СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка -  это дренияя естественная форма коррекции эмоциональных состояний. Классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека. классическая музыка формирует культуру, способствует положительному психоэмоциональному развитию ребёнку.

Просмотр содержимого документа
«Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Ул.им.маршала Чуйкова, 49а, Центральный район, г. Волгоград, Россия, 400005

Тел.(8442) 23-11-18 / факс (8442) 23-99-79













Статья.
«Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста»








Составила:
музыкальный руководитель первой квалификационной категории

Симакова Татьяна Валериевна













г. Волгоград 2023



Влияние классической музыки на психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно выжжен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения. При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыку, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение, вкус - тесно взаимосвязаны. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с музыкальным развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, его повышение. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами. Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых. А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка - это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

  • Чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности – Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн.

  • Чтобы успокоиться — Бетховен, Шуберт, Брамс.

  • От напряжения в отношениях – Бах.

  • Для поднятия жизненного тонуса, активности – Моцарт, Лист, Хачатурян.

  • Поднимает настроение – Чайковский, Бетховен.

  • Уменьшает злобность - Бах, Гайдн.

  • Концентрация внимания - это Чайковский, Дебюсси, Мендельсон.

         Появляется термин «музыкотерапия», как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии проблемных детей, с целью коррекции и т.п.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей- П.И.Чайковского, Э. Грига, А. Гречанинова, Р. Шумана, С. Майкопара и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений: «Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, опера Н. Римкого-Корсакого «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», опера Глинки «Руслан и Людмила».

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности к классической музыке.

Так как же влияет классическая музыка на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста? Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждают положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки.

Доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Что касается классической музыки, то, как утверждают исследователи, ее влияние на развитие ребенка колоссальное. Классика способна не только успокоить малыша, но и развить его внимание, память, творческие способности, коммуникабельность, внутренний потенциал. Для спокойного сна ребенка рекомендуют выбирать произведения Моцарта. Педиатры утверждают, что в его произведениях переходы уровней громкости совпадают с биоритмами головного мозга детей, а тональность звукового ряда очень схожа с тональностью человеческого голоса. Музыкальные произведения в миноре (грустные) малышам лучше не ставить, а вот звуки природы или классика на их фоне – отличный вариант для маленьких меломанов. Следует пробовать включать разные мелодии и замечать реакцию малыша, и вскоре будет понятно, какая музыка ему нравится больше всего.

Как правильно выбрать музыку для сна?

1.     Мелодия для детского отдыха должна быть тихой и спокойной, без резких звучаний. Предпочтение лучше отдать произведениям, в которых участвует не больше трех музыкальных инструментов.

2.     Откажитесь от мелодий, в которых используются частые перепады громкости или ритма. Чрезмерная оживленность мелодии способствует эмоциональному перевозбуждению.

3.     Выбирая колыбельные песни в качестве успокаивающей музыки, доверьтесь знакомым и проверенным текстам.

4.     Прослушивание колыбельных и инструментальных композиций можно разнообразить звуками природы (шум дождя или деревьев, журчание ручья, шелест листьев), пением птиц.

5.     Музыку в записи лучше заменить живым пением или игрой на акустических инструментах. Так что, если вы когда-то умели музицировать, пришло время воспользоваться своими навыками.

6.     Прежде чем включить музыкальное произведение ребенку, его необходимо прослушать самому.

7.     Поскольку дети гораздо чувствительней к громкости звука, музыку следует делать немного тише, чем вам, может быть, хотелось.

8.     Отдавайте предпочтение качественным музыкальным записям без посторонних шумов, скрипов и прочих звуковых помех.

Как слушать успокаивающую музыку для детей правильно?

1.     Нельзя надевать ребенку наушники – навредить малышу таким прослушиванием проще простого, к тому же младенцы способны воспринимать исключительно рассеянный звук.

2.     Включайте музыку только в период засыпания крохи. Как только малыш заснул, отключите проигрыватель. Оставлять музыку на ночь категорически запрещено.

3.     Нельзя маленьким детям в качестве успокаивающей музыки включать тяжелый металл, оперу, гранж, рок или рэп.

4.     Проигрыватель должен располагаться от малыша на расстоянии не менее 1 метра.

5.     Не забывайте контролировать громкость звучания.

6.     Прослушивание музыки не должно продолжаться более 30 минут.

7.     Колыбельные рекомендуется напевать (или включать запись) 2-3 раза после кормления младенца и за 10 минут до него.

8.     Классическую музыку не рекомендуется слушать дольше получаса и более 2 раз в день.

   Если ребенку нездоровится, особенно когда причиной болезненного состояния являются заболевания ЛОР-органов, прослушивание любой музыки запрещено.

Если релаксирующая музыка для детского сна подобрана правильно, ребенок будет спать крепко и спокойно. А это очень важно не только для самого малыша, но и для родителей, которые смогут полноценно отдохнуть или заняться домашними делами.

Вместе с тем, классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и излечивать от различных заболеваний.

В семье, где серьезно занимаются музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура, он естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности, что способствует положительному психоэмоциональному развитию ребёнка .