СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Власть, политическая система, политический институт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Власть, политическая система, политический институт»

Власть  Политические институты  Политическая система

Власть Политические институты Политическая система

Политическая  власть – это необходимая обществу организационная сила, обеспечивающая устойчивый порядок и стабильность.  Она, как и любая власть вообще, пред-полагает повелевание одних и подчинение других.

Политическая власть – это необходимая обществу организационная сила, обеспечивающая устойчивый порядок и стабильность. Она, как и любая власть вообще, пред-полагает повелевание одних и подчинение других.

Структура политической власти: субъекты власти, объекты власти, источники власти, ресурсы власти. Субъект власти – тот, кто имеет и осуществляет власть: государство, партии, человек, общность людей, народ и т. д.  Объект власти – тот, кто выполняет функцию подчинения по отношению к субъекту власти: индивид, социальная группа, класс и т. д.  Источники власти – то, что позволяет власти осуществлять свои властные полномочия: сила, богатство, положение в обществе, организация, знания, информация. Ресурсы власти – это инструменты (методы, средства), которые предоставляют людям возможность контролировать и управлять общественными процессами.

Структура политической власти:

  • субъекты власти,
  • объекты власти,
  • источники власти,
  • ресурсы власти.

Субъект власти – тот, кто имеет и осуществляет власть: государство, партии, человек, общность людей, народ и т. д. Объект власти – тот, кто выполняет функцию подчинения по отношению к субъекту власти: индивид, социальная группа, класс и т. д. Источники власти – то, что позволяет власти осуществлять свои властные полномочия: сила, богатство, положение в обществе, организация, знания, информация.

Ресурсы власти – это инструменты (методы, средства), которые предоставляют людям возможность контролировать и управлять общественными процессами.

демографические ресурсы – это люди как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы, это количество и качество населения страны.

демографические ресурсы – это люди как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы, это количество и качество населения страны.

Функции политической власти. Организационно-координирующая  – формирование политической системы общества в целом, создание органов государственного аппарата и координация их деятельности. Целеполагающая:  определение целей развития общества. Управленческая  – управление делами общества, принятие государственных решений. Контрольная  – прослеживание результатов управленческих решений. Коммуникативная  – формирование и укрепление отношений общества и государства. Стабилизирующая  ( регулятивная ) – мирное разрешение конфликтов, поддержание общественного порядка и стабильности, целостности и единства общества. Консолидирующая (интегративная)  – объединение различных общественных сил для достижения целей развития общества. Защитная  – защита от внешних угроз, мобилизация в случае необходимости людских и материальных ресурсов.

Функции политической власти.

  • Организационно-координирующая  – формирование политической системы общества в целом, создание органов государственного аппарата и координация их деятельности.
  • Целеполагающая:  определение целей развития общества.
  • Управленческая  – управление делами общества, принятие государственных решений.
  • Контрольная  – прослеживание результатов управленческих решений.
  • Коммуникативная  – формирование и укрепление отношений общества и государства.
  • Стабилизирующая  ( регулятивная ) – мирное разрешение конфликтов, поддержание общественного порядка и стабильности, целостности и единства общества.
  • Консолидирующая (интегративная)  – объединение различных общественных сил для достижения целей развития общества.
  • Защитная  – защита от внешних угроз, мобилизация в случае необходимости людских и материальных ресурсов.

Легитимность  – это одно из основных специфических свойств политической власти.

Легитимность  – это  поддержка власти со стороны широких слоев населения,  обеспечивающая стабильность и устойчивость власти, это положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты.

Типы легитимности власти:

  • традиционная,
  • харизматическая,
  • легальная (рационально-легальная).

Традиционное господство  обусловлено  традициями, обычаями, привычкой.  Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость традиций. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что  придает власти высокую стабильность и устойчивость.

Харизматическое господство  (от греч. charisma – божественный дар) опирается на авторитет лидера, основано на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.

