СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования- оценить показатели физического и умственного развития учащихся, активно занимающихся физической культурой и спортом.

Просмотр содержимого документа
«Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся»



МКОУ ШЕЛАЕВСКАЯ СОШ

Учитель физической культуры Данилова Елена Анатольевна





Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся



























Введение

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. По прогнозам некоторых ученых, в текущем столетие при приеме на работу наряду с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровье, поскольку это экономически выгодно работодателю.

Многие сегодняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения, здоровье не стоит на первом месте в иерархии человеческих ценностей.

Это касается и учащихся нашей школы. У некоторых школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие, что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Только здоровый ребенок с хорошим самочувствием способен активно жить и учиться.

Пока мы молоды, сильны, подвижны, мы не задумываемся о своем здоровье, принимаем его как дар Божий. И только глядя на наших бабушек, дедушек, родителей, видя, что они уже не такие быстрые и энергичные как мы- понимаем, что здоровье не вечно, что его нужно беречь. А каким образом?

Существует две стратегии управления индивидуальным здоровьем. Первая- активная, профилактическая. Ее цель- беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье. Для ее реализации необходимы соответствующие знания и умения, каждодневные усилия и личной ответственность. Сохранение здоровья требует от каждого человека труда. И если ему порой недосуг обратить внимание на собственное здоровье, то кто же это сделает?

Если есть желание быть всегда здоровым, необходимо помнить, что для успеха придется в поте лица трудиться всю жизнь. Это вызвано тем, что физическое состояние человека на 50% зависит от его образа жизни, эта стратегия проявляется в соблюдении здорового образа жизни (ЗОЖ). Мы получили жизнь и здоровье в наследство от наших предков и не имеем морального права расточать их.

Мы обязаны передать нашим потомкам необходимый запас физического и духовного здоровья. Вторая стратегия- борьба с болезнями. Для нас она является пассивной, так как любой человек сам себе помочь не сможет. Эту миссию берут на себя врачи.

Существует ряд факторов, которые охраняют ЗОЖ:

- здоровое питание;

- психическое здоровье;

- вредные привычки;

- и прежде всего- физическая культура и спорт.

Физкультура и спорт эта одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление и сохранения здоровья до преклонного возраста. Потребность в физической активности является характерной особенностью растущего организма. Взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микробов.

Лица, которые не занимаются физкультурой и спортом, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

В связи с этим, я считаю актуальным рассмотреть тему «Влияние физкультуры и спорта на уровень физического и умственного развития школьников».

В своей работе я попытаюсь выяснить:

- что такое физическое здоровье, что оно включает в себя;

- по каким параметрам оно оценивается;

- какую роль оказывает физическая культура и спорт на состояние здоровье человека.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня качество здоровья населения неуклонно падает из-за утраты к нему ценностного отношения, поэтому для современного общества необходима пропаганда ЗОЖ.

Объект исследования- учащиеся 9-11 классов Шелаевской СОШ.

Предмет исследования- отношение школьников к физической культуре и спорту как способу формирования ЗОЖ.

Цель исследования- оценить показатели физического и умственного развития учащихся, активно занимающихся физической культурой и спортом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по данному вопросу.

2. Раскрыть влияние физкультуры и спорта на работу органов и систем органов.

3. Провести анализ уровня физического и умственного развития учащихся.

4. Дать некоторые рекомендации по укреплению физического здоровья и научить школьников самодиагностике своего организма.

Выдвигаю гипотезу — если выявить положительное влияние физкультуры и спорта на сохранение и укрепление здоровья, то у учащихся повысится мотивация к ведению ЗОЖ, выработаются привычки систематически заниматься физкультурой и спортом.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, эксперимент.

Новизна- методы исследования не раз апробированы, проработаны, но среда учащихся Шелаевской СОШ исследования проведены впервые и получены соответствующие результаты.

