Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования
«Магнитогорский Медицинский колледж имени П.Ф. Надеждина»
РЕФЕРАТ
Влияние лечебной физкультуры на организм
Выполнила: Владимирова Юлия Владимировна
Лечебная физическая культура
Магнитогорск
2023
Оглавление
Введение 3
Лечебная физкультура ее виды и формы 4
Дыхательная гимнастика……………………………………………………………5
Общие и специальные упражненияЛФК 6
Показания и противопоказания к применению ЛФК 7
Заключение 8
Литература ………………………………………………………………………………......9
Введение
Применение физических упражнений с лечебной целью началось в глубокой древности в условиях первобытнообщинного строя, в рабовладельческом обществе. Из литературных источников известно, что физические упражнения применялись с лечебной и профилактической целью в Китае (китайская дыхательная гимнастика) и в Индии (хатха-йога) за 2 тыс. лет до новой эры. Важным этапом в развитии лечебной физической культуры было время расцвета греческой и римской культуры. Гиппократ (460 – 377 гг. до н. э.) подробно описал применение физических упражнений при болезнях сердца и легких, нарушениях обмена веществ, хирургических и других заболеваниях. С именем Гиппократа связано и применение массажа как лечебного средства. В истории медицины особо отмечают выдающиеся труды Ибн-Сины (Авиценна, 980 – 1037) – ученого, философа, врача. Его медицинская энциклопедия в пяти томах «Канон врачебной науки» в течение многих веков была руководством для врачей Европы и стран Востока. Ибн-Сина подразделял физические упражнения на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные, разработал методику их применения для больных и здоровых людей разных возрастов.
В 50-е годы в стране создаются врачебно-физкультурные диспансеры, на которые возложены: медицинское обеспечение спортсменов, организационно-методическое руководство по лечебной физкультуре в учреждениях здравоохранения, работа по профилактике спортивного травматизма, пропаганда физической культуры среди населения и др.
Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при комплексном лечении не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке. Правильное применение лечебной физической культуры (ЛФК) ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности.
1. Лечебная физкультура ее виды и формы
Лечебная физкультура – научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний. Основное лечебное средство ЛФК-физические упражнения.
Упражнения разделяются на гимнастические, спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание и др.), подвижные и спортивные игры. Кроме того, в ЛФК применяют упражнения трудового характера (трудотерапию), а использование естественных факторов природы – солнца, воздуха и воды повышает эффективность физических упражнений и способствует закаливанию организма.
Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делятся на две группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.
Костно-мышечные подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу – для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - активные и пассивные.
Пассивными называют упражнения для поврежденной конечности, выполняемые с помощью здоровой конечности, или при содействии методиста, инструктора ЛФК.
Активными – упражнения, выполняемые полностью самими больными.
Упражнения, выполняемые на специальных аппаратах, с так называемым отягощением, называют механотерапией.
Значительное место в ЛФК занимают физические упражнения в воде (ванне, бассейне, открытом водоеме). Упражнения в воде облегчаются механическим и термическим влиянием водной среды, вследствие чего многие движения, делать которые в обычных условиях трудно, выполняются в воде без особых усилий или свободно за счет облегчения в воде собственного веса и уменьшение болей или спастических явлений в мышцах.
Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика; она проводится с целью исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия. Корригирующая гимнастика с наибольшим успехом применяется в период роста организма.
ЛФК использует весь арсенал средств, накопленных физкультурой для лечения и профилактики огромного числа болезней, с учетом специально методически разработанных и подобранных комплексов упражнений.
2. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения, применяемые в лечебной гимнастике с целью улучшения функций внешнего дыхания, делятся на два вида: статические, выполняемые без движения рук и мышц плечевого пояса, и динамические, когда фазы дыхания сочетаются с движениями рук, плечевого пояса и корпуса.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм, повышает мышечный тонус, увеличивает скорость обмена веществ. Физические и дыхательные упражнения стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы.
