СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние человека на атмосферный воздух.Пути загрязнения

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по экологии  для 6 класса о  влиянии человека на атмосферный воздух

Просмотр содержимого документа
«Влияние человека на атмосферный воздух.Пути загрязнения»

КГУ «Основная средняя школа-интернат» 

Тема урока:  Влияние человека на атмосферный воздух. Пути загрязнения.

ФИО учителя 

 Жумабекова А.Ж.

Дата  

 14.02.22

Класс 

6А/ 6Б Кол-во присутствующих: 

Кол-во отсутствующих: 

Цели урока : 

 Ознакомление с влиянием человека на атмосферный воздух

Цели обучения

 Создать условия для формирования у обучающихся представления о значении атмосферы для человека; выявления влияния погодных и климатических условий на быт и здоровье людей; правилах поведения во время опасных атмосферных явлений

Межпредм.связи

Математика, физика, химия,биология, география

Ход    урока 

Этап урока

Действия педагога 

Действия ученика 

Оценивание 

Ресурсы 

НАЧАЛО 

 

 

 Орг.момент. Загадка. Видеоупражнения для дыхания (биология) Позитивный настрой. Подведение к теме и целям урока Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты? Возможные ответы: на Земле есть вода, есть воздух, есть жизнь, есть человек.

Всё верно, вы многое знаете о нашей планете, и все мы понимаем, что главное отличие Земли от всех планет – наличие на ней жизни. Предлагаю учащимся рассмотреть изображение на экране (слайд ). Приложение 2.Рекомендации МЧС. Правила поведения при буре, смерче, урагане.

 Вступают в беседу, рассказывают, что атмосферным воздухом дышат живые организмы, в атмосфере форми-руется погода, атмосфера защища-ет Землю от метео-ритов, перегревания и переохлаждения, ультрафиолетового излучения.

 Само- оценивание

Взаимо-оценивание

 ИКТ, раздаточный материал

видеоклип

презентация

СЕРЕДИНА 

 Предлагаю выполнить учебное Задание 1 Источники загрязнения атмосферы.Составление кластера(на один лист приклеивают антропогенные и естественные примеры) Какие атмосферные явления приносят вред человеку? (ураганы, засухи, грозы, гололёд, град) Как атмосфера влияет на человека? Характеристика природных явлений.

Задание2.(6Б)

1. Какое утверждение об атмосфере неверное? 

А) Атмосфера защищает Землю от большинства метеоритов и ультрафиолетовых лучей.

Б)  Атмосфера защищает Землю от чрезмерного охлаждения и перегревания. В)  Атмосфера защищает нас от природных явлений, таких как смерч и гроза. Г)В нижнем слое атмосферы формируется погода. 2. Хозяйственная деятельность человека сильно влияет на …

А) загрязнение атмосферного воздуха соединениями серы и азота; Б)  повышение содержания кислорода в воздухе; В) режим выпадения осадков; Г) образование ураганов и смерчей.3. Какое из перечисленных природных явлений связано с наибольшей опасностью для человека? А)Туман. Б) Гроза. В) Гололёд.

Г) Полярное сияние. 4. Кислотные дожди чаще всего возникают благодаря А) сбросам сточных вод;Б)  нарушению озонового слоя;

В)  выбросам промышленных предприятий;

Г)  образованию перистых облаков. 5Установите соответствие между элементами, погодным явлением и его описанием: Элементы:

1) Штиль; 2) Гроза; 3) Туман; 4) Гром; 5) Смерч.

Описание в виде разгадывания по буквам (6Б): А. Атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – ( молнии) сопровождаемые громом;

Б. Атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевых облаках и распространяющийся вниз. (Смерч) В. Скопление воды в воздухе, когда образуются мельчайшие продукты конденсации водяного пара.(Туман)

Задание 2.(6А)  Заполните пропуски в тексте.

