Сообщение с презентацией
(Для МК классных руководителей)
Тема: «Влияние конфликтов и стрессов на здоровье учащихся.»
Цели: - Рассказать:
-что такое конфликт, что такое стресс;
-в чём вред конфликтов;
-о правилах, позволяющих предупредить конфликты;
-о причинах стрессов;
-о влиянии стрессов;
-о способах борьбы со стрессами.
-Постараться предотвратить многие конфликты и причины стрессов учащихся.
-Сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Слайд 1 - «Влияние конфликтов и стрессов на здоровье учащихся.»
Слайд 2 - Цитата: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу.»
Вступительное слово:
Проблема конфликтов в старшей школе не перестаёт быть актуальной и важной в процессе общения педагога с учеником и подготовке к поступлению в вуз, поскольку конфликт чаще всего оказывает негативное воздействие на конфликтующие стороны (стрессы, внутреннее психическое напряжение, неврозы), и это отрицательно влияет на здоровье общества. В наших интересах уменьшить число конфликтов, пагубно влияющих на здоровье обеих конфликтующих сторон, или умело использовать конфликт, который при правильном подходе к его решению помогает вскрыть и изменить нездоровые отношения и взаимоотношения, такие как равнодушие и скептицизм.
Слайд 3 –Что такое конфликт?
Конфликт- это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Слайд 4 –Разновидности конфликтов:
- Неуправляемые
-Внутренний
-Уход от конфликта
Слайд 5 –В чём же вред конфликтов?
- От конфликтов страдает достоинство.
-На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда работа не ладится и всё валится из рук.
-Страдает физическое здоровье человека. Поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Слайд 6 – Правила, позволяющие предупредить конфликты:
1. Решительно возражайте, высказываясь в мягкой форме.
2. Проявляйте уважение к мнению собеседника.
3. Попытайтесь найти компромисс, который мог бы устроить всех.
4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
5. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
6. Старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
Слайд 7- Конфликты, порождающие стрессы:
-Конфликты в семье.
-Конфликты в школе с одноклассниками, учителями.
-Конфликты с друзьями.
С недавнего времени слово "стресс" стало общеупотребительным. Этим понятием обозначают " ответ организма на любое предъявленное ему требование". Стресс может вызвать практически любое новое или неожиданное событие: и положительное и отрицательное. Нельзя сказать однозначно, что стресс это хорошо или плохо. Стрессовая реакция - это адаптационный механизм организма, помогающий ему приспособиться к изменениям, встретить их во «всеоружии».
Ритм жизни, экология, питание, новости - похоже, что стресс может быть от всего что угодно. В том числе и от школы.
Слайд 8 - Что такое стресс?
Стресс- это состояние напряжения, возникающее у ученика под влиянием сильных воздействий.
Постоянное изменение обстановки, большие нагрузки, тревога в связи с оценками, отношения с одноклассниками, экзамены – вот только некоторые факторы, которые этот стресс провоцируют. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок: это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса
Слайд 9 – Причины стресса:
-Изменение обстановки.
- Большие нагрузки .
- Высокий уровень требований.
- Отношения с одноклассниками и учителями.
- Ограничение времени.
- Заниженная самооценка.
- Любые эмоции.
Почему восторженный первоклассник с сияющими глазами спустя некоторое время превращается в бледного, сутулого школьника? Спросите ученика любого класса, что для него самое сложное в учебе? «Не хватает времени», - ответит большинство. Каждый день на протяжении девяти-двенадцати лет ребенок находится в тяжелейшей ситуации: он ничего не успевает! Психологи называют это «стрессом ограничения времени». Именно этот стресс становится причиной многих нарушений здоровья, в том числе очень распространенных сейчас детских неврозов. Причина его появления - перегруженность. Огромный объем информации, который обрушивается на маленькие головы, и нерациональная организация учебного процесса. Рабочий день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится 10-12 часов, а у старшеклассников - по 14-15. Не каждый молодой, растущий организм справится с такой нагрузкой.
Другая группа причин связана с уровнем развития общества, который определяет сложность школьных программ, структуру и содержание учебных предметов, высокие нагрузки, а также неэффективные методы учебной работы школьников (успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний).
Еще одна причина стресса у детей связана с повышенными требованиями, которые сами родители предъявляют к своему чаду. Перед ребенком ставится задача - "десятка" и не меньше. Ребенок понимает, что если он получит плохую оценку, то получит осуждение и даже наказание от родителей и начинает из-за этого нервничать. В результате у ребенка может развиться невроз.
Очень часто трудной, а порой и неразрешимой проблемой для ребенка становится негативное и пренебрежительное отношение учителя, пытающегося справиться с детским коллективом с позиции силы. Необходимо помнить, что учитель, считающий хорошее знание своего предмета главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников.
Анализ результатов опроса учеников показал, что больше всего отрицательных эмоций, т.е. тех, которые могут спровоцировать появление стресса, они испытывают в следующих ситуациях:
Когда учитель несправедлив (82,5%)
Когда учитель кричит (75%)
Когда обсуждают твои недостатки (85%)
Когда вызывают родителей (60%)
По итогам опроса также можно сделать вывод, что наиболее конфликтными являются отношения «подросток – учитель». Причем большее число отрицательных эмоций учащиеся связывают с личностью педагога, особенностями его взаимоотношений с учениками.
В чем же опасность стресса? Высокий уровень стресса заметно влияет на здоровье, и может вызывать или провоцировать обострения различных заболеваний: аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Если организм не в состоянии справиться с нагрузками, то уже невозможно говорить об успешном обучении или о хорошем усвоении знаний. Пропадает интерес к учебе, ухудшается память, внимание, мышление. Тогда же увеличивается уровень тревоги, беспокойства, появляется ощущение бессилия, своей неспособности.
Слайд 10 - Влияние стресса на ученика:
- Ухудшение физического здоровья.
- Ухудшение психического здоровья.
- Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на организме подростка и на его изменяющейся психике.
Как же помочь детям сохранить свое здоровье и при этом успевать выполнять все требования школьной программы, учителей и родителей.
1. Ребенку необходим полноценный отдых в выходные дни и каникулы. Полноценно отдыхать для школьника – значит активно, а не перед телевизором или компьютером. Отвлечься от школьных нагрузок лучше всего с друзьями на природе .
2. Питание ребенка-школьника должно быть сбалансированным и нацеленным на восполнение витаминов и веществ, активно потребляемых мозгом.
3. Свежий воздух ребенок может получить только во время прогулок. Отпускать детей гулять чаще и на длительное время. Кислородное голодание плохо сказывается на работе мозга и в целом на здоровье детей.
4. Позволять ребенку больше двигаться – если нет возможности вдоволь побегать на улице, пусть резвится дома.
5. Ребенок должен соблюдать четкий режим дня. Необходимо вовремя делать домашнее задание. Лучше всего не оставлять большую и трудную часть заданий на поздний вечер
Следование изложенным выше рекомендациям позволит ребенку-школьнику легче пережить школьные нагрузки, лучше усвоить учебную программу, а его родителям быть спокойными за здоровье любимых детей.
Слайд 11- Способы борьбы со стрессами:
-Возьми паузу, отдых.
-Витаминотерапия.
-Ароматерапия.
-Задушевная беседа.
-Занятие спортом.
-Получение положительных эмоций.
-Режим дня.
Слайд 12 - Вывод:
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И, наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом случае, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.
4