СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние элементов йоги на психомоторное развитие детей 9-10 лет с легкой умственной отсталостью

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включение элементов йоги (асаны, мудры) положительно сказываются в значительной мере на психомоторное развитие детей. В течении 3 месяцев на уроках физической культуры применялись элементы йоги. Авторы исследовали как меняются процессы внимания и координационных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Влияние элементов йоги на психомоторное развитие детей 9-10 лет с легкой умственной отсталостью»

Влияние элементов йоги в процессе уроков физической культуры на психомоторное развитие детей 9-10 лет с легкой умственной отсталостью.

С.Г. Исаева, Е.О. Асмус,

ГБОУ СО «Ирбитская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Ирбит

[email protected]

Актуальным направлением развития образования детей с легкой умственной отсталостью является коррекция внимания и координационных способностей. Данное исследование позволило найти один из эффективных путей коррекционной работы. Работая учителем физической культуры в коррекционной школе с детьми в 1-2 классе, я стала включать элементы йоги на уроках. Педагогическое наблюдение показало, что дети с удовольствием выполняют различные положения, занятие окрашивается в наиболее положительный фон, эффективнее включается волевая регуляция, мотивация у детей стабильная, быстрее достигается снижение процесса возбуждения после игр. Дети становятся более уравновешенными, быстрее и успешнее осваивают новые двигательные навыки программы. Поэтому предположила, что элементы йоги положительно влияют на психомоторное развитие детей.

Цель нашего исследования – изучить влияние элементов йоги на психомоторное развитие детей младшего школьного возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

Предмет исследования – психомоторное развитие детей младшего школьного возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

Объект исследования – процесс коррекции психомоторного развития детей младшего школьного возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) средством включения в уроки физической культуры элементов йоги.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования;

  2. Включить в каждый урок физической культуры элементы йоги;

  3. Провести диагностику психомоторного развития детей на начальном и завершающем этапе исследования;

  4. Проанализировать полученные результаты.

Коррекция нарушений развития у детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, в виде умственной отсталости, всегда должна начинаться с физического развития. Поэтому на этапе начальной школы наиболее актуально применение различных физических упражнений для формирования основ саморегуляции поведения, коррекции внимания, координации движений и ориентации в пространстве.

Е. С. Черник утверждает, что уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости – дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11 %, с умеренной умственной отсталостью — на 27 %, с тяжелой — около 40 %. Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе могут не уступать здоровым подросткам того же возраста.

У детей с умственной отсталостью отмечается значительное отставание в развитии скоростно-силовых качеств, особенно во времени двигательной реакции.

Развитие силы, быстроты, выносливости, по мнению Е. С. Черник, подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2-3 года.

Авторы указывают, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений.

Любое упражнение с использованием дифференцированных действий требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Вследствие поражения интеллекта у детей нарушено пространственное восприятие и кинестетическое чувство. Это провоцирует трудности в выполнении упражнений «по показу» или «по рассказу». Поэтому при копировании упражнений на занятии, детям необходимо дать инструкцию, направленную на разные способы восприятия. Тем не менее, у детей с умственной отсталостью также есть сенситивные периоды развития координационных способностей.

В массовом обследовании и тестировании обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений И.Ю. Горская установила достоверные отставания абсолютных показателей всех видов координационных способностей школьников 8-15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ. Большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9-12 лет.

У одних детей двигательные акты бедны, медлительны и вялы. Другие дети, наоборот, отличаются бессмысленной суетливостью, наличием лишних, не относящихся к делу движений. Ощущение собственного тела в пространстве, кинестетическое ощущение, зрительно-слуховая регуляция собственных движений – все это и есть необходимые компоненты процесса волевой регуляции поведения. Если еще мы подкрепляем процесс развития данных качеств эмоционально окрашенной подачей – это способствует улучшение всего процесса обучения в целом.

Наше внимание было направлено на такую распространённую, в современное время, форму занятий, как хатха-йога. Многие упражнения, присутствующие в данном направлении йоги, перекликаются с нейрогимнастикой. Но сама особая атмосфера, сопровождающая такие занятия, и четкая структура, понятная и естественная вызывает положительные эмоции у детей и явный интерес.

На важность развития психомоторных способностей, как единства физических и психических сфер, обращали внимание в своих исследованиях И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия.

