СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Влияние молодежного сленга на современную молодежь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет в выполнении индивидуального проекта по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«"Влияние молодежного сленга на современную молодежь"»



Индивидуальный проект

по русскому языку:

"Влияние молодежного сленга на развитие русской культуры общения"































Содержание:

Введение...............................................................................................................3

Глава I Молодежный сленг. Причины появления молодежного сленга……..5

Глава 2. Практическая часть..............................................................................10

Заключение..........................................................................................................14

Список литературы.............................................................................................15

































Введение

В жизни языка и языке жизни постоянно и непрерывно происходят такие события, появляются такие факты, которые нуждаются в немедленном осмыслении и оценке не только с позиций современной науки (что далеко не всегда интересно и понятно людям, далёким от лингвистики), но и с точки зрения любого человека, для которого родной язык – единственное универсальное средство освоения мира, бесконечно многообразного и постоянно меняющегося; мира, созидаемого языком.

О русском языке сказано столько прекрасных слов в стихах и прозе, написано столько многотомных трудов, умных диссертаций и наивных школьных сочинений, что кажется невозможным представить вниманию образованного читателя какие-то новые, оригинальные мысли, приглашающие к раздумью и побуждающие к действию.

В настоящее время проблема чистоты современного русского языка актуальна, потому что речевая свобода, с одной стороны, - благо для языка, это способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: и разговорная речь, и просторечие, и жаргон, современный компьютерный сленг; с другой стороны, - дозировка «коверкания» речи зависит от внутренней культуры человека, получается некая искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Возможно, мы живем в эпоху языковой распущенности, и это является большой потерей для общества.

Общаясь в социальных сетях, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.

Исследование проводилось среди подростков. Полученный материал характеризует среду, в которой происходит взаимодействие между людьми разного возраста.

Объектом нашего исследования стала языковая среда моих ровесников, обучающихся в школе, в частности сленга, который оказывает большое влияние на формирование культуры речи подростков.

Чтобы составить полное представление об этом явлении, мы изучили специальную литературу, беседовал с учащимися, провели анкетирование.

Материал может быть использован на факультативах по русскому языку, в группах с углубленным изучением, на классных часах, уроках русского языка при изучении темы ««Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления».

Цель проекта: выяснить причины существования в языке молодёжного сленга; определить степени его влияния на русский язык; судьба молодёжного сленга в русском языке.

Задачи:

• проследить пути развития сленга в России;
•            выявить причины «живучести» молодёжного сленга;
•            установить, влияет ли сленг на литературный язык;
•            изучить характерные особенности разговорного языка.

Актуальность проблемы:

Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Мы видим, как существенно меняется язык. Процессы, происходящие в нем, волнуют не только специалистов языка, но и нас, молодёжь ΧΧI века.

Гипотеза исследования: как использование молодежного сленга сказывается при общении учащихся.







Глава I Молодежный сленг. Причины появления молодежного сленга.

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий пытается наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.

В. И. Даль утверждал: «Мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив все покинутые запасы языка».
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками.
СЛЕНГ – это слова, которые рассматриваются как нарушение норм литературного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
Он бытует в среде городской учащейся молодежи: в отдельных более или менее замкнутых группах. Молодёжный сленг, как явление, не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся.
20-е годыПервая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
Вторая волна связана со Второй мировой войной. Дети остались без родительской опеки, некому было следить за их развитием. У многих речь была неправильной, неряшливой, отрывистой, перегруженной лишними словами.
Третья волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».
Появление 4-ой волны связано с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и молодые люди создали свой "системный" сленг, как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Молодёжный сленг занимает свою нишу в национальном языке. Он принадлежит нелитературным разновидностям, входит в группу социальных просторечий вместе с жаргонизмами и вульгаризмами.

Причины появления молодёжного сленга

Изучая причины распространения сленга среди современной молодежи, можно прийти к выводу, что основными из них являются современная поп-культура; увлечение молодежи европейской, особенно американской культурой; интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии; низкий уровень воспитания в семье.

Источниками пополнения молодёжного сленга так же, как и источниками пополнения общего сленга, являются иностранные языки, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Просто смысл отдельных слов нормальной речи переиначивается.

