Для конкурса исследовательских работ и проектов дошкольников и младших школьников
“Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ”
Исследовательский проект
« Влияет ли музыка на настроение и обучение детей в школе?»

Выполнила Чемезова Виктория
Ученица 3 «В» класса МАОУ СОШ№1
г. Гулькевичи Гулькевичского района
Научный руководитель Семёнова Ю.А
апрель, 2017 год.
ПРОЕКТ «Влияет ли музыка на здоровье и обучение детей в школе?»
Цель исследования: Доказать, что музыка оказывает положительное влияние на школьника, его чувства, эмоции и даже способна исцелить.
Задачи исследования:
Выяснить какое влияние музыка оказывает на здоровье человека ;
Кто впервые заметил лечебный эффект музыки?
Какое влияние оказывают школьные уроки музыки на организм?
Изучить эффект Моцарта и испробовать его перед уроком математики, каким будет результат?
Опрос одноклассников, какую музыку они любят слушать?
Изучить влияние жанров музыки на организм.
Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся 3-х классов до и после прослушивания классических музыкальных произведений.
Сделать выводы.
Гипотеза исследования: действительно ли музыка оказывает влияние на здоровье и интеллект детей?
Методы исследования: анализ информации, сравнение, обработка данных, наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость исследования: Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления школьников средствами классической музыки.
Выступить на классном часе перед одноклассниками с презентацией, может кто-то из них будет иногда слушать классическую музыку и тем самым повышать свою успеваемость в школе.
ПРОЕКТ «Влияет ли музыка на здоровье и обучение детей в школе?»
План исследований.
1. Изучить дополнительную литературу
2.Выдвинуть гипотезы.
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать!
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем!
Трижды три навеки – девять,
Ничего тут не поделать!
И нетрудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Совершенно верно!
сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского
Вслушайтесь в эту веселую песенку. На её примере можно выдвинуть гипотезу, что занятия музыкой помогают изучению математики. С помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения. Мы думаем, что ни один человек в мире не может прожить без математики и без музыки.
3. А может ли повлиять слушание определенных жанров музыки на организм? И как?
4. Изучить статистическую информацию по теме.
5. Провести опрос одноклассников.
6. Посетить с концертом дом престарелых.
7. Провести эксперимент (с семенами гороха)
ПРОЕКТ «Влияет ли музыка на здоровье и обучение детей в школе?»
Аннотация
Цель работы:
1. Выяснить, оказывает ли музыка влияние на здоровье, настроение и интеллектуальные способности человека.
Задачи:
1. В литературных источниках и интернете найти интересные факты об влиянии музыки на здоровье обучающих, а так же на качество знаний (подтвердить результатами своего исследования.)
2. Показать, какое влияние музыка оказывает на пожилого человека.
3. Рассмотреть проблему позитивного и пагубного влияния музыки.
4. Провести опрос сверстников и выяснить какую музыку они слушают.
5. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.
6. Подтвердить то, что музыка оказывает воздействие на обучение и здоровье человека.
7. Сделать выводы.
Вывод:
1. Сопоставив все вышеперечисленные данные, мы пришли к выводу, что музыка, действительно, положительно влияет на здоровье и умственные способности детей обучающихся в нашем классе.
2. Музыка улучшает настроение.
3. Музыка оказывает положительное влияние на интеллектуальный рост детей, учит мыслить.
4. Музыкальные занятия оказывают помощь в изучении английского языка, освоении навыков чтения. Музыкальные дети многое видят и лучше чувствуют, их труднее вывести из себя, и они меньше подвержены паническим настроениям.
ПРОЕКТ «Влияет ли музыка на здоровье и обучение детей в школе?»
Краткая аннотация
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного…»
Платон
Цель работы: доказать, что классическая музыка оказывает положительное влияние на школьник , его чувства, эмоции .
Для исследования были использованы следующие методы: наблюдение, опрос одноклассников, анализ информации, сравнение, обработка данных, эксперимент, изучение и анализ материалов популярных интернет-сайтов по данной теме проекта.
Введение
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. С древних времён звуки окружали человека. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц.
Звуки сами по себе - еще не музыка. С древних времен человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства - возникла музыка.
«Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы.
В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:
на духовную сущность человека;
на интеллект;
на физическое тело.
Известный учёный Пифагор учился музыке в Египте. И впервые лечебный эффект музыки научно объяснил Пифагор, он доказал что любой человек как и любая мелодия излучает электромагнитные волны определенной частоты. Когда человек слушает музыку, электромагнитные волны музыки и нашего организма накладываются и мы как бы испытываем на себе клеточный массаж. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Научно доказано, что музыка влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека. Подходящая мелодия способствует облегчению многих болезней, улучшает память, помогает концентрировать внимание, укрепляет иммунитет. Человечество знакомо с врачующим действием музыки издревле.

В египетских папирусах ученые нашли упоминание о том, что древние жрецы лечили людей мелодичными звуками. В древней Греции музыкой и красивым пением усмиряли душевнобольных, а игрой на флейте снимали боли.

Интересную информацию я узнала про уроки музыки в школе. На этих уроках мы много поём, а пение один из самых эффективных методов музыкальной терапии. Когда человек поет, происходит мягкий массаж горла, легких, бронхов. Звуки стимулируют работу внутренних органов. Потому что, когда человек поет, во внешнее пространство уходит лишь 20% звука, 80% - как бы «отдается» во внутренние органы. Песни, которые нас трогают, наполняют нас радостью и силой. Доказано, что певцы очень мало болеют простудными заболеваниями.