Легальное (или рационально-легальное)   господство основывается основано на законности формирования власти, подчинении не только личности руководителя, но и законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Пути поддержания легитимности власти в обществе: постоянные контакты с населением, наличие обратной связи; проведение разъяснительной работы относительно целей власти; усиление роли правовых методов достижение целей, постоянное совершенствование законодательной базы; соблюдение политических норм без ущемления интересов участвующих в политике сил; организация контроля со стоны общественности за деятельностью органов государственной власти всех уровней; укрепление демократических ценностей в обществе; преодоление правового нигилизма в обществе и др.

Пути поддержания легитимности власти в обществе:

  • постоянные контакты с населением, наличие обратной связи;
  • проведение разъяснительной работы относительно целей власти;
  • усиление роли правовых методов достижение целей, постоянное совершенствование законодательной базы;
  • соблюдение политических норм без ущемления интересов участвующих в политике сил;
  • организация контроля со стоны общественности за деятельностью органов государственной власти всех уровней;
  • укрепление демократических ценностей в обществе;
  • преодоление правового нигилизма в обществе и др.
Типы легитимности власти (М. Вебер) Традиционный тип:  привычка повиноваться власти  опирается на традиции, веру, священность существующих порядков и властей Харизматический тип: Рационально-легальный тип:  власть по установленным правилам и закону  четкое соблюдение фор-мально-правовых норм,  экстраординарные личные качества  чувственное восприятие нового, необычного  эмоционально окрашенное преклонение перед действи-тельными или воображае-мыми качествами вождей  регламентрирующих властную деятельность

Типы легитимности власти

(М. Вебер)

Традиционный тип:

  • привычка повиноваться власти
  • опирается на традиции, веру, священность существующих порядков и властей

Харизматический тип:

Рационально-легальный тип:

  • власть по установленным правилам и закону
  • четкое соблюдение фор-мально-правовых норм,
  • экстраординарные личные качества
  • чувственное восприятие нового, необычного
  • эмоционально окрашенное преклонение перед действи-тельными или воображае-мыми качествами вождей

регламентрирующих властную деятельность

Типы легитимности власти (Д.Истон) Идеологическая легитимность:  опора на ценности и принципы, провозглашаемые властью и соответствующие ожиданиям людей Личностная легитимность:  основана на моральном одобрении лиц, выполняю-щих властные функции в структурах режима Структурная легитимность:  привязанность людей к структурам и нормам режима

Типы легитимности власти

(Д.Истон)

Идеологическая легитимность:

  • опора на ценности и принципы, провозглашаемые властью и соответствующие ожиданиям людей

Личностная легитимность:

  • основана на моральном одобрении лиц, выполняю-щих властные функции в структурах режима

Структурная легитимность:

  • привязанность людей к структурам и нормам режима
Политический институт  – это совокупность организаций, имеющих свою структуру, занимающихся политической деятельностью и участвующих в формировании и осуществлении политической власти в обществе.  Политический институт  – это комплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека в политической сфере общества.  Признаки политических институтов:  осуществление определённого вида политической деятельности;  наличие организаций со своей субординацией и структурой;  наличие комплекса формальных и неформальных принципов, норм, правил;  наличие средств и методов, необходимых для достижения целей.

Политический институт  – это совокупность организаций, имеющих свою структуру, занимающихся политической деятельностью и участвующих в формировании и осуществлении политической власти в обществе. Политический институт  – это комплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека в политической сфере общества. Признаки политических институтов: осуществление определённого вида политической деятельности; наличие организаций со своей субординацией и структурой; наличие комплекса формальных и неформальных принципов, норм, правил; наличие средств и методов, необходимых для достижения целей.

Виды политических институтов: государственные, негосударственные. Государственные политические институты  – это органы государственной власти, играющие важную роль в управлении страной и в обеспечении ее стабильности (парламент, суды, институт президентства). Негосударственные политические институты  – это группы интересов, политические партии, представляющие определенные категории населения и обеспечивают защиту их прав и интересов, предоставляющие гражданам возможность выражать свои интересы и влиять на принимаемые решения (СМИ, политические партии, общественно-политические организации, институт прав и свобод человека, институт всеобщего избирательного права и др.)

Виды политических институтов:

  • государственные,
  • негосударственные.

