СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние гаджетов на интеллектуальное развитие дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие интеллектуальное развитие дошкольников. Положительное влияние гаджетов на интеллектуальное развитие детей. Негативное влияние гаджетов на интеллектуальное развитие детей. Применяем гаджеты для детей с умом.

Просмотр содержимого документа
«Влияние гаджетов на интеллектуальное развитие дошкольников.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»






г. Орёл 302001, ул. Красина, 5

тел. (факс) 59-13-89

тел. 59-04-55

Email: [email protected]

Сайт: orel-ds86.obr57.ru






Влияние гаджетов на интеллектуальное развитие дошкольников.










Подготовила

Теникова М.С., воспитатель












Орел, 2023 г.

Влияние гаджетов на интеллектуальное развитие дошкольников.

(слайд 2) Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

(слайд 3) Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир. Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.

(слайд 4) Положительное влияние гаджетов на интеллектуальное развитие детей.

  1. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.

  2. Помощник в развитии. Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как более традиционные игрушки: пирамидки, машинки, куклы, кубики и прочие детские атрибуты. Кроха, хаотично нажимающий на кнопки и клавиши, незаметно развивает моторику пальцев и непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы. Слушая мелодии и рассматривая картинки на мониторе, малыш совершенствует слуховое и зрительное восприятие.

  3. Развитие мелкой моторики. Дети, играя на планшете, быстро осваивают мелкие движения пальцами и совершенствуются через игры.

  4. Развитие когнитивных навыков. Когнитивные навыки — это способность обрабатывать информацию, рассуждать, запоминать, устанавливать связи. Гаджеты позволяют нам использовать все привычные нам развивающие игры (паззлы, раскраски и др.), и добавляют им интерактивности и яркости.

  5. Обучение. Нет, это не совсем то же самое, что и когнитивные способности. Обучение — скорее про знания. Технологии дают нам легкий и быстрый доступ к самым разным информационным материалам, и могут быть полезны в изучении и понимании практически любых тем. Презентации, обучающие видео, интерактивные программы, викторины и головоломки — всё это может помочь ребенку в познании мира. Все дети любопытны в раннем возрасте и всегда хотят познакомиться с внешним миром. В этом смысле всемирная паутина может помочь им понять, чему они хотят научиться. Поскольку родители не могут ответить на все вопросы, которые задают их дети, дети могут искать все, что им интересно, и расширять свои перспективы.

(слайд 5) Негативное влияние гаджетов на интеллектуальное развитие детей.

  1. Трудности с обучением и интеллектуальным развитием. Через общение с родителями ребенок получает основную информацию о мире — именно родители являются «экспертами по жизни», по крайней мере, до школы. Ученые Вашингтонского университета утверждают, что использование гаджетов ведет к задержке интеллектуального развития и рекомендуют воздержаться от их использования по крайней мере до 5 лет.

  2. «Однобокость» развивающего эффекта. Гаджеты способствуют развитию ребёнка, но стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

  3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

  4. Снижение концентрации внимания. Слишком много времени, затрачиваемого на использование компьютеров, смартфонов и планшетов, может вызвать проблемы с концентрацией внимания. Одним из негативных последствий технологий для детей является то, что они влияют на их успеваемость в учебе. Технологические разработки в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить удобство. Использование правильной технологии в нужном количестве никому не вредит.

  5. Минимальное социальное взаимодействие. Ребенок, который не общается, не взаимодействует и не делится со своим окружением, попытается удовлетворить все эти потребности в виртуальной среде. Например, дети могут видеть уровень, которого они достигли в игре. Этот уровень является элементом респектабельности, и они могут попытаться добиться уважения в окружении друзей. Однако эти титулы, которые не имеют значения в реальной жизни, должны быть заменены такими навыками, как уважение, любовь, взаимовыручка и общение.

