, ведомством 4 (гестапо) с грифом «Секретно». Они основывались на отчетах опергрупп и их команд. До апреля 1942г. вышло в общей сложности195 «Сообщений», затем вместо этого издания стали ежедневно выходить «Сообщения из оккупированных областей».

                   №32 от 24.07.1941г. отчет опергруппы В

                   о первых полицейских мерах

                   вскоре после вступления на территорию СССР

              ( …)

    Посланная в Слоним часть команды во взаимодействии с полицией провела акцию против евреев и коммунистов, в результате которой было арестовано около 2000 человек. В тот же день 1075 человек из них было ликвидировано. Только одной этой командой в Слониме было ликвидировано еще 84 человека. (…)

                    №143 от 18.12.1941г. отчет группы С

                    О полицейских мероприятиях, проведенных ее оперкомандами.

    Число ликвидированных зондеркомандой 4а на 9.11.1941г. составило 57243. (...)

      Общее число расстрелянных зондеркомандой 5 на 10.11.1941г. составляет 23644.

      В период со 2 по 6 ноября 1941г. включительно зондеркомандой 5 расстреляно: 15 политработников, 21 саботажник, 10650 евреев и 414 заложников. (…)

 Документ №2.

Отчет оперкоманды 3 (штандаренфюрер СС Егер) опергруппы А командующему полиции безопасности и СД в рейхскомиссариате восточных земель Штальэккеру от 1.12.1941г.

Командующему полиции безопасности и СД

Каунас. 1 декабря 1941г.

Оперкоманда 3

Секретно!

5 экземпляров

4-й экземпляр

      Список экзекуций, произведенных в районе действия оперкоманды 3 на 1 декабря 1941г.

      Взятие на себя оперкомандой 3 обязанностей полиции безопасности в Литве 2 июля 1941г.

(Область Вильно взята под контроль оперкомандой 3 9 августа 1941г., область Шяуляй – 2 октября 1941г. До этого Вильно обрабатывался оперкомандой 9, а Шяуляй – оперкомандой 2.)

        По моему распоряжению и по моему приказу литовскими партизанами проведены экзекуции:

4.7.41 г. Каунас – Форт 7          416евреев, 47 евреек     463

6.7.41 г. Каунас – Форт 7          евреев                                 2514

        По сведениям передвижной команды под руководством оберштурмфюрера СС Хаманна из 8 – 10 испытанных членов оперкоманды 3 совместно с литовскими партизанами проведены следующие акции:

7.7.41г.       Мариамполе           евреев – 32

8.7.41г.       Мариамполе           14 евреев и 5 ком. – 19

8.7.41г.        Циркалиняй            ком. - 6

9.7.41г.        Вендзиогалс            32 еврея, 2 еврейки - 34

9.7.41г.        Каунас – Форт 7        21 еврей, 3 еврейки – 24

14.7.41г.      Мариамполе           евреев – 21

17.7.41г.      Бабтай                       8 ком. (из них 6 евреев) – 8

18.7.41г.      Мариамполе            39 евреев, 14 евреек – 53

19.7.41г.      Каунас – Форт 7       17 евреев, 2 еврейки – 19

21.7.41г.      Паневежис                 59 евреев, 11евреек – 70

22.7.41г.      Паневежис                 1 еврей

23.7.41г.      Медзиниай                82 еврея, 12 евреек – 94

25.7.41г.      Мариамполе              90 евреев, 13 евреек – 103

28.7..41г.     Панежевис                  234 еврея, 16 евреек – 250

Итого: 3713

(…)    Проведение таких акций, в первую очередь, является вопросом организации. Решение систематически очищать от евреев каждый район потребовало основательной подготовки каждой акции и изучения положения в каждом районе. Соответственно их числу нужно было найти место для могил и выкопать их. Путь от сборных пунктов до могил составил в среднем 4 -5 км. Евреев доставляли группами по 500 человек на расстояние 2 км и более к месту проведения экзекуции. (…) Только посредством умелого распределения времени удалось провести до 5 акций в неделю, при этом осуществлять в Каунасе работу так, что и в служебных делах не было заминок. Акции в самом Каунасе, где в распоряжении имелось достаточно обученных партизан, можно рассматривать как парадную стрельбу по сравнению с огромными трудностями, с которыми пришлось столкнуться вне города.

            По моему мнению, необходимо начать стерилизацию мужской части евреев, занятых на работах, чтобы не допустить дальнейшей рождаемости. Если, несмотря на это, какая-нибудь еврейка забеременеет, она подлежит ликвидации. (…)

(печать) Егер

Штандартенфюрер СС

 Приложение 3.

7