В молодёжном сленге выделяется лексическая группа, которая является его «ядром» — входящие в нее единицы реализуются в речи большинства без каких-либо ограничений.

Носители молодёжного сленга – это люди 10-25 лет. Не исключено, что с молодежным сленгом знакомы дети, которые еще ходят в детский сад. К сожалению, мне тоже не раз приходилось слышать от них слова, о значении которых, на мой взгляд, они даже не знают.

Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов, школьных оценок, некоторых школьных помещений, отдельных работников школы, видов учебной деятельности.

В лексике жаргона обучающихся существуют две крайности: с одной стороны, чёткость и конкретность данных определений: тормоз – медлительный. С другой стороны, размытость значений.

В последние годы этот жаргон очень активно пополняется компьютерной лексикой: хакер, чайник, завис, скинь на флешку и т.д.

Молодежный жаргон постоянно обновляется. Меняются поколения, меняется и жаргон.

Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.
Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания молодёжи переиначить мир на свой манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского - шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого – копф; из французского – шершерить – искать.) из разных диалектов (берлять, ухайдокать), из уголовного языка (круто, шмон, беспредел).









































Глава II Практическая часть

Для изучения проблемы употребления в русском языке жаргонных слов мною было опрошено 40 человек в возрасте от 10 до 16 лет. Наблюдение за речью обучающихся показало, что дети, к сожалению, используют в своей речи жаргонные слова, которые не являются общеупотребительными, то есть их не следует употреблять в общественных местах.

На вопрос анкеты «Зачем я использую в своей речи молодежный сленг?» подростки дали такие ответы —

чтобы:

меня понимали сверстники –  25%;

не отстать от жизни – 27 %;

сэкономить время при общении – 6%;

вписываться в ту или иную компанию – 5%;

поддержать разговор –  8%;

выразить свои эмоции и чувства – 3%;

выглядеть более крутой (ым) – 20%;

со мной было интересней – 6%.

Результаты следующего опроса показали, что эталоном речи для многих подростков является речь их одноклассников, а также старших товарищей.

Вот что об этом они написали в анкетах: «слышал в школе от одноклассников», «из Интернета», «от старших друзей», «от родителей». Но кроме субъективных существуют объективные причины.

Это стремление СМИ завоевать популярность любой ценой; низкий уровень речевой культуры; снижение интереса к русской классической литературе; изменение нравственных ориентиров.

Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым.

Результаты исследования

Показательно то, что подростки не считают жаргонные слова каким-то злом.  Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня использования сленга в повседневной речи молодёжи. Сленг был, есть и будет в молодёжной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, риторический. Речь современного подростка совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. И не стоит призывать ребят давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить каждого задуматься над тем, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.



Культура речи зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей. Наши наблюдения показали, что наличие или отсутствие в их речи сленговых выражений напрямую связано с профессиональной ориентацией и возрастными особенностями. Как правило, если молодой человек или девушка, употребляя сленг, не претендуют на юмористическую окраску сказанного ими, то, упрощая таким образом язык, они приходят к примитиву.
Все мы помним слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...».











Заключение

В результате работы мы пришли к выводу, что жаргонные слова оказывают негативное влияние на развитие интересов подростков; засоряют наш язык и мешают нормальному общению людей разных поколений; употребление заимствованных слов можно оправдать лишь наполовину, так как, предположим, подростковая группа воспринимает некоторые слова с трудом и в силу своего возраста и «необразованности» часто стремиться употреблять англицизмы, чтобы казаться модной и современной.

Но все-таки страшно то, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто-нибудь из нас понимает последствия этой свободы? А ведь нужно над этим задуматься…

Тем, кто желает исключить из речи жаргонизмы, советую читать хорошую литературу; включить самоконтроль за речью, своей и чужой; не употреблять бездумно и повсеместно англицизмы, так как они засоряют речь.

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.















Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В4Т. – Т.1.: А – З. – М.: РИПОЛ классик. 2006. – 752 с. – (Золотая коллекция)

  2. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30

  3. Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Русская речь. — М., 1997. — № 3

  4. Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. Журнал исследований социальной политики, Том 3. N 1. , С. 59-87

  5. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности//Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. – С. 48 – 49.

  6.  Стратегия государственной молодёжной политики в РФ от от 18 декабря 2006 г. N  1760-р.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!