Для оценки темпов прироста показателей физических качеств (степени динамики развития физических качеств) мы рекомендуем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усаковым:

W= 100 ( V2 – V1)

½ (V+ V2),

где W – прирост показателей темпов, %;

V1 - исходный уровень;

V2 - конечный уровень.

Темпы прироста, %

Оценка

За счет чего, достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8 – 10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности

10 – 15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений


Показатели сравниваются в начале и конце учебного года.

Влияние элементов йоги на психомоторное развитие детей диагностировалось психологическими исследованиями и двигательными тестами на координацию.

  1. Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немова)

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию.

  1. Методика «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова)

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

Порядок исследования: Испытуемому предлагают в течение 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

Основным методом оценки координационных способностей (КС) является метод наблюдения. Метод наблюдения – один из наиболее древних. Его применяют давно, и он многое может сказать, прежде всего, опытному и подготовленному педагогу, о степени развития КС у его воспитанников.

Однако метод наблюдения не лишен недостатков. При его применении можно получить лишь приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно альтернативное распределение (у данного школьника КС либо есть, либо нет). Он не позволяет выявить точные количественные оценки координационного развития и в связи с этим не дает возможности разработать сопоставительные нормы уровней развития различных КС учащихся с учетом возрастных, половых и индивидуальных различий.

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) Время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

2) Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

3) Координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

4) Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) Сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.



Двигательные тесты по определению

показателей координационных способностей



  • Способность к статическому равновесию - « Проба Ромберга »

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок. Кроме того, в спортивно-медицинской литературе стали появляться исследования о том, что проба Ромберга может использоваться не только для оценки состояния нервной системы, но и для оценки психики.

Проба Ромберга проводится в четырех режимах с постепенным уменьшением площади опоры:

  1. стоя на обеих ногах;

  2. в позе - ступни расположены друг за другом;

  3. на правой ноге в позе «аиста»;

  4. в позе «ласточка».

Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед (поза «ласточка» - в стороны), пальцы разведены и глаза закрыты.

Техника исполнения пробы Ромберга 1,2,3,4. При оценке пробы Ромберга обращается внимание на степень устойчивости (стоит неподвижно, покачивается), дрожание век и пальцев (тремор) и, главное, длительность сохранения равновесия. Сохранение устойчивой позы более 15 с без тремора оценивается — «хорошо»; небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 с — «удовлетворительно»; поза удерживается менее 15 с – «неудовлетворительно».

  • Способность к реагированию – Тест «набивание мяча»

Схема тестирования: Испытуемый выполняет «дриблинг» баскетбольным мячом одной рукой. Фиксируется количество выполненных ударов за 15 с.

  • Способность к дифференцированию мышечных усилий - точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину оценивается следующим образом:

Схема тестирования: испытуемый выполняет максимальный прыжок в длину с места (даются три попытки). Максимальный результат фиксируется, затем дается задание выполнить прыжок, равный половине от максимального результата (выполняются три попытки). Результат фиксируется. Затем высчитывается величина отклонений от половины максимального прыжка, выполненного испытуемым, сравнивается с эталоном. Величина ошибки фиксируется, и высчитывается средняя величина отклонения из трех попыток, без учета знака ошибки.

  • Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта.

  • Тест «попадание в цель».

Схема тестирования: Испытуемый выполняет броски баскетбольного мяча в обруч удобным для него способом. Обруч расположен горизонтально на полу, расстояние от линии до обруча 5 м, диаметр обруча 1 м. Фиксируется количество попаданий из 10 попыток.

  • Тест бег «змейкой» (внешне похоже на слалом) Испытание подготовлено с учетом имеющегося зала. Испытуемый оббегает выставленные справа и слева от центра 5 кеглей. Кегли расположены по ширине друг от друга на расстоянии 4 метра, по длине 1 метр.

  • Тест - повторение за учителем относительно сложных координационных движений Испытуемый повторяет по показу учителя одновременные движения ногами и руками в различных направлениях и разной амплитудой, в том числе перекрестные движения. Предлагается повторить 2-3 движения.

Использование элементов йоги на уроках физической культуры

В ходе исследования применялись рекомендации В.Б. Игтнатьева и Т.С. Лисицкой «Использование элементов йоги в работе учителя физической культуры».

Асаны (позы) применялись в подготовительной и заключительной частях урока.

Обучение названию асан производилось только на русском языке.

