СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние факторов семейного неблагополучия на психологическое здоровье подростков.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена характеристика неблагополучных семей,а также особенности формирования и развития личности подростка  в условиях деструктивного семейного воспитания

Просмотр содержимого документа
«Влияние факторов семейного неблагополучия на психологическое здоровье подростков.»

Влияние факторов семейного неблагополучия на психологическое здоровье подростков.

Человек – существо соци­альное, для него важно чувство принад­лежности к определенной группе людей. И семья является первичной необходи­мой общностью, где формируются основ­ные качества личности.

А.Адлер

Семья представляет собой фундаментальный социальный институт, один из основных институтов общества. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Современная семья сталкивается с множеством разнообразных проблем : социально-экономическими; социально-бытовыми; социально-психологическими; проблемами рождаемости и планирования семьи; проблемами семейного воспитания.Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, эксплуатируют детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. В свою очередь, семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общественность. Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, несут в себе зачатки и истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Можно выделить два типа деформации семьи:

1) Структурную (нарушение структурной целостности семьи, связана как правило с отсутствием одного из родителей)

2)Психологическую (связана с нарушением системы межличностных отношений в семье, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.).

Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения (т. е поведения, нарушающего правила общественного порядка).

Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения и приводящих к психологическим трудностям подростков:

  • Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации;

  • Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

  • Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной “семейной жестокости” и насилия

Одним из факторов семейного вос­питания, деструктивно влияющих на формирование личности ребенка, явля­ется безнадзорность, проявляющаяся в отсутствии необходимой заботы, инте­реса к нуждам ребенка и контроля над его поведением.

Еще одним критерием неблагополу­чия семьи, формирующим девиантное поведение, является стиль негативно­го отношения к ребенку. Порой даже внешне благополучные семьи с матери­альным достатком, с хорошими жилищ­ными условиями, с высоким социаль­ным статусом, уровнем образования и культуры родителей являются неблаго­получными, если в них наблюдаются се­рьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.

Таким образом, сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями.

Литература:

Снимщикова Э.В Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков. Журнал «Теория и практика общественного развития» ,2009 г.

Пинаев П.В., Некрасов Д.Ю.. Влияние семьи на формирование девиантности подростка. Вестник Пермского университета. Выпуск 1(13),2013 год.

Я.С. Дикусар . Влияние семьи наформирование девиантного поведения несовершеннолетних. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4


Подготовила: педагог-психолог А.А.Лысенко