Практическая значимость- данный материал может быть использован на уроках физической культуры, биологии, ОБЖ, классных часах, родительских собраниях.

1.1 Факторы ЗОЖ

Чтобы иметь хорошее здоровье, надо вести ЗОЖ. Я хочу остановиться на одном из факторов ЗОЖ- физкультура и спорт. Это одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление и сохранение здоровья до преклонного возраста, поэтому нам необходимо их сделать своим образом жизни. И только тогда человек будет физически здоровым.

- Физически здоровый человек обладает прекрасной физической формой, уверенной походкой, правильной осанкой;

- у него нормально функционируют все системы организма;

- он обладает внутренним спокойствием, жизнерадостностью;

- он энергичен и активен в делах, успеет многое сделать в течение дня.

Влияние физической культуры и спорта на организм человека чрезвычайно велико:

- они стимулируют обмен веществ;

- повышают иммунитет;

- способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

- положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшают настроение.

1.2. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему.

 Общеизвестно, что любые отклонения в состояние здоровья нарушают деятельность центральной нервной системы, от которой зависит согласованная работа различных органов и систем человеческого организма.

Во время выполнения физических упражнений у занимающихся значительно улучшаются эмоциональное состояние. Физические упражнения вызывают чувство бодрости, способствуют устранению тревоги и создают уравновешенное нервно- психическое состояние.

Одной из первых на мышечную деятельность реагирует сердечно- сосудистая система, которая, закономерно изменяясь при адекватных раздражениях рационально построенными физическими раздражениями, способствует к прочному переходу к состоянию компенсации и полному восстановлению функции сердечно- сосудистой системы.

Во время занятий физическими упражнениями, при правильном подборе значительно увеличивается приток крови в коронарные сосуды, увеличивается число функционирующих капилляров, активизируются окислительно- восстановительные процессы, в результате улучшается трофика в сердечной мышце.

При оптимальной физической нагрузке сердце приспосабливается к условиям работы: оно расширяется и увеличивает силу отдельных сокращений, если такая нагрузка часто повторяется, толщина стенок миокарда увеличивается за счет увеличения масс мышечных волокон, причем эти волокна становятся более крепкими. Тренированность миокарда повышает его сократительную функцию и ведет к более экономной деятельности сердца в покое, сокращения становятся более редкими, при этом диастола увеличивается, сердце получает больше времени для отдыха, а вся его работа совершается в результате увеличения ударного объема, т. е. Того количества крови, которое оно выбрасывает в каждое свое сокращение.

Физические упражнения активизируют капиллярную сеть, спавшиеся капилляры, не полностью участвуют в процессе кровообращения, открываются, увеличивается их поперечник, и они пропускают большой объем крови с большей скоростью.

При выполнении физических упражнений облегчается переход кислорода и всех питательных веществ из крови капиллярной сети в тканевые клетки и выход продуктов клеточного обмена и углекислого газа из клеток в кровоток. Следовательно, систематические занятия физическими упражнениями, активизируя тканевый обмен, облегчают работу аппарата кровообращения, к концу стандартной физической нагрузки у тренированных лиц пульс и артериальное давление меньше повышается, чем у нетренированных.

При сердечно- сосудистой патологии большое значение имеет постановка правильного дыхания, поэтому в занятия, особенно в начальном периоде, необходимо включать достаточное количество дыхательных упражнений.

При мышечной работе наиболее полно раскрываются функциональные возможности дыхательной системы.

1.3.Влияние физических упражнений на опорно- двигательный аппарат.

Скелетная мускулатура- главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Под воздействие физических нагрузок развиваются такие качества как сила, быстрота, выносливость.

1.4. Влияние физических упражнений на дыхательную систему.

Легкие тренированных людей значительно отличаются от легких людей, не занимающихся спортом.

Во-первых, в легких спортсмена бронхи расширяются и открываются дополнительные альвеолы (воздушные мешочки), благодаря чему увеличивается жизненная емкость легких.