Государственные политические институты  – это органы государственной власти, играющие важную роль в управлении страной и в обеспечении ее стабильности (парламент, суды, институт президентства).

Негосударственные политические институты  – это группы интересов, политические партии, представляющие определенные категории населения и обеспечивают защиту их прав и интересов, предоставляющие гражданам возможность выражать свои интересы и влиять на принимаемые решения (СМИ, политические партии, общественно-политические организации, институт прав и свобод человека, институт всеобщего избирательного права и др.)

Также можно выделить институты выборов, референдумов, СМИ.   Политические институты выполняют ряд важнейших для жизни государства  функций : интеграция общества; разработка политических программ; регулирование общественной жизни; защита ценностей общества и государства и другие.

Также можно выделить институты выборов, референдумов, СМИ.

 

Политические институты выполняют ряд важнейших для жизни государства  функций :

  • интеграция общества;
  • разработка политических программ;
  • регулирование общественной жизни;
  • защита ценностей общества и государства и другие.
Политическая система — совокупность политических институтов, политических взглядов, норм, ценностей, связей и взаимодействий между ними в ходе политической жизни общества.

Политическая система — совокупность политических институтов, политических взглядов, норм, ценностей, связей и взаимодействий между ними в ходе политической жизни общества.

Признаки политической системы: целостный механизм осуществления власти и управления обществом; представляет собой совокупность политических субъектов, взаимосвязанных между собой; обеспечение определения целей общественного развития и управления общественными делами; наличие единой нормативно-ценностной основы .

Признаки политической системы:

  • целостный механизм осуществления власти и управления обществом;
  • представляет собой совокупность политических субъектов, взаимосвязанных между собой;
  • обеспечение определения целей общественного развития и управления общественными делами;
  • наличие единой нормативно-ценностной основы .
✍🧠 ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ -это 📌 все политические институты - государство, партии, СМИ, общественные движения 📌 нормы - например, законы - Конституция страны, традиция президента выступать 31 декабря по тв перед народом, уставы партий 📌 связи - встречи лидера страны с населением, встречи глав разных государств, обращение граждан с жалобами в государственные органы, дебаты лидеров разных партий 📌 ценности, культура - разные мнения людей о будущем страны, идеологии (кто-то сторонник свобод в обществе, т.е. либерал, кто-то хочет сохранить старое (консерватор), разные эмоции - чувство гордости, страха из-за политической ситуации

✍🧠 ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ -это

📌 все политические институты - государство, партии, СМИ, общественные движения

📌 нормы - например, законы - Конституция страны, традиция президента выступать 31 декабря по тв перед народом, уставы партий

📌 связи - встречи лидера страны с населением, встречи глав разных государств, обращение граждан с жалобами в государственные органы, дебаты лидеров разных партий

📌 ценности, культура - разные мнения людей о будущем страны, идеологии (кто-то сторонник свобод в обществе, т.е. либерал, кто-то хочет сохранить старое (консерватор), разные эмоции - чувство гордости, страха из-за политической ситуации

Структура политической системы:

ВСЕ ЭТО ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИКИ, Т.Е. ПОДСИСТЕМЫ❗

  • ПОДСИСТЕМ ВСЕГО 5🖐
  • Ф -ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
  • И - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
  • Н - НОРМАТИВНАЯ
  • И - ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ
  • К-КОММУНИКАТИВНАЯ

✅ к ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОТНОСЯТ методы, которые использует власть - например, метод убеждения, метод репрессий

✅ к ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ - все политические организации (они же институты)

✅ к НОРМАТИВНОЙ - все социальные нормы (законы, традиции и т.д.)

✅ к ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ - идеи, ценности, чувства людей

✅ к КОММУНИКАТИВНОЙ - все связи между участниками политики (переговоры лидеров стран, встреча члена партии с избирателями)

Институциональная подсистема  включает основных участников политической жизни, обладающих властью или борющихся за неё. Центральным политическим институтом является государство. Также в политике принимают активное участие политические лидеры и элиты, политические партии и общественно-политические движения, СМИ.

