Мобильные телефоны появились в нашей жизни сравнительно недавно однако сегодня они настолько прочно укрепились в нашей повседневности, что современный человек едва ли представляет свою жизнь без мобильной связи.
Не обошел прогресс, что совершенно неудивительно, и студенческую общину. Более того, студенты, как наиболее социально ориентированная прослойка общества, активнее всех других используют сотовые телефоны. Это связано с тем, что телефон играет значительную роль в жизни молодежи, а благодаря современным функциям данный гаджет является действительно многофункциональным: включая фотоаппарат, видеокамеру, плейер, радио, компас и интернет, он призван заменить собой целый ряд устройств.
В последнее время появилась ярко выраженная тенденция к стремлению постоянно пользоваться телефоном, что проявляется в основном у подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 30 лет. По опросу студентов БАТ имени А.С.Зайцева 88% опрошенных испытывают дискомфорт при отсутствии телефона. Это уже является своего рода зависимостью – человек просто не представляет свою жизнь без телефона и не может прожить и дня, не воспользовавшись им.
Разумеется, такое частое и продолжительное пользование мобильным телефоном сказывается негативно на здоровье человека. Электромагнитное поле мобильного устройства, связывающегося со станцией, по результатам проведенных исследований, оказывает существенное влияние на формирование суммарной дозы электромагнитного излучения, что впоследствии приводит к увеличению риска нанесения вреда здоровью населения. Многочисленные эксперименты показывают, что нахождение в местах с повышенными уровнями излучения несет массу негативных последствий: может наблюдаться усталость, тошнота, головная боль, а в случае превышения нормативных показателей возможны сбой в работе сердца, мозга, центральной нервной системы. Излучение может влиять и на психику: появляется раздражительность, человеку трудно себя контролировать. Кроме того, возможно развитие трудно поддающихся лечению заболеваний, вплоть до раковых.
Однако, несмотря на столь обсуждаемую проблему вреда здоровью, приносимого сотовыми телефонами, абсолютное большинство людей не хотят отставать от развития прогресса и являются активными пользователями таких девайсов, не обращая никакого внимания на все предостережения ученых и врачей. Кроме того, общемировые тенденции таковы, что к отрицательному воздействию мобильных устройств на здоровье прибавляется также их негативное влияние на эффективность работы человека, являясь одним из основных факторов, способствующих снижению уровня концентрации внимания. Как правило, во многих местах, таких, как, например, театры или кинотеатры, в начале представления всегда следует просьба отключить мобильные телефоны, поскольку они могут легко отвлечь и самого владельца зазвонившего телефона от полного погружения в атмосферу спектакля, и окружающих людей, и самих актеров.
На фоне описанных выше и уже хорошо всем известных фактов, вырисовывается и картина современного студента. В большинстве своем они являются владельцами модных гаджетов. Проходя по коридору университета, можно заметить кругом студентов, «уткнувшихся» в экраны своих телефонов и черпающих оттуда нужную или совсем наоборот информацию.
Естественно, не обошла эта зависимость стороной и занятия с преподавателем, будь то лекции или семинары. Разумеется, студенты тоже бывают разными, и некоторые все же, отдавая дань уважения лектору, отключают телефон или хотя бы звук звонка. Но, как ни прискорбно это отмечать, таких студентов не так уж много. И, сидя на лекции в большой аудитории, студентам, да и самому преподавателю, приходится то и дело отвлекаться на раздающиеся со всех сторон звуки звонков или смс.
К сожалению, не такая уж большая часть студентов подходит к учебе со всей серьезностью, поскольку выбор «правильной» и действительно интересной для обучения конкретного человека профессии отходит на второй план, главной целью становится получение диплома о высшем образовании, а в каком вузе – часто имеет второстепенное значение. Многие, к примеру, поступая в вузы, руководствуются доступностью оплаты или возможностью отсрочки от армии. Таким образом, поступив, некоторые студенты не ставят своей задачей получить профессию и овладеть ею на высоком уровне специалиста Потому, зачастую они приходят на лекции лишь пообщаться с одногруппниками и провести время за интересными вещами в телефоне. Естественно, такие студенты и не задумываются о том, что их поведение на занятии мешает всем окружающим. И, отвлекаясь на свой телефон, они отвлекают других, а ведь изучаемая дисциплина, как правило, требует глубокого погружения. И, в конечном итоге, больше от этого страдают даже не эти нерадивые студенты, а те, кто действительно хотел получить новые знания по предмету.