Во-вторых, легкие тренированного человека гораздо лучше кровоснабжены. Благодаря этому увеличивается насыщение крови кислородом, а, следовательно, и снабжение кислородом всех органов и тканей организма. Благодаря улучшению вентиляции легких люди, занимающиеся спортом, гораздо реже болеют бронхитом и воспалением легких.

1.5Влияние физических упражнений на нервную систему.

На слаженную работу сердечно-сосудистой и эндокринной систем огромное

влияние оказывает нервная система, деятельность которой также во многом зависит от физической активности человека. Установлено, что направленная физическая тренировка способствует расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

Так, спортсмены, использующие в своих занятиях упражнения, которые совершенствуют скорость, силу или выносливость, развивают не только эти качества, но и различные свойства нервной системы: у одних увеличивается сила нервных процессов, у других их подвижность, а у третьих изменяются тормозно-возбудительные соотношения в коре головного мозга. Следовательно, используя различные упражнения, можно направленно влиять и на состояние нервной системы, расширять ее функциональные возможности.

Человека, занимающегося физическими упражнениями и спортом, отличает большая выносливость, работу он выполняет более координированно, быстрее приспосабливается к меняющейся обстановке.

В результате использования физических упражнений совершенствуются все звенья нервной системы- зрение, слух, пространственная ориентация и другие. Человек, занимающийся физкультурой или спортом, образно говоря, лучше видит, больше слышит и тоньше чувствует пространство. У спортсмена точнее глазомер, он четче воспроизводит движение, совершает все действия более экономно, чем не занимающийся физическими упражнениями.

2. Экспериментальная часть.

2.1. Контингент и методика исследования.

Исследования проводились в 2022 году на базе МКОУ Шелаевской СОШ Тайшетского района, Иркутской области. Объектом исследования являлись ученики 9-11 класса. Всего в исследовании приняло участие 12 человек.

Я попытался увидеть разницу при оценке физического развития, состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы между учениками, которые активно занимаются физкультурой и спортом и теми, кто ими пренебрегают.

Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Мы провели тестирование учащихся, взяв за основу их отношение к физической культуре, еде, вредным привычкам (Приложение 1).

Методика оценки физического развития по антропометрическим данным.

Измерение роста с помощью ростомера.

Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в сантиметрах, возраст в годах).

Для девочек от 3 до 14 лет: рост= 6 х возраст + 77

Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост= 6 х возраст+ 77

Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3- 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.

Определение массы тела.

Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока. Должная масса тела (кг) = (рост (в см)- 100) + 5 кг.

Если ваша масса соответствует параметрам индекса Брока, поставьте балл (+1). Если масса тела избыточна (превышает значения должной) или недостаточна (меньше значения должной массы), поставьте балл (-1). Избыточная или недостаточная массы тела свидетельствуют о нарушениях функционального состояния различных систем органов, обмена веществ, неправильном образе жизни.

Весо-ростовой индекс (ВРИ)-

это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:



М (r)

ВРИ= Р (см)



Норма упитанности составляет 280-350 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.





Измерение окружности грудной клетки.

Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по средне грудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

1Экскурсия грудной клетки- это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6-9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13-17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:

для мальчиков ОГ= 4,1 х возраст + 20,

для девочек ОГ= 2,2 х возраст + 45. Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.

Определение пропорциональности телосложения.

Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:

А= (рост стоя-рост сидя) х 100%

(рост сидя)

где А- показатель пропорциональности телосложения.

Оценка полученных результатов: 87-92% - пропорциональное физическое развитие, меньше 87%- относительно малая длина ног, более 92%- большая длина ног.

Методика оценки опорно-двигательного аппарата.

Оценка гибкости позвоночника.

Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое поднимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряются линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.

Проверка на равновесие (проба Ромберга).

Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.

Прыжок в длину с места.

Длина прыжка должна быть не менее 90 см.

Подсчет пульса в разных условиях.

Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.

Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.

Глава – 3 – Результаты исследования.

Исследования проводились на базе Шелаевской СОШ в 2022 году. В них второй год принимали участие ученики 9-11 классов.

Обработав и проанализировав тест « Оценка состояния здоровья » определяющий уровень двигательной активности, мы получили результаты (Приложение 1 ), которые позволили сделать следующие выводы:



1.Как вы оцениваете состояния своего здоровья?

А) хорошее Б) удовлетворительное В) Плохое Г) Затрудняюсь в ответе

2. занимаетесь ли вы физической культурой или спортом?

А) да, занимаюсь Б) нет не занимаюсь

3. как долго днем бываете на улице, на свежем воздухе?

А) чаще всего более 2 часов Б) около часа В) Не более 0,5часа или вообще

4. делаете ли утром следующее:

А) физическую зарядку Б)обливания В) Плотно завтракаю Г)Курите по дороге в школу

5. обедаете ли в школьной столовой?

А) да, регулярно Б) иногда В) Нет

6. в котором часу ложитесь спать?

А) до 22 часов Б) между 22 и 23 часов В) после 23 часов

7. употребляете ли вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?

А) да активно Б) изредка В) никогда

8. как вы чаще всего проводите свободное время?

А) занимаюсь в спортивной секции, кружке

Б) провожу время с друзьями

В) читаю книгу

Г) помогаю по дому

Д) преимущественно смотрю телевизор

Е) играю в компьютерные игры

Ж) другое

ФОТО

№ п/п вопроса

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

8

4

-

-

-

-

-

2

11

1

-

-

-

-

-

3

6

5

1

-

-

-

-

4

2

-

8

-

-

-

-

5

8

1

3

-

-

-

-

6

5

3

4

-

-

-

-

7

2

4

6

-

-

-

-

8

-

2

10

-

-

-

-

9

-

4

1

2

1

-

4



Оценка физического развития школьников по антропометрическим данным.

ФОТО

Показатели антропометрических данных занесли в таблицу (Приложение 2).

  1. Измерение роста показало, что 47% учащихся имеют средний рост, 13%-ниже среднего, 13%-выше среднего, 7%-низкий, 20%-очень низкий. Отклонения от нормы-5-6%.

  2. 53% учащихся имеют нормальную массу тела,13% имеют очень высокий вес, 34% - недостаточную массу.

  3. Окружность грудной клетки, характерную для соответствующего возраста имеют-46%, больше нормы-27%, ниже нормы-27%.

  4. Пропорциональное развитие имеют 50% школьников; непропорциональное развитие: более длинные ноги- 20%, короткие ноги-30%.

  5. По весоростовому индексу нормальную упитанность имеют-34%, выше нормы- 33%, ниже нормы-33%.

Выводы: занятия физкультурой и спортом влияют на морфологическое строение школьников. Недостаточная ДА может привести к ограничению роста, избыточности или недостаточности веса.

Оценка опорно-двигательного аппарата.

1.Хорошую и отличную гибкость позвоночника имеют- 85% учащихся; низкую- 15%.

2. Проверка на равновесие показала, что высокие и хорошие результаты показали -40%, низкие -60%.

3. Отличная координация движений у-13% учащихся, хорошая у-40%, низкая у 47%.

4. Были получены результаты при выявлении нарушений осанки. Нормальная осанка у- 80%, выраженные нарушения осанки у- 20%.

Выводы: Выявилась зависимость между занятиями физкультурой и спортом и состоянием опорно-двигательной системы. Школьники, которые активно занимаются физкультурой и спортом имеют лучшие показатели.

Оценка состояния сердечно – сосудистой системы.

Результаты исследования отражены в таблице (Приложение 3).

  1. Количество сердечных сокращений в состоянии сидя и стоя находится в норме у- 50% испытуемых. Повышенный пульс- 27% пониженный пульс- 13% . После 20 приседаний хорошие результаты показали -13 %, низкие –87%. У большинства пульс после нагрузки повышается более, чем на 33 % от состояния покоя и не восстанавливается через 3 минуты.