Нормативная подсистема  включает правила, по которым осуществляется политическая деятельность. Основой этой системы являются правовые нормы.

Пример:

Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «О системе государственной службы в РФ», «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Кроме норм права политическая деятельность также регулируется  моральютрадициями .

Пример:

принесение присяги президентом, вступающим в должность.

Политические партии и общественные организации принимают  уставы , которые регулируют их деятельность.  

Культурно-идеологическая подсистема  включает политическую психологию и идеологию, убеждения, принципы и ценности, которые транслируют участники политической жизни. Эти компоненты служат мотиватором для политических действий, ориентиром для принятия решений. Однако неоднородность взглядов может также служить поводом для конфликтов.

Пример:

выделяют консервативную, коммунистическую, либеральную идеологии.

Коммуникативная подсистема  представлена взаимодействиями участников. Оно направлено на завоевание или реализацию политической власти, изменение структуры политической системы. Основой коммуникативной подсистемы является  политический диалог . Именно коммуникативная подсистема обеспечивает динамичность и реагирование на запросы различных групп. Пример:

интервью, дебаты, митинги, прямые линии и конференции с органами власти.

Как и любая  система общественной жизни , она отличается единством, целостностью, иерархией и динамизмом. Все её элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и также испытывают влияние других сфер общества: экономической, социальной и духовной.

Институциональная подсистема  включает основных участников политической жизни, обладающих властью или борющихся за неё. Центральным политическим институтом является государство. Также в политике принимают активное участие политические лидеры и элиты, политические партии и общественно-политические движения, СМИ.

Нормативная подсистема  включает правила, по которым осуществляется политическая деятельность. Основой этой системы являются правовые нормы.

Пример:

Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «О системе государственной службы в РФ», «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Кроме норм права политическая деятельность также регулируется  моральютрадициями .

Пример:

принесение присяги президентом, вступающим в должность.

Политические партии и общественные организации принимают  уставы , которые регулируют их деятельность.  

Культурно-идеологическая подсистема  включает политическую психологию и идеологию, убеждения, принципы и ценности, которые транслируют участники политической жизни. Эти компоненты служат мотиватором для политических действий, ориентиром для принятия решений. Однако неоднородность взглядов может также служить поводом для конфликтов.

Пример:

выделяют консервативную, коммунистическую, либеральную идеологии.

Коммуникативная подсистема  представлена взаимодействиями участников. Оно направлено на завоевание или реализацию политической власти, изменение структуры политической системы. Основой коммуникативной подсистемы является  политический диалог . Именно коммуникативная подсистема обеспечивает динамичность и реагирование на запросы различных групп. Пример:

интервью, дебаты, митинги, прямые линии и конференции с органами власти.

Все подсистемы политической системы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Все подсистемы политической системы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Политическая идеология  – система взглядов, идей, концепций на политическую жизнь, способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры. Политическая  культура – неотъемлемая часть общенациональной культуры. Она рассматривается  в двух аспектах. Политическая культура личности  –совокупность знаний и представлений о политике, политических ценностных ориентаций, способов практических политических действий, свойственных отдельной личности как субъекту политики. Политическая культура общества  –это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых политических идей, теорий, ценностей, моделей поведения, присущих данному обществу. Политическая культура включает в себя политический опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Политическая идеология  – система взглядов, идей, концепций на политическую жизнь, способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Политическая  культура – неотъемлемая часть общенациональной культуры.

Она рассматривается  в двух аспектах.

Политическая культура личности  –совокупность знаний и представлений о политике, политических ценностных ориентаций, способов практических политических действий, свойственных отдельной личности как субъекту политики.

Политическая культура общества  –это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых политических идей, теорий, ценностей, моделей поведения, присущих данному обществу. Политическая культура включает в себя политический опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Политическая система обеспечивает стабильность, порядок и управление общественной жизнью. Поэтому она должна быть восприимчивой к событиям в жизни народа и к его настроениям.

  Функции политической системы общества.