  6. Агрессия. Дети могут подвергаться воздействию пугающих элементов в видео, мультфильмах или играх, которые они смотрят и в которые играют. Дети, которые не способны воспринимать разницу между реальным и воображаемым, могут испытывать неблагоприятные аспекты, такие как страх остаться в одиночестве и ночные кошмары. В любимых гаджетах, очень часто содержаться сцены насилия, которые крайне негативно влияют на несформированную психику ребенка, делаю его агрессивным по отношению к своим близким, друзьям. Жестокость и агрессия становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

  7. Расстройства сна. По результатам исследований оказалось, что использование планшета в течении 2 часов в режиме яркой подсветки, снижает концентрацию мелатонина. Использование мобильных телефонов, планшетных устройств крайне негативно влияет на сон ребенка. Ребенок могут присутствовать такие факторы как раздражительность, повышенная утомляемость.

  8. Задержка речевого развития. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Установлено, что чем больше времени дети проводят перед экраном (приставки, планшеты, просмотр ТВ), тем вероятнее у ребенка возникнет задержка развития речи. Дети учатся говорить и понимать речь через общение с другими людьми. Нет взаимодействия — нет развития! Каждая минута перед экраном — это минус минута общения с людьми. Важно помнить, что ключевым периодом для развития языковых навыков является возраст до 2 лет, но в целом речь ребенка приближается к взрослой годам к 4-м.

  9. Моральное развитие. Дети, получая неконтролируемый доступ в интернет, рано сталкиваются со взрослым контентом, не предназначенным для них, и не со всем они могут справиться. Они слишком рано взрослеют интеллектуально, будучи при этом эмоционально детьми, и это может негативно сказаться на развитии личности.Психологические заболевания. Чрезмерное увлечение компьютерными «штучками» способствует росту показателей детской депрессии, тревожности, дефицита внимания, биполярного расстройства, психоза и других психологических проблем.

(слайд 6) Итак, сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер, планшет из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помочь детям осмыслить происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности-рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.). Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

(слайд 6) Применяем гаджеты для детей с умом.

Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние гаджетов, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил. Несмотря на все плюсы гаджетов, планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если и использовать их, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту. Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву.

У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет много: рисование, конструирование, лепка, путешествия, экскурсии, прогулки, чтение, книги, такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие.

Поощряйте детей играть на улице с друзьями, братьями, сестрами, а также с животными — это развивает социальные навыки.

Повышение самооценки ребёнка. Поощрение и похвала детей. Не стесняйтесь хвалить детей за умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми.

Учить детей общаться, знакомиться, мириться, договариваться со сверстниками.

Личный пример. Дети всегда повторяют взрослых и если взрослые все свободное время проводят в интернете или за играми, то и ребенок будет вести себя так же.

Чётко ограничьте время и не позволяйте ребенку выходить за очерченные границы. Час в день экранного времени считается допустимым временем для дошкольников.

Не желательно знакомить с гаджетами детей до двух лет. Важно — максимально продлить период «нецифровой игры». Ученые считают его очень важным, столь же, как и умения сидеть, ходить, говорить и т.п. В первые два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза. А к росту побуждает именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы, взаимодействие с родителями.

(слайд 7) Вывод: в умелых руках гаджеты для детей становятся окном в мир нового, интересного и поучительного. В других же случаях он может превратиться в устройство для деградации и психического расстройства.

Помните, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живем в век технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся детям в будущем. И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.

Список используемой литературы:

1. Павлова С. К., Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/intelektualnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 9.11.23)

2. Чебиняева Н., Влияние современных гаджетов на развитие детей [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-sovremenyh-gadzhetov-na-razvitie-detei.html (дата обращения: 9.11.23)

3. Слисаренко И.В., Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста – 2022г. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/12/20/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey-doshkolnogo (дата обращения: 9.11.23)

4. Новиков Н.И. Положительное и отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97765 (дата обращения: 10.11.23).

5. Юдин Н., Гаджеты: польза и вред для развития ребенка. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@psyudin-gadzhety-polza-i-vred-dlya-razvitiya-rebenka (дата обращения: 10.11.23).