План урока №
Тема урока: Влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции
Цели: продолжить формирование умения строить график квадратичной функции и перечислять ее свойства; выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции.
Предметные: формировать навыки построения графика квадратичной функции и исследования её свойств.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Планируемые результаты
Учащийся научится выполнять построение графика квадратичной функции, исследовать её свойства.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Определите, график какой функции изображен на рисунке:
а) | у = х2 – 2х – 1; у = –2х2 – 8х; у = х2 – 4х – 1; у = 2х2 + 8х + 7; у = 2х2 – 1. |
б) | у = х2 – 2х; у = – х2 + 4х + 1; у = –х2 – 4х + 1; у = –х2 + 4х – 1; у = – х2 + 2х – 1. |
III. Формирование умений и навыков.
Упражнения:
1. № 127 (а).
2. № 129.
Р е ш е н и е
Прямая у = 6х + b касается параболы у = х2 + 8, то есть имеет с ней только одну общую точку в том случае, когда уравнение 6х + b = х2 + 8 будет иметь единственное решение.
Это уравнение является квадратным, найдем его дискриминант:
х2 – 6х + 8 + b = 0;
D1 = 9 – (8 – b) = 1 + b;
D1 = 0, если 1 + b = 0, то есть b = –1.
О т в е т: b = –1.
3. Выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика функции у = ах2 + bх + с.
Учащиеся обладают достаточными знаниями, чтобы выполнить это задание самостоятельно. Следует предложить им все полученные выводы занести в тетрадь, при этом выделив «основную» роль каждого из коэффициентов.
1) Коэффициент а влияет на направление ветвей параболы: при а 0 – ветви направлены вверх, при а
2) Коэффициент b влияет на расположение вершины параболы. При b = 0 вершина лежит на оси оу.
3) Коэффициент с показывает точку пересечения параболы с осью ОУ.
После этого можно привести пример, показывающий, что можно сказать о коэффициентах а, b и с по графику функции.
Значение с можно назвать точно: поскольку график пересекает ось ОУ в точке (0; 1), то с = 1.
Коэффициент а можно сравнить с нулем: так как ветви параболы направлены вниз, то а
Знак коэффициента b можно узнать из формулы, определяющей абсциссу вершины параболы: т = , так как а т = 1, то b 0.
4. Определите, график какой функции изображен на рисунке, опираясь на значение коэффициентов а, b и с.
а) | у = –х2 + 2х; у = х2 + 2х + 2; у = 2х2 – 3х – 2; у = х2 – 2. |
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:
а 0, так как ветви параболы направлены вверх;
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = –2, так как парабола пересекает ось ординат в точке (0; –2).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = 2х2 – 3х – 2.
б) | у = х2 – 2х; у = –2х2 + х + 3; у = –3х2 – х – 1; у = –2,7х2 – 2х. |
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:
а
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = 0, так как парабола пересекает ось ОУ в точке (0; 0).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = –2,7х2 – 2х.
5. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
а) б)
Р е ш е н и е
а) Ветви параболы направлены вверх, поэтому а 0.
Парабола пересекает ось ординат в нижней полуплоскости, поэтому с b воспользуемся формулой для нахождения абсциссы вершины параболы: т = . По графику видно, что т а 0. Поэтому b 0.
б) Аналогично определяем знаки коэффициентов а, b и с:
а с 0, b
Сильным в учебе учащимся можно дать дополнительно выполнить № 247.
Р е ш е н и е
у = х2 + рх + q.
а) По теореме Виета, известно, что если х1 и х2 – корни уравнения х2 +
+ рх + q = 0 (то есть нули данной функции), то х1 · х2 = q и х1 + х2 = –р. Получаем, что q = 3 · 4 = 12 и р = –(3 + 4) = –7.
б) Точка пересечения параболы с осью ОУ даст значение параметра q, то есть q = 6. Если график функции пересекает ось ОХ в точке (2; 0), то число 2 является корнем уравнения х2 + рх + q = 0. Подставляя значение х = 2 в это уравнение, получим, что р = –5.
в) Своего наименьшего значения данная квадратичная функция достигает в вершине параболы, поэтому , откуда р = –12. По условию значение функции у = х2 – 12х + q в точке x = 6 равно 24. Подставляя x = 6 и у = 24 в данную функцию, находим, что q = 60.
IV. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. Постройте график функции у = 2х2 + 4х – 6 и найдите, используя график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у 0 и y
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наименьшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = –х2 + 4х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
В а р и а н т 2
1. Постройте график функции у = –х2 + 2х + 3 и найдите, используя график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у 0 и y
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наибольшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = 2х2 + 8х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Опишите алгоритм построения квадратичной функции.
– Перечислите свойства функции у = ах2 + bх + с при а 0 и при а
– Как влияют коэффициенты а, b и с на расположение графика квадратичной функции?
Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Довольны ли вы своими результатами, добились ли вы поставленных целей?
- Над чем вам еще нужно поработать?
- Вы удовлетворены рабочей обстановкой на уроке?
Домашнее задание: № 127 (б), № 128, № 248.
Д о п о л н и т е л ь н о: № 130.