С учетом возраста время нахождения в асане не более 15 – 20 секунд. Исключение составляет асана расслабления «Шавасана» (1-3 минуты), она использовалась в конце урока. Особое внимание уделялось поддержанию тишины во время выполнения расслабления и контролю за спокойным дыханием.

Дети младшего школьного возраста точнее «играли» в йогу. Обучение каждой асане сопровождалось рассказом, а затем визуализировалось и дети выполняли «образ». Использовались элементы контактной йоги в парах. Для закрепления двигательного умения и повышения мотивации применялся соревновательный метод.

Мудры (упражнения для кистей) сначала разучиваются отдельно, а затем обучающиеся дополняют мудрами асаны.

Особое внимание уделялось осознанному дыханию через нос, не использовались задержки дыхания.

На уроках использовались следующие асаны: гора, дерево, орел, стул, треугольник, треугольник с поворотом, саранча, кобра, сфинкс, кошка, воин (1, 2), лодка, березка, ласточка, лотос (облегченный вариант), лук, собака, мост, бабочка. По мере освоения асан с целью поддержания интереса, разучивались связки из 2-3 асан.

В конце исследования дети по показу учителя в подготовительной части урока выполняли комплекс «Сурья Намаскар».

Исследование проводилось в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью с сентября по декабрь. Тесты проводились в сентябре и декабре. Уроки физической культуры 3 раза в неделю, т.е. на 24 уроках использовались элементы йоги.



Результаты диагностики психомоторного развития детей

и анализ результатов.

В исследовании приняло участие 10 обучающихся третьего и четвертого классов, возраст обучающихся. 9-10 лет.



Первичная диагностика по методике «Найди и вычеркни» (Р.С. Немова)

Положительная динамика

Не стабильно положительная динамика

Отрицательная динамика


20%


70%


10%




Вторичная диагностика по методике «Найди и вычеркни» (Р.С. Немова):

Положительная динамика

Не стабильно положительная динамика

Отрицательная динамика


40%



50%


10%



Можно сделать вывод что, продуктивность и устойчивость внимания повысились. 50% детей, которые показали нестабильно положительную динамику и 40% детей показавших положительную динамику во вторичной диагностике: увеличили объем проделанной работы, допустили меньше ошибок. Один ребенок не допустил ни одной ошибки.


Выводы по методике «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова):



Сентябрь

Декабрь

1

На первичную диагностику объем работы был меньше (семь строк), менее аккуратен и допущена одна ошибка.

На вторичную диагностику объем работы увеличился (девять строк). Аккуратность на много выше, допущено две ошибки.

2

Объем работы меньше (8 строк), большое количество ошибок и не соблюдение инструкции.

Объем работы увеличился (11 строк), ошибок на много больше, что говорит о не внимательности, инструкция была соблюдена.

3

Объем работы меньше (10 строк), частичное не соблюдение инструкции, ошибок меньше.

Объем работы больше (12 строк), инструкция соблюдена полностью, аккуратность выше, ошибок допущено больше.

4

Объем работы (9 строк), работа не аккуратная, большое количество ошибок.

Объем работы (10 строк), работа аккуратная, инструкция соблюдена, ошибок мало.

5

Объем работы (9 строк), полное не соблюдение инструкции, не аккуратно выполненное задание.

Объем работы (9 строк), инструкция соблюдена, большое количество ошибок, выполнено аккуратно.

6

Объем работы (14 строк), допущено большое количество ошибок, работа аккуратна.

Объем работы (10 строк), ошибок допущено мало, работа аккуратна.

7

Объем работы (8 строк), полное не соблюдение инструкции, много ошибок.

Объем работы (7 строк), инструкция соблюдена, ошибок допущено мало.

8

Объем работы (11 строк), выполнено достаточно аккуратно, допущена одна ошибка.


Объем работы (14 строк), выполнено аккуратно, допущено пять ошибок.

9

Объем работы (9 строк), выполнено не аккуратно, частичное не соблюдение инструкции.

Объем работы (7 строк), выполнено аккуратно, не допущено не одной ошибки.

10

Объем работы (7 строк), допущена одна ошибка.

Объем работы (6 строк), допущена одна ошибка.


Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у четырех обучающихся наблюдается положительная динамика: объем работы увеличился, качество работы повысилось, допущено меньше ошибок.

Три обучающихся выполнили меньший объем работы, но при этом повысили ее качество.

У трех обучающихся наблюдается незначительная динамика.


Исследование координационных способностей.