Эффект Моцарта. Обнаружена интересная закономерность. Прослушивание музыки В.А.Моцарта улучшает математические и логические способности. Ученые проводили эксперимент на котором выяснили, что даже крысы находят выход из лабиринта гораздо быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта. Такая музыка позволяет победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов. При прослушивании произведений Моцарта меняется состав желудочного сока, значит, этой музыкой можно лечить язву и гастрит. Давно известно о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта в школе тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у школьников – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Мне стало интересно какую музыку слушают мои одноклассники и я провела опрос – анкетирование .

Опрос показал:
Поп музыка – 18 % .
Рок музыку – 31%.
Реп – 15%.
Классическая музыка – 3%.
Другая музыка – 33%.
Может ли повлиять слушание определенных жанров музыки на организм? И как?


Классическая музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие – и на психику, и на тело, а также на умственную активность ребенка.
Занятия на музыкальных инструментах только усиливают положительные качества музыки на организм.

Духовная и религиозная музыка снимает болевой синдром.

Поп – музыка может как поднять настроение, так и испортить его.

Рок может, напротив, навредить – нередко он вызывает несознательную агрессию. Реп тоже не рекомендуется для частого прослушивания, он также пробуждает негативные эмоции.
Из всего этого можно сделать вывод, что музыка, проникая в потайные уголки нашей души, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное или же вызывает агрессию. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине.
«Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка.»
(Джу Шин 6 столетие до Р.Хр.).
«Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, разнообразием звукосочетаний музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания.»
В Московской школе проводились исследования: семиклассники слушали рок перед уроком математики в течении 10 минут и после этого выяснилось, что все они временно забывали таблицу умножения, с трудом решали математические задачи, не могли сосредоточиться в течении пяти часов.

В классе мы решили провести подобное исследование. Перед уроком математики нам включалась классическая музыка В.А. Моцарта и ребята были внимательнее на уроке, лучше решали примеры и задачи.
Выдающийся психотерапевт академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость, нормализует давление. Поэтому было решено съездить с концертом в дом престарелых, чтобы улучшить их эмоциональное и может быть физическое здоровье.
Когда мы приехали туда , то увидели пожилых людей с грустными глазами.

Мы спели для них красивые песни, исполнили произведения Вольфганга Амадея Моцарта . У всех пожилых людей заблестели глаза и те из них кто держался за область сердца теперь радостно хлопали руками.

Всё это ещё раз доказало что выдвинутая ранее гипотеза о том, что даже простое слушание музыки благотворно влияет на состояние здоровья – подтвердилась!


Благодарные улыбки на лицах бабушек и дедушек были очень дорогим подарком для нас!
Интересно, какое влияние музыка оказывает на растения?
Для того чтобы узнать с одноклассником Егором мы провели эксперимент.

Мы посадили несколько зерен гороха в два горшочка, наш эксперимент заключается в том, что одному горшочку с зернами гороха каждый день я буду играть произведения Моцарта. Второй горшочек будет в другой комнате и не услышит моей игры. Потом мы сравнили результаты

Выяснилось что классическая музыка очень ускорила рост гороха.

Вывод:
1. Сопоставив все вышеперечисленные данные, мы пришли к выводу, что музыка, действительно, положительно влияет на здоровье и умственные способности детей обучающихся в нашем классе.
2. Музыка стимулирует работу мозга, улучшает настроение.
3. Музыка оказывает положительное влияние на интеллектуальный рост детей, учит мыслить.
4. Музыкальные занятия оказывают помощь в изучении английского языка, освоении навыков чтения. Музыкальные дети многое видят и лучше чувствуют, их труднее вывести из себя, и они меньше подвержены паническим настроениям.
Предложения для администрации школы:
1. Организовывать музыкальные перемены;
2. Использовать музыку на "не музыкальных" предметах;
3. Использовать музыку в школьной столовой.
4. Слушать классическую музыку дома.
Таким образом, если ребята будут как можно больше и чаще слышать красивую музыку, здоровье и успеваемость улучшатся.
Какими источниками пользовалась вовремя работы над проектом?
Интернет – 29%
Книги- 39%
Учитель- 29%
Библиотека- 3%
СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
ПРОЕКТ «Влияет ли музыка на здоровье и обучение детей в школе?»
Исследование – опрос одноклассников
1. Любишь ли ты музыку?
2. Нужна ли музыка в жизни?
3. Какую музыку ты любишь?
а) классическую____
б) современную____
в) поп-музыку____
г) рок музыку____
д) реп ____
е) другую музыку_____________________________________________
____________________________________________________________
4. Твой любимый певец-исполнитель или композитор, группа, любимое произведение?
________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Где ты слушаешь музыку?
а) на уроках музыки?________
б) по ТВ (телевидение)?________
в) на телефоне?________
г) на компьютере?_______
д) на концертах?_______
6. Любишь ли ты петь, танцевать?____________
7. Устраивают ли в твоей семье музыкальные вечера?_____________
8. Посещаете ли вы вместе концерты?___________________________
9. Помогает ли тебе музыка в жизни?____________________________
Литература:
1. Е. Перламутрова. Песенная терапия при работе с детьми. Журнал «Искусство в школе», № 1, 1997.
2. И.И. Клюкин. Удивительный мир звука. - Л.: Судостроение, 1978. – 168 с.
3. Л. Мельников. Музыка… разрушения. Журнал «XXI век.
Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
4. Интернет-сайты «classic-music.ru», «toke-cha.ru», «vargan.ru», «wind-instrument.ru», «musicbox.narod.ru», «classic-music.ru»