Разумеется, бывают такие ситуации, когда студент все же пришел на занятие ради самого занятия и намеренно пользоваться мобильными устройствами не собирается. Однако, телефон он кладет на видное место на парте, на случай экстренного вызова. Как правило, такие действительно экстренные вызовы случаются крайне редко. Зато появляется возможность получать сообщения из социальной сети или других приложений для общения. Нередко возникает такая ситуация, что во время фокусировки внимания на сложной теме лекции студент отвлекается на загоревшийся экран от абсолютно бесполезного и не несущего какой бы то ни было необходимой в данный момент информации уведомления. Естественно, такие случаи едва ли можно отнести к разряду экстренных, тем не менее, прежняя концентрация потеряна. Возможно, студент и не станет реагировать на подобное сообщение в данный момент, но ему вновь понадобится дополнительное время, чтобы вернуться в тему занятия. Опять же, обращая внимание на свой телефон, он может невольно отвлечь и своего соседа. Это как раз является проблемой для студентов, не пользующихся телефонами с болезненной частотой, либо вообще не имеющих таковых, что, к слову, является большой редкостью: в любом случае они находятся в обществе своих сверстников, которые часто используют мобильные телефоны, и от этого сегодня уже никуда не деться. Люди, которые пользуются телефонами лишь время от времени, скорее всего, являются уже сформированными личностями, и им сложно понять такие тенденции общества.
Современный человек включен в непрерывный процесс взаимодействия с электронными гаджетами, поэтому проблема чрезмерного использования мобильного устройства наиболее остро стоит в последнее время. Согласно вышесказанному, это весьма негативно отражается на внимании студентов на занятиях в университете. Однако с течением времени проблема приобретает гораздо больший масштаб. В настоящее время данная тема является актуальной и по отношению к ученикам школы. Поэтому очень важно находить эффективные пути решения этого вопроса. Несомненно, следует ввести меры по ограничению использования мобильного телефона студентами во время занятий, а также определить дисциплинарные наказания за неуместное использование телефона на лекции. Конечно, это не сможет в полной мере решить столь глобальную проблему. Многое здесь будет зависеть от человека, от степени его ответственности, воспитания и понимания правил этикета и моральных норм. Поэтому зачастую преподавателю остается надеяться на благоразумие самих студентов и осознание ими той простой истины, что образование они получают только для себя, а потому для того, чтобы добиться максимально возможной эффективности и качества обучения, необходимо ограничить все факторы, которые могут негативно повлиять на восприятие новой информации.
1Есть ли у Вас мобильный телефон?
2Часто ли Вы им пользуетесь?
3Можете ли Вы представить свою жизнь без него?
4Если бы появилась возможность обменять Ваш нынешний телефон на более современную модель, согласились бы?
5Как вы думаете, как телефоны влияют на организм?
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 группа | 100 | 9ч | 100 | 84 | 70 |
Группа 22-э | 100 | 8 | Нет 100 | 100 | 80 |
Во второй половине прошлого века появилось немало устройств, сделавших более комфортными жизнь и быт человека. К их числу относится мобильная связь, доступ к которой сейчас имеет не только взрослое, но и детское население. Наряду с позитивными моментами эти достижения современной цивилизации оказывают отрицательное воздействие на организм человека, связанное с влиянием электромагнитного излучения. Негативное влияние мобильных телефонов на здоровье человека усиливается с увеличением длительности и кратности их использования. Между тем огромное количество взрослых и детей при использовании мобильного телефона добровольно (ежедневно, в течение длительного срока, т.е годами) подвергают электромагнитному облучению свой головной мозг и находящиеся во внутреннем ухе сложные нервные образования, обеспечивающие нормальную деятельность слухового и вестибулярного анализаторов, а также сетчатку глаза.