  • Управляющая – руководство остальными сферами жизни. Целеполагающая – определение целей и задач развития общества. Ресурсная  – распределение ресурсов власти – власть, статусы, престиж. Интегративная – поддержание целостности общества. Регулирующая  – упорядочение общественных отношений, выра­ботка социальных норм. Конверсионная  – преобразование общественных требований в политические решения. Регламентирующая  – разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. Адаптационная – приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; определение целей, задач и путей развития общества. Мобилизационная  – мобилизация людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей, организация деятельности общества по выполнению целей и программ. Охранительная  — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов.
  • Управляющая – руководство остальными сферами жизни.
  • Целеполагающая – определение целей и задач развития общества.
  • Ресурсная  – распределение ресурсов власти – власть, статусы, престиж.
  • Интегративная – поддержание целостности общества.
  • Регулирующая  – упорядочение общественных отношений, выра­ботка социальных норм.
  • Конверсионная  – преобразование общественных требований в политические решения.
  • Регламентирующая  – разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.
  • Адаптационная – приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; определение целей, задач и путей развития общества.
  • Мобилизационная  – мобилизация людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей, организация деятельности общества по выполнению целей и программ.
  • Охранительная  — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов.
  • Внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами; обеспечение внешней безопасности и стабильности политического строя. Консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп. Распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей. Кадровая  – подготовка и отбор политических лидеров. Интеграционная  – объединение нации. Коммуникативная  – обеспечение связи между различными слоями общества. Идеологическая  — формирование политического сознания, приобщение членов обществ к политическому участию и деятельности. Контролирующая  – контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих общественный порядок и закон.
  • Внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами; обеспечение внешней безопасности и стабильности политического строя.
  • Консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп.
  • Распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей.
  • Кадровая  – подготовка и отбор политических лидеров.
  • Интеграционная  – объединение нации.
  • Коммуникативная  – обеспечение связи между различными слоями общества.
  • Идеологическая  — формирование политического сознания, приобщение членов обществ к политическому участию и деятельности.
  • Контролирующая  – контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих общественный порядок и закон.
Основные элементы политической системы. Государственные, партийные и общественные органы и организации, участву­ющие в политической жизни той или иной страны. В зависимости от степени участия в политической жизни эти организации подразделяются на следующие группы . Политические организации – государство и политические партии, непосредственно занимающиеся политикой. Общественно-политические объединения  граждан, которые возникают не в силу непос­редственно политических, а в силу экономических и других причин. Это профессиональные, кооперативные, молодёжные, женские, религиозные, национально-культурные, экологические и иные организации.  Целью их функционирования  не является политическая власть. Главную свою деятельность они осуществляют не в политичес­кой, а в экономической, бытовой, культурной сферах жизни. Однако они могут  защищать (лоббировать)  интересы своих членов путём воздействия на государственную власть.

Основные элементы политической системы.

Государственные, партийные и общественные органы и организации, участву­ющие в политической жизни той или иной страны.

В зависимости от степени участия в политической жизни эти организации подразделяются на следующие группы .

  • Политические организации – государство и политические партии, непосредственно занимающиеся политикой.
  • Общественно-политические объединения  граждан, которые возникают не в силу непос­редственно политических, а в силу экономических и других причин. Это профессиональные, кооперативные, молодёжные, женские, религиозные, национально-культурные, экологические и иные организации.  Целью их функционирования  не является политическая власть. Главную свою деятельность они осуществляют не в политичес­кой, а в экономической, бытовой, культурной сферах жизни. Однако они могут  защищать (лоббировать)  интересы своих членов путём воздействия на государственную власть.

Типы политических систем.

Тип политической системы  – это модель, где представлены в обобщенном виде какие-то важные свойства политической системы.

Типы политических систем определяют по каким-либо  критериям.

По характеру взаимоотношений с внешней средой:

  • закрытые  – имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны; характерны для развивающихся стран;
  • открытые – активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

По степени политических изменений:

  • традиционные  – для них характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении назревших структурных изменений;
  • модернизированные  провозглашают в качестве своей основной цели модернизацию важнейших экономических и социальных организаций и учреждений, при этом ставятся задачи по сглаживанию глубоких социальных контрастов, противоречий между элитой и массами;
  • близки к модернизированным системам системы  трансформирующиеся, они  системы динамичны, ориентированы на проведение реформ;  современную Россию  можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.

