СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме: Влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции

Просмотр содержимого документа
«Влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции»

План урока №

Тема урока: Влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции

Цели: продолжить формирование умения строить график квадратичной функции и перечислять ее свойства; выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции.

Предметные: формировать навыки построения графика квадратичной функции и исследования её свойств.

Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Планируемые результаты

Учащийся научится выполнять построение графика квадратичной функции, исследовать её свойства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Определите, график какой функции изображен на рисунке:

а)

у = х2 – 2х – 1;

у = –2х2 – 8х;

у = х2 – 4х – 1;

у = 2х2 + 8х + 7;

у = 2х2 – 1.

б)

у = х2 – 2х;

у = – х2 + 4х + 1;

у = –х2 – 4х + 1;

у = –х2 + 4х – 1;

у = – х2 + 2х – 1.

III. Формирование умений и навыков.

Упражнения:

1. № 127 (а).

2. № 129.

Р е ш е н и е

Прямая у = 6х + b касается параболы у = х2 + 8, то есть имеет с ней только одну общую точку в том случае, когда уравнение 6х + b = х2 + 8 будет иметь единственное решение.

Это уравнение является квадратным, найдем его дискриминант:

х2 – 6х + 8 + b = 0;

D1 = 9 – (8 – b) = 1 + b;

D1 = 0, если 1 + b = 0, то есть b = –1.

О т в е т: b = –1.

3. Выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика функции у = ах2 + + с.

Учащиеся обладают достаточными знаниями, чтобы выполнить это задание самостоятельно. Следует предложить им все полученные выводы занести в тетрадь, при этом выделив «основную» роль каждого из коэффициентов.

1) Коэффициент а влияет на направление ветвей параболы: при а 0 – ветви направлены вверх, при а

2) Коэффициент b влияет на расположение вершины параболы. При b = 0 вершина лежит на оси оу.

3) Коэффициент с показывает точку пересечения параболы с осью ОУ.

После этого можно привести пример, показывающий, что можно сказать о коэффициентах а, b и с по графику функции.

Значение с можно назвать точно: поскольку график пересекает ось ОУ в точке (0; 1), то с = 1.

Коэффициент а можно сравнить с нулем: так как ветви параболы направлены вниз, то а

Знак коэффициента b можно узнать из формулы, определяющей абсциссу вершины параболы: т = , так как а т = 1, то b 0.

4. Определите, график какой функции изображен на рисунке, опираясь на значение коэффициентов а, b и с.

а)

у = –х2 + 2х;

у = х2 + 2х + 2;

у = 2х2 – 3х – 2;

у = х2 – 2.

Р е ш е н и е

По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:

а 0, так как ветви параболы направлены вверх;

b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;

с = –2, так как парабола пересекает ось ординат в точке (0; –2).

Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = 2х2 – 3х – 2.

б)

у = х2 – 2х;

у = –2х2 + х + 3;

у = –3х2х – 1;

у = –2,7х2 – 2х.

Р е ш е н и е

По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:

а

b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;

с = 0, так как парабола пересекает ось ОУ в точке (0; 0).

Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = –2,7х2 – 2х.

5. По графику функции у = ах2 + + с определите знаки коэффициентов а, b и с:

а) б)

Р е ш е н и е

а) Ветви параболы направлены вверх, поэтому а 0.

Парабола пересекает ось ординат в нижней полуплоскости, поэтому с b воспользуемся формулой для нахождения абсциссы вершины параболы: т = . По графику видно, что т а 0. Поэтому b 0.

б) Аналогично определяем знаки коэффициентов а, b и с:

а с 0, b

Сильным в учебе учащимся можно дать дополнительно выполнить № 247.

Р е ш е н и е

у = х2 + рх + q.

а) По теореме Виета, известно, что если х1 и х2 – корни уравнения х2 +
+ рх + q = 0 (то есть нули данной функции), то х1 · х2 = q и х1 + х2 = –р. Получаем, что q = 3 · 4 = 12 и р = –(3 + 4) = –7.

б) Точка пересечения параболы с осью ОУ даст значение параметра q, то есть q = 6. Если график функции пересекает ось ОХ в точке (2; 0), то число 2 является корнем уравнения х2 + рх + q = 0. Подставляя значение х = 2 в это уравнение, получим, что р = –5.

в) Своего наименьшего значения данная квадратичная функция достигает в вершине параболы, поэтому , откуда р = –12. По условию значение функции у = х2 – 12х + q в точке x = 6 равно 24. Подставляя x = 6 и у = 24 в данную функцию, находим, что q = 60.

IV. Проверочная работа.

В а р и а н т 1

1. Постройте график функции у = 2х2 + 4х – 6 и найдите, используя график:

а) нули функции;

б) промежутки, в которых у 0 и y

в) промежутки возрастания и убывания функции;

г) наименьшее значение функции;

д) область значения функции.

2. Не строя график функции у = –х2 + 4х, найдите:

а) нули функции;

б) промежутки возрастания и убывания функции;

в) область значения функции.

3. По графику функции у = ах2 + + с определите знаки коэффициентов а, b и с:

В а р и а н т 2

1. Постройте график функции у = –х2 + 2х + 3 и найдите, используя график:

а) нули функции;

б) промежутки, в которых у 0 и y

в) промежутки возрастания и убывания функции;

г) наибольшее значение функции;

д) область значения функции.

2. Не строя график функции у = 2х2 + 8х, найдите:

а) нули функции;

б) промежутки возрастания и убывания функции;

в) область значения функции.

3. По графику функции у = ах2 + + с определите знаки коэффициентов а, b и с:

V. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Опишите алгоритм построения квадратичной функции.

– Перечислите свойства функции у = ах2 + + с при а 0 и при а

– Как влияют коэффициенты а, b и с на расположение графика квадратичной функции?

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Довольны ли вы своими результатами, добились ли вы поставленных целей?

- Над чем вам еще нужно поработать?

- Вы удовлетворены рабочей обстановкой на уроке?

Домашнее задание: № 127 (б), № 128, № 248.

Д о п о л н и т е л ь н о: № 130.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!