Опасность мобильных телефонов ученые доказали в результате масштабного исследования, которое проводилось на протяжении 10 лет в 13 странах мира на средства Всемирной организации здравоохранения. Установлено, что при ежедневном и длительном использовании сотовых телефонов на 50% увеличивается риск заболевания раком, причем чаще всего развиваются три вида рака мозга и один - слюнных желез. Использование мобильного телефона в течение 10 лет увеличивает в два раза риск получения опухоли слухового нерва. При этом особенно уязвимы дети, т.к. толщина их костной ткани намного меньше, чем у взрослого человека.
Сотовые телефоны нарушают выработку мелатонина, отвечающего за биоритмы и общее состояние организма человека, что нередко приводит к бессоннице, головной боли, смятению.
Мы проанализировали проблемы и сделали собственные выводы, что зависимость от сотовых телефонов, только набирает обороты и для того чтобы справиться с влечением «зависнуть» на час в интернете, поиграть в игры, студентам необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Ограничивать времяпровождение в телефоне в определенное (-ом/ой) время (месте, социальной группе)
Во время учебного процесса исключить возможность пользоваться гаджетами и уделить внимание преподавательскому составу и поступающей информации
Найти группу по интересам и стараться проводить время персонально для поддержания живого общения (университетские кружки творчества и т.п.)
Постараться найти увлечения, которые могут «перебить» желание находиться в виртуальном мире (спорт, вышивание, прогулки, книги и т.п.)
Стараться больше времени уделять книжным изданиям во время домашнего саморазвития; выполнения домашнего задания (это научит находить нужную информацию в книгах; расширит рамки словарного запаса; позволит дифференцировать полученные знания на научные секции)
Постараться не уделять большое количество времени социальным сетям и интернет сообществам (в подобных кооперациях могут содержаться элементы пропаганды, экстремизма, заведомо ложных информативных сообществ и т.п.)
Стараться использовать только проверенные сайты для нахождения информации (это позволит уменьшить риск получения ошибочных знаний и скорректирует правильное направление для учебной деятельности)
Большое внимание уделять режиму сна (исключить использование телефонов перед сном)
Итак, к вашему вниманию сверху был составлен список рекомендаций и способов, проверенных на практике лично, как снизить негативные влияния на успеваемость студентов. Эти, с виду, простые действия помогут наладить дела в учебе каждого учащегося, кто сильно зависим от телефона и интернета, соц.сетей, виртуальных игр и прочего.
Заключение
К завершению, хотелось бы уточнить, что не стоит сторониться технологических новелл и разработок, везде и во всем нужно знать меру. В наше время много информации проходит сквозь и уметь её отсортировывать, это навык, который пригодится в будущей профессии, гаджеты каждый день стараются удовлетворить наши информационные запросы (найти место, сфотографировать, назначить встречу, вызвать транспорт и т.п.), также мы можем решать определенные задачи с помощью сотовой связи, интернет «спикеров», переводить иностранные тексты, находить книги, это очень упрощает жизнь. Главным образом, телефон является неотъемлемой частью нашей жизни и для коммуникации с внешним миром, это изобретение становится координатором наших действий, в будущем смартфоны несомненно усовершенствуются, но принесет ли это радость, или же прогресс станет разочарованием? К этому нас приведёт время.
Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств. Во-первых, у детей, часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы. Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию. В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. И, в-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению. Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий. Успеваемость детей в школе, увлеченных компьютерами и планшетами, снижается, а круг интересов замыкается на играх и социальных сетях. Научные исследования доказали: десятиминутного разговора по мобильному телефону достаточно, чтобы температура поверхности мозга повысилась на 0,1° С. Клетки на такой подогрев реагируют весьма 10 неоднозначно: сильные начинают усиленно делиться, слабые просто погибают. А еще есть мнение, что под воздействием ЭМИ (электромагнитного излучения) от мобильных телефонов повышается свертываемость крови. А это может привести к закупорке сосудов и нарушению работы сердечнососудистой системы. Каждый десятый пользователь плеера – потенциальный обладатель слухового аппарата. К такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС. Все дело в особых волосковых клетках, которые расположены во внутреннем ухе. Эти клетки делятся на группы, каждая из которых отвечает за преобразование звуков из внешней среды в импульсы, которые передаются в кору головного мозга. Если какая-то группа поражена, человек перестает воспринимать шелест листьев, или шепот, или тихую мелодию и т.д. А поражаются клетки из-за превышения допустимого уровня шума. Средняя громкость обычного разговора около 60 децибел, а громкость музыки в наушниках почти в два раза выше. Специалисты ВОЗ утверждают, что воздействие шума такой силы даже на протяжении часа в день способно стать причиной глухоты в ближайшие два-три года. О вреде компьютерных мониторов можно не упоминать: это знают все. О коварстве модных планшетов и электронных книг говорят гораздо реже, ведь их в основном используют на досуге, а считается, что свободного времени у современного человека немного, и испортить себе глаза он просто не успеет. Тем не менее, зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в XXI веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. В результате нарушается аккомодация (перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно), значительно снижается острота зрения. Те, кто регулярно работает за компьютером и при этом находит время по 5 часов в день смотреть на экран гаджетов, через 10 лет могут потерять из вида практически все. Ученые уже доказывали связь между использованием гаджетов и проблемами с эмоциональной стабильностью. Эксперты также подтверждали негативное влияние многозадачности на внимание человека и его способность концентрироваться. Такие неутешительные результаты исследователи получили, изучая воздействие гаджетов на здоровье и развитие подрастающего поколения. Так, они выяснили, что дети, которые много времени проводят за электронными устройствами, испытывают проблемы с моторикой. В 3-4 года они уже способны легко управляться с сенсорным экраном, однако им трудно играть в обычные игры, например, в строительные кубики, или рисовать. Детишкам постарше трудно писать ручкой на бумаге. Ведь даже клавиатура и джойстик 11 на устройствах, оснащенных "тачскрином", используются не всегда. Достаточно просто ткнуть пальцем в экран, а ловкости рук это не развивает. Если ребенок вечером интенсивно играет на своем планшетном компьютере, на следующий день ему нелегко сосредоточиться на уроках. Дело в том, что яркие дисплеи планшетов провоцируют постоянную визуальную стимуляцию, и если она отсутствует, ребенку становится сложно сконцентрироваться на воспринимаемой информации. Известно, что в России влиянию гаджетов в основном подвержена молодая часть населения, что 9 из 10 человек не расстаются с мобильным дейвайсом даже в уборной – куда уж хуже. Постоянное ощущение быть на связи, приносит дополнительные проблемы со здоровьем, люди перестают быть наедине. Социальные сети, различные джабберы расшатывают психику подрастающего поколения еще в молодые годы Зависимость детей от модных гаджетов имеет ряд негативных последствий. К ним можно отнести такие, как: • портится зрение, особенно если смотреть в экран при движении транспорта; • не развиваются в должной мере коммуникационные навыки у ребёнка (он мало общается со сверстниками, а много сидит с гаджетом); • дети не ценят время, легко расходуют его на игры, социальные сети, а не полезные дела, обучение, развитии, к тому же они лентяйничают в вопросах помощи родителям по дому и т.д.; • активно расходуется семейный бюджет (дети не ценят деньги родителей, требуют покупать всё новые модели гаджетов, чтобы было не хуже, чем у других). • в результате технического прогресса, электронные новинки прочно вошли в нашу жизнь, и теперь мы не представляем ее без мобильного телефона и интернета. Интересен тот факт, что покупая очередной гаджет, мы ждем от него сиюминутной отдачи в виде тех способностей, которые в него заложили разработчики. • но порой человек не получает удовлетворения от нового мобильного телефона, или от любого другого устройства, дающего периодически сбой. Главной причиной нервозности людей на работе стал, как ни удивительно, компьютер – особенно старые модели, которые постоянно виснут и ломаются. • поговаривают, что диагноз “сошел с ума из-за нестабильной работы компьютера” скоро станет нормальным явлением в хорошо-развитых странах и медики примут его на вооружение. Для того чтобы снизить риск возникновения болезней и каких-либо других отклонений в здоровье, надо правильно питаться и заниматься физическими упражнениями. 1