«Гало образуются в результате _________ света в кристаллах льда, находящихся достаточно высоко в ____. Кристаллы льда могут отражать ___таким образом, что на небе появляется два Солнца, вертикальные столбы или солнечные дуги». Варианты ответов: Поглощения Отсутствия Отражения Биосфере Гидросфере Атмосфере Небосвод Солнечный свет Водную гладь Правильный вариант ответа: «Гало образуются в результате поглощения света в кристаллах льда, находящихся достаточно высоко в биосфере. Кристаллы льда могут отражать солнечный свет таким образом, что на небе появляется два Солнца, вертикальные столбы или солнечные дуги». Задание3. Подпишите рисунки. Варианты ответов: Гроза Ледяной дождь Полярное сияние Смог Физминутка музыкальная

 поддерживают беседу, дополняют рассказ учителя, приводят примеры своей деятельности по охране воздуха и лесов (вспоминают про сбор макулатуры, посадку деревьев, уборку территорий, запрет на сжигание мусора и др.). осуществляют поиск информации,

 ФО

Само-оценивание

 Сигнальные карточки (рабочий лист). презентация

КОНЕЦ 

Итоги урока. Рефлексия. Тест.
Определение атмосферного загрязнения. Вопрос:. Назовите основные экологические проблемы нашего города.

Д/з Составить кластер: Значение атмосферы


 совещаются с соседом по парте, вспоминают примеры из личного опыта, выполняют задание, делают выводы

 ФО, взаимо-оценивание,

похвала

 Слайды тетради дневник

 Приложение 2.Рекомендации МЧС. Правила поведения при буре, смерче, урагане. Если ураган застал вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, у встроенных шкафов, в коридоре, в ванных комнатах,  кладовых, туалетах, в прочных шкафах, под столами. Погасите огонь в печах, выключите электрическую энергию, закройте краны на газовых сетях. 

 В ночное время суток применяйте лампы, фонари, свечи; включите радиоприемник для получения информации управления ЧС и ГО и комиссии по чрезвычайным ситуациям,  по возможности, находитесь в углубленном укрытии, в убежищах, погребах и так далее. Если буря, ураган или же смерч застали вас на улицах населенного пункта,  держитесь как можно подальше от легких построек, мостов, зданий, эстакад, линий электропередач.  

 Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, которые есть в населенных пунктах. Не заходите в поврежденные здания, так как  они могут обрушиться при новых порывах ветра. 

Чего не следует делать при смерче, буре или урагане?

При буре, смерче или урагане не следует:

1. Пользоваться в доме газовыми плитами или какими-либо электрическими приборами.

2. Заходить внутрь ветхих, поврежденных зданий.

3. Укрываться от ветра за рекламными щитами, деревьями, заборами и ветхими постройками.

4. Находиться вблизи столбов, а также объектов с легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами.

5. Прикасаться к трубам газоснабжения, водоснабжения, центрального отопления, а также к оборванным проводам линий электропередачи.

6. Находиться на мостах, возвышенных местах, а также вблизи линий электропередач и трубопроводов.

Как вести себя после смерча, бури или урагана?

1. Опасаться поваленных деревьев, а также раскачивающихся транспарантов, вывесок, рекламных щитов, ставен.

2. Быть осторожным, обходя оборванные провода линий электропередач, так как они могут быть под напряжением.

3. Опасаться утечек газа в домах, нарушений в электрической сети.

4. Пользоваться какими-либо электрическими приборами разрешается лишь после того, как они будут проверены и тщательно просушены.

5. В случаях, если буря сопровождается грозой, опасайтесь поражения электрическим разрядом (молнией).



Источники загрязнения атмосферы:

1Естественные

2Антропогенные

Пыльные бури

Транспорт

Пожары

Выветривание

Разложение организмов

Отопление жилищ

Промышленные предприятия

Сельское хозяйство

Вулканы

Теплоэнергетика




Интересные факты о загрязнении атмосферы

Из всех искусственных источников загрязнения атмосферы самым опасным является автомобильный транспорт.

В 1900 г. в мире было 11 тыс. автомобилей, в 1950 г. - 48 млн, в 1970 г. - 181 млн, в 1982 г. - 330 млн, в настоящее время - около 500 млн автомобилей. Они сжигают сотни миллионов тонн невозобновимых запасов нефтепродуктов.

  • В отработанных газах автомобилей содержится около 280 вредных компонентов. Автомобильный транспорт становится одним из главных источников загрязнения окружающей среды.

  • В ряде зарубежных государств (Франция, США, Германия) автомобильный транспорт дает более 50 - 60% в конечном счете загрязнения атмосферы.

  1. Экологическая викторина.

1. Какое море вскоре умрет и исчезнет с лица земли?

Ответ: Аральское. Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям срочно понадобилась территория для посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно.

2. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?

Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека — Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.

3. Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.

Ответ: Нефтью. Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда.

4. Почему некоторые лесные животные и птицы едят ядовитые мухоморы?

Ответ: Лось, белки, сороки едят эти ядовитые грибы для того, чтобы избавится от глистов. При этом животные интуитивно выбирают оптимально количество грибов, чтобы излечиться от паразитов и не отравиться.

5. Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех живых организмов на земле?

Ответ: Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.

6. Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц.Ответ: Брусника. Это вечнозеленое растение не сбрасывает листья, а ягоды, которым не страшен мороз, к весне становятся сладкими и сочными.

7. Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев.Ответ: В перьях диких птиц живут множество паразитов, которые доставляют пернатым много неприятных минут. Муравьи бегают по муравейнику и начинают опрыскивать птицу кислотой, которая имеет довольно резкий запах. Таким образом, лесные птицы проводят борьбу с перьевыми паразитами.

8. Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?

Ответ: Камни нужны им для того, чтобы увеличить массу тела и глубже нырять под водой.

9. Чем опасна синтетическая бытовая химия?

Ответ: Стиральные порошки, шампуни, гели для душа и другие химические вещества способны изменять поверхностное натяжение воды, уничтожая микроорганизмы и полезные бактерии, которые живут в воде. Также химия является ядовитой для человека, птиц, рыб и животных. Изготовленные из синтетических соединений моющие средства не разлагаются в воде, а накапливаются.

10. Причина возникновения кислотных осадков.

Ответ: В кислотных осадках, со шкалой значения рН от 0,2 до 5, выявляется присутствие серной и азотной кислоты. В природе эти кислоты попадают в атмосферу из-за вулканической деятельности и лесных пожаров. Вредные и опасные химические производства, сжигание топлива в автомобилях нарушили нормальную природную концентрацию этих кислот в атмосфере и увеличили их концентрацию. Чаще всего кислотные дожди идут над крупными городами, в которых находится много машин и заводов.

11. Какое животное не может прыгать? Ответ: Слон.

12. Что способствует изменению климата?

Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.

Технология защиты атмосферы
1)локальные средства- высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше застоя воздуха.
2)электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма.
3) регулирование выхлопов автотранспорта.
4) озеленение.
5) использовать экологически чистые виды энергии: ветровую. Солнечную, геотермальную.
23слайд. Учёные уже разработали машину на солнечных батареях, но к сожалению они ещё не вошли в употребление.
24 слайд. Фикус Бенджамина и диффенбахия — настоящие биофильтры, когда речь идет о токсинах, выделяемых, например, лаками (ксилол и толуол).
25 слайд. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух, помогает при головной боли
26 слайд. Аспарагус поглощает частицы тяжёлых металлов

Тест

Планируемые результаты обучения: Личностные: сознавать единство человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; уметь взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами; владеть элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информации. Предметные: формировать представление о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере; формировать владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

Ученики поддерживают беседу, рассуждают, демонстрируют свои знания - дают ответы.


Следит за ходом работы, помогает затрудняющимся ученикам.

Ученики читают задание, работают с текстом учебника, осуществляют поиск информации, заполняют схему в задании. В случае затруднений обращаются за помощью к учителю.

Сообщают о готовности.

2. Учитель.Итак, обсудим результаты работы. Что новое вы узнали об атмосфере?

Учитель поддерживает беседу, комментирует и дополняет (в случае надобности) высказывания учеников.

3. Затем учитель предлагает рассмотреть новые рисунки на слайдах (слайд 3).

Всем понятно, что жизнь человека невозможна без атмосферы, но, взгляните на эти фотографии, сделайте вывод – как относится к атмосфере человек?

Ученики рассматривают изображения, делают выводы, что человек загрязняет атмосферу,

приводят примеры различных источников загрязнений.

По наводящим вопросам учителя, отмечают, что не только человек, но и сама природа, может загрязнять атмосферу.

Учитель выслушивает ответы учеников, поддерживает беседу, задаёт наводящие вопросы (в случае надобности), рассказывает, что загрязнения атмосферы делятся на две группы: искусственные (результаты деятельности человека) и естественные (природные) – извержения вулканов, пыльные бури и др.

4. Учитель демонстрирует новые слайды (слайды 4-5) и рассказывает о том, какие вещества загрязняют атмосферу и что является источниками загрязнений, а также их последствиями. Заостряет внимание учеников на том, что атмосфера нуждается в защите, напоминает, что главный источник кислорода – леса, беречь которые под силу каждому. Приводит примеры природоохранной деятельности человека (усовершенствование технологий, посадка деревьев и др.), интересуется тем, какие меры могут принимать сами ученики, задаёт наводящие вопросы.

5. Учитель продолжает беседу.

