Влияние факторов семейного неблагополучия на психологическое здоровье подростков.
Человек – существо социальное, для него важно чувство принадлежности к определенной группе людей. И семья является первичной необходимой общностью, где формируются основные качества личности.
А.Адлер
Семья представляет собой фундаментальный социальный институт, один из основных институтов общества. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Современная семья сталкивается с множеством разнообразных проблем : социально-экономическими; социально-бытовыми; социально-психологическими; проблемами рождаемости и планирования семьи; проблемами семейного воспитания.Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, эксплуатируют детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. В свою очередь, семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общественность. Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, несут в себе зачатки и истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Можно выделить два типа деформации семьи:
1) Структурную (нарушение структурной целостности семьи, связана как правило с отсутствием одного из родителей)
2)Психологическую (связана с нарушением системы межличностных отношений в семье, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.).
Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения (т. е поведения, нарушающего правила общественного порядка).
Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения и приводящих к психологическим трудностям подростков:
Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации;
Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной “семейной жестокости” и насилия
Одним из факторов семейного воспитания, деструктивно влияющих на формирование личности ребенка, является безнадзорность, проявляющаяся в отсутствии необходимой заботы, интереса к нуждам ребенка и контроля над его поведением.
Еще одним критерием неблагополучия семьи, формирующим девиантное поведение, является стиль негативного отношения к ребенку. Порой даже внешне благополучные семьи с материальным достатком, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей являются неблагополучными, если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.
Таким образом, сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями.
Литература:
Снимщикова Э.В Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков. Журнал «Теория и практика общественного развития» ,2009 г.
Пинаев П.В., Некрасов Д.Ю.. Влияние семьи на формирование девиантности подростка. Вестник Пермского университета. Выпуск 1(13),2013 год.
Я.С. Дикусар . Влияние семьи наформирование девиантного поведения несовершеннолетних. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4
Подготовила: педагог-психолог А.А.Лысенко