Влияние гимнастики на организм человека
Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности:
«Умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении» (Авиценна);
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).
Об опасности двигательного голода мы узнаём из популярных публикаций, передач радио и телевидения. Многочисленные научные исследования и опыт энтузиастов говорят о том, что регулярные занятия физическими упражнениями оказывают оздоровительное воздействие на все системы и функции организма человека, обеспечивают его необходимым зарядом бодрости и хорошего настроения. Всё осознаём, всё понимаем… но находим массу причин для оправдания своего бездействия. Одни надеются на природную крепость своего здоровья и лишь после того, как оно сдаёт, обращаются к физкультуре. Другим трудно начать, преодолеть инерцию покоя, перестроить свой режим… А найти самооправдание всегда легко: неотложные дела, погода, настроение и т.д.
Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Этому в большей степени способствует гимнастика.
Гимнастика оказывает общефизиологическое воздействие на организм, повышая обмен веществ; положительно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы, развивает силу, гибкость, быстроту, выносливость, координацию движений (ловкость).
Говорят, что пока человек гибок – он молод. Действительно, гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья.
В подростковом возрасте, к которому относится 5 класс, отмечается мощный подъем жизнедеятельности, глубокая перестройка организма. Происходит не только физическое созревание, но и формирование личности, переход от детства к юности. Для подростков характерна повышенная активность, они многое хотят знать. Они начинают ощущать свои собственные физические и духовные силы, способность ставить перед собой и самостоятельно решать некоторые практические задачи. С развитием самосознания возникает стремление к самовоспитанию, в процессе которого развиваются положительные и преодолеваются отрицательные качества, получает развитие чувство товарищества, потребность в дружеском общении, его глубокой мотивации, содержательности и устойчивости.
Так же переход младшего школьника в среднее звено характеризуется повышение уровня социальной тревожности, что определяет необходимость создания благоприятные условия для успешной адаптации учащихся. Научно доказано, что физическое упражнение само является средством снижения тревожности, но наш взгляд в раздел гимнастики в 5 классе целесообразно взять новую форму оздоровительного направления – дыхательная гимнастика. Дыхание используется во всех системах для оптимизации общего эмоционального состояния и снижения уровня тревожности, дыхательные упражнения выполняются в самых разных сочетаниях, как друг с другом, так и с другими физическими упражнениями. Дыхание взаимосвязано с эмоциональным состоянием человека, и при любой коррекции эмоционального фона обязательно использование дыхательных упражнений.
Наблюдения показывают, что к 10-11 годам мальчики и девочки становятся более выносливыми, скоростно-силовые качества остаются на прежнем уровне. В этот период наблюдается ухудшение координации и гибкости. Поэтому в освоении знаний, умений и навыков нужно учитывать их индивидуальные психологические и физиологические возможности, особенности каждого учащегося, их личностных качеств, в зависимости от пола, возраста, уровня физического развития, мышления, внимания, памяти, которые находятся в стадии активного формирования.
Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения подростков в активные занятия физическими упражнениями и спортом.