Составитель: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №636
с углубленным изучением иностранных языков
Центрального района Санкт-Петербурга
Хетагурова Марина Олеговна
«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников.»
Деятельность учителя в начальной школе состоит в выявлении и применении форм, которые соответствуют реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Групповая работа является одной из таких форм, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам, к окружающим и самому себе. Как известно, результатом обучения и воспитания в начальной школе является готовность детей к овладению современными средствами информации, а так же способность их применять для самостоятельного постижения знаний. Речь идет о развитии у детей начальных классов обще учебных умений и навыков (познавательных, коммуникативных, регулятивных). Исходя из практики, можно сделать выводы, что групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При правильной и грамотной организации учителем работы в парах и группах, ученик учится мыслить, выражать своё мнение. Рождения споров в процессе групповой работы, дискуссий, обсуждение различных вариантов решения поставленных задач, это и есть результат группового диалога. Это-процесс взаимообучения младших школьников. Очень важно помнить, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей. Нужно на практике использовать этот прием с целью развития коммуникативности учащихся. Групповая деятельность повышает интерес учащихся к приобретению знаний и самому процессу обучения. Это наиболее эффективный способ приобретения навыков формулирования своих мыслей, способ аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения вырабатывать навыки самооценки. Учителя и раньше применяли различные приемы работы в группах, но это не для всех являлось системой. А когда это входит в регулярную систему работы, то ученики с удовольствием идут на урок, ожидая каких-то сюрпризов от учителя. Это стимулирует их активность и повышает мотивацию обучения. Наиболее благоприятные условия для включения ученика в активную работу на уроке создают групповые и парные формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Когда дети объединяются в группы, их сотрудничество представляет собой способ работы , где есть распределение обязанностей и повышенное чувство ответственности за каждого члена группы. Диалог в группе помогает учащимся выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, задавать вопросы в процессе оценивания. Ведь большинство учащихся не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать свои действия, они чаще всего излагают не свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые от них требуют. Учащиеся лишаются мотива в своем развитии. Раскрыть способность учащихся работать в группах, научить их слушать и слышать друг друга, уважать мнение других, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности -самомотивация и самореализация личности. Нужно подбирать задания на урок разноплановые и разноуровневые, используя ИКТ. В игровой форме или по результатам индивидуальной работы дети объединялись в группы. Интересно наблюдать за реакцией учащихся, когда они, получив карточки, начинали искать подобную и радоваться членам своей группы. Многие разочаровались, что деление проходит не по их плану, но в ходе урока, дети забывают о своих симпатиях и антипатиях, потому что вовлечены в работу и у них нет времени на выяснение своих личных отношений. В этом большой плюс групповой работы. Приступая к работе в группах, мною было доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата, но в тоже время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе. Подбирая задания на уроки, нужно стараться выбрать те, которые больше будут влиять на развитие мыслительных процессов и требовать большего взаимодействия и вклада от каждого ребенка, в достижении результата, тем самым мотивируя их к собственному развитию в обучении. И даже у самых пассивных ребят, открывалось какое-то новое дыхание, стремление сделать работу не хуже, чем другие. Они прислушивались к советам, проявляли свою смекалку и творческий подход. Поэтому каждый должен быть вовлечен в работу. Получатся, что через диалог и решение проблемных ситуаций, развивается не только речь учащихся, но и умение отстаивать свою точку зрения. Я считаю, что это и есть главный плюс групповой и парной работы. На своих уроках я применяла различные формы и приемы работы в группе и в парах. Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.
Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы.
1.Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2.Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.
3.Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности.
4.Уметь защищать общее дело и свою работу в частности.
Роль учителя при групповой форме работы.
1.Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым, прийти на помощь, но только по просьбе группы.
2.Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.