СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние игровых упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод игровых упражнений, разработанный такими учеными, как           К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский,             Д. Б. Эльконин и др. хорошо помогает в формировании орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста, ведь используя этот метод, учитываются возрастные особенности учащихся. Дети лучше познают новый материал через игры.

Просмотр содержимого документа
«Влияние игровых упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Влияние игровых упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Использование игр позволяет школьникам овладеть следующими умениями:

1) называть звуки, из которых состоит слово;

2) не смешивать понятия «звук» и «буква»;

3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости;

4) определять количество букв и звуков в слове и т.д.

Для младших школьников характерны слабая переключаемость внимания, его неустойчивость, непроизвольность памяти и мышления. в этом случае лучшим помощником учителя является игра. Она уместна во многих случаях: если дети устали и им нужно отдохнуть, если расшалились и их нужно успокоить, если надо сделать интересным какое то задание.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей.

Урок-игра оправдывает себя. На таком уроке значительно повышается активность детей и снижается их утомляемость.

Формированию у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие фонематический слух.

Разумовская Л. И. в своей статье пишет: «основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить звуковой анализ слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков» [26, стр. 147].

В результате практических упражнений у детей закрепляются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звук и буква не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

Большая роль в обучении отводится зрительному восприятию. Поэтому немаловажное значение имеет работа с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания словарных слов. Приведем примеры упражнений для формирования орфографических умений.

Примеры таких заданий:

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: б…реза, в…круг, з…мл…ника, ж…вотное, г…рох, …ктябрь, уч…ник, пл…ток, см…тана, к…пуста, …бед

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными в корне слова, во второй – со звонкими согласными в корне слова: …льбом, …рбуз, в…гон, к…петь, се…ть, та…ть, уж…н, х…ккей, ш…ссе, с…лдат.

3. Игра «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог.

Учащиеся записывают составленные слова: 

ко (комната, компот, котлета, корова, коллекция, колбаса, конфета)
И наоборот, можно дать конец слова, а дети придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке, 

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили, 

Из книжки в норку утащили. (…суда, …реза, …сква)

4. Ребусы – помощники в работе со словарными словами. Дети с удовольствием их разгадывают. Когда ребенок сам придумывает незатейливый ребус, то это не только большая радость, но и стимул, вселяющий уверенность в свои силы и способности.

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся не знают правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в речи. И здесь на помощь приходит «орфографический словарь», содержащий наиболее употребительные слова, составляющие ядро лексического богатства русского языка.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую атмосферу, развивающую как личностные качества школьника, например, взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, так и психические процессы, такие как память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д.

Дидактические игры и игровые задания использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями, создают ситуацию успеха для учащихся; способствуют развитию умения добывать знания и применять их на практике; создают положительный морально-психологический климат в классе; положительно влияют на формирование и сплочение коллектива.

Видно, как ребенок меняется в процессе игры. Он чувствует себя более уверенным, не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать её, понять причины данной ошибки и исправить.

Игра – это неизменный инструмент, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным, повысить грамотность учащихся, углубить знания в этой области.

Значение игры невозможно исчерпать развлекательным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в творчество, модель человеческих отношений и проявлений в труде.

Ребусы, шарады, кроссворды и головоломки с загадками очень оживляют уроки русского языка в любом начальном классе, развивают у детей речь, логическое мышление, обогащают словарный запас, учат мыслить детей образами, картинками. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей.

Благодаря играм дети не только развивают орфографическую зоркость и внимание, но и не устают на уроках, не боятся ошибаться, с радостью открывают новые знания и находятся в ситуации успеха. А победы учащихся в олимпиадах и турнирах разного уровня подтверждают актуальность и необходимость использования разнообразных игр на уроках русского языка среди многих форм и методов обучения младших школьников.