Всем понятно, без атмосферы нам не выжить. Но всегда ли атмосфера к нам «добра»?

Учитель предлагает выполнить учащимся учебное задание 2 (рабочий лист).

Следит за ходом работы, помогает затрудняющимся ученикам.

Ученики поддерживают беседу, пытаются вспомнить, какой вред может причинить атмосфера.

Читают задание, работают с текстом учебника, осуществляют поиск инф ормации, ведут беседу с соседом по парте.

В случае затруднений обращаются за помощью к учителю. Сообщают о готовности.

6. Учитель предлагает желающим рассказать о том, как на человека могут повлиять погодные условия.

Ученики (по желанию) рассказывают о влиянии погоды на человека, приводят примеры из личного опыта, выслушивают ответы товарищей.

7. Учитель подводит итог работы, демонстрирует новые слайды (слайды 6-7).

Итак, оказывается, у природы есть плохая погода, а какие опасные атмосферные явления вы знаете?

Ученики рассматривают изображения на слайдах, приводят примеры атмосферных стихийных бедствий (проливные дожди, смерчи, ураганы, пыльные бури, грозы, град, туман).

Учитель выслушивает и дополняет ответы учеников, после чего предлагает выполнить следующее задание (задание 3 рабочий лист), составить краткую памятку по безопасному поведению во время атмосферных стихийных бедствий.

8. Ученики читают новое задание, работают с текстом учебника, В случае затруднений обращаются за помощью к учителю.

Сообщают о готовности. Желающие перечисляют правила безопасного поведения.

Учитель выслушивает ответы учеников, записывает основные правила (кратко) на доске, дополняет ответы, руководствуясь рекомендациями МЧС (приложение 2).

Этап первичной проверки понимания. Приложение 1.

Рабочий лист

1. НЕВИДИМАЯ ЗАЩИТА. Несмотря на то, что мы не видим нашу атмосферу, не чувствуем запаха, вкуса и веса атмосферного воздуха, атмосфера имеет огромное значение и для планеты Земля и для всего живого на ней. Например, в воздухе содержится необходимый для дыхания живых организмов кислород, а в нижней части атмосферы (тропосфере) формируется погода. Для чего же ещё «служит» атмосфера?

1.  Определите, от чего защищает Землю атмосфера, дополните схему в карточке:

2. У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ, КАЖДАЯ ПОГОДА - БЛАГОДАТЬ. Название этого задания – слова известной песни из кинофильма «Служебный роман». На самом деле, не всегда погодные условия благоприятны для человека. Есть люди, на самочувствие которых погода оказывает существенное влияние. Таких людей называют метеозависимыми.

Определите, как погода может повлиять на самочувствие человека. Вспомните, влияет ли погода на кого-нибудь из ваших родственников? Обсудите с соседом по парте, как на вас и на него может влиять погода.

3. СТРАШНЫЙ СОН. «Я шла по деревне, когда неожиданно поднялся сильный ветер. Он гнал пыль по дороге, снес летний сарай, повалил забор, сорвал доски с кузова лесовоза. У меня возник вопрос: «Почему при таком ветре я так спокойно иду?» в это мгновенье доска обрушилась на меня, ударив в бок… Я проснулась оттого, что упала с кровати на пол. Хорошо, что это был лишь сон».

Вы познакомились с рассказом девочки о страшном сне. Прочитайте текст учебника (стр.135) и определите, какое природное явление приснилось девочке? Что может случиться с человеком, если он встретится с таким природным явлением в настоящей жизни? Как можно избежать неприятных последствий? Предложите правила безопасного поведения. Сформулируйте и запишите в тетради краткие ответы на вопросы.

Приложение 3.

Я Б В МЕТЕОРОЛОГИ ПОШЁЛ! Метеорология – наука, которая изучает процессы и явления, происходящие в атмосфере, проще говоря – метеорология это наука о погоде. Метеоролог – это специалист, который ведёт наблюдения за погодой – состоянием атмосферы. Представьте себе, что у вас появилась возможность получить работу метеоролога. Для этого нужно пройти испытание – выполнить задания. Справитесь ли вы с этим испытанием?

6. Выберите случаи (3), в которых человек должен проявлять особое внимание к своему здоровью:

А. Резкий скачок температуры воздуха;

Б. Установление затяжной сырой и мрачной погоды;

В. Резкое падение атмосферного давления;

Г. Падение показателя относительной влажности ниже 50%;

Д. Появление в небе радуги














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!