Благодаря этому кровь лучше циркулирует по капиллярам, что интенсифицирует питание клеток и тканей организма, ускоряет выведение шлаков. Эти процессы повышают защитные силы организма. Усиленно функционируют и органы дыхания. Дыхательные движения учащаются, становятся глубже, расправляются альвеолы в легких, укрепляются дыхательные мышцы (межреберные мышцы и диафрагма).
3. Общие и специальные упражнения ЛФК.
Лечебная физкультура (кинезиотерапия) — метод неспецифической тренирующей, патогенетической терапии и реабилитации больных средствами физической культуры и спорта, которая используют в сочетании с другими терапевтическими средствами.
Лечебная физкультура оказывает общеукрепляющее, оздоровительное воздействие, увеличивает физическую работоспособность, усиливает кровообращение, восстанавливает подвижность суставов, укрепляет связки, улучшает функции сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, вырабатывает устойчивость организма к болезням. Каждый орган выполняет свою функцию, поэтому нужно уделять внимание и поддерживать в тонусе весь организм. Для нормального функционирования организма как системы необходима нагрузка, в случае болезни строго дозированная.
Лечебная физкультура (ЛФК) подразделяется на два вида: общая и специальная.
Общая ЛФК применяется для оздоровления всего организма, специальная ЛФК направлена на оздоровление отдельных органов и систем..
Специальные упражнения применяют для определенных органов и систем. Так, при сколиозе или плоскостопии общеукрепляющие упражнения направлены на предотвращение недуга. Прогрессирующее заболевание требует специального комплекса упражнений. В восстановительный период нужен индивидуальный подход, подбор адекватного комплекса упражнений.
Лечебная гимнастика развивает все группы мышц организма. Так, тренировка локтевого сустава не только стимулирует его гибкость, но и помогает человеку нарастить мышечную массу. Специальные упражнения применяют в сочетании с общеукрепляющими. Специалист по лечебной физкультуре должен уточнить наличие противопоказаний. Занятия проходят по принципу: от простого к сложному.
Все упражнения подразделяются на динамические и статические. При выполнении динамических упражнений происходит чередование сокращений определенных групп мышц с их расслаблением. При выполнении статических упражнений тело находится в одном определенном положении некоторое время, при этом усиливается гибкость и растяжимость связок, улучшается кровообращение определенных участков тела.
4. Показания и противопоказания к применению ЛФК
ЛФК показана почти при всех заболеваниях и травмах.
Совершенствование методов лечения больных в последние годы расширяет возможности использования ЛФК и позволяет применять её в более ранние сроки даже при тех заболеваниях, при которых она раньше не применялась. Этому способствует также разработка новых методик ЛФК.
Противопоказания к занятиям ЛФК, как правило, носят временный характер. К примеру, ЛФК нельзя применять в остром периоде заболевания; при таких состояниях, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме; при общем тяжелом состоянии больного; при высокой температуре; при сильных болях; при опасности сильного кровотечения; при интоксикации; при резком снижении адаптационных возможностей организма и т.п.
Заключение
Лечебная физкультура — это один из важнейших элементов современного комплексного лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс лечебных методов и средств: консервативного, хирургического, медикаментозного, физиотерапевтического, лечебного питания и др. Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом. Удельный вес различных элементов комплексного лечения зависит от стадии выздоровления и необходимости восстановления трудоспособности человека. Существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной физической культуре как методу функциональной терапии. Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе.
Таким образом, даже краткий обзор возможностей лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни человека:
- занимаясь физическими упражнениями, человек сам активно участвует в лечебно-восстановительном процессе, что благотворно влияет на его психоэмоциональную сферу;
- воздействуя на нервную систему, регулируются функции поврежденных органов;
- в результате систематического применения физических упражнений организм лучше приспособляется к постепенно возрастающим нагрузкам;
- важнейшим механизмом ЛФК является также ее общетонизирующее влияние на человека;
- занятия лечебной физкультурой имеют и воспитательное значение: человек привыкает систематически выполнять физические упражнения, это – становится его повседневной привычкой, способствует ведению здорового образа жизни.
Литература
Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
https://studfile.net/preview/5249391/
https://www.bestreferat.ru/referat-125011.html
9