  2. Степень тренированности сердца: хорошая-54%, недостаточная- 13%, низкая-33%.

Выводы: выявилась зависимость между занятиями физкультурой и спортом и состоянием сердечно – сосудистой системой. Полученные результаты говорят о плохой тренированности сердца. Редкие занятия физкультурой и спортом влияют

на физиологические процессы организма.

Оценка работоспособности.

  1. Высокую физическую работоспособность имеют- 40%, низкую- 60%.

  2. Высокую умственную работоспособность имеют- 27%, низкую- 73%.

Выводы: Работоспособность отражает состояние здоровья в целом и степень физического развития. Она выше у детей, занимающихся физической культурой и спортом.

Приложение 2

Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге).

Показатель задержки дыхания (с)

Спортсмены

(кол-во чел. / %)

Не спортсмены

(кол-во чел. / %)

1.

Отлично (1 мин и более)

1/10%

1/10%

2.

Норма (не менее 40 с)

3/70%

1/10%

3.

Ниже нормы (менее 40 с)

2/20%

4/80%

 Состояние дыхательной системы у спортсменов лучше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом

Приложение 3

Весоростовой показатель

Показатель  

Спортсмены

(кол-во чел. / %)

Не спортсмены

(кол-во чел. / %)

1.

Норма

5/90%

3/50%

2.

Избыточный вес

0/0%

0/0%

3.

Недостаточный вес

1/10%

3/50%

По этим результатам можно судить о достаточно развитой мышечной системе у учащихся, активно занимающихся спортом.


Приложение 4

Индекс пропорциональности роста (длины тела)

Показатель  

Спортсмены

(кол-во чел. / %)

Не спортсмены

(кол-во чел. / %)

1.

Крепкое телосложение

2/40%

0/0%

2.

Хорошее телосложение

2/40%

1/10%

3.

Среднее телосложение

1/10%

1/10%

4.

Слабое телосложение

1/10%

3/70%

5.

Очень слабое

0/0

1/10




Функциональное состояние сердца и сосудов

 

Группы учащихся

ПО ЧАСТОТЕ СЕРДЕЧНЫХ

СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС)

До нагруз ки

Сразу после

нагруз ки

Через 1 мин

Через

2 мин

Юноши-спортсмены

77,4

100,8

78,2

60,8

Девушки-спортсменки

72,4

113,2

71

-

Юноши- не спортсмены

85

107,8

83,4

-

Девушки- не спортсменки

77

119

83

 


 

Заключение.

В данном проекте я попытался на собственных наблюдениях увидеть разницу между учениками, которые активно занимаются физкультурой и спортом, и теми, которые пренебрегают этой деятельностью.

Те исследования, которые мы провели, говорят о том, что большинство учащихся не понимают важности сохранения своего здоровья. Им кажется, что они себя хорошо чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях физкультурой и спортом.

Из исследований можно сделать вывод, что здоровье напрямую зависит от образа жизни. Те школьники, которые регулярно занимаются физкультурой и спортом, ведут здоровый образ жизни, показывают лучшие результаты.

Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Школьники с удовольствием участвовали в экспериментах, с нетерпением ждали, когда мы проведём обработку результатов. Мы смогли их заинтересовать. В проекте мы отразили результаты в % от испытуемых, а учащимся мы рассказывали об их конкретных показателях. Учитель физкультуры давал конкретные рекомендации по укреплению состояния здоровья.

Второй год мы берём для исследований один и тот же класс. Мы хотим проследить за уровнем их физического развития за период обучения в школе, сравнить какие результаты они имеют сейчас, и с какими результатами закончат школу.

 







РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием, регулярно  проходить медицинские осмотры.

  2. Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни.

  3. Отказаться от вредных привычек и активно заниматься спортом.