Черным цветом показан результат теста в сентябре, синим – в декабре.

Имя


Поза Ромберга (2 ст.) в сек.

Дриблинг за 15 сек

Броски в цель,

кол-во попаданий

Половина прыжка оценка

Змейка в сек.

Повтор сложных упражнений оценка

Анастасия

11 20

24 28

2 2

5 5

9,0 9,0

5 5

Кирилл

10 16

24 26

2 1

3 4

9,5 9,2

3 5

Александра

15 23

25 25

3 2

3 5

8,3 8,4

3 4

Данил

16 24

30 32

1 2

3 4

7,7 7,7

2 4

Денис

24 28

26 31

4 4

3 4

10,7 10,0

3 4

Ксения

3 10

32 34

0 1

3 3

12,4 12,1

3 4

Кирилл

14 19

23 38

1 2

4 5

8,9 8,5

3 4

Артем

35 42

34 35

0 0

2 3

13,6 13,0

2 3

Данил

12 15

10 25

0 1

4 4

16,0 15,0

4 4

Максим

18 24

30 34

1 2

3 4

9,0 8,8

3 5


Диагностика координационных способностей и анализ результатов


Улучшение результатов координационных способностей наблюдается от 10 до 14%. Наибольший результат (14%) проявляется в повторении за учителем сложно-координационных упражнений и в сохранении равновесия (поза Ромберга) – 13%. Результат в позе Ромберга стал сравним с хорошим показателем (нормой), как у здоровых детей. Но и наименьший показатель - 10% в «змейке» является в действительности хорошим результатом для ориентации в пространстве в максимально короткое время.

В соответствии с оценкой темпа прироста физического качества (координационные способности), несмотря на то, что исследование проводилось в течение половины учебного года (принято проводить в начале и конце учебного года), достигнут хороший результат. Прирост от 10 до 15% говорит о целенаправленной системе физического воспитания.

Поза Ромберга (2 ст.) – равновесие, устойчивость

Положительная динамика

Повторение результата

Отрицательная динамика

100%



Дриблинг – способность к реагированию

Положительная динамика

Повторение результата

Отрицательная динамика

100%




Броски в цель – ориентационная способность

Положительная динамика

Повторение результата

Отрицательная динамика

60%

20%

20%


Половина прыжка от максимального – способность к дифференцированию мышечных усилий

Положительная динамика

Повторение результата

Отрицательная динамика

90%

10%



«Змейка» - ориентационная способность,

решение ориентационного задания в быстрые сроки

Положительная динамика

Повторение результата

Отрицательная динамика

90%

10%



Повторение за учителем сложно-координационных упражнений

Положительная динамика

Повторение результата

Отрицательная динамика

100%




В трех тестах наблюдается 100% положительная динамика – повторение за учителем сложно-координационных упражнений, поза Ромберга и дриблинг.

В 2 тестах наблюдается 90% положительная динамика – «змейка» и выполнение половина максимального прыжка.

В 1 испытании у 60% обучающихся положительная динамика.

Результат не изменился у 10% по 2 показателям – «змейка» и выполнение половины максимального прыжка.

Выводы.

Использование вышеназванного подхода позволило значительно улучшить продуктивность и устойчивость внимания, а также увеличить способность и качество выполняемой работы обучающихся.

В соответствии с оценкой темпа прироста координационных способностей, достигнут хороший результат за короткое время. Данная оценка говорит о естественном росте и целенаправленной системе физического воспитания.

Использование элементов йоги на уроках физической культуры детей 9-10 лет с нарушениями умственного развития является эффективным средством коррекционной работы, положительно влияет на психомоторное развитие ребенка.


  1. Горская И.Ю. Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья. Омск, 2000

  2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры, М., 2005

  3. Иванов С. Е. Йога для пальцев. Минск,2012

  4. Игнатьев В. Б. Лисицкая Т.С. Использование элементов йоги в работе учителя физической культуры Дистанционный курс повышения квалификации М., Педагогический университет «Первое сентября»,2011

  5. Ласерд Д., 2100 асан, М.,2017

  6. Лернер В.Л.,Грачев М.Р. Использование коррекционно-развивающих подвижных игр в адаптивной физической рекреации с умственной отсталостью. Психолого-педагогический журнал Гаудемус 2012 № 19

  7. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие М.,2006

  8. Сиротнюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии М.,2001

  9. Фролов А. Йогатерапия Практическое руководство М., 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!