По типу партийной системы:

  • однопартийные,
  • двухпартийные,
  • многопартийные.

 

По господствующим политическим ценностям:

  • радикально-авторитарные (коммунистические);
  • консервативно-авторитарные (фашистские);
  • авторитарно-модернизирующиеся;
  • либерально-демократические.

По политическому режиму.

Демократические:

Тоталитарные:

Авторитарные:

  • правление большинства;
  • свобода критики и оппозиции правительству;
  • защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
  • право народа на участие в решении государственных дел;
  • уважение и охрана прав человека.
  • отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности;
  • установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
  • стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
  • ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
  • радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.
  • использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем;
  • опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
  • централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
  • сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое
Политическая система Российской Федерации на современном этапе Политическая система современной России основана на политических системах Российской империи и Советского Союза, она испытывает их влияние вследствие  исторической преемственности . сегодня защищаются традиционные ценности, популярностью пользуются коммунистические партии. При этом наша политическая система испытывает и влияние  современных тенденций  постиндустриального общества. глобализация, цифровизация, демократизация. Основными институтами  политической системы РФ являются: институт президентства; институт парламентаризма (Государственная Дума и Совет Федерации); институт исполнительной власти (Правительство); институт политических партий; институты гражданского общества; институт федерализма; институт местного самоуправления.  

Политическая система Российской Федерации на современном этапе

Политическая система современной России основана на политических системах Российской империи и Советского Союза, она испытывает их влияние вследствие  исторической преемственности .

сегодня защищаются традиционные ценности, популярностью пользуются коммунистические партии.

При этом наша политическая система испытывает и влияние  современных тенденций  постиндустриального общества.

глобализация, цифровизация, демократизация.

Основными институтами  политической системы РФ являются:

  • институт президентства;
  • институт парламентаризма (Государственная Дума и Совет Федерации);
  • институт исполнительной власти (Правительство);
  • институт политических партий;
  • институты гражданского общества;
  • институт федерализма;
  • институт местного самоуправления.

 

Особенности политической системы РФ на современном этапе.

  • Переходный характер политической системы и самого общества.

Переходный характер от одного типа, социалистического, к другому – капиталистическому;  от централизованного управления государства и общества к децентрализованному управлени ю государства и общества;  от плановой экономики к рыночной ;

  • Высшая ценность в РФ – человек, его права и свободы.

Согласно Конституции Российской Федерации,  высшей ценностью  государства и политической системы являются  права и свободы граждан , а признание и соблюдение прав человека и его свобод является  прямой обязанностью государства .

  • Идеологическое многообразие.

Отказ от доминирования  в политической системе современного российского общества  одной официальной, партийно-государственной идеологии  и установление принципа  множества идеологий;  в  статье 13  Конституции Российской Федерации утверждается, что в Российской Федерации « признается идеологическое многообразие»,  что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии.

  • Опора политической системы на многоукладность экономики РФ.

Опора политической системы  современного российского общества  на многоукладную экономическую систему , проявляющуюся вовне  в различных формах собственности;  согласно Конституции Российской Федерации, в стране  признаются и защищаются равным   образом  частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; Конституция Российской Федерации закрепляет также, что  земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

  • Многопартийность в РФ.

В политической системе современного Российского общества  политические парии.

Другие особенности политической системы РФ:

  • повышение оперативности рассмотрения законодательных инициатив;
  • всё б о льшее проявление политической активности граждан;
  • усиление социальной направленности бюджетных расходов;
  • увеличение финансирования сельского хозяйства, здравоохранения и спорта, а также ряда других направлений;
  • повышение минимального размера оплаты труда;
  • увеличение размеров различных выплат и социальных пособий в соответствии с уровнем инфляции;
  • сокращение числа безработных,
  • дальнейшее развитие регионов;
  • дальнейшее развитие и совершенствование национальных отношений и др.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5577/main/